1995 Май

Д.Р.Шарафутдинов. Сабантуй

От Сабантуя к идегейским играм!

Традиционно сложилось так, что народно-национальные виды спорта и игры представлены в основном в рамках Сабантуя. В таких условиях трудно говорить о массовости физического воспитания, повышении мастерства спортсменов. Между тем резервы рядом. Как отмечают специалисты, национальные виды спорта "по характеру воздействия на организм не уступают общенародным видам спорта и поэтому служат отличным средством физического воспитания. В то же время для занятий ими не нужны сложные, дорогостоящие сооружения и инвентарь. Занятия гиревым спортом, например, можно проводить в любом сельском клубе. А в результате систематических, грамотно организованных занятий этим видом спорта, как показывает опыт работы многих физкультурных организаций республики, можно добиться хороших результатов в физической подготовке молодежи"1. Велики возможности национальных видов спорта в деле подготовки спортсменов высокого класса. А это значит, что дальнейшее развитие этих видов спорта как составной части национальной культуры и более полное их использование в физическом воспитании становится одной из важнейших задач государственных органов и общественных организаций Республики Татарстан. Эти проблемы на страницах газеты "Социалистик Татарстан" уже в 60-е годы поднимали писатели Н.Даули, Н.Фаттах, А.Еники, ученый и публицист Ф.Агзамов, публицисты З.Тухватуллин, Р.Тимергалин и другие, которые подчеркивали необходимость по-хозяйски распоряжаться арсеналом народных средств физвоспитания, проводить по национальным видам спорта соревнования, встречи и турниры не только на сабантуях, но и во время проведения праздников урожая и в зимние месяцы. Например, Н.Фаттах писал о том, чтобы "соревнования по национальным видам спорта желательно бы проводить не только на сабантуях, а чаще. Разве нельзя организовать зимой в клубе состязания по курэшу. Ведь для того чтобы постелить матрацы из соломы, больших затрат не требуется. Соревнования на Сабантуе, разумеется, должны стать последними, самыми решающими в году, и они позволят определить батыров, чемпионов года или сезона... Победителям, вместе с подарками, Должны присваиваться почетные звания по национальным видам спорта, дипломы. Так, по татарской борьбе можно было бы учредить звания "Батыр села", "Батыр района", "Батыр республики"2. Актуальной и по сей день остается и проблема издания книг, брошюр на татарском языке по спортивной тематике, разработка и публикация большим тиражом правил по национальным видам спорта.

Впрочем, дискуссии тех лет не прошли бесследно. Традицией становится проведение зимних спартакиад по национальным видам спорта. Правда, в ряде мест их стали не совсем удачно называть "зимними сабантуями", что дало повод некоторым "популяризаторам" противопоставить эти спортивные фестивали традиционным сабантуям. Слов нет, Сабантуй, как и день рождения, бывает только раз в году. Но разве идет во вред этому празднику пропаганда сабантуйских видов спорта в другое время года?

Зимние спартакиады заняли прочное место в жизни тружеников Альметьевского района. Насыщенные спортивной борьбой, играми, песнями, они стали здесь любимым видом отдыха.

Каждый год зимний фестиваль проводится в разных селах. В этот день автобусы с участниками праздника, конные упряжки, украшенные домотканными полотенцами и узорными платками, собираются на площади у Дома культуры (клуба). Перед зданием установлены накрытые нарядными скатертями столы и самовары, пышущие жаром на морозном воздухе. Фасад Дома культуры (клуба) обрамляется красочными лозунгами, а главная улица деревни расцвечивается кумачом. Указатели мест сообщают, где будут проходить соревнования: лыжные гонки,, хоккей, бег рысаков, курэш, различные национальные игры.

Раньше всех съезжаются на праздник работники торговли. В этот день в фойе клуба можно купить и нарядное платье, и красивую обувь, и обновки для детей/Щедрыми бывают прилавки продовольственных ларьков.

Соревнования открываются торжественным парадом, который возглавляют чемпионы спартакиады прошлого года.

После рапорта главного судьи председателю организационного комитета по проведению спартакиады над площадью под звуки гимна взмывает флаг соревнований. Честь его поднятия предоставляется батыру прошлого фестиваля.

Праздник силы, здоровья, молодости объявляется открытым. Участники расходятся по местам соревнований и сразу включаются в напряженную борьбу. Многочисленные болельщики распределяются по спортивным площадкам. Среди них можно увидеть и аксакала - участника ежегодных сабантуев, и глазастого мальчишку, для которого нынешний праздник может стать преддверием спортивной биографии.

Одни идут в клуб смотреть поединки сильнейших батыров района, которые на сцене демонстрируют свое мастерство и борются за призы спартакиады, другие задерживаются в фойе возле штангистов, третьи окружают хоккейную площадку.

