1996 3/4

Общество поддержки российско-мусульманских студентов в Берлине (1918-1925)

 
Все началось, пожалуй, с событий первой мировой войны, когда в германском плену оказались тысячи солдат России, Англии, Франции и других стран, среди которых было немало мусульман, размещенных в лагерях как на территории самой Германии, так и в Австро-Венгрии. В конце 1914 года особый лагерь для мусульманских военнопленных был открыт по указанию императора Вильгельма в Вюнсдорфе. Он виделся германской верхушке в первую очередь как инструмент пропаганды не только в мусульманских странах, но и в странах Антанты, в которых проживало немалое количество подданных-мусульман. Поэтому для военнопленных в Вюнсдорфском лагере были созданы вполне сносные условия проживания, что никак нельзя сопоставить с обычными представлениями о тяготах плена: в лагере была своя библиотека, имелся оркестр народных инструментов, выходили газеты (среди них и газета «Эль-Джихад» на татарском и русском языках), издавались другие печатные материалы. В начале 1916 года здесь торжественно была открыта мечеть, первая в Германии. Руководство лагерем и мечетью по поручению Военного министерства осуществлял Алимджан Идриси1. Это человек яркой судьбы, довольно заметный в татарской периодике начала века, получивший образование сначала в Стамбульском университете, затем в Лозанне и Льеже. После этого он, вероятно, и «застрял» в Европе. Будучи руководителем лагеря и имамом лагерной мечети, А.Идриси в своей работе по вполне понятным причинам  опирался на казанских татар. Лагерь в Вюнсдорфе постепенно становился главным центром притяжения для оказавшихся в Германии татар, и не только военнопленных. До 1921 года Военное министерство финансировало лагерь в полной мере.
Вюнсдорфский лагерь был расформирован и закрыт 1 мая 1922 года, подавляющее большинство бывших военнопленных было репатриировано. Однако на месте лагеря осталась небольшая татарская колония, объединенная вокруг мечети, в которой, по некоторым данным, насчитывалось до 200 семей. Часть татар работала на близлежащих промышленных предприятиях, часть обучалась в учебных заведениях Берлина. Продолжала функционировать мечеть. Именно эти обитатели лагеря и стали основой созданного общества.
Другим толчком для создания студенческого общества стало прибытие в 1921-1922 годах десятков молодых людей из России и Средней Азии для учебы в высших учебных заведениях Германии2. На этот счет имелись специальные договоренности между правительствами Германии, России (Советского Союза) и Бухарской (Узбекской) республики. Причем, часть этих студентов получала стипендию от своих правительств. Официальным представителем Бухарской республики, который курировал студентов тюрков, стал все тот же Алимджан Идриси. Большинство из этих студентов обучалось также в Берлине и, естественно, тянулось к татарской колонии в Вюнсдорфе.
По-видимому, учитывая необходимость объединения татарской молодежи в Германии, инициативный Алимджан Идриси и организовал «Общество поддержки российско-мусульманских студентов» в Берлине. Точный год создания общества нам неизвестен, им можно считать 1918-й, так как сохранившийся текст устава общества, который в полном объеме публикуется ниже, имеет библиотечную сигнатуру с упоминанием 1918 года. Имеющиеся данные об этом обществе скудны, на сегодняшний же день можно сказать, что оно являлось центром притяжения татарской молодежи в Германии того времени. Татарские студенты получали от него не только моральную, но и материальную поддержку. Однако, судя по всему, именно в материальном отношении Общество столкнулось с серьезными трудностями, особенно в период экономического и финансового кризиса в Германии 1923-1924 годов, что, по-видимому, и привело к его распаду. Об этом говорят следующие факты.
В сентябре 1923 года начальник Татарского ГПУ С.Шварц докладывал бюро Татарского обкома РКП (б) о финансовых средствах, которые переводятся некоторыми учреждениями республики за границу. Так, по его сведениям, нарком земледелия Юнус Валидов регулярно выплачивал по просьбе общества стипендии детям известного общественного деятеля Губайдуллы Буби - Галие и Галиму, которые обучались тогда в Берлинском университете. В подтверждение С.Шварц предоставил членам бюро письмо Алимджана Идриси на имя Ю.Валидова с просьбой о помощи: "В настоящее время комиссия (т.е. общество — И.Г.) денег не имеет. Ждем от вас денег и по возможности поскорее. В связи с окончанием экзамена в связи с важнейшими событиями в Германии жизнь с каждым днем дорожает". А.Идриси сообщал также, что в то время только в Берлине под патронажем общества находится около 40 студентов-мусульман из России. Кроме денег, он просил выслать для библиотеки общества татарские книги, газеты и журналы3. Судя по всему, материальную помощь студентам-татарам за рубежом оказывал не только Наркомзем, но и некоторые другие учреждения Татарии, так как бюро Татарского ОК РКП(б) 17 ноября 1923 года запретило Наркомзему, Наркомпросу, Наркомздраву и Татарскому СНХ субсидирование студентов отечественных и зарубежных вузов без санкции обкома4.
11 ноября 1924 года А.Идриси от имени общества обратился в германское Министерство внутренних дел, сообщая, что к началу 1924 года почти все члены общества оказались без работы, у них не осталось средств для уплаты членских взносов и аренды бараков в Вюнсдорфе. Идриси просил определенных финансовых послаблений и льгот, в чем, кстати говоря, нашел поддержку у представителя МВІ Кюнцера. Последний переправил указанную бумагу в Министерство финансов, сопроводив ее собственной просьбой «поддержать дружественное Германии объединение»5. Но Министерство финансов имело свои соображения и в просьбе Г.Идриси отказало.
Развязка приближалась. После 1924 года мы не встречаем в источниках упоминаний об обществе.
Публикуемый в переводе с немецкого устав «Общества поддержки российско-мусульманских студентов» позволяет представить цели и задачи этой организации такими, какими они формулировались ее создателями, ее структуру, а значит, дает вполне достоверную информацию о малоизвестном факте нашей истории. Судя по тексту, организаторы видели перспективу общества, надеялись на его долгое существование, но реальная жизнь внесла свои коррективы в их планы. Вместе с тем многие  заявления организаторов, сделанные в уставе, порождают немалое количество вопросов, на которые сегодня трудно ответить. Как складывалась повседневная деятельность общества? Как осуществлялись контакты с родиной, в частности, каким образом велась пропаганда общества в татарской периодической печати? Сохранилась ли остальная документация общества, например, протоколы заседаний? Где могут находится книги из библиотеки общества? Были ли составлены и сохранились ли списки членов общества?
Мы можем рассматривать Устав не только как исторический источник. Это и юридический документ, позволяющий судить об уровне правосознания татарской эмиграции в Германии, об уровне восприятия ею германской правовой системы Германии, об ее интегрированности в эту систему.
Функционирование общества в какой-то степени является также продолжением в новых условиях традиций татарской благотворительности, которая так широко была распространена в конце XIX - начале XX веков.
Руководство общества намеревалось продолжать свою работу до тех пор, пока "тюрко-татарская нация" не станет независимой от европейской культуры. Не звучит ли это слишком громко? Ведь в первоначальных заявлениях целью общества считалось ознакомление татарской молодежи с достижениям европейской, в первую очередь, немецкой науки, культуры и промышленности. Что же тогда может значить «независимость от европейской культуры»? По-видимому, лидеры татарской эмиграции в Германии полагали, что татарская культура и наука должна развиваться в тесной связи с европейской наукой и культурой и достичь того уровня, когда она уже сможет на этой основе развиваться самостоятельно. Скорее всего, именно такая независимость имелась ими в виду.
 
 
Искандер Гилязов,
кандидат исторических наук
 
Общество поддержки
российско-мусульманских студентов
Адрес: Берлин, В 50,
Бамбергерштрассе 42.
 
УСТАВ6

 
Название общества
"Общество поддержки российско-мусульманских студентов".

 
Цель и повод
Общество желает распространять немецкую культуру и промышленность среди российских мусульман.

 
Идея
Для этой цели должно быть привлечено в Германию как можно большее количество мусульманских учащихся обоего пола из Татарии7 и из Туркестана, и им должна быть оказана материальная и моральная помощь.

 
Доходы
Кроме фонда в 500 марок, который был уплачен в кассу основателями, и субсидий от активных, пожизненных и почетных членов, доход Общества составляется из подарков (добровольных пожертвований) со стороны лиц, которые заинтересованно относятся к целям Общества.

 
Члены
Общество имеет три категории членов:
а) Активные члены. Каждый тюрко-татарский учащийся мужского или женского пола, который регулярно обучался в течение двух семестров в одном из европейских университетов, и каждый российский мусульманин, который представляется подходящим для достижения цели Общества и по меньшей мере имеющий абитур8, большинством правления может быть избран членом Общества.
б)Почетные члены. Почетным членом может быть назван тот, кто обязывается ежегодно уплачивать по меньшей мере 25 рублей.
в)Пожизненные члены. Таковыми могут быть названы те, кто пожертвует минимум 500 рублей, или же те, кто оказывает Обществу неоценимые услуги.
Взносы активных членов:
Активные члены платят при вступлении в Общество 3 рубля вступительного взноса и позднее по 1 рублю ежемесячного взноса.
 

