1996 3/4

Татарское достопримечательность в Варшаве

Ю.Малафеев, Я.Гришин - Татарское достопримечательность в Варшаве

Если пребывание татар в Литве и Польше в целом насчитывает 600 лет, то непосредственно в Варша­ве первые мусульмане появляются значительно позже, а конкретно - после поражения поль­ского восстания 1830-1831 годов.

С 1835 года в столице Королевства Польского дислоцируется (в составе гарнизона царских войск) полк кавказской кавалерии. Умиравших военнослужащих-мусульман хоро­ним на первых порах практически в откры­том поле между Черняковом и Секерками, где в настоящее время расположено центральное кладбище Варшавы - Повонзки, район Воля.

Однако в скором времени выявилась острая необходимость в постоянном месте за­хоронения мусульман. В 1839 году по особому разрешению при нынешней улице Млынарской возникает первое в Варшаве мусульманское кладбище-мизар. Это было военное кладбище, хотя на нем погребали также и гражданских лиц мусульманского происхождения, которых в Варшаве в то время проживало немного.

Небольшая площадь мизара на Млы­нарской и постоянное присутствие большого российского контингента в столице Королев­ства Польского и ее окрестностях вынуждали командование заложить другое кладбище. В 1867 году, по инициативе варшавского муллы Сюняева, оно появляется на улице Татарской.

Что касается первого мизара, то он, к сожалению, приходит в упадок и полностью разрушается к началу XX века. В данный момент кладбище закрыто и ждет своей рес­таврации.

Второе кладбище функционоровало как военное до первой мировой войны. Однако на нем разрешалось погребать, и гражданских польских татар и мусульман.

После вторжения немцев в Варшаву (август 1915 года) там находили свой покой российские солдаты мусульманского вероиспо­ведания, взятые в германский плен.

В межвоенный период здесь хорони­ли польских татар, эмигрантов из СССР (Крым, Кавказ, Поволжье), офицеров-мусульман, служивших в польской армии, ди­пломатов из восточных стран.

В годы второй мировой войны клад­бище подверглось сильному разрушению, осо­бенно в период Варшавского восстания 1944 года. В результате чего на нем сохранились не все надгробия как межвоенного периода, так и более раннего.

Тем не менее данный мизар на ули­це Татарской существует по сей день и представляет собой большую историческую цен­ность, являясь некрополем для всех польских мусульман, а не только местных. Здесь нахо­дятся могилы многих польско-литовских татар: генералов, юристов, служителей ислама, обще­ственных деятелей, участников войн, узников концлагерей и т.д.

Это кладбище в 1976 году было взя­то под охрану и стало одним из националь­ных памятников культуры Польши.

В последние годы оно было обнесено новой красивой кирпичной стеной и были по­ставлены новые (в восточном стиле) ворота.

При входе в ворота открывается удивительно ухоженная территория, с денными в надлежащий вид надгробьями.

При беседе со смотрителем данного ми-зара выяснилось, что кладбище содержит­ся как на средства Варшавской мусуль­манской религиозной гмины, так и за счет личных взносов и пожертвований татар-потомков, живущих в Польше и за рубе­жом.

Здесь покоятся останки представителей известных татарских родов: Ахматовичей, Бучацких, Кричиньских, Милюшицких, Мурза-Мурзичей, Соболевских, Сульке-вичей, Туган-Барановских, Шехидевичей и др.(снимки 1, 2).

На кладбище сохранилось два памятни­ка, стоящих на могилах двух известных ге­нералов мусульман российской армии (снимки 3, 4).

В Варшаве в межвоенный период жили эмигранты-татары из Поволжья (Казань). Среди них встречаются такие имена, как Терегулов, Исхаки, Керими и др. Послед­ний из них, известный деятель Идель-Урала, нашел свой покой на данном клад­бище (снимок 6). Он трагически погиб 5 апреля 1934 года. В 1936 году имам Фаз-леев совершил траурный молебен в его честь.

В Варшавской мусульманской религиоз­ной гмине были свои имамы. Наиболее из­вестным и последним перед второй миро­вой войной являлся Али Воронович. Он родился 1 апреля 1902 года в Лаховичах в Литве, в татарской. семье. В 1929 году закончил школу подхорунжих артилле­рийского резерва. В 1923 году Воронович получает диплом магистра ориенталистики Львовского университета. Через год вме­сте с Мустафой Александровичем направ­ляется на учебу в известный Каирский университет Аль Азхар, где учился до 1936 года. Прекрасно знал арабский язык, на котором много публиковался. Писал докторскую диссертацию об араб­ских словах в польском-языке. Опублико­вал ряд работ по истории ислама и татар Речи Посполитой.

В 1937 году его выбирают и утвер­ждают имамом Варшавской религиозной гмины. Эти функции он исполнял до осени 1939 года. Одновременно А. Воронович назначается мусульманским капелланом в 1-й эскадрон татарских улан.

После начала войны он с семьей эва­куируется на восток в направлении Кельц, где следы его исчезают. Есть предполо­жение, что он трагически погибает в 1941 году.

Тем не менее, на Варшавском татар­ском кладбище есть его символическое за­хоронение. О чем свидетельствует приво­димая фотография (снимок 7).

Ныне Варшавское татарское кладбище находится под надзором мусульманского религиозного центра, который располагает­ся в новом прекрасном здании (снимок 5) на улице Вертига, 103. Председателем центра является Александр Али Козаке-вич.

В Варшавском мусульманском религи­озном центре располагается, кроме управ­ления, помещение, недавно значительно расширенное, для проведения служб, то есть внутренняя мечеть. Ее услугами поль­зуются не только польские татары, но и представители дипломатического корпуса восточно-мусульманских стран, с которыми Польша поддерживает дипломатические отношения.

Осмотрев кладбище, побеседовав с ру­ководством мусульманского религиозного центра в Варшаве, приходишь к выводу, что польско-литовские татары внесли в богатую историю Речи Посполитой неоце­нимый вклад, и преклоняешь голову перед их памятью.

В последнее время в Польше снова стало слышно о татарах в Крушинянах и Вехониках, в окрестностях Белостока, ко­торые можно назвать островком Польско­го Татарстана.

 

Юрий Малафеев,

докторант Польской Академии наук, Варшава

Яков Гришин,

доктор исторических наук