1995 Май

"Память, обращенная к прошлому и будущему"

Национальный культурный центр "Казань", который возник в результате перепрофилирования филиала Центрального музея В.И.Ленина в конце 1992 года, за короткий срок своего существования обрел несомненную популярность. Мы попросили директора НКЦ "Казань" Рината Закирова ответить на ряд вопросов, связанных с деятельностью Центра.

 - Ринат Зиннурович, может быть, из-за близости Казанки здание Центра ассоциируется у меня с образом корабля. Теперь у него иные маршруты, иные ориентиры. По каким лоциям сейчас плавает этот корабль, как чувствует себя команда в новых условиях?

Сооружение, в котором сейчас размещен Национальный культурный центр, было обязательной данью времени, а в качестве мемориала действовало отнюдь не рационально. Оставалось эдаким холодным зданием, куда народ чаще всего шел по разнарядке. Нужно было вносить самые существенные коррективы, менять вехи, сохранив сам корабль, его оснастку. Ведь не секрет, что сегодня мало какие учреждения культуры располагают такой материальной базой, современным выставочным оборудованием и аудиовизуальной аппаратурой. И вот на этой базе создан Национальный культурный центр "Казань" - многофункциональное учреждение, которое по праву ассоциируется со становлением новой государственности Республики Татарстан, с возрождением татарского народа. Это прежде всего связано с будущим Музеем национальной культуры, к созданию которого приступили сотрудники Центра с привлечением ведущих ученых-историков. Центр располагает также культурно-зрелищным комплексом: выставочный и концертный залы, библиотека с читальным залом, видеозал, дискотека. Только что принято постановление Главы администрации г.Казани К.Ш.Исхакова о создании нашего филиала в микрорайоне Горки-İl на базе кинотеатра "Чулпан". Думаем, что когда филиал Центра заработает в полную силу, у жителей этого "спального" района города значительно расширятся возможности для культурного отдыха.
Очень важен имидж учреждения как достойного представителя столицы Татарстана, сама его атмосфера, которая была бы притягательна для каждого, кто придет сюда, - будь то стар или млад, наш земляк или "заморский" гость.
Если учесть все это, а также объективные трудности времени, то будет ясно, что становление Центра происходит нелегко. А потому работается нам всем непросто. Однако коллектив настроен оптимистично, полон желания добиться поставленной цели.
Что же касается концепции нашей деятельности, то я бы сформулировал ее так: "Память, обращенная к прошлому и будущему". В самом деле, Центр становится тем самым учреждением культуры, которое должно определять общественно-политическую и духовную атмосферу Казани. И в этом направлении строится, скажем, план работы культурно-зрелищного комплекса, в который устремляются "все флаги". В комплексе охотно проводятся международные симпозиумы, конференции, конгрессы, различного рода презентации, тематические вечера отдыха, фольклорные праздники. Большой резонанс у общественности вызывают историко-документальные и художественные выставки. В большинстве своем у нас экспонируются работы тех мастеров, чьи имена были мало известны широкой публике. По праву открытием нашего центра стало творчество таких художников, как Ахсан Фатхутдинов из Нижнекамска, Кадим Замитов из Москвы, Чингиз Ахмаров из Ташкента, Зиннур Минниахметов из Елабуги и многие другие.
Особое внимание стремимся уделять детям и молодежи. Известно ведь, что сложившаяся прежде в городе система дворцов культуры дышит на ладан, и школьникам и студентам, можно сказать, негде приткнуться в свободное время. Отсюда и наша озабоченность такой ситуацией, и желание заполнить досуг подрастающего поколения полезными занятиями.

- Нельзя ли чуть подробнее рассказать об этой стороне проводимой в НКЦ культурно-массовой работы?

- Прежде всего, двери Центра открыты для всех: и для детворы нашего микрорайона, и для их сверстников из Дербышек. Стараемся разнообразить их досуг, учитывая возраст, используя всевозможные формы занятий с детьми. Это и мультклуб, и новогодние елки, и праздник в День защиты детей, и концерты профессиональных музыкантов и сверстников из музыкальных школ. Постоянными стали лекции-экскурсии. Надо бы посмотреть вам, как многолюдно и весело бывает на молодежных вечерах-посиделках "Аулак љй". В содружестве с редакцией газеты "Татарстан яшьлђре" проводится цикл вечеров отдыха "Син кайларда йљрисећ икђн". Красочен праздник "Науруз". Тут и дети участвуют, и взрослые. Их общение, совместная работа ума и души представляется очень важным делом. Возрождение духовности, приобщение к высоким нравственным ценностям - процесс, в котором должно участвовать и младшее, и старшее поколение. И в этом плане нам очень нужна заинтересованная поддержка нашей культурно-массовой работы творческими союзами Татарстана.
Люди чутко реагируют на все наши начинания, тянутся к общению, умному, разнообразному и раскрепощенному, к красоте. Хорошую возможность для этого предоставляют, например, вечера-встречи казанцев, выходцев из районов Татарстана, со своими земляками, вечера национального творчества "Мђћгелек моћ - халкым иќаты", воскрешающие забытые жанры национального музыкального искусства. А сколько высоких чувств рождают встречи блокадников Ленинграда!
Мы стремимся создать соответствующую атмосферу во время, так сказать, официальных встреч, собраний. Не суть важно, что это - семинар по дизайну и маркетингу американского бизнесмена Монтгомери или церемония вручения премии имени академика Завойского. Главное, чтобы содействовать умножению и укреплению деловых, творческих, чисто человеческих контактов. Вот почему НКЦ "Казань" серьезное значение придает координации своих действий с работой администраций районов города, республиканским Советом ветеранов, Детским фондом и Фондом культуры. Убежден, что полнокровная жизнь Центра возможна лишь при самом тесном сотрудничестве с максимально большим числом людей и организаций.

