1996 1/2

Документы актуальные и сейчас. О статусе татарского языка по документам 50-х гг.

В настоящее время разработана и начала действовать широкая программа превращения татарского языка в реальный государственный язык. На этом сложном пути есть не только определенные успехи, но и настораживающие явления, которые могут ограничить, а то и свести на нет наши благие пожелания. Очевидно, надо напомнить, что эта проблема существовала с момента образования Татарской республики, а ее реализация переживала спады и подъемы. В немалой степени сказывалась на ней и политическая конъюктура. В 20-е годы, особенно в то время, когда у власти в республике стояло "правительство Мухтарова", которое поддерживали многие влиятельные партийные функционеры, удалось добиться заметных успехов в распространении сферы влияния татарского языка на делопроизводство, науку и политические структуры. У истоков ряда декретов по реализации татарского языка стояли видные ученые и прежде всего крупнейший специалист в области этнолингвистики Галимджан Шараф. Впоследствии многие завоеванные позиции были утрачены. Не последнюю роль в этом сыграло и то, что К.Мухтаров, Г.Мансуров, М.Брундуков и другие были отстранены от власти, а затем уничтожены: вначале политически, а затем и физически. Правда, в 20-е и начале 30-х годов проблема знания родного языка самими татарами еще не стояла.

В последующие годы шло неуклонное снижение роли татарского языка под флагом борьбы за интернационализм. Даже в 50-е и 60-е годы некоторые обласканные властью лингвисты без устали твердили о сужении сферы применения татарского языка и в меру своих сил способствовали этому. Сходные процессы происходим и в ряде других республик, особенно автономных.

После XX съезда КПСС начались определенные позитивные подвижки в общественно-политической жизни. В Татарстане в 1957 году первым секретарем обкома стал С.Д.Игнатьев, переведенный сюда с такой же должности из Башкирии. Человек с бурной политической биографией, заведующий ключевым отделом ЦК КПСС, а затем направленный Сталиным для наведения порядка в органах госбезопасности, после ареста летом 1951 года Абакумова. После смерти Сталина его пытались сделать ответственным за ряд беззаконий начала 50-х, сняли с поста секретаря ЦК, а Берия требовал ареста Игнатьева. Однако поддержка Хрущева спасла его. После ареста Берии, он был направлен в Башкирию, но на прежние политические высоты уже не возвращался.

Хорошо знавший обстановку в национальных образованиях (он ранее работал в Бурятии, Казахстане и Башкирии), С.Игнатьев поддержал стремление ряда представителей татарской интеллигенции и некоторых партийных работников поднять престиж татарской культуры и в первую очередь языка. Лидером этой работы в партийных структурах был К.Фасеев, вскоре выдвинутый на должность секретаря обкома по идеологии. Первоначально действия С.Игнатьева получили поддержку тогдашнего заведующего отделом школ ЦК КПСС В.Дербинова, лично изучавшего положение дел в республике и давшего "добро" на проведение ряда неотложных мер по упорядочению терминологии и орфографии, укрепление татарской школы, развитию науки.

Пик этой работы пришелся на лето 1958 года, когда состоялся III пленум обкома КПСС, посвященный татарским школам и татарской культуре в целом. Автор работал тогда в аппарате и помнит, что и подготовка к пленуму и реализация его решений проходили в сложнейшей обстановке. Было немало влиятельных политиков, считавших это решение уступкой национализму. Отсюда и многочисленная негативная информация в ЦК. В общем, получилось по принципу, который был сформулирован уже в наше время: "Хотели как лучше...".

В 60-ом году С.Игнатьев был "взят" в Москву на второстепенную должность в ЦК, "ушли" и б.Дербинова. Их преемники прекратили эти реформы.

Полагаю, что читателю будет весьма полезно прочитать публикуемые документы: дая сравнения, анализа и в назидание.

  

Секретарю Татарского обкома КПСС
 тов.Игнатьеву С.Д.

В татарском языке целый ряд слов вошедших из русского языка и международной терминологии, не имеет единой формы употребления. По разному употребляются названия ряда стран, городов и областей. Например, "Египет" пишется "Мысыр", "Каир - "Каһирә", "Суец" - "Суэеш", "Сирия" - "Сурия", "Йемен" -"Ямен"; одни пишут "Волга", другие "Идел" и т.д.

