1995 Май

Советы архивариуса

Советы архивариуса

1. Некоторые вопросы оформления архивных справок.
Для эффективного исполнения запросов социально-правового характера, облегчения поиска данных в заявлении необходимо четко указывать фамилию, место работы, название района, сельсовета за запрашиваемый период. В заявлении указывается почтовый индекс, полный адрес заявителя.

В тексте архивной справки в начале полностью указывается наименование учреждения-фондообразователя, документы которого послужили основанием для составления справки. Далее указываются название и даты документов, а затем излагаются сведения из них по запрашиваемому вопросу в хронологической последовательности событий, а не документов. После текста справки приводятся ссылки на источники, послужившие основанием для ее составления. Необходимо точно указывать номера фондов, описей дел, листов. Если архивная справка содержит не все сведения по запрашиваемому вопросу, то к ней составляется сопроводительное письмо, в котором указывается, каких именно сведений и за какие годы в архиве не имеется и почему.

В случае отсутствия в архиве документов в ответе заявителю следует дать рекомендацию, куда обратиться за справкой.

Более подробная информация о составлении и оформлении справок по исполнению запросов социально-правового характера дана в "Информаци-оннометодическом бюллетене" N 2 (Казань, 1989. С.34-54).

2. Информация для ненагражденных медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг."
Лицам, родившимся до мая 1931 года и проработавшим не менее одного года, но не награжденным медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.", для получения удостоверения на медаль следует обращаться в районную администацию по месту жительства, имея при себе: 1) характеристику-ходатайство с последнего места работы, 2) личное заявление, 3) копию трудовой книжки. Если в трудовой книжке нет записи о работе в годы войны, надо представить справку о работе за этот период. Справку могут выдать в районных отделах соцобеспечения, если были туда представлены сведения.

3. Если вы были репрессированы.
Репрессивная политика против крестьянства, сопровождавшая насильственную коллективизацию, началась в Татарстане с принятием решения 2-й сессии ТатЦИКа и постановлением ТатЦИКа и СНК от 16 февраля 1930 года "О ликвидации в Татарии кулачества как класса".

Решения о раскулачивании хозяйств принимались собраниями бедноты и середняков. На их основе исполкомы местных Советов устанавливали списки хозяйств, подлежащих выселению. Конфискация имущества у кулаков производилась особо уполномоченными районных исполкомов с обязательным участием представителей сельсоветов и батрацко-бедняцких групп. Конфискованное имущество описывалось, оценивалось и передавалось сельсоветам и колхозам.

С принятием Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" от 18 октября 1991 года отделы реабилитации МВД и прокуратура республики Татарстан приступили к работе по восстановлению исторической справедливости в отношении лиц, пострадавших от репрессий. Постановлением Кабинета Министров РТ N 212 от 19 мая 1994 года образована Республиканская комиссия по реабилитации жертв политических репрессий и аналогичные комиссии при администрациях городов и районов республики, которые рассматривают вопросы возврата конфискованного имущества, возмещения его стоимости или выплаты денежной компенсации реабилитированному лицу, или, в случае его смерти, его наследникам.

Заявление о возврате конфискованного имущества, возмещении его стоимости или выплате денежной компенсации Подается в комиссию по месту нахождения или-реализации этого имущества на момент применения репрессий. К заявлению прилагаются нотариально заверенные копии документов о реабилитации и подтверждающие факт конфискации имущества, а наследникам, кроме того, - документы, подтверждающие право наследования по закону первой очереди (в частности, нотариально заверенные копии свидетельства о смерти реабилитированного лица, о браке - для супруга, о рождении - для детей и родителей и т.д.).

Для получения справки о реабилитации следует обращаться в отдел реабилитации МВД Республики Татарстан (420503, г.Казань, ул.Дзержинского, 19); справки, подтверждающей факт конфискации имущества - в Центральный Государственный архив Республики Татарстан (420111, г.Казань, улЛенина, 2а).

Заявление о возврате конфискованного имущества, возмещения его стоимости или выплате денежной компенсации должно быть подано в течение трех лет после введения в действие статьи 16 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", а в случае более поздней реабилитации - не позднее трех лет с момента получения документа о реабилитации.

На основании заявления, документов и материалов, полученных от правоохранительных и иных органов, а также архивных учреждений, комиссией устанавливается факт конфискации имущества, определяется характер данного имущества. При отсутствии документальных сведений факт конфискации имущества может быть установлен в судебном порядке. На основании данных о составе конфискованного имущества комиссия определяет его стоимость и выносит заключение о возврате этого имущества, возмещении его стоимости или выплате денежной компенсации.

Заключение комиссии, подписанное председателем и секретарем комиссии, передается в органы исполнительной власти или органы местного самоуправления для принятия ими решения о возврате имущества, возмещении его стоимости или выплате денежной компенсации. Решение органов о возврате имущества, возмещении его стоимости или выплате денежной компенсации и заключение комиссии передаются юридическому или физическому лицу, у которого находится это имущество, финансовому органу для выплаты установленной суммы возмещения причиненного ущерба, а также на хранение в делах того органа, который принял решение о реабилитации и у которого находятся материалы уголовного или административного дела. Последний экземпляр выдается заявителю.

Галина Двоеносова,
научный сотрудник ЦГА РТ