1998 1/2

Отклики на статью «Шаги Нижегородской ярмарки»

(журнал "Гасырлар авазы - Эхо веков", №1/2, 1997, стр.234-235).

Редакцией журнала "Гасырлар авазы - Эхо веков" в №1/2 за 1997 г. была опубликована статья председателя Комитета по делам архивов Нижегородской облас­ти А.П.Арефьева "Шаги Нижегородской реформы". Эта публикация вызвала неодно­значную реакцию со стороны архивистов. Напомним, что речь в ней шла о созда­нии новых структур: государственного центра специальной документации, областной лаборатории и областного центра комплектования, ведомственных архивов и дело­производства, что предполагает централизацию функций госархивов по основным направлениям деятельности: комплектованию Архивного фонда РФ и обеспечению сохранности архивных документов.

Редакция решила продолжить на страницах журнала обсуждение этой важной ря архивистов темы. Ниже публикуются отклики на эту статью, в которых выра­жены разные точки зрения на проводимые нижегородскими архивистами преобразо­вания. Но все они сходятся в одном: необходимости более подробного освещения организационных и юридических вопросов создания новых архивных структур.

 

Каждый субъект Российской Федерации, исходя из своей специфики, особенно­стей и финансовых возможностей, организует ход архивной реформы. И это пра­вильно. Кроме того, предоставленная правовая возможность, несомненно, будет спо­собствовать развитию архивной отрасли в целом и конкретно в каждой республике, крае, области, городе и т.д.

"Шаги нижегородской реформы", а именно так называется статья моего коллеги, опубликованная в журнале "Эхо веков", это и подтверждает. Нельзя останавливаться на достигнутом, темп жизни иной, иные подходы к делу. Мне приятно сознавать, что архивисты на нижегородской земле - люди творческие, они в поиске и многое им удается.

Мы давно уже забыли их опыт по сохранению документов личного состава и соз­данию архивов для их хранения и использования в правовых и законных интересах граждан.

Считаю целесообразным создание централизованной лаборатории по обеспече­нию сохранности документов.

Если в Нижегородской области большое количество предприятий, в деятельности которых образуется специальная научно-техническая документация, достойная в большом обьеме постоянного хранения, то, видимо, есть смысл образовать государ­ственный центр специальной документации или выделить отдельное хранилище и создать отдел специальной документации, как это сделано в Алтайском крае, но там специализация несколько другого профиля.

Но создавать областной центр комплектования, ведомственных архивов и дело­производства на базе соответствующих отделов облгосархива и центра документации новейшей истории - это, на мой взгляд, очень спорно. Мне не ясно, остается ли при этом облгосархив. Если он сохраняется, то он, во-первых, лишается жизнеспособно­сти, во-вторых, он обезличен и меняется его историческое предназначение, когда в едином живом организме функционировать должны все органы, а не отдельно взя­тые, в-третьих - для исследователей это крайне неудобно и т.д.

Возможно, мои возражения обусловлены незнанием отдельных моментов, кото­рые архивистами из Нижегородской области продуманы и предрешены.

Г.М.Ипатова,

начальник архивного

управления Администрации

Омской области

 

В период экономических и социальных преобразований значительно возросло значение документов в изучении истории Республики Марий Эл. В этих условиях перед архивистами встала задача повышения качества и полноты состава Архивного фонда. Вопросы формирования Архивного фонда республики были возложены на отдел комплектования, ведомственных архивов и делопроизводства Государственного архива Республики Марий Эл. Однако при возросшей самостоятельности предпри­ятий и организаций, повышении роли органов управления статус отдела оказался недостаточным. Потребовалось вмешательство Комитета по делам архивов, в частно­сти, при решении вопросов обеспечения сохранности документов Архивного фонда, которые находятся на ведомственном хранении. Для нашей республики это особенно актуально, т.к. государственный архив из-за полной загруженности не принимает документы в течение 10 лет. Республиканский смотр сохранности архивных доку­ментов выявил недостатки в работе с министерствами и ведомствами. Поэтому воз­никла необходимость создания самостоятельной республиканской службы формиро­вания Архивного фонда.

Считаем, что создание службы приведет к повышению качества состава Архив­ного фонда, т.к. появится возможность контролировать и оказывать методическую помощь делопроизводственным и архивным службам не только отдельных мини­стерств, ведомств и учреждений, но и отрасли в целом. Деятельностью службы непо­средственно будет руководить Комархив, минуя государственный архив, что приве­дет к оперативности и эффективности принимаемых решений. Государственному ар­хиву Республики Марий Эл предоставится возможность усилить внимание вопросам обеспечения сохранности документов, находящихся на государственном хранении, и их использования.

Т. М. Майорова,

зам.председателя Комитета Республики Марий Эл по делам архивов

 

Сообщаем Вам, что в Комитете по делам архивов при Правительстве Удмуртской Республики рассмотрена статья "Шаги Нижегородской реформы" ("Эхо веков", №1/2 за 1997 г.) об опыте реформирования архивной службы Нижегородской облас­ти и создания областного центра комплектования, ведомственных архивов и дело­производства на базе соответствующих отделов облгосархива и центра документации новейшей истории. К сожалению, в указанной публикации функции и задачи обла­стного центра комплектования изложены очень схематично, ничего не сказано о его структуре и штатах, практике работы, взаимодействии с государственными, муници­пальными и ведомственными архивами, ЦЭК (ЭК) организаций - источников ком­плектования и ЭПМК Комитета по делам архивов.

