1998 3/4

Духовное завещание Сулеймана Акчурина

Историю татарского народа невозможно представить себе без таких людей как Акчури-ны, Рамеевы, Хусаиновы. Они сыграли позитивную роль в непростом прошлом нашего народа.

Акчурины были крупными купцами и фаб­рикантами из татар Симбирской губернии и Поволжья во второй половине XIX - начале XX веков, владели суконными фабриками, соз­дали несколько торгово-промышленных товари­ществ. Продукция их предприятий отмечалась медалями всероссийских и региональных выста­вок.

Наиболее крупными предпринимателями из Акчуриных были потомственные почетные гра­ждане, симбирские купцы первой гильдии Ку­рамша и Сулейман Абдулловичи, их дети Ха-сан, Юсуп и Якуб Сулеймановичи, Тимербулат, Асфандиар Курамшевичи. Из внуков Курамши отметим Хасана, Якуба и Абдуллу Тимербула-товичей.

Акчурины являлись известными меценатами и благотворителями. Они строили прекрасные мечети, открывали и содержали медресе и мек-тебе. На их средства обучались учащиеся и студенты, учреждались библиотеки и рабочие клубы. Акчурины открывали бесплатные столо­вые для голодающих, протягивали руку помо­щи жертвам стихийных бедствий, неимущим, престарелым и сиротам. На деньги симбирских купцов и фабрикантов издавались книги и вы­пускались газеты. Они поддерживали молодые таланты из числа татар в области литературы и культуры. На этом бескорыстном поприще наиболее активно проявили себя Курамша, Ти­мербулат, Ибрагим, Якуб Сулейманович, Хасан Тимербулатович Акчурины. Так Х.Акчуриным был создан богатейший исторический музей, уникальностью которого восхищался ученый, религиозный деятель Ризаэтдин Фахрутдинов. У Хасана в гостях бывали великий татарский по­эт Габдулла Тукай и известный писатель Фатих Амирхан.

Из рода купцов и фабрикантов Акчуриных вышли общественные деятели, ученые, литера­торы, журналисты, художники, археологи, ин­женеры и специалисты других отраслей экономики, промышленности и культуры. Зухра Ак­чурина, дочь Асфандияра Акчурина была женой Исмаила Гаспринского. Эта женщина сыграла большую роль в издании газеты "Тарджеман", Широко известно читателям имя Юсуфа Акчу-ры - общественного, политического и государст­венного деятеля, ученого, публициста. Ибрагим Курамшевич (1859-1933) являлся участником татарского национального движения, был деле­гатом ряда съездов "Иттифака". Одна из пер­вых художников графиков из татарок стала Хадича Мубиновна Акчурина. Мухамету Акчу-рину из д.Коромысловка Симбирской губернии принадлежит перевод на татарский язык бес­смертного произведения Н.В.Гоголя "Женитьба". Известным археологом республики являлась Зу-лейха Асфандиаровна Акчурина,

В 1802 году в семье крестьянина Абдуллы Акчурина, занимавшегося торговлей, родился сын Сулейман. Вступив в лета, он вслед за старшим братом приобщился к торговому делу, но полного удовлетворения от него не получил. Сулейман первым из большого рода Акчуриных приступил к  производству сукна,  основав в 1849 году суконную мануфактуру в татарской деревне Старое Тимошкино (Зөя-Башы) Сенгиле-евского уезда Симбирской губернии.

С самого начала данное предприятие резко отличалось от многочисленных помещичьих ма­нуфактур симбирской губернии. С.Акчурин ис­пользовал наемную рабочую силу. За свой труд местные рабочие получали более высокую опла­ту, чем на других подобных фабриках. На ру­беже 50-60-х годов акчуринские сукна по сво­ему качеству мало чем отличались от продук­ции передовых предприятий губернии и явно выигрывали в цене.

В начале 60-х годов XIX века на Староти-мошкинской фабрике С.А.Акчурина было 387 станков и 1 423 рабочих. В 1861 году на предприятии вырабатывалось сукна почти на 340 тысяч рублей."

