1997 1/2

Потомки хана Токтамыша

«Иначе началась битва на крыле татар. Татарские панцыри из каленой кожи буйволов и их обтянутые такой же каленой кожей щиты не могли бы выдержать удара копий, и татары хана Багардина, сшибаясь с хоругвями наемников, которых вели Кристоф фон Герсдорф, Фридрих фон Бланкенштейн, Ганс фор Вальдов, Отто фон Ноститц, пустили в ход неожиданное для немцев оружие. Когда двадцать - тридцать шагов отделяло ликующее рыцарство от татар, вдруг взвились в воздух арканы и почти весь первый ряд покрытых броней предхоругвенных был позорно свален, словно сдут ветром, под копыта своих же толстоногих, мощных коней. Пользуясь смятением крыжаков, татарские сотни рванулись вперед и ударили в мечи и сабли. Шедшие следом лучники выпустили навстречу рыцарям завесу стрел и, в мгновение ока скинувшись с седел, перерезали оглушенных падением наемников. Казавшееся забавой истребление татар обернулось с первой же минуты потерями и нелегким боем. Мощь мечей, разрубавших незатейливые доспехи, уравновешивалась змеиными объятиями арканов, метко падавших на голову и снимавших с коня грозных немцев. Веревкой было обидно вырвано из рук хорунжего и будто само улетело в гущу татар знамя хоругви Герсдорфа - красный крест на белом поле. Рыцари взвыли от ярости и стыда..»

Так известный белорусский писатель Константин Тарасов описывает начало грандиозной по своим масштабам Грюнвальдской битвы (одной из крупнейших во времена средневековья). 15 июля 1410 года под Грюнвальдом (ныне территория Польши) объединенные войска Речи Посполитой и Великого княжества Литовского наголову разгромили могущественный Тевтонский орден. В этой битве союзником великого князя литовского Витовта, приведшего под Грюнвальд более сорока белорусских и литовских хоругвей (белорусы составляли подавляющее большинство огромной армии), была пятитысячная легкая татарская конница, предводительствуемая ханом Джелалетдином, которая, по сути, и развязала это сражение.

К сожалению, советские историки (и что особенно горько, белорусские ученые) долгие десятилетия не уделяли должного внимания Грюнвальдской битве. Для белорусов, к примеру, итог победы над крестоносцами под Грюнвальдом был поистине эпохален: более пяти веков (до 1914 г.) нога вооруженного немца не ступала на их земли!...

Грюнвальд к тому же стал одним из самых ярких примеров боевого братства белорусов и татар, положившим начало вот уже шестисотлетнему тесному соседству двух древних народов...

Мы погрешим против истины, если станем утверждать, что это соседство во все времена было идиллически безоблачным...

Однако обо всем по порядку... Начнем с того, что, по мнению некоторых исследователей, именно татарам Беларусь обязана своим названием (во многих источниках белорусские земли, прежде всего центральная и западная их часть, назывались Литвой). Как известно, в течение 1236-1240 годов восточные и южные княжества Киевской Руси были покорены монголами. Западные же ее земли, вошедшие к тому времени в состав молодой, но уже достаточно сильной державы - Великого княжества Литовского, остались свободными, "белыми" от нашествия кочевников, пришедших на европейские равнины из бескрайних степей к югу от Амура, с берегов полноводного Керулена и из бескрайних песков Гоби.

Это не значит, что степные завоеватели вовсе миновали белорусские земли.

В 1242 году на Беларусь и Литву двинулись многочисленные полки, ведомые ханом Балаклаем. Тогдашни великий князь литовский Миндовг вывел навстречу пришельцам сильную рать. Кровопролитная битва произошла в сорока пяти верстах к северо-западу от Лиды (город в Гродненской области), возле села Василишки. Кочевники под предводительством одного из военачальников Балаклая, Шейбака, были разбиты.

1249 год отмечен еще одной крупной битовой Миндовга с монголами. На этот раз неподалеку от Минска (в окрестностях современного города Дзержинска), на реке Нетечи, вблизи Крутогорья, потерпел поражение хан Койдан (до сей поры железнодорожная станция, расположенная неподалеку от Дзержинска, называется Койдановом).