Соревнования продолжаются до самого вечера. Потом участники празднества собираются в зале, где в торжественной обстановке объявляется победитель спартакиады.

На зимний фестиваль к альметьевцам приезжают и гости из Сармановского и Бавлин-ского районов. Здесь выступают также лучшие творческие силы района, превращая таким образом это мероприятие в праздник и самодеятельного искусства. От того-то и название - фестиваль!

Опыт альметьевцев не остался втуне. Сейчас зимние фестивали с широкой программой состязаний по национальным видам спорта проходят в Бавлинском, Буинском, Кукмор-ском, Камско-Устьинском, Сабинском, Муслю-мовском, Мамадышском и других районах.

Заслуживает внимания опыт профсоюзного ДСО по организации спортивных игр "Сельские джигиты", на которые для определения абсолютного батыра приглашались победители Сабантуя по курэшу, а также по перетягиванию каната, поднятию гири, конным скачкам, бегу, различным спортивным играм. Эти комплексные соревнования возникли в результате творческого обобщения многолетней практики проведения фестивалей дружбы между колхозами имени Коминтерна Буинского и "Ялкын" Апастовского районов3, межколхозных спортивных праздников в Бугульминском4, дней здоровья в Пестречинском5, спортивных вечеров "А ну-ка, парни!" в селах Бал-тасинского6, Актанышского7 и других районов и стали значительным явлением в спортивной жизни Татарстана.

Активно способствует пропаганде народных средств физического воспитания республиканский спортивный праздник - фестиваль национальных и народных видов спорта, который проводится с 1990 года. В программу фестиваля включаются: бег с коромыслом и полными ведрами воды, бег с яйцом в ложке, бег в мешках, национальная конно-спортивная игра "кыз куу" ("догони девушку"), борьба на руках, поднятие гири, перетягивание каната, татарская борьба. Причем к участию в состязаниях допускаются лишь члены сборных команд районов, составленных в основном из победителей сабантуев. Само по себе уже это, несмотря на использование традиционных элементов весеннего праздника, отличает фестиваль от Сабантуя, хотя дикторы и объявляют его "вечерним Сабантуем". Но в стремлении спортивных организаций вывести национальные виды спорта и игры из рамок Сабантуя ничего предосудительного нет. Оно говорит лишь о продолжении поиска новых форм использования возможностей, заложенных в народных средствах физического воспитания, и о придании наиболее ценным из них статуса самостоятельного вида спорта. Значение фестиваля не ограничивается лишь спортивной стороной вопроса. Ведь в сборных командах районов принимали участие представители различных национальностей, и потому фестиваль, надо надеяться, еще внесет свой вклад в дальнейшее сближение национальных культур всех народов, проживающих в Татарстане. А это в наше неспокойное время имеет и самостоятельную ценность!

Идея проведения спартакиад-фестивалей получает дальнейшее развитие. Так, она нашла отражение в разделе "Физкультура и спорт" (доктор технических наук, профессор ФАхмадиев, спортивный журналист И.Ильдарханов, кандидат филологических наук Р.Ягафаров) концепции развития татарской культуры, подготовленной ко Всемирному конгрессу татар 1992 года и нашедшей там поддержку8. В этом разделе, в частности, отмечается целесообразность проведения в местах компактного проживания татар общетатарских фестивалей, спортивных праздников по национальным видам спорта.

На встречах "За круглым столом" секции "Состояние татарской культуры и литературы и проблемы их развития" Конгресса, в которых приняли участие такие видные представители нации, как профессор технологического института Нью-Йорка Рифат Таби, ректор Мармар-ского университета Турции Орхаи Угыз, профессор этого же университета Надир Даулат, сын классика татарской поэзии Хади Такташа, доктор, искусствоведения из Ташкента Рафаэль Такташ, татарские писатели Амирхан Еники, Ибрагим Салахов, Туфан Минуллин, Ринат Мухамадиев и другие, единодушную поддержку получило и предложение председателя Государственного комитета по физкультуре и спорту Республики Татарстан Х.М.Муртазина о необходимости организации Всемирных иф по народно-национальным видам спорта и играм. Это предложение нашло отражение и в принятой секцией резолюции9. Ведь надо иметь в виду, что лейтмотивом встреч, бесед, выступлений на этом историческом форуме было стремление к объединению усилий вокруг гуманных идей культурно-национального возрождения татар, демократического становления и развития государственности Республики Татарстан. Вот почему в разработанном Исполнительным комитетом

Всемирного конгресса татар комплексе мер по возрождению национальной культуры развитию народно-национальных видов спорта и иф уделено должное внимание.