Такой же разнобой имеется и в практике употребления специальных терминов, названий профессий, предприятий, фамилий, "Художественная литература" пишется как "Матур эдебият" и как "Художестволы әдәбият", пишут и "бораулаучы" и "бурильщик", "Министерство" и "Министрлык", "Издательство" и "Нашриэт", Галеев и Гэлиев, Мухаметов и Мохэммэтов, Абдель Насер и Габделнасыйр и др. В одном и том же номере от 20/ХП-1956 г. газета "Совет Татарстаны" в одном случае пишет "Фатих", в другом "Фатыйх". В книгах, издаваемых Таткнигоиздатом, пишется "кукуруза", а газета "Совет Татарстаны" пишет "Кукуруз".

Отсутствие общепринятых форм в написании вышеуказанных и других подобных слов приводит к путанице, создает затруднения в литературе, в учебной практике школ. В результате многие не знают, как правильно писать те или иные слова.

В 1943 году при Президиуме Верховного Совета ТАССР была образована Правительственная комиссия по разработке и усовершенствованию терминологии татарского языка. Однако эта комиссия работала неудовлетворительно и ввиду того, что большинство членов выбыло из ее состава, совершенно прекратила свою работу.

Назрела необходимость серьезного усовершенствования терминологии татарского языка и создания в этих целях новой правительственной комиссии.

Отдел науки, школ и культуры вносит соответствующее предложение на рассмотрение бюро Обкома КПСС.

 

26/VII-57 

Зав. отделом науки, школ и культуры Обкома КПСС
(Фасеев)

 ЦХИДНИТ. Ф.15. Оп.38. Д.85. Л.181.

Строго секретно

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Бюро обкома                                                                                  Протокол № 107 § 41                                                 от " 13 " VIII 1957 г.

О создании Правительственной комиссии
по усовершенствованию терминологии татарского языка.
(т.т.Фасеев, Игнатьев)

Создать при Президиуме Верховного Совета ТАССР комиссию по усовершенствованию терминологии татарского языка в следующем составе:

1. С.Г. - секретарь Обкома КПСС (председатель комиссии).

2. Баширов Г.Б. - председатель Правления Союза писателей ТАССР.

3. Бакиров У.Ф. - редактор Таткнигоиздата.

4. Валиуллина А.Г. - министр просвещения ТАССР.

5. Галеев Х.Г. - секретарь Президиума Верховного Совета ТАССР.

6. Заляй Л.З. - доктор филологических наук.

7. Исхаков А.А - поэт.

8. Махиянов Ф.М. - редактор журнала "Совет мэктебе".

9. Рябков Г.М. - редактор газеты "Совет Татарстаны".

10. Усманов Х.У. - завкафедрой Казанского Госуниверситета.

11. Файзуллин С.Г. - научный сотрудник Института истории партии.

12. Фасеев К.Ф. - зав.отделом Обкома КПСС.

13. Хабиб Г.Х. - ответ.секретарь журнала "Ч а я н".

14. Хайруллин Х.Ф. - директор Института языка, литературы, истории Каз. филиала Академии наук СССР.

15.  Шакирзянова Д.С. - зам.председателя Совета Министров ТАССР.

16. Шамов А. - писатель.

17. Яфаров Л.Н. - кандидат филологических наук.

ЦХИДНИТ. Ф.15. Оп.38. Д.85. Л.179.

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

III пленума Татарского обкома КПСС от 21 мая 1958 г.
О состоянии и мерах улучшения работы татарских общеобразовательных школ.

В прениях выступили: Т.Т.Гареев, Рябков, Мусина, Губайдуллин, Макаров, Ахунзянов, Сафиуллин, Туишев, Набиуллина, Пехтелев, Валиуллина, Баширов, Жиганов, Дербинов, Игнатьев.

В.И.Ленин учил, что одним из важнейших положений программы Коммунистической партии должно быть "право населения получать образование на родном языке, обеспечиваемое созданием на счет государства и органов самоуправления необходимых для того школ". (Соч., т.24, стр.434).

Создание и развитие национальной общеобразовательной школы с преподаванием на родном языке является одним из огромных завоеваний Великой Октябрьской социалистической революции, крупным достижением ленинской национальной политики Коммунистической партии.

