1996 1/2

Ибрагим Акчурин: штрихи к портрету

В начале сентября 1875 года известный организатор и реформатор в правительстве Александра II Д.А.Милютин побывал в Симбирске. Здесь он посетил также Симбирскую во­енную гимназию. По желанию министра была организована встреча с ее воспитанниками и служащими. Милютин пожелал услышать ответы учеников по математике и истории. Уровнем знаний воспитанников он остался доволен. Своим ответом министра поразил 16-ти летний ученик Ибрагим Акчурин, хорошо владевший, как смог убедиться Милютин, русским языком. Не случайно, что в числе одиннадцати выпускников 1877 года Акчурин окончил курс кадет­ского корпуса с аттестатом.
Сын известного симбирского купца 1-й гильдии Хурамши (Курамши) Акчурина (из этого рода вышли Юсуф Акчурин, Тимербулат, Сулейман, Хасан и Зухра Акчурины) всту­пил в самостоятельную трудовую жизнь.
По нашим данным, в 1908 году он был зачислен в штат симбирского полицмейстера. Но уже через год вышел в отставку. В период первой российской революции было образовано "Симбирское общество фабрикантов сукна". Его председателем был единогласно избран по­томственный почетный гражданин И.Акчурин.
В 1914 году его избирают гласным членом в Симбирскую городскую думу. Здесь Ибрагим Акчурин становится членом юридической комиссии, присутствия по промысловому налогу, общего присутствия казенной палаты. В годы первой мировой войны он участвует в делах призрения нижних воинских чинов и их семей.
О коммерческих делах Акчурина сведения скупы. Известно, однако, что в 1876 году Ибрагим со своим братом Исмаилом купили у помещицы Веревкиной Ишеевскую суконную фабрику. Они установили на фабрике паровой котел, несколько самоткацких станков. В 1884 году Акчурины ее продали.
Близким для И.Акчурина были проблемы национально-освободительного движения. Он участвовал в работе нескольких съездов мусульман России. Ибрагим Курамшевич играл значительную роль в жизни татар Симбирска. (По нашим сведениям, И.Акчурин проживал вначале на ул.Мартыновой, позднее на Покровской ул. По данным ульяновского историка и краеведа С.Л.Сытина, Ибрагим с братом имели дом на ул.Спасской). В конце 1908 года он вместе с симбирским купцом Каримом Абушаевым и дворянином Хусаином Асановичем стал учредителем Симбирского мусульманского общества.
По свидетельству современников, родственников, И.Акчурин был высокообразован­ным человеком, владевшим несколькими иностранными языками. Интересен и круг людей, с которыми он общался. Это - Ш.Марджани, И.Гаспринский и другие. Имя И.Акчурина неод­нократно упоминается в книге "Воспоминания" Заки Валиди.
Во время путешествия по Волге в Астрахань (речь идет о 1910 г. - Н.И.) автор воспоминания познакомился с помощником капитана парохода Мышкиным. "Этот человек стал причиной моего знакомства с еще одним хорошим человеком - симбирским татарином Ибрагимом Акчуриным. Умерший уже в советскую эпоху Ибрагим бей знал, кроме русского, немецкий, чагатайский и уйгурский языки. Спустя год я приехал в Симбирск и гостил у него. До 1923 года, когда я покинул Россию, Ибрагим Акчурин и его семья, с которыми я перепи­сывался на уйгурской письменности, были одними из самых близких мне людей". Далее Заки Валиди пишет об Акчурине и его близких как об интеллигентной семье, "оставившей глубокий след в моей душе".
Впрочем, 3.Валиди посвящает ему не только отдельные строки, но и небольшую гла­ву под заголовком "Моя дружба с Ибрагимом Акчуриным". Вот что в ней можно прочитать:
"... Добираясь на пароходе из Самары в Казань, остановился в Симбирске. До этого я переписывался с Ибрагимом Акчуриным, с которым в свое время познакомил меня помощ­ник капитана. Этот бей просил обязательно его навестить. К нему-то я и отправился. Человек этот, являвшийся родственником редактора выходящего в Стамбуле журнала "Турецкий дом" Юсуфа Акчурина жил в большом одноэтажном деревянном доме. Одну половину дома зани­мала библиотека, другая была превращена в столярную мастерскую. Хозяин дома, прочитав­ший множество книг и изучив несколько языков, свободное от чтения время проводил в своей мастерской, занимаясь столярными делами. Я прожил у него два дня. Этот город, где родился Ленин, в ту пору был очень тихим, с пыльными улицами. Из-за того, что некоторые из улиц были покрыты ковром зеленой травы, он напоминал большую деревню. Я подолгу разговари­вал с дочерьми Ибрагим-бея, которые учились в гимназии. Ибрагим бей считал, что перевод Радловым книги "Кутадгу билиг" изобилует ошибками, и занимался исправлением ее текста. Он дал мне стихотворную повесть чагатайского поэта Мир Хайдара "Железо и муравей", вышедшую в Париже на уйгурском языке, и попросил переписать ее арабскими буквами и прислать обратно. Эта работа была для меня своего рода экзаменом...
... Оказалось, что помощник капитана Мышкин уже не живет здесь. Я сказал Ибра­гим-бею, что прочитал летом один из романов Чернышевского и желал бы прочесть его книгу "Что делать?" Он дал мне экземпляр запрещенной в то время книги и попросил вернуть на­зад из рук в руки, а не высылать по почте. Несмотря на то, что этот родственник фабрикан­тов Акчуриных, будучи их торговым агентом, многократно выезжал за границу, Ибрагим бей был либерально мыслящим человеком, хорошо знакомым с запрещенной литературой русских либералов. Мое увлечение подобной литературой ему понравилось. Во время его наездов в Казань наряду с научными проблемами мы говорили и о политических делах. Главный герой романа "Что делать?" Рахметов, татарин по национальности, - идеалистически настроенный революционер. Он напомнил мне муллу Хисаметдина из романа татарского писателя (впоследствии газетного работника и учителя в Стамбуле) Мусы Акъегат-заде1, я и сам хотел быть похожим на этого героя. Уже расставшись с Россией, я узнал о том, что свои последние дни Ибрагим Акчурин прожил в Уфе в большой бедности, там и умер. Он был из числа тех, которые оставили в моей душе самый глубокий след" 2.
Несколько лет тому назад нам удалось обнаружить часть книг и журналов библиоте­ки И.Акчурина. Их около 30. Книги и журналы на русском и французском языках находятся в фондах Ульяновской областной библиотеки (подробнее об этом см.: "Татарстан", 1993, N2).
О судьбе И.Акчурина после Октября 1917 года сведений мало. Известно, что в ав­густе 1918 году (при белых) он баллотировался по 9-му списку от партии Народной свободы в Симбирскую городскую думу на срок до 1 января 1920 года. Но выборы не состоялись. В советское время проживал в Уфе и скончался в середине 30-х годов.


Примечания:
1. Акъегет-заде Муса (1864-1923) - видный представитель татарской прозы второй по­ловины XIX в. Роман "Хисаметдин менла" был издан в 1886 г. в типографии Казанского уни­верситета.
2. Заки Валиди Тоган. Воспоминания. Кн.1. Уфа, 1994. - С.122, 379.

Наиль Таиров,
кандидат исторических наук