Делегаты Общества в России
г) Чтобы поддерживать интересы Общества в различных городах, в мусульманских центрах России должны действовать делегаты Общества. Для распространения идей Общества и для публикации его сообщений будет избрана тюрко-татарская газета, которая издается в России.

 
Задачи делегатов
а) Делегаты должны прилагать старания, чтобы увеличить число почетных и пожизненных членов.
б) Они должны вести широкую пропаганду, чтобы в Германию для учебы было отправлено как можно большее количество учащихся (но только способных к учебе).

 
Правление Общества
Правление избирается из активных членов и состоит из первого и второго председателей, казначея, первого и второго секретаря и двух делегатов.

Задачи Правления:
а) Правление должно знакомить мусульманскую российскую молодежь с культурной и промышленной жизнью Германии,
б) вдохновлять (привлекать) молодых мусульман с помощью тюрко-татарской прессы, издающейся в России и с помощью делегатов для выполнения целей Общества и призывать их к обучению в Германии,
в) обращаться в инстанции и принимать необходимые решения, чтобы молодые люди, которые прибывают в Германию, смогли найти себе место в различных учебных заведениях и на промышленных предприятиях,
г) денежными средствами поддерживать учащихся, которые сами не в состоянии обеспечить свое проживание и учебу, до конца их обучения,
д) наблюдать за добрым поведением и прилежной учебой учащихся, чтобы они стали полезными представителями нашей нации и поддерживали цели нашего Общества,
е) каждые шесть месяцев сообщать тюрко-татарскому народу о деятельности Общества,
ж) словом и делом стоять на стороне тех, кто обращается в Общество с просьбой о поддержке найти жилье в месте обучения, помочь оплатить учебу или найти средства к существованию.
Оно должно приложить усилия, чтобы вблизи от Берлина отыскать подходящий пансион, где татарские студенты могли бы оставаться до тех пор, пока они не овладеют разговорным языком и смогут посещать учебное заведение (университет) или же устроятся на промышленное предприятие.
Оно должно приложить усилия для расширения библиотеки Общества и для содержания ее в порядке.
з) Чтобы можно было осуществить вышеназванные задачи, необходимо всеми возможными средствами стремиться к повышению состояния Общества.

 
Обязанности и права председателя
а) Он должен руководить заседаниями Общества.
б) В случае необходимости он должен созывать чрезвычайные собрания правления.
в) Он должен хранить печать Общества и контролировать ее использование.
г) Он должен представлять Общество или же поручать таковое другому члену правления.
 

Обязанности секретаря
а) Он должен вести всю документацию Общества, за исключением кассовой книги.
б) Он должен вести протоколы заседаний.
в) Он должен отвечать на все письма, которые поступают в Общество, после того, как он посоветуется по этому поводу с обоими председателями.
г) Он должен составлять все сообщения о деятельности Общества, которые каждые полгода появляются в прессе, и  раз год составлять отдельное сообщение для активных членов Общества.
 
 
Обязанности казначея
а) Он должен депонировать деньги Общества в одном из банков.
б) Он должен вести книгу о доходах и расходах Общества и ежемесячно докладывать правлению о состоянии кассы.
в) Он должен ежемесячно выплачивать установленные пособия студентам, которые поддерживаются Обществом.
г) Он ни в коем случае не имеет права иметь при себе свыше 500 марок из денег Общества и выплачивать единовременно свыше 100 марок без разрешения правления.

 
Задачи делегатов
а) Он должен предпринимать все возможное, чтобы познакомить мусульманскую молодежь с учебными заведениями и промышленностью Германии.
б) Он должен принимать татарских студентов, прибывающих на учебу в Германию, в Берлине, чтобы облегчить или сделать возможным их включение в учебу или же в работу на промышленных предприятиях согласно их желаний.
в) Он должен наблюдать за работой студентов, разыскивать в случае необходимости и с согласия правления тех, кто испытывает сложности.

 
Обязанности заместителей
Второй председатель, второй секретарь и второй делегат являются соответственно заместителями первого председателя, первого секретаря и первого делегата.
Они обязаны поддерживать членов правления в исполнении их деятельности и представлять их, если для последних это затруднено. Работа в библиотеке поручается второму секретарю.

 
Основное местопребывание Общества
Основным местопребыванием Общества является Берлин.
г) Общее собрание Общества организуется раз в год в Берлине. На этом собрании проверяется деятельность правления и сообщения казначея. После этого избирается новое правление, повторный выбор старого правления допустим.
д) Заседания правления организуются раз в месяц в Берлине, на Бамбергерштрассе 42. Правление правомочно, если присутствует большинство его членов. После войны с увеличением работы заседания правления могут проводиться чаще.

 
Разное
а) Состояние Общества управляется одним из банков.
б) Общество имеет собственные помещения, где располагается и библиотека.
в) На печати пишется название Общества по-татарски и по-немецки: "Общество помощи российско-мусульманским студентам" ("Hilfsverein für russisch-mohammedanische Studenten").
г) Каждый член Общества, который своей деятельностью вступает в противоречие с целями Общества или же нарушает положения устава, после трехкратного, но безрезультатного предупреждения со стороны правления, исключается из числа членов Общества.
д) Все обучающиеся, которые поддерживаются Обществом и работают недостаточно прилежно, после трехкратного, но безрезультатного предупреждения со стороны правления, перестают получать какую-либо помощь со стороны Общества.
 
Изменения в устав могут быть внесены с согласия только 3/4 активных членов. Если на заседании, о повестке которого правление сообщает всем членам за 15 дней до собрания, не присутствует необходимого количества членов Общества, то в течение последующих 15 дней созывается повторное собрание, которое в любом случае правомочно.

 
Основатели Общества
Основателями Общества являются:
1. Президент, господин Алим Идрис, духовный наставник в лагере военнопленных мусульман в Вюнсдорфе под Берлином.
2. Казначей, господин Мидхат Шакир, студент Высшей технической школы в Шарлоттенбурге.
3. Секретарь, господин Ибрагим Акчура, студент Высшей технической школы и учитель в турецкой школе Немецко-турецкого общества в Дрездене.
4. Делегат, господин Бедри Камаледдин9, студент-медик из Берлина.
 
Поскольку деятельность Общества запланирована не на короткий срок, а наоборот должна стать постоянной, то Общество будет продолжать свою работу до тех пор, пока тюрко-татарская нация не станет независимой от европейской культуры.
К тому времени, когда Общество будет распущено, его капитал будет по решению правления пожертвован "Общественной казне российских мусульман внутренней России и Сибири" или же "Оттоманскому Красному Полумесяцу".

 
 
Примечания:
 
1. Алимджан Идриси (Алим Идрис) (1887-ум.после 1945) — общественный и политический деятель, журналист. Со времени первой мировой войны находился в Германии, сотрудничая с МИД и Военным министерством. С 1922 по 1926 год являлся официальным представителем Бухарской республики в Германии. После распада Общества поддержки российско-мусульманских студентов в 1924-1928 годах возглавлял Мусульманское общество почтения к Аллаху, став заметной фигурой в жизни мусульманской общины Германии. С апреля 1934 года вновь работал в МИД Германии в качестве научного сотрудника-консультанта, а с мая 1939 года — одновременно и в Министерстве пропаганды, где занимался радиопропагандой на арабские страны. Активно сотрудничал с нацистским режимом, рассчитывая на его поддержку “освободительной” борьбы тюркских народов СССР. Имел очень натянутые отношнеия почти со всеми лидерами татарской эмиграции. После войны покинул Германию и обосновался на Ближнем Востоке, по одним данным — в Египте, по другим — в Саудовской Аравии.
2. См. об этом подробнее: Yaroshevski, Dov. Bukharan students in Germany, 1922-1925, in: Baldauf, Ingeborg; Friederich, Michael (Hrsg.) Bamberger Zentralasienstudien: Konferenzakten/ ESCAS IV, Bamberg 8.-12. Oktober 1991. - Berlin 1994, S.271-278; ТурдиевШерали. Улар Германияда укиган эдилар. Тошкент: Фан, 1991.
3. ЦГА ИПД РТ, ф. 15, оп. 1, д. 853, л. 99-102.
4. Там же, л. 315.
5. Politisches Archiv des Auswartigen Amtes. – Bonn, Islam, R 78240.
6. Устав Общества поддержки российско-мусульманских студентов отпечатан на немецком языке типографским способом в виде брошюры объемом в четыре страницы. Выходные данные публикации отсутствуют.
7. Так в тексте: “Tatarei” - “Татария”.
8. Абитур - гимназическое образование, которое давало право поступления в университет.
9. Бедри Камаледдин (род.1896) - студент стоматологии в Берлине, одновременно лектор татарского языка в Берлинском университете. Родился в Казалинске в семье купца Камаледдина Сейфульмулюкова. Получил образование в Оренбурге, затем в лицее в Стамбуле, где получил турецкое гражданство. В Германии жил с августа 1915 года, с октября 1916 года обучался в Берлинском университете. С сентября 1918 года при поддержке известного тюрколога Курта Вайля начал преподавать татарский язык в Берлинском университете. В начале 1925 года изъявил желание поехать для преподавательской работы в Ташкент. Соответствующее разрешение ему было дано, последующая его судьба неизвестна.