Татарская общеобразовательная школа за годы Советской власти получила небывалое развитие, полностью оправдала себя и принесла большие положительные результаты. Благодаря заботам и помощи Коммунистической партии и Советского государства, выросла сеть и окрепла материальная база национальной школы, созданы программы и учебники для всех классов средней школы на родном языке, выращены национальные педагогические кадры, способные успешно вести дело обучения и воспитания подрастающего поколения.

Татарская общеобразовательная школа активно способствовала тому огромному скачку вперед, который сделал в условиях Советской власти в своем хозяйственном и культурном росте ранее угнетенный и отсталый татарский народ. Она помогла окончательно ликвидировать тяжелое наследие прошлого - безграмотность населения, подготовила для поступления в высшие и средние специальные учебные заведения десятки тысяч молодых людей коренной национальности, из которых выросли новые кадры татарской интеллигенции - ученые, инженеры, специалисты сельского хозяйства, врачи, писатели, деятели искусства, партийные, советские, хозяйственные, профсоюзные, комсомольские работники.

Одним из основных принципов советской национальной школы, определяющих ее успех,-является то, что обучение и воспитание в ней ведется на более доступном, близком детям родном языке. Богатство словарного состава татарского языка обеспечивает глубокое и быстрое усвоение татарской молодежью всех знаний, которые дает школа. Вместе с тем национальная школа создает благоприятные условия для овладения русским языком, достижениями русской и мировой культуры. Русский язык является в татарской школе основным неотъемлемым элементом обучения и воспитания, что всецело отвечает огромной тяге к русскому языку, которую проявляют трудящиеся-татары, способствует еще более тесному сближению русских и татар, дальнейшему укреплению их дружбы.

XX съезд КПСС определил новые задачи общеобразовательной школы как школы трудовой, политехнической и потребовал от партийных, советских организаций и органов народного образования повышения качества обучения и воспитания детей, ликвидации коренного недостатка в работе школы - отрыва обучения от жизни, нацелил на массовое приобщение школьников к общественно-полезному, производительному труду в промышленности и сельском хозяйстве.

Решения XX съезда КПСС в еще большей мере повышают ответственность партийных и советских органов за дальнейшее укрепление национальной школы.

Наряду с этим Пленум Татарского обкома КПСС отмечает, что партийными и советскими органами республики за последнее время допущено серьезное ослабление внимания к татарским школам, делу обучения и воспитания детей на родном языке. У отдельных работников существует ошибочное мнение, что проблемы национальной культуры и языка якобы уже полностью решены, что национальная школа не требует теперь к себе серьезного внимания и постоянной заботы. Вследствие этого в республике за последние годы усилилось стремление граждан коренной национальности, особенно интеллигенции, партийных и советских работников обучать своих детей не в татарских, а в русских школах. Если в 1947-1948 учебном году на родном языке обучалось 95 % детей татар, то в настоящее время обучается только 70 %. В г.Казани на родном языке обучается лишь 16,8 % детей татар. Во многих сельских средних школах открыты русские классы, в которых преобладающее большинство учащихся составляют татары. В Сармановской средней школе на русском языке обучается 335 детей, из них русских только 25. В Поисеевской средней школе Калининского района все первые - седьмые классы работают на русскому языке, хотя во всех этих классах обучается только 11 русских детей.

Таким образом, в республике стал резко сокращаться контингент детей, обучающихся в национальной школе, что привело к нарушению основного принципа советской школы - обучения на родном языке. В русскую школу зачисляются дети, не знающие русского языка. Это затрудняет усвоение учащимися общеобразовательных предметов, вызывает второгодничество и отсев детей из школы. В республике оказались нарушенными микрорайоны татарских школ и часто ученики-татары вынуждены ходить в школу за 5 и более километров. В Казани и других городах республики появились такие национальные школы, где один учитель работает с двумя и тремя классами из-за малой их наполняемости.

Принижение авторитета татарских школ и сокращение их контингента объясняется тем, что Министерство просвещения ТАССР, а также партийные и советские органы республики в своем руководстве делом народного образования не уделяли особого внимания татарским школам, не учитывали их специфических особенностей и нужд. Отдельные начальные, семилетние и средние школы размещены в старых, неблагоустроенных, тесных помещениях, плохо снабжены оборудованием и учебными пособиями, не имеют мастерских, поставлены в трудные условия в деле политехнизации. Они недостаточно укомплектованы хорошо подготовленными учительскими кадрами. Многие молодые специалисты, особенно по татарскому и русскому языкам, окончившие высшие учебные заведения, не используются по назначению, в то же время в отдельных школах работают учителя, не имеющие необходимой квалификации и не отвечающие своему назначению, вследствие чего преподавание ряда предметов ведется на низком уровне.

