1995 Май

Три короны двуглавого орла

Ш.Мухамедьяров - Три короны двуглавого орла

Важную роль в истории каждого государства играют его символы, которые всегда существуют в триединстве: герб, флаг и гимн. Хотя эмблемам, их символическому смыслу уже в средние века придавалось огромное значение, только с течением времени символы государственного суверенитета постепенно закрепляются законодательно. Выбор из многих сотен и тысяч некогда существовавших и отражавших способ мышления наших предков эмблем вполне конкретных изображений далеко не случаен. Так отличительным знаком государства становится государственный герб, который представляет собой законодательно утвержденную, геральдически оформленную эмблему государства, символизирующую его в официальных ситуациях и на международной арене.

В целях восстановления исторической символики Российского государства и принимая во внимание, что Государственный.герб РСФСР в, условиях распада СССР утратил свое символическое значение, президент Российской Федерации Б.Н.Ельцин Указом N 2050 от 30 ноября 1993 года "О Государственном гербе Российской Федерации" утвердил Положение о Государственном гербе и его рисунок. В статье I Положения отмечается, что "Государственный герб Российской Федерации представляет собой изображение золотого двуглавого орла, помещенного на красном геральдическом щите; над орлом - три исторические короны Петра Великого (над головами - две малые и над ними - одна большого размера); в лапах орла - скипетр и держава; на груди орла на красном щите - всадник, поражающий копьем дракона".

Как известно, двуглавый черный орел, увенчанный двумя коронами на желтом (золотом) фоне, являвшийся государственным символом Византийской империи, утвердился в Москве в качестве Государственного герба в конце XV века после брака великого князя Ивана III Васильевича (1462-1505), завершившего в основном объединение русских земель вокруг Москвы, и Софьи Палеолог, племянницы последнего византийского императора Константина XI Драгаса. При великом князе Василии III Ивановиче (1505-1533) форма корон была изменена (они стали царскими). Это, очевидно, было связано в первую очередь с использованием им титула ."Белый царь" в сношениях с народами и государствами Востока как знак преемственности власти от сарайских ханов - правителей Белой Орды, то есть Золотой Орды - Джучиева Улуса (после падения Большой Орды в 1502 г.). В это время "царями"-ханами титуловались только владетели Крыма, Казани, Астрахани, Касимова и Тюмени (в Западной Сибири), что, несомненно, свидетельствовало об их более высоком положении и ранге по сравнению с русскими князьями. В таком случае обращение к титулу "царя" вполне правомерно можно рассматривать как своеобразное стремление к укреплению политического престижа как правителя суверенного Московского государства, объединившего русские княжества в единое государство, по отношению к ханам. Тем более, что с подчинением Казанского и Астраханского ханств в середине XVI века, правители Москвы как прежние данники Орды выдвинулись в один ряд с полновластными тогда еще ханами Крыма. Именно поэтому завоевание татарских ханств Казани, Астрахани и Сибири рассматривалось современниками как закономерное обретение Иваном IV Васильевичем Грозным (1533-1584) царского достоинства и признание легитимности его управления бывшей территорией Золотой Орды.

По мнению правителей Ногайской Орды, Иван VI, став "царем Казанским, царем Астраханским", как государь "свыше отца своего учинился" и стал рассматриваться как "великого Ценгиз (т.е. Чингиз - Ш.М.) царя прямой род счастливой государь еси..." С тех пор в Московском Кремле на тронных приемах при царе всегда находились три короны - Московская, Казанская и Астраханская.

Таким образом, имеется достаточно оснований связывать признание московского престола царским с послеордынской политической ситуацией, когда отдельные татарские роды вошли в состав формирующегося российского дворянства, распространенная в бывших татарских ханствах система ясачной эксплуатации была взята на вооружение российскими властями и вообще ряд общественных структур восточного происхождения в модифицированной форме, в опосредствованном виде интегрировался в российскую систему управления.

В условиях XVII века после Смутного времени окончательно утверждается и тип российского  герба: двуглавый орел с тремя коронами, скипетром и державой. Впервые двуглавый орел изображается коронованным тремя коронами на так называемой "Орловской воротной печати" в 1625 году, а с 1654 года зафиксировано изображение орла с символами власти - скипетром и державой в лапах; орел стал изображаться с расправленными крыльями. (А.В.Орешников. Прибавление третьей короны над двуглавым орлом. Нумизматический сборник. М., 1911, с.483-486).

