1999 1/2

А.Топчибашев: «В основание форм государства мусульмане кладут лозунг самоопределения народов»

Образованное после свержения самодержавия Временное правительство России в своей декларации от 2 марта 1917 года наметило обширную программу демократических преобразований. Так, намечалось провести амнистию по всем политическим и религиозным делам, в том числе террористическим покушениям, военным восстаниям и аграрным преступлениям; провозглашались свобода слова, печати, союзов, собраний и стачек, с распространением политических свобод на военнослужащих в пределах, допускаемых военно-техническими условиями, отменялись все сословные, вероисповедные и национальные ограничения; предусматривалась подготовка к созыву на началах всеобщего, равного, прямого и тайного голосования Учредительного собрания, проведение демократических секторов в органы местного самоуправления, организация народной милиции. Временное правительство обязалось не выводить из Петрограда те воинские части, которые участвовали в свержении царизма. При этом оно заявило, что "отнюдь не намерено воспользоваться военными обстоятельствами для какого-либо промедления по осуществлению вышеизложенных реформ и мероприятий".1
В своем обращении к гражданам российского государства Временное правительство б марта сочло необходимым немедленно, еще до созыва Учредительного собрания, обеспечить страну твердыми нормами, ограждающими гражданскую свободу и гражданское равенство с тем, чтобы предоставить всем гражданам возможность свободно проявлять свои духовные силы в созидательной работе на благо Родины.2 И это были не только слова. Процесс демократизации начался и имел вполне конкретное содержание. Однако вскоре он сошел на нет.
Продолжение захватнической войны, голод и разорение народных масс, противоречия, связанные с необходимостью перехода от политического к социальному этапу революции, вели к расколу общества, порождали стихию массового недовольства. В апреле произошла смена состава правительства. Провал широкомасштабного наступления на фронте, июльские события в Петрограде, вызвали новый правительственный кризис. Одна часть политических сил выступала за установление твердой, централизованной власти, другая не была чужда идее демократической диктатуры, третья - вела линию на осуществление социалистического переворота.
В этих сложных условиях правительство созвало в Москве Государственное совещание, которое состоялось 12-15 августа. При этом правительство преследовало цель разобраться в создавшейся в стране политической ситуации и определить свои дальнейшие шаги.
На совещание были приглашены представители всех классов, политических партий (за исключением партии большевиков), различных торгово-промышленных организаций, кооперативов, союзов, армии, национальных и других организаций - всего 2414 человек. На заседаниях разгорались настоящие баталии, в том числе между монархистами и демократами.
Позицию мусульманских демократических организаций России, представители которых участвовали в работе совещания, высказал видный азербайджанский общественный деятель Алимардан Топчибашев. Как видно из его выступления, делегаты-мусульмане предпочли военной диктатуре демократическую федеративную республику на основе самоопределения народов.
Публикуя текст выступления А.Топчибашева на Государственном совещании (этот текст сохранился в стенографическом отчете совещания, который был издан в Москве отдельной книгой в 1930 г.)3 на страницах журнала, полагаем, что современный читатель найдет в нем интересные мысли, злободневные и в настоящее время.

Ильдус Гиззатуллин,
кандидат исторических наук

 

Из выступления А.Топчибашева на Государственном совещании

14 августа 1917 г.