Особенно плохо поставлено в татарских школах и, прежде всего, в начальных классах, преподавание русского языка и литературы. Значительная часть преподавателей плохо владеет русским языком и не в состоянии давать учащимся прочных знаний.

Учебники по русскому языку несовершенны, перегружены сложными правилами и определениями в ущерб практическим упражнениям в разговорной речи, чтении и письме. Неудовлетворительное состояние преподавания русского языка в татарских школах не отвечает стремлению трудящихся татар к овладению русским языком и принижает авторитет национальной школы, вынуждает родителей отдавать своих детей в русскую школу.

Имеют место серьезные недостатки и в преподавании татарского языка и литературы. Пленум считает недопустимым тот факт, что большая часть детей-татар, обучаясь в русских школах, совершенно не изучает и не знает родного языка и литературы, а в связи с этим растет число татар, которые плохо знают или вовсе не знают родного языка, отрываются от культуры, которая создана за многовековую историю татарским народом, и не в состоянии вести массово-политическую, просветительную и организаторскую работу среди татарского населения.

Отсутствие должного внимания к национальной школе привело к запущенности в разработке учебных планов, программ и учебников для татарских школ. Учебники на татарском языке написаны в ряде случаев малодоступным, трудным для учащихся языком, переводы не точны, не разработана терминология, особенно научно-техническая. Учебники по физике, химии, математике отличаются плохим переводом, а учебники по машиноведению и электротехнике до сих пор даже не изданы на татарском языке. Учебники выпускаются на плохой бумаге, в плохих переплетах, без ярких и хорошо оформленных иллюстраций. В авторских коллективах имеются люди, потерявшие связь со школой, не знающие специфики национальной школы. К составлению программ и учебников не привлекаются свежие силы из числа передовых учителей и научных работников.

Пленум Татарского обкома КПСС особо отмечает неудовлетворительное состояние научной разработки проблем национальной школы. Институт языка, литературы и истории Казанского филиала Академии Наук СССР, соответствующие кафедры Казанского государственного университета и педагогического института стоят в стороне от этого важного дела, мало готовят в аспирантуре молодых научных работников по вопросам татарского языкознания и литературоведения, не создают научных трудов по методике преподавания родного и русского языков в татарской школе, а также учебников для вузов. До сих пор не создана научная грамматика татарского языка, отсутствуют необходимые словари.

Казанский педагогический институт и Казанский государственный университет, при попустительстве Министерства просвещения ТАССР, готовят учителей без учета специфики национальной школы. Многие выпускники этих вузов, направляемые в татарские школы, не знают татарского языка или плохо владеют им, не могут хорошо вести уроки.

Наличие крупных недостатков в работе татарских школ поставило их выпускников в неравное положение с окончившими русские школы. Вследствие низкого уровня преподавания ряда общеобразовательных предметов и особенно русского языка, татарские школы за последние годы стали хуже готовить своих выпускников к жизни, производственной деятельности и к поступлению в высшие и средние учебные заведения. Кроме того, в вузах республики при приеме абитуриентов не учитывались особенности татарской национальной школы и поступление в них выпускников татарских школ было значительно затруднено.

Пленум Обкома КПСС считает ненормальным то, что в послевоенные годы были ликвидированы коренизированные группы в средних специальных учебных заведениях республики, в результате чего почти прекратилась подготовка специалистов - торговых работников, агротехников, зоотехников, фельдшеров, медсестер и др., хорошо владеющих татарским языком, необходимым для работы в районах с татарским населением.

Пленум Обкома признает совершенно неправильным ослабление организационно-политической работы среди населения и делопроизводства в министерствах и ведомствах на татарском языке, уменьшение числа лекций и докладов, отсутствие в ряде мест объявлений, вывесок, лозунгов, плакатов на татарском языке.