- Ринат Зиннурович, а теперь обратимся ко второй ипостаси вашего Центра - Музею национальной культуры. Ведь в нем, пожалуй, и заключена суть деятельности НКЦ "Казань"?

- Да, это так, поскольку концептуальным ядром экспозиции Музея является история государственности и культуры всего татарского народа, проживающего в различных регионах мира. Татарский народ и его культура - абсолютно новая грань музейного строительства. Сложившаяся ранее музейная система традиционно краеведческого и художественного профиля ограничивает свои функции и цели масштабами губернии или республики, отражает творческие направления различных видов искусств. В ее рамках пока еще нет музея, максимально представляющего духовный опыт и сокровища разбросанного по свету татарского этноса, все типы и варианты его культуры.
Создание общетатарского - экстерриториального - музея находится в русле процесса возрождения государственности и культуры, который протекает в Татарстане. Уже сейчас заметно, как наша республика становится центром притяжения татар всего мира, жаждущих духовного единения на основе общности языка, обычаев, ценностей подлинно национальной, самобытной культуры.
В условиях консолидации этноса создание общенационального музея потребует освоения новых музейных экспозиций многогранного профиля, сориентированных на показ памятников - эталонов национальной культуры VI-XX веков. При этом должны быть учтены все этапы исторического развития народа и творческое наследие всех его этнических групп.
Таким образом, мы создаем научно-исследовательское и научно-просветительское учреждение. Слово "научное", пожалуй, здесь определяющее, ибо в ином контексте музейная деятельность в лучшем случае становится добросовестной культпросветработой, в худшем - дилетантством.
Наша цель - создание сокровищницы духовных ценностей Республики Татарстан и татарского народа, раскрытие присущими музею средствами богатой истории татарского народа, процессов его взаимодействия с другими народами.
Главным направлением научно-исследовательской работы, естественно, считаем всестороннее исследование неизвестных, ранее замалчиваемых или тенденциозно освещавшихся страниц истории и культуры Татарстана, изучение работ видных представителей общественной, исторической мысли татарского народа, исторических источников и архивных материалов, не вовлекавшихся в активный научный оборот. Уже изучены громадный массив документов в архивах республики, каталоги российских музеев, в частности, проделана немалая работа по анализу отдельных направлений, видов традиционной и современной татарской культуры и воссозданию целостной картины ее эволюции.
Не обойдены вниманием национальные художественные коллекции произведений народного декоративно-прикладного и профессионального изобразительного искусства, памятники книжной культуры и искусства каллиграфии, ряд явлений из сферы профессиональной и народной музыки и истории татарского театра. Одновременно прорабатываются фундаментальные издания прежних лет и вся вновь выходящая литература по вопросам истории, культуры, музейного дела. Все это требует от наших сотрудников поистине энциклопедической эрудиции.
Важным предварительным шагом является разработка научной концепции музея национальной культуры, которая определяет идейную нагрузку экспозиции, принципы отбора музейных предметов, их группировку, композицию, интерпретацию. Сделать этот шаг помогли историки, этнографы, архивисты, искусствоведы. Думаем, что обогащению концепции послужит ее обсуждение на страницах республиканской печати.
Вряд ли стоит кого-то убеждать в том, что ценность музейной экспозиции - в подлинных вещах, уникальных документах, раритетах. А таковых немало хранится в фондах других музеев, библиотек, архивов, у частных коллекционеров. А сколько открытий можно сделать в комиссионных, букинистических магазинах. И вот тут-то начинается самое трудное дело. Мало найти ту или иную вещь, надо еще подобрать "ключи" к ее владельцу, провести экспертизу на подлинность раритета... Важно и умение, как говорится, не упустить случай. Именно таким путем в прошлом году в инвентарные книги Музея занесено более 1400 единиц хранения. Тут и этнографический материал, и редкие издания книг, и уникальные документы, и изделия народного творчества татар, в том числе почти полтысячи подаренных Музею предметов.
Пополнился и документальный фонд Музея. На основе изучения и подбора широкого круга архивных документов, фотографий, книг и публикаций, афиш и статистических данных были организованы две историко-документальные выставки: "Возвратись в места родные" - о Г.Исхаки и "Хлеб и судьбы" - о крестьянстве Татарстана.
Мы смогли устроить почти два десятка художественных выставок, представивших изобразительное искусство Татарстана. Наконец, материалы будущего музея побывали за границей - в Венгрии и Германии, Арабских Эмиратах...
Музей должен хранить память о событиях и людях далекого прошлого и совсем близкого времени, соседнего села и зарубежного государства. Все, что найдет место в Музее, может рассчитывать на отклик будущих поколений и должно послужить развитию культуры народов Татарстана. Вот поэтому-то Музей -дело общее.
Наше будущее - многообразие форм научно-практической деятельности и постоянный поиск. Но не только. Важно привлечь к деятельности Музея добровольных помощников, стимулировать передачу ему реликвий, раритетов, просто предметов быта, обеспечив при этом их надежное хранение.
Как известно, слово "музей" восходит к латинскому, а еще ранее - к греческому слову, означающему храм муз, храм искусств. Так вот нам и предстоит создать именно храм. Возьму на себя смелость сказать, что внешне здание вполне соответствует этому понятию. А то, что сейчас делается в стенах НКЦ "Казань", надеюсь, закладывает его основу как храма культуры. Это и музей, и театр, и клуб. В будущем же - пристанище Муз всех наук и искусств.

Беседу вел журналист
Вахит Рахманов