Понимая необходимость оптимизации на современном этапе контрольных и ор­ганизационно-методических функций архивных органов, считаем, что это нужно де­лать не за счет ослабления или ликвидации соответствующих направлений работы государственных архивов, а путем создания небольших специализированных струк­турных подразделений в органах управления архивным делом (у нас в Комитете для этих целей образован контрольно-инспекционный отдел) и усиления координирую­щей роли экспертно-проверочных методических комиссий. В то же время целесооб­разно было бы, на наш взгляд, в дальнейшем опубликовать на страницах журнала "Эхо веков" более подробную информацию о ходе и предварительных итогах "нижегородского эксперимента".

Н.К.Коробейникова,

председатель Комитета по делам архивов при Правительстве Удмуртской Республики

 

Руководители архивных учреждений Ростовской области с интересом ознакоми­лись со статьей нижегородских архивистов об опыте их работы по реформированию архивного дела и новых формах работы архивов по комплектованию и обеспечению сохранности архивных документов. Обсудив данную статью, пришли к следующим выводам:

Проведенная работа является перспективной, она позволяет сконцентрировать силы в решении всех вопросов формирования архивного фонда и сохранности ар­хивных документов. К сожалению, в условиях Ростовской области этот позитивный опыт применять практически невозможно: отсутствуют помещения для создания единой лаборатории, транспорт для доставки документов для реставрации, необхо­димое оборудование и материалы для реставрации архивных документов. Кроме то­го, государственные музеи и библиотеки области имеют незначительное количество документов Архивного фонда и заинтересованы в основном в реставрации книжного фонда.

Формирование новых архивных структур (аналогичных госархиву и центру до­кументации) требует больших финансовых затрат. Включение же областного центра комплектования в структуру органа управления исключено, поскольку работники органов управления отнесены к категории государственных служащих, а работники других архивных учреждений таковыми не являются. Тем не менее хотелось бы, что­бы в дальнейшем на страницах Вашего журнала были освещены организационные и юридические вопросы создания новых архивных структур.

Г. И. Чернов,

председатель Комитета по управлению архивным делом Ростовской области

 

Ознакомившись со статьей председателя Комитета по делам архивов Нижегород­ской области А. П.Арефьева, опубликованной в историко-документальном журнале "Эхо веков" №1/2 за 1997 год, Архивное управление при Правительстве Республики Мордовия сообщает:

Дать полную оценку нововведениям архивистов Нижегородской области доволь­но сложно: нет достаточной информации о правовом статусе созданных ими област­ного центра комплектования, ведомственных архивов и делопроизводства, о порядке его финансирования, наделен ли он функциями инспекции и т.д.

Считаем, что в наших реальных условиях говорить о тиражировании нижегород­ского опыта преждевременно.

Отклики на статью "Шаги Нижегородской реформы"    211

Наиболее осуществимым в наших условиях может стать создание в структуре Ар­хивного управления инспекции по ведомственному контролю за соблюдением ар­хивного законодательства.

В случае поступления более полной информации об опыте нижегородцев мы го­товы ее изучить и обсудить на любом уровне.

А.Г.Кульнин,

начальник Архивного

управления при Правительстве

Мордовской Республики

 

Статья председателя Комитета по делам архивов Нижегородской области А.П.Арефьева "Шаги Нижегородской реформы", опубликованная в номере 1/2 за 1997 г. журнала "Эхо веков", обсуждена на расширенном заседании дирекции госар­хива Саратовской области. По поручению дирекции сообщаю следующее:

Темы, поднятые в статье, безусловно, актуальны и для Саратовской области, т.к., по мнению работников облгосархива, работа с ведомствами начиная с 1991 -1992 гг. с каждым годом становится все более трудоемкой и ее результаты часто недостаточно эффективны по целому ряду хорошо известных архивистам причин. Поэтому опыт нижегородских архивистов как в деле создания самостоятельного областного центра комплектования, ведомственных архивов и делопроизводства при обл. комитете, так и создание государственного обл. центра специальной документации, а также и об­ластной лаборатории, по нашему убеждению, для Саратовской области не только интересен с познавательной точки зрения, но и исключительно важен в качестве очередного нелегкого, но совершенно естественного и необходимого этапа в разви­тии и совершенствовании структуры государственной архивной службы Саратовской области. На наш взгляд, большую роль при этом должны играть правильные акцен­ты в инструктивно-методических документах, сопровождающих подобную реоргани­зацию (положения о центрах и лаборатории, должностные инструкции, документы, регулирующие взаимоотношения, деловое партнерство и сотрудничество архивных учреждений области и вновь создаваемых, в т.ч. роль ЭПК и методкомиссии в этой работе и т.д. и т.п.).

В условиях Саратовской области простого создания новых служб недостаточно, на наш взгляд; в области крайне необходимо создание по типу Москвы или Омска специальной архивной инспекции с достаточно широкими полномочиями (или, мо­жет быть, права такой инспекции предоставляются упомянутому в статье центру?) Практика доказала: какими добросовестными и профессионально подготовленными не были бы работники отдела ведомственных архивов, до тех пор пока в их арсенале остается единственное средство воздействия на нерадивых руководителей и аппарат ведомств и учреждений - просить, уговаривать и напоминать об обязанностях работ­ников ведомств по отношению к документам этих ведомств, КПД такой работы бу­дет оставаться, в общем и целом, крайне низким. Целесообразно, чтобы архивисты по мере необходимости имели право адекватно обстоятельствам воздействовать на виновных в нарушении действующих требований к работе с документами. С учетом изложенного хотелось бы прочитать на страницах Вашего журнала более подробно об опыте нижегородских архивистов в деле реализации каждой из новинок, а, может быть, и о первых результатах.

В.В.Сущенко,

директор Государственного архива Саратовской области