Первое официальное описание Русского государственного герба было сделано в 1667 году согласно геральдическим канонам с соответствующей атрибутикой, при этом в определенную композицию были включены эмблемы, которые уже выступали в качестве государственных, неизменно повторяясь на русских печатях, скреплявших внутригосударственные и международные документы, начиная с XV века. Этими эмблемами являлись двуглавый орел и всадник, поражающий копьем дракона. 14 декабря 1667 года в именном Указе Алексея Михайловича (1645-1676) "О титуле царском и государственной печати" дано описание печати Российского государства: "Орел двоеглавый есть герб державый Великого Государя, Царя и Великого князя Алексея Михайловича всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца, Его Царского Величества Российского Царствия, на котором три коруны изображены, знаменующия три великия, Казанское, Астраханское, Сибирское славные царства, покоряющиеся Богом хранимому и высочайшей Его Царского Величества милостивейшего Государя державе и повелению..." (Полное собрание законов Российской империи. Собрание первое. Спб., 1830, т.1, N 421).

При Петре I в связи с принятием им в 1721 году титула императора короны, венчающие орла в российском гербе, были заменены на императорские. В щитке на груди орла вновь стал изображаться всадник, который в 1727 году впервые официально назван Святым Георгием Победоносцем. В течение XVIII - первой половины XIX века изображение государственного герба Российской империи не претерпело существенных изменений, несмотря на ряд попыток его как-то реформировать при Павле I, Александре I, Николае I. Но император Александр И, внеся в герб некоторые дополнения и исправления, утвердил его 11 апреля 1857 года. Были созданы три вида герба: большой государственный герб, средний и малый гербы, которые в таком виде сохранились до 1917 года, то есть до падения империи.

Что касается компоновки нового старого российского герба, утвержденного Указом Б.Н.Ельцина, то было разъяснено, что золотой двуглавый орел на красном фоне сохраняет историческую преемственность в цветовой гамме и продолжает традиции российской государственной геральдики. Рисунок орла восходит к изображениям времен Петра I. Символика изображенных на гербе трех исторических корон Петра Великого на страницах "Российской газеты" в информации "Тысячелетие двуглавого орла" объясняется, что исторически эти короны с первой четверти XVII века обозначали царства Казанское, Астраханское и Сибирское в составе России. На груди орла - всадник, поражающий копьем дракона, объясняется как один из древнейших символов борьбы добра со злом, света с тьмой, защиты Отечества. Всадник - это и древнейший герб Москвы; он даже старше, чем двуглавый орел. Известно, что с XVIII века, хотя он и стал называться Святым Георгием Победоносцем, однако в описании только что утвержденного герба России всадник отнюдь не называется Святым Георгием Победоносцем, изображается без нимба святого, что, несомненно, важно для современной Российской Федерации, где живут не только православные, но и значительное мусульманское население, а также народы, исповедующие иудаизм, буддизм. Вместе с тем, строго следуя геральдическим канонам, сегодня трудно согласиться, что короны на современном гербе якобы отнюдь не являются уже символами монархии. Наличие королевских корон на современных гербах Польши и Венгрии, а на гербе Финляндии - великокняжеской короны и появление трех исторических корон на вновь утвержденном гербе России, пожалуй, не более чем дань истории и ни в коем случае нельзя, мне кажется, в этом усматривать повод для разного рода толкований и символических переосмыслений в духе современности.

Применительно к новому гербу России уже можно встретить и такое объяснение: наличие на гербе трех исторических корон можно якобы трактовать как символ трех ветвей власти: исполнительной, представительной и судебной. Во всяком случае, в XVII веке, когда сформировалась сохранившаяся до наших дней символика изображений на Российском гербе, в конкретных условиях России было еще далеко до теории разделения властей.

Флаг Российской империи и его цвета определились позднее первых гербовых эмблем. Бело-сине-красный флаг был учрежден Петром I для Российского флота. Гимн "Боже, царя храни" появился и того позднее, в 1833 году при Николае I.

Президент РФ 11 декабря 1993 года подписал Указ об упорядочении использования Государственного флага и гимна России, которым были вновь утверждены флаг времен Петра Великого и новый гимн "Славься..." на музыку Глинки.

Шамиль Мухамедъяров,
старший научный сотрудник
Института российской истории РАН,
заслуженный деятель науки Республики Татарстан