Одновременно С.А.Акчурин арендовал Вель-яминовскую, Теренгульскую и Шигонскую ма­нуфактуры Симбирской губернии.

Весной 1864 года Акчурин совершил па­ломничество в священные места мусульман. Во время совершения хаджа, находясь в Мекке, он заболел. По просьбе Сулеймана было составлено публикуемое ниже духовное завещание.

Но Сулейману Акчурину было суждено вер­нуться в родные места. Он скончался 30 нояб­ря 1864 года. Один из самых крупных про­мышленников из татар тех лет похоронен с почестями в зиарате деревни Старое Тимошкино (ныне р.п.Старотимошкино Ульяновской обл.). Над могилой установлен памятник, обнесенный кирпичной стеной.

Выполняя завещание отца потомки С.Акчурина в декабре 1864 года основали "Торговый дом вдовы Акчурина с сыновьями". Позднее предприятие С.Акчурина входило в со­став других товариществ, созданных детьми и родственниками. С 1924 года национализиро­ванная суконная фабрика носила имя III Ин­тернационала. В наше время она преобразована в АООТ "Свияга" и переживает не лучшие времена. Мощности предприятия используются менее чем на половину.

 

Наиль Таиров,

кандидат исторических наук

 

Духовное завещание Сулеймана Абдулловича Акчурина

18 мая 1864 г.

Прошу у Бога Благословения, Бог Создатель и Благодатель всего мира. Поклон Пророку нашему Магомету и всему его семейству. С лета от пере­хода Магомета из Мекки в Медину 1280 лета Зельхитжи 6-й день (т.е. 1864 года мая 18 дня), город Мекка.

Я, Сулейман Абдулов Акчурин, в твердом уме, здравом рассудке с ду­шевною преданностью и по собственному убеждению завещаю жене моей Махмуб-Земал и из детей Абдрашиту и Хасану быть наследниками всему имению. По смерти моей весь оставшийся капитал, фабричное заведение и недвижимое имение мое привести в известность чрез составление описи в присутствии магометанского духовенства и посторонних свидетелей. Из ос­тавшегося капитала употребите на мое погребение и раздайте за молитвы по мне тысячу рублей, после того уплатите состоящих на мне долгов, отнюдь не обижая кредиторов, не оставляя меня при Страшном Суде отвечать. За­тем оставшиеся капитал мой и недвижимое имение все без изъятия оставляю вам, вышеозначенным наследникам, т.е. жене моей Махмуб-Земал и сы­новьям Абдрашиту и Хасану и вы обязаны производить общие торговые операции, не выделяя прочим наследникам до их совершеннолетия, по дос­тижении коего выделите всем им часть по Магометанскому Шариату, а до того времени не раздробляйте оставшийся от меня как капитал, так и не­движимое имение. Торговые же дела можете вести по общему порядку или откройте торговый дом. Сие духовное завещание предъявите куда следует для утверждения, дабы со стороны правительства никаких препятствий не было.

Сие духовное завещание писал по просьбе и со слов Сулеймана Абдулова Акчурина и в том свидетельствую рукоприкладством имам мударрис и мух-тасип мулла Зиатдин Абдул Джаббаров. В твердом рассудке завещаю Сулейман Абдулов Акчурин, своеручно подписуюсь. Сие духовное завещание читал и при оном свидетелем был деревни Старотимошкиной Ахмет Шафе-ев, своеручно подписуюсь. Сие духовное завещание читал и при оном сви­детелем был деревни Мастяк Ахмат Ишмухахаметов, своеручно подпису­юсь. К сему духовному завещанию руку приложил Нижегородской губер­нии деревни Кашки мулла Фахретдин, мулла Аминов читал и свидетелем был. Сие духовное завещание читал и свидетелем был турецкий подданный местечка Мекка Нурмухамет Хамидулов, руку приложил. Переводил с му­сульманского языка на русский диалект симбирский указной мулла Абдул Гафаров.

 

На копии имеется надпись. С подлинным сличал столоначальник Тиховидов.

 

Государственный архив Ульяновской области. Ф.713. Оп.1. Д.1. Л.19-19об.

Заверенная копия. Перевод с татарского