Ошибкой Министерства просвещения ТАССР, партийных и советских органов республики Пленум Обкома КПСС считает то, что они вместо того, чтобы принять энергичные меры к улучшению работы татарских школ и особенно преподавания русского языка, допустили сокращение контингента татарских школ, задачу лучшего овладения русским языком стали решать однобоко, в ущерб татарскому языку.

Министерство просвещения ТАССР и его местные органы фактически перестали заниматься татарскими школами, проверять их работу. В аппарате Министерства и органах народного образования, а также в Татарском институте усовершенствования учителей мало работников, хорошо знающих литературный татарский язык и способных оказывать квалифицированную помощь татарским школам и их педагогическим кадрам.

Министерство просвещения ТАССР слабо руководит школами, оперативно не решает вопросы о кадрах, укреплении материальной базы школ, обеспечении их учебными и наглядными пособиями; Министерство плохо прислушивается к предложениям и советам партийных, советских, профсоюзных, комсомольских и хозяйственных органов, пытается уйти от контроля партийных органов.

Вопросам татарских общеобразовательных школ до сих пор не уделялось должного внимания также со стороны Обкома КПСС и Совета Министров ТАССР.

Многие райкомы и горкомы КПСС, исполкомы районных и городских Советов не вникают в работу школ, не контролируют состояния обучения и воспитания детей, не проявляют постоянной заботы об укреплении материальной базы татарских школ.

Совет Министров и Госплан ТАССР при размещении нового школьного строительства не учитывают необходимости строительства новых школ в татарских населенных пунктах, в городах и рабочих поселках с татарским населением. Строительство новых школ в республике идет крайне неудовлетворительно, к этому делу не привлечены колхозы, многие промышленные предприятия, строительные организации и общественность.

Придавая большое политическое значение национальной школе, как важной основе дальнейшего развития языка, культуры татарского народа, подготовки национальных кадров и в целях устранения недостатков в этом деле пленум Татарского обкома КПСС ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Обязать бюро Обкома, Совет Министров ТАССР, райкомы и горкомы КПСС, исполкомы районных и городских Советов, Министерство просвещения и его местные органы покончить с недооценкой роли и значения национальной школы, всемерно способствовать повышению ее авторитета, взять под неослабный контроль работу татарских школ, усилить заботу о них.

Считать одной из важнейших задач партийных, советских, профсоюзных, комсомольских и хозяйственных органов всемерное укрепление материальной и учебной базы татарской школы, укомплектование ее высококвалифицированными педагогическими кадрами, повышение качества обучения и воспитания детей-татар на их родном языке.

2. Разъяснить работникам партийных, советских, профсоюзных, комсомольских, хозяйственных организаций, органов народного образования, что обучение и воспитание детей-татар на их родном языке является одним из крупных достоинств советской школы, что это способствует более успешному овладению основами наук, русским языком, создает наиболее благоприятные условия для подготовки молодежи к жизни и активной трудовой деятельности, а также к получению высшего образования и специальности.

3. Обязать Совет Министров, Министерство просвещения ТАССР, райкомы и горкомы КПСС, исполкомы районных и городских Советов до начала нового учебного года навести надлежащий порядок в сети общеобразовательных школ, открыть необратимое количество татарских начальных школ и татарских классов с тем, чтобы дать возможность обучаться на родном языке всем желающим и всем татарским детям, не знающим русского языка.

4. Обязать Министерство просвещения ТАССР и его местные органы покончить со стихийностью и самотеком в руководстве татарскими школами и безотлагательно провести в жизнь следующие меры:

а) обеспечить резкое повышение качества преподавания русского языка и литературы в татарских школах, добиться, чтобы татарская школа давала детям прочные знания по русскому языку; улучшить состав преподавателей русского языка и литературы, нуждающихся в повышении квалификации - переподготовить на курсах усовершенствования;

б) переработать учебный план и программу по русскому языку и литературе для татарской школы с тем, чтобы на уроках русского языка было меньше школярства, зубрежки, а побольше практических упражнений и разговорной речи. Кроме уроков русского языка в школах широко практиковать проведение массовых мероприятий на русском языке, проводить "дни русского языка". Признать необходимым преподавание иностранного языка в татарских школах, начиная с восьмого класса, освободив часы в 5-7 классах для русского языка;