Вошла в летописи и битва князя Рингольда с многолами у села Могильно (Узденский район Минской области) в 1284 году, которая также завершилась поражением кочевников.

Следует отметить, что история военного противостояния Великого княжества Литовского и ордынцев насчитывает более трехсот лет. Летописи зафиксировали около пятидесяти набегов воинственных кочевников на белорусские земли. От них терпели Минск и Витебск, Гродно и Брест, Слуцк и Новогрудок, Полоцк и Мозырь, Пинск и Бобруйск, Туров и Речица, Клецк и Рогачев, Чечерск и Лоев, Крево и Друцк, Каменец и Слоним. Характерно, что татар достаточно часто привлекали в союзники политические противники Великого княжества Литовского: поначалу, во второй половине XIII столетия, - Галицко-Волынское княжество, а после, в первой половине XVI столетия - Московская держава, освободившаяся к тому времени от 240-летней ордынской зависимости.

Однако нас интересует другая сторона взаимоотношений татар с белорусско-литовской державой...

Великий князь литовский Гедимин к концу первой четверти XTV столетия присоединил к своей державе опустошенные татарами южные земли былой Киевской Руси и двинул свои хоругви на юго-восток. Здесь он столкнулся с воинственными кочевниками -кипчаками и татарами. К тому времени держава Гедимина была весьма обширна, и великий князь решил сделать кочевников своими союзниками, поручив им охрану южных рубежей Великого княжества Литовского. Кочевники выполняли свою задачу достаточно эффективно, и Гедимин пригласил этих искусных воинов на постоянную службу.

Преемники Гедимина, великие князья Кейстут и Ольгерд, пошли еще дальше: они стали привлекать татар к участию в походах против московитов, поляков, крестоносцев. Многие татарские воины, отличившиеся в походах, получили право селиться в границах Великого княжества Литовского, вблизи городов и феодальных замков.

Характерен пример татарского хана Джанибека, отношения которого с Ольгердом поначалу были враждебными: хан совершал набеги на земли князя, тот в ответ воевал с улусом хана. Но в 1350 году Ольгерд пригласил Джанибека в поход против поляков. Через два года воины Джанибека снова ходили с Ольгердом на Польшу. После успешных походов многие из них осели в Великом княжестве Литовском.

В мире с татарами жил и следующий великий князь - Ягайло. Далеко не всем известен факт, что в 1380 году войско Ягайлы спешило на помощь хану Мамаю на Куликово поле. Кто знает, как бы завершилась эта знаменитая битва, если бы хоругви Ягайлы вступили в бой на стороне Мамая. Однако великий князь не отдал последнего приказа: белорусы и литовцы в битву не вступили, и Мамай, хотя и с превеликим трудом, но был разбит дружинниками московского князя Дмитрия.

Интересно, что с целью успокоения возмущенных союзников Ягайло установил родственные связи с сыном Мамая - Койданом. Внук Мамая - Лекса был приглашен в Великое княжество Литовское, принял христианство под именем Александра и, получив во владение обширные земли в Приднепровье, положил начало знаменитому белорусскому шляхетскому роду князей Глинских...

На рубеже XIV и XV столетий наступил закат некогда могущественной Золотой Орды, которую в середине XIII столетия создал в низовьях Волги легендарный хан Батый. Одной из причин стали изнурительные династические и родоплеменные споры. Их победители по очереди занимали шатающийся золотоордынский трон, побежденным же приходилось бежать - то ли в Московию, то ли в Литву (так в то время назывались белорусские земли; территория современной Литвы называлась тогда Жемайтией и Аукштайтией).

Великим князем литовским в те времена был мудрый политик и талантливый воитель Витовт. Он охотно принимал татарских беглецов в свои владения. А они к концу XIV столетия были огромны: Великое княжество Литовское простиралось от Балтийского до Черного моря и от Буга и Нарева до Подмосковья...

В 1380 году, после смерти Мамая, великий хан Тимур-Ленк (Тамерлан) возвел на золотоордынский трон предводителя Белой Орды хана Токтамыша. Вскоре тот, почувствовав силу, выступил против своего сюзерена. С 1384 по 1395 годы шла бескомпромиссная борьба Токтамыша с Тамерланом за Золотоую Орду. Победил в ней "Великий Хромец". После сокрушительного поражения на Тереке остатки войска Токтамыша бежали в Молдавию, Московию и Литву. Сам мятежный хан направился в Крым...