Топчибашев. Граждане. На мою долю выпала высокая честь выступить перед настоящим Всероссийским собранием от имени всех участвующих на совещании мусульман, представляющих следующие демократические организации: 1). Всероссийский мусульманский совет, 2). Всероссийский мусульманский военный совет (Шуро), 3). Комитет бакинских мусульманских общественных организаций, выполняющих функции Закавказского центрального комитета, 4). Центральный комитет объединенных горцев Северного Кавказа и Дагестана, 5). Туркестанский краевой Совет, 6). Крымский областной комитет, 7). Киргизский и Башкирский областные Советы. Возникшие в революционный период, и действуя почти во всех районах обширной России с мусульманским населением в 30 миллионов, означенные мусульманские демократические организации считают своим правом и долгом перед лицом Временного правительства, революционной демократии и всех народов свободной России высказаться о волнующих мусульман чувствах, вызываемых событиями общегосударственной жизни в столь серьезный и ответственный момент. Обычно молчаливое, но всегда кричавшее в своем молчании, многомиллионное мусульманство России находит нужным быть услышанным в настоящем высоком собрании не для того, чтобы заговорить о вопивших о себе веками и вопиющих и ныне нуждах своих, не для того, чтобы сетовать на несоответствие роли мусульман в гтосударственно-общественной жизни страны, а в полном сознании своего гражданского долга перед родиной. Мусульмане возвышают свой голос, чтобы идти навстречу призывам гражданина министра-председателя и на вопрос его: "Где же вы?" - ответить: "Мы, мусульмане, были и остаемся на своем посту, на посту многомиллионной части государства российского, не уклоняющейся от выполнения своих обязанностей и требований государства".
Едва показалось над Россией солнце свободы, как мусульманские народы, сбросив с себя ненавистные цепи деспотизма, воспрянули духом и с ликованием, надеждой на лучшую жизнь стали в ряды самых горячих сторонников нового строя на демократических началах, и не только сторонников, но и защитников олицетворяющего этот строй Временного правительства, решив всемерно поддерживать все начинания народной верховной власти и идти по пути свободы вместе с революционной демократией. Такое свое отношение к революционному правительству и ко всем самоотверженным борцам великого переворота мусульмане проявили с первых же дней революции в своих восторженных резолюциях на всероссийских и краевых съездах. Везде и всюду образовывая на демократических началах общественные и политические организации, мусульмане ставили и ставят во главу угла своих задач и действий как незыблемое требование поддержание правительства, укрепление и оборону завоеваний революции: свободы, равенства и братства. И на призыв министра-председателя мусульмане открыто отвечают, что они будут продолжать идти по этому же пути глубоко государственного характера, вне которого, по их пониманию, не представляется возможности спасения отечества при создавшихся условиях переживаемой действительности. Твердо уверовав, что этот именно путь приведет страну к торжеству революционной демократии всех народов великой России и завершит самую революцию установлением и закреплением в стране государственно-общественного строя на строго демократических началах, мусульмане заявляют о полной поддержке Временного правительства в борьбе и с анархией, и контрреволюционными попытками, откуда бы таковые ни исходили. Такова исходная точка мусульман России. И пусть мусульмане, их чаяния и требования еще мало известны, пусть они еще не для всех полноправные граждане, пусть ужасы голода более других уже знакомы мусульманам, пусть еще вчера вся Россия была свидетельницей кошмарного истребления мусульманского населения Семиречья, где до 83 тысяч вернувшихся из Китая на родину киргиз было истреблено или погибло от голода, пусть в Туркестане и Крыму явно нарушаются интересы мусульманского населения при распределении продовольствия, пусть то же население другой окраины - Кавказа - несправедливо и незаслуженно выставляется как преследующее какие-то агрессивные цели, пусть все это и многое другое имеет место, о чем не здесь говорить, но мусульмане не сойдут с указанного пути в полной надежде на лучшее будущее, как залог торжества завоеваний великой русской революции. Из этого основного положения вытекает отношение мусульман к кардинальным вопросам переживаемого момента.
Величайшая мировая война, не знающая по ужасам своим себе примера, по неподдающимся учету жертвам людьми и средствами, ведя к катастрофическому развалу хозяйственно-экономическую жизнь страны, принимает все более грозный характер и грозит уже гибелью завоеваниям революции. Об участии мусульман в этой войне говорят полтора миллиона мусульман-воинов на фронте и добровольные полки кавказских мусульман, составляющие кавказскую туземную дивизию. Не нам свидетельствовать об их подвигах в сомкнутых рядах храброго русского войска.
Не из боязни быть побежденными, - величайшую в мире страну нельзя сломить, - но сугубо ужасные условия, созданные в стране павшим режимом, это страшное наследие деспотизма в образе продовольственной разрухи, начавшегося голода, финансового бедствия, обязывает нас, мусульман, единственно во имя блага родины сказать со всей революционной демократией: "Почетный мир, без аннексий и контрибуций, на основах свободного самоопределения народов". Этот лозунг - самоопределение народов - мусульмане кладут в основание форм государственного устройства, оставляя разрешение самого вопроса до Учредительного собрания, на котором они будут отстаивать для окраин федеративное устройство. Теперь же во имя интересов революционного государства и лозунгов революционной России мусульмане выставляют необходимость осуществления национально-культурной автономии, провозглашенной на Всероссийском мусульманском съезде.
Касаясь вопроса об организации власти, мусульмане приветствуют коалиционный принцип, как единственно правильный. Ибо лишь правительство, организованное на этом принципе, