1998 3/4

Фотолетописец Максим Дмитриев «снимает моментально и во всякую погоду».

Имя нижегородского фотографа М.П.Дмитриева, которому в августе 1998 года исполнилось 140 лет со дня рождения широко известно как профес­сионалам, так и любителям искусства фотографии. Его коллекция фотогра­фий занимает особое место среди большого фотофонда Госархива Нижего­родской области. Ни один из фотографов-современников М.П.Дмитриева не оставил нам такого уникального фотонаследия, которое по праву счита­ется историческим и художественным достоянием не только Н.Новгорода, но и всей России.

С двадцати восьми лет связал свою жизнь великий фотограф с Нижним, с Нижегородским Поволжьем. Став их преданным фотолетописцем, он со­хранил для нас облик Нижнего Новгорода и малых городов Поволжья, об­разы их жителей, исторические и культурные памятники.

Путь к мастерству у Максима Дмитриева был долгим и нелегким. 14-летним подростком он начал приобщаться к загадочному и прекрасному миру светописи у известного московского фотографа М.П.Настюкова, в ла­боратории которого на первой поре чистил и мыл стекла для изготовления светочувствительных пластинок. А спустя годы о нем заговорили как о фотомастере, который "снимает моментально и во всякую погоду". Его рабо­тоспособности, выносливости и, несомненно, таланту можно было только позавидовать. Большое внимание он уделял важным историческим событи­ям и персонажам.

С самого начала фотографической деятельности М.Дмитриева интересо­вало отображение социальной действительности. После альбома "Неурожайные 1891-92 годы в Нижегородской губернии", сразу прославив­шего его имя, он взялся за еще более мощный проект, который задумал давно и готовился к нему долго и тщательно. Темой огромной серии фото­графий стала великая река Волга на всем ее протяжении от истока до устья: виды реки, поволжских городов и селений, церкви, пристани, разнообраз­ный люд. 10 лет жизни, немало денежных средств потратил фотомастер на выполнение этой нелегкой задачи. И в 1896 году изумленная публика уви­дела первую часть "Волжской коллекции" (Волга от Рыбинска до Астраха­ни), которая составила основу его экспозиции в художественно-промышленном отделе XVI Всероссийской промышленной и художествен­ной выставки. Журнал "Фотограф-любитель" отметил тогда: "Это описа­тельная работа великой русской реки, еще пока никем не исполненная в России, является капитальной работой всей выставки, обращая на себя внимание как размером, так и интересом и художественным исполнением". Посетители выставки восхищались и великолепными волжскими пейзажа­ми, и величественными городами и селениями, и конечно, портретами жи­телей этих городов и селений. За свою экспозицию М.Дмитриев был награ­жден серебрянной медалью. Но полностью свою работу над "Волжской коллекцией" фотограф завершил лишь в 1903 году, сфотографировав верхо­вье Волги от ее истока до Рыбинска.

Сегодня, спустя годы, мы все более глубоко понимаем работы Максима Дмитриева, который был и остается признанным классиком мирового ис­кусства фотографии, основоположником публицистического фоторепорта­жа. Его фотонаследие - это энциклопедия, незаменимый исторический ис­точник жизни России на рубеже XIX-XX веков. Фотографии М.П.Дмитриева возвращают нам память об ушедшем и ушедших и застав­ляют по-новому осмыслить нашу историю и всю нашу жизнь.

 

Л.В.Пархаева,

зав. фотоотделом госархива Нижегородской губернии