Однако и там ему не было покоя. В 1397 году, при попытке овладеть богатой Кафой, он был разбит Темир-Кутлугом и бежал в Киев, чтобы просить помощи у могущественного Витовта...

Великий князь откликнулся на просьбу Токтамыша. В конце лета 1397 года Витовт собрал в низовьях Дона большое войско и двинул его в Крым. 8 сентября вблизи Кафы он разбил отряды местных беков и мурз и вернул Крым Токтамышу.

Именно в это время великий князь вывел из крымских степей многотысячный татарский полон.Часть пленных татар он посадил на южных границах своей огромной державы, многих подарил ставшему к тому времени польским королем Ягайле, а большую часть расселил в Литве - Беларуси...

Таким образом, с 1397 года начинается 600-летняя история белорусских татар...

В 1399 году между великим князем и ханом был заключен союз. О его условиях свидетельствуют летописи: "Витовт рече: "Я тебя (Токтамыша - С.А.) посажу на Орде... А ты мене посади на Московском великом княжении..."

Как видим, планы Витовта были поистине грандиозными: заимев в союзники все еще достаточно могучую Золотую Орду, объединить вокруг Вильны (тогдашней столицы Великого княжества Литовского) все восточнославянские земли...

Однако трагические события 12 августа 1399 года на реке Ворскле (неподалеку от Полтавы) навсегда перечеркнули планы Витовта. Одолеть огромное татарское войско под предводительством Тимур-Кутлуга и Едигея он не смог. Как свидетельствуют летописи: "Попусти бог татарам".

На поле кровавой сечи осталась половина воинов Великого княжества Литовского, сам же Витовт "побеже в мале дружине"...

Трагедия на Ворскле, тем не менее, не остановила исход татар на белорусские земли. Этот процесс продолжался на протяжении всего XV столетия: в Беларусь шли и шли татарские переселенцы, причем не только из Крыма, но и из Поволжья и даже Средней Азии. Преемники Витовта – великие князья литовские Казимир Ягелончик, Александр Казимирович, Жигимонт I - продолжали его политику: расширяли татарские поселения, укрепляли их. Татарская знать получала во владение все новые и новые земли.

Татары расселялись по всей территории Беларуси, однако долгое время их "столицей" была Лида. Приняв под свое покровительство Токтамыша, Витовт поселил его именно здесь. Хан жил в Лиде до 1399 года в большом доме, который и после его отъезда из города долгое время назывался Токтамышевым двором.

С 1434 по 1443 годы Лида была резиденцией хана Кипчакской орды Хаджи-Гирея, который был городским главой - старостой.

Кстати, последний хан Золотой Орды Ахмед жил в окрестностях Щучина (районный центр в Гродненской области), где и сегодня компактно живут белорусские татары.

Первый крымский хан, который положил начало знаменитой династии Гиреев, родился в Великом княжестве Литовском, под Троками (ныне литовский город Тракай).

Значительно увеличилось татарское население Беларуси после знаменитой битвы под Клецком (ныне небольшой районный центр в Минской области), которая произошла 5 августа 1506 года. Более 30 тысяч крымских татар привели тогда на белорусские земли Махмат-Гирей, Битис-Гирей и Бурнаш-Солтан и на берегах тихой реки Лань были наголову разбиты. Пленных снова расселили по белорусским городам, многие из них оказались в Минске, где образовали Татарскую Слободу (район современной улицы Димитрова).

Примечательно, что войском Великого княжества Литовского под Клецком руководил князь Михаил Глинский - потомок золотоордынского хана Мамая...

В 1562 году крымские татары разрушили город Рогачев (ныне районный центр в Гомельской области), и это, пожалуй, был последний набег кочевников на белорусские земли. С этой поры взаимоотношения белорусов и татар носили только мирный характер...