в) в целях лучшего освоения разговорной русской речью, расширения словарного запаса у учащихся-татар - рекомендовать Министерству просвещения в строго индивидуальном порядке в некоторых татарских средних школах вести преподавание отдельных предметов (физики, математики, химии) в VIII-Х классах на русском языке, учитывая при этом наличие хорошо подготовленных педагогических кадров, способных вести обучение на русском языке, подготовку учащихся и согласие родителей;

г) добиться резкого повышения качества преподавания татарского языка и литературы, повысить к ним интерес и уважение детей; восстановить по татарской литературе государственный экзамен на аттестат зрелости; пересмотреть программы и учебники по татарскому языку и литературе в сторону их усовершенствования, улучшить состав преподавателей за счет выпускников вузов; для детей-татар, обучающихся в русских школах и в русских классах смешанных школ ввести преподавание татарского языка и литературы со сдачей экзаменов.

5. В целях более глубокого усвоения основ наук, подготовки учащихся к практической деятельности и получения ими конкретной специальности поручить бюро Обкома КПСС и Совету Министров ТАССР рассмотреть вопрос о переводе татарских школ на II летний срок обучения в соответствии с выступлением товарища Н.С.Хрущева на XIII съезде ВЛКСМ.

6. Обязать Министерство просвещения ТАССР, руководство института языка, литературы и истории Казанского филиала Академии наук СССР, Казанского государственного университета, Казанского педагогического института и Таткнигоиздат коренным образом улучшить дело подготовки и издания учебников, для чего:

а) пересмотреть состав авторских коллективов и пополнить их лучшими опытными учителями и научными работниками; объявлять конкурсы на лучшие учебники; ввести в практику работы авторов систематическую проверку качества учебников непосредственно в школах, в педагогических коллективах; упорядочить систему и последовательность изложения учебного материала, устранить перегрузку по годам обучения; формулировки правил, выводы делать более краткими, четкими и доступными пониманию учащихся;

б) улучшить полиграфическое оформление учебников и учебно-наглядных пособий, издавать их на хорошей бумаге, повысить качество иллюстраций;

в) составление программ, учебников, учебно-методических пособий для школ и словарей для учащихся включить в план научно-исследовательской работы; принять меры к завершению в 1959 году разработки научной грамматики татарского языка, методики преподавания литературного чтения в V-VII классах и литературы в VIII-Х классах, переработать методику преподавания татарского языка и подготовить учебник татарского языка и литературы для вузов;

г) в целях упорядочения составления и контроля качества издания учебников и учебно-наглядных пособий создать при Министерстве просвещения ТАССР сектор учебников.

7. Обязать ректорат Казанского государственного университета, директоров Казанского и Елабужского педагогических институтов улучшить качество подготовки преподавателей для татарских школ. Считать обязательным для всех преподавателей-татар, направляемых на работу в татарские школы, хорошее знание татарского и русского языков. Одобрить опыт работы коренизированных групп в Казанском пединституте и изучить возможности создания таких групп в Казанском государственном университете. Повысить качество курсов методики преподавания и прохождения педагогической практики в татарских школах.

8. Потребовать от Министерства просвещения ТАССР и Татарского института усовершенствования учителей осуществления систематического контроля работы учителей татарских школ, организации повышения их квалификации; считать необходимым, чтобы каждый учитель в течение ближайших двух-трех лет прошел курсы повышения квалификации, возобновить работу двухгодичных курсов для учителей начальной школы по изучению русского языка без отрыва от производства; признать целесообразным поручать преподавание русского языка в отдельных начальных татарских школах специальным учителям, хорошо владеющим русским языком.

9. Предложить партийным, советским, комсомольским, профсоюзным организациям, органам народного образования и культуры во всех детских садах, где это необходимо, вести воспитательную работу на татарском языке; в домах пионеров, клубах, библиотеках, театрах, парках, кинотеатрах проводить работу с детьми татарской национальности так же и на их родном языке; на пионерских слетах, сборах организовать выступления, игры, песни, развивать художественную самодеятельность, больше практиковать радиопередачи для детей на татарском языке.

10. Отмечая, что среди студентов высших и средних специальных учебных заведений республики татары составляют только 28 процентов, обязать партийные, советские и комсомольские организации, директоров всех вузов и техникумов проводить активную работу по приему на учебу больше молодежи, окончившей татарские школы, имеющей жизненный опыт, стаж практической работы, проявляющей большие способности в учебе и труде; по желанию абитуриентов приемные экзамены в высших и средних учебных заведениях проводить на татарском языке.