На наш взгляд, назрело время для организации на основе обобщения и развития накопленного в республике опыта международных Идегейских игр (Идегей бђйгесе) по национальным видам спорта с приглашением лучших спортсменов-татар всего мира, а также представителей спортивной общественности других народов. Следует отметить, что подобный путь уже опробирован. Например, в июле 1991 года в Вильнюсе были проведены Всемирные литовские ифы, правда, по "классическим" видам спорта, куда собрались спортсмены-литовцы со всего света. Возникает вопрос: почему же "идегейские"? Дело в том, что образ Идегея, благодаря татарскому эпосу "Идегей", повествующему о трагических событиях конца XIV - начала XV веков, хорошо известен в мире. Герой дастана остался в народной памяти как истинный Алып - человек сильный, храбрый, справедливый и мудрый, как патриот своей страны.

И даже на склоне лет, в споре со своим сыном Нуралдылом, Идегей говорит о себе:Я как молния полон огня...
Если я с тобой поборюсь,
Одолею тебя в борьбе,
А поспоришь в беге со мной, -
Побежишь за моей спиной10

В эпосе по существу описаны многие состязания и ифы праздников джиен и сабантуй, в которых участвовал Идегей.

Следует подчеркнуть, что "Идегей", стоящий в одном ряду с такими нетленными памятниками культуры, как "Манас", "Калевала","Витязь в тифовой шкуре", "Слово о полку Игореве", в годы тоталитаризма долгое время оставался неизвестным широкому кругу читателей. Он был предан забвению, как, якобы, не имевший отношения к истинному духовному наследию татарского народа, как "ханско-феодальный эпос". После появления репрессивного постановления ЦК ВКП(б) от 9 августа 1944 года, дастан и его герой в одночасье превратились в гонимых, преданных анафеме11. Но время, рано или поздно, все расставляет по своим местам. По прошествии нескольких десятков лет, минувших со дня инквизиторской акции сталинистов, Идегей вновь вернулся к народу, как талантливый полководец и государственный деятель, как истинный батыр.

Разве не заслуживает Идегей того, чтобы его именем назвали ифы, которые, как и Олимпийские, смогли бы способствовать сближению людей различных стран?! Проведение Идегейских иф, на наш взгляд, можно было бы приурочить ко дню образования Республики Татарстан - 30 августа. В их программу, в первую очередь, следовало бы включить такие древние сабантуйские виды, как курэш, конные скачки и ифы, поднятие камня (гири) и перенос тяжестей, перетягивание каната, борьба на руках, кросс, бег в гору, прыжки, в том числе с шестом, стрельба из лука, метание и толкание камня, лазание на столб, состязание на качающемся бревне, бег в мешках на короткую дистанцию, бег с яйцом в ложке, бег с коромыслом и полными ведрами воды, искание жгута, игра в ловкача и другие. Со временем программа будет обогащаться национальными видами спорта других народов, что, несомненно, повысит привлекательность игр. При этом, разумеется, надо будет разработать по включаемым в игры видам простейшие правила, а также единую разрядную квалификацию, где пора бы уже учредить и звание "Мастер спорта Татарстана".

В целях научного осмысления и разработки методики использования всего арсенала народных средств физического воспитания представляется необходимым создание специальной кафедры по народно-национальным видам спорта на базе факультета физической культуры Казанского государственного педагогического университета, где сосредоточены наиболее квалифицированные кадры. Центром организации Идегейских игр наряду со спортивными учреждениями мог бы стать, на наш взгляд, созданный в 1992 году Исполком Всемирного конгресса татар. Можно подумать и об учреждении международной Ассоциации "Идегей" с участием татарской диаспоры, которая внесла бы свой вклад в организационно-материальное обеспечение подготовки и проведения Идегейских игр12.

Все это позволит более широко и основательно использовать возможности традиционно сложившихся форм физического воспитания.

Примечания:

  1. Абсалямов Г.Ш. Национальные виды спорта. М, 1967. С. 19.
  2. "Социалистик Татарстан", 1965, 29 июль.
  3. "Социалистик Татарстан", 1968, 30 июнь; "Йолдыз", 1978, 6 февраль.
  4. "Социалистик Татарстан", 1975, 11 июня.
  5. "Вперед", 1982, 5 января.
  6. "Хезмђт", 1982, 6 апрель.
  7. "Игенче даны", 1977, 10 февраль.
  8. Концепция развития татарской культуры (проект). - "Известия ТОЦ", 1992, 16 июня.
  9. "Шђџри Казан", 1992, 23 июнь.
  10. Идегей. Татарский народный эпос. В переводе СЛипкина. Казань, 1990. С.209.
  11. См.: КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. М., 1971. Т.6. С. 119; О политической подоплеке третирования эпоса "Идегей". См.: Султанбеков Б.Ф. "Идегей", Сталин и наше время. // "Татарстан", 1992. N 7-8. С.32-47.
  12. Платформа Татарского общественного центра (ТОЦ), принятая на II съезде 16 февраля 1991 г. // "Панорама", 1991. N 2. С.21.