За год до разрушения Рогачева великий князь литовский Жигимонт-Август выдал белорусским татарам "привилей" (грамоту) на шляхетство (дворянство). В 1568 году он подтвердил его. Позднее эти "привилей" подтверждали короли польские и великие князья литовские: Стефан Баторий (1576 г.), Жигимонт III (1608 г.), Владислав IV (1634 г.). Во времена правления Жигимонта-Августа впервые была проведена перепись татар Великого княжества Литовского. Им было дано право вступать в браки с христианами.

При Жигимонте III многие татарские шляхтичи стали принимать белорусские имена и фамилии. Наиболее знатные из них служили при королевском и великокняжеском дворах. Среди них исследователи называют Уланских из Гродненского и Ошмянского поветов, Юшинских из-под Трок, Найманских из Виленского воеводства, Яновских и Борунских из Новогрудского воеводства, Кондрацких из Мережлянского повета.

Следует заметить, что шляхетское достоинство получали только знатные татары -потомки ханов и военачальников. Большая же часть наследников воинственных кочевников входила в сословие ремесленников, некоторые становились земледельцами, в основном - огородниками. Ремесленники-татары селились отдельными улицами, так называемыми концами, образовывая в городах и местечках (небольших городах) слободы и предместья. Так, татарское предместье Минска, состоявшее из Большой и Малой Татарской улиц, просуществовало до начала XX столетия.

Согласно документальных источников, в XVI столетии в Великом княжестве Литовском насчитывалось около 40 тысяч татар. Через сто лет их число выросло до 100 тысяч.

Многочисленные опустошительные войны, выпавшие на долю Беларуси - Литвы, сказались и на количестве местного татарского населения: к началу нашего столетия их осталось всего 20 тысяч. Большая их часть проживала в окрестностях Новогрудка, Полоцка, Гродно, Минска, Мира, Несвижа, Ивья, Клецка, Синявки, Узды, Копыля, Слуцка, Ляхович, Смолевич.

Уже в начале XVI столетия татары в общении между собой перешли на старобелорусский язык, который до конца XVII столетия был государственным в Великом княжестве Литовском. На арабском и чагатайском (восточнотюркском) языках читали только молитвы.

Белорусские татары были и остаются мусульманами-суннитами, почитая шариат, каноническое исламское право, построенное на заповедях Корана. Во времена Великого княжества Литовского определенное количество татарских поселений, приписанных к той или иной мечети, образовывало приход. Крупная община называлась джемиатом. Именно джемиат избирал имамов, мулл, подтверждал шляхетское происхождение татар.

В конце XVIII столетия, когда Великое княжество Литовское было присоединено к Российской Империи, система джемиата была ликвидирована. Белорусские татары перешли в подчинение Таврического духовного правления. Административное руководство татарским населением на местах осуществляли так называемые патроны, которыми, как правило, назначали знатных татар, находившихся на царской службе и имевших высокий чин.

Однако, как отмечают исследователи, татары Великого княжества Литовского всегда стремились к религиозной автономности. Их подчинение Таврическому духовному правлению было во многом формальным. Ведущую роль в духовных делах белорусских татар играли местные автокефальные объединения. Они избирали муфтиев, которые стояли во главе "наивысшего коллегиума мусульманского". Этот институт окончательно утвердился в 20-30-х годах нашего столетия.

Появление первых мусульманских храмов на белорусской земле восходит к времени Витовта. Именно при нем были воздвигнуты мечети в Сорока Татарах, Лукишках и Некрашунцах. К 1588 году относятся упоминания о мечетях в Ловчицах и Троках. По мнению польского исследователя Ричарда Бруковского, в XVII столетии в Великом княжестве Литовском было 16 мечетей. Как свидетельствует историк Станислав Кричинский, к 1795 году на территории княжества насчитывалось 23 мечети и 65 молитвенных домов. Он же приводит данные о том, что к 30-м годам XX столетия на территории Беларуси, Литвы и Польши было 17 мечетей и всего 2 молитвенных дома. Среди них - мусульманские храмы в Клецке, Ляховичах, Мяделе, Мире, Новогрудке, Слониме, Видзах, Ловчицах. Кроме того, имелись мечети в Смиловичах, Узде, Копыле, Минске.

К сожалению, сегодня можно увидеть только четыре сохранившиеся мечети: в Довбучках Сморгонского района (впрочем, ее недавно перевезли в Белорусский государственный музей народной архитектуры и быта), Ловчицах (Новогрудский район), Новогрудке и Ивье (районный центр Гродненской области). Последний из названных мусульманских храмов - единственный действующий в Республике Беларусь.