11. Для того, чтобы молодые специалисты-татары хорошо владели родным языком, признать необходимым во всех высших и средних специальных учебных заведениях ввести для студентов-татар преподавание татарского языка и литературы; в процессе учебы поручать студентам выступления, доклады, написание рефератов на татарском языке, развивать татарскую художественную самодеятельность.

12. Обязать все партийные, советские, профсоюзные, комсомольские и хозяйственные органы республики всемерно способствовать повышению роли и значения татарского языка. В этих целях организовать делопроизводство в соответствующих ведомствах и учреждениях, проводить лекции, доклады и беседы, иметьлозунги, плакаты на татарском языке.

Задача партийных, советских, профсоюзных, комсомольских работников и всей интеллигенции состоит в том, чтобы еще выше поднять трудовую и политическую активность трудящихся, культуру народа, внедрять в производство достижения передовой науки и техники, доводить до сознания людей правдивое слово и вдохновляющие призывы Коммунистической партии на родном языке.

13. Пленум Обкома КПСС считает, что улучшение работы татарских общеобразовательных школ является делом всех партийных, советских и общественных организаций. Пленум считает необходимым развернуть в партийных, профсоюзных, комсомольских организациях, на собраниях трудящихся, в учительских коллективах широкую работу по разъяснению трудящимся значения и роли национальной школы, в печати подвергать критическому анализу работу татарских школ, вскрывать недостатки и вести борьбу за устранение этих недостатков. Пленум обязывает райкомы и горкомы КПСС, исполкомы районных и городских Советов депутатов трудящихся, Министерство просвещения и его местные органы до начала нового учебного года определить контингенты учащихся каждой школы, количество татарских классов, провести соответствующую работу с родителями по приему детей в эти классы, укомплектовать школы необходимым кадрами, снабдить учебниками, наглядными и методическими пособиями, провести необходимый ремонт, обеспечить топливом, мебелью, мастерскими и оборудованием, позволяющими на должном уровне вести политехническое обучение.

14. Обязать Совет Министров, Госплан, Министерство просвещения ТАССР, Татсовнархоз, райкомы и горкомы КПСС, исполкомы районных и городских Советов коренным образом улучшить школьное строительство в республике, добиться безусловного выполнения плана строительства новых школ. Считать необходимыми силами и за счет средств колхозов в каждом районе начать строительство не менее одной средней школы с окончанием строительства в 1959 г.

15. Пленум Обкома КПСС обращает внимание партийных, советских, профсоюзных и комсомольских организаций, органов народного образования на то, что к проведению мер по улучшению работы татарских школ необходимо подойти продуманно, не допускать при этом каких-либо перегибов, администрирования, решительно пресекать малейшие попытки противопоставления татарской школы русской школе, могущих провести к национальной ограниченности и замкнутости. Пленум призывает всех членов Областной партийной организации вести неустанную работу по популяризации среди трудящихся достижений великой русской культуры и других народов СССР, оказавших и оказывающих неоценимое благотворное влияние на развитие татарской культуры и работу татарской школы поставить так, чтобы она воспитывала татарскую молодежь в духе животворного советского патриотизма, братства и дружбы народов, всемерно укрепляла и развивала в ней чувства любви к своему языку и культуре, глубокого уважения русской культуры и культуры других народов.

16. Обязать редакторов республиканских и районных газет, журнал "Совет мэктебе" широко и систематически освещать жизнь и работу татарских общеобразовательных школ, опыт лучших учителей, вопросы эстетического и трудового воспитания, политехнического обучения.

17. Пленум Обкома КПСС выражает твердую уверенность в том, что партийные, советские, профсоюзные, комсомольские и хозяйственные организации, органы народного образования, учительские и научные кадры республики приложатвсе усилия к тому, чтобы татарская национальная школа еще выше подняла уровень своей работы, вооружала учащихся глубокими и прочными знаниями, готовила всесторонне образованных людей, преданных социалистической Родине, Коммунистической партии, советскому народу, способных принять активное участие в производственном труде, в строительстве Коммунистического общества.

Секретарь обкома КПСС
 С.Игнатьев

ЦХИДНИТ. Ф.15. Оп.39. Д.140. Л.5-15.