Кстати, на месте Минской мечети, возведенной в 1599 году (в конце XIX столетия вместо нее был построен каменный храм) сегодня находится здание гостиницы "Юбилейной".

Местом паломничества - хаджа - белорусских татар (большинство из них, конечно же, не имели возможности отправиться в Мекку) были местные святыни: могилы младенца в Синявке (Клецкий район) и пастушка Аулия Кунтусия в Ловчицах (Новогрудский район), который, по преданию, обладал даром переноситься к гробу Магомета в Медину.

Могила Кунтусия сохранилась до сей поры, и к ней по мусульманским праздникам съезжаются татары со всей Беларуси.

Самая крупная татарская община в Беларуси находится в Ивье и насчитывает около 800 человек. По преданию, Ивьевскую общину основал "благородный Батальд" (по-видимому, великий князь литовский Витовт). Именно он в начале XV столетия в знак благодарности за участие татар в Грюнвальдской битве передал им во владение урочище Муравщизна, находившееся в километре к югу от Ивьевского замка. Ивьевские татары - выходцы из Лукоморья (с берегов Азовского моря). Оттуда они принесли с собой высокую культуру огородничества, чем с успехом занимаются до сей поры. Все местные татары держат коров и овец. Они сохраняют свои многовековые традиции.

В Ивье находятся три татарских кладбища (мизара): два старых и одно действующее.

Кроме Ивья, значительные татарские общины существуют в Ловчицах, Новогрудке, Гродно, Минске.

Большинство белорусских татар являются предками кипчакских племен из крымских и южноукраинских степей, некоторая часть уходит корнями к среднеазиатским народностям. На это указывают символические знаки родов - тамги. Среди белорусских татар - предки киргизских племен Садир и Найма, Кара-Керис и Серкеч, Балтолу и Джа-лаир, крымских родов Девлет Бердей и Девлет Гирей, Сирин и Аргун, золотоордынских родов Уйшун и Конград, по преданию получивших тамги от самого Чингис-хана. По мнению исследователей, на белорусской земле живут предки около полусотни знаменитых татарских родов: Александровичи из рода Искандер, Шабановичи из рода Шейбан, Барановские из рода Борын, Кондратовичи из рода Конград, Асановичи из рода Асан... Среди белорусских татар часто встречаются и такие, оформленные на местный манер, фамилии: Конопацкий, Якубовский, Базаревич, Саганович.

В родословных некоторых известных людей имелись предки - белорусские татары. Среди них - выдающийся польский романист Генрик Сенкевич, один из основоположников белорусской поэзии Франтишек Богушевич. Татары по происхождению, известные ученые-филологи: Антон Мухлинский, Степан Александрович, писатель Вячеслав Адамчик...

Кстати, и многие белорусы имеют фамилии, которые образовались от татарских корней: Курош, Камай, Булгак, Бузук, Колдай, Довляш, Букатый, Колган, Кубеко, Кардаш, Солтан...

Достаточно часто встречаются в Беларуси топонимы татарского происхождения: Койданово, Татарка, Татарщина, Сорок Татар, Мамай, Орда, Агдемер, Болбасово, Та-тарск, Татариновичи, Татарья, Бабаевичи, Баево, Балаши, Баторин, Баштан, Галимцы, Карачино, Карачуны, Курманово, Мамойки, Мурзы, Тодулино, Чаусы, Чигири, Шайтарово.

Сегодня в Республике Беларусь насчитывается более 12 тысяч татар. Создано татарское культурно-просветительное объединение "Аль-Китаб", которое издает ежеквартальник "Байрам"...

Шесть столетий живут на земле Беларуси татары. Потомки воинственных кочевников сегодня - мирный народ, для которого белорусская земля давно уже стала родной и близкой...

Кстати, злейший враг белорусов великий магистр Тевтонского ордена Ульрик фон Юнгинген пал под Грюнвальдом от руки татарского хана Багардина...

Святослав Асиновский,
заместитель главного редактора
историко-публицистического журнала
"Белорусская Старина"
Минск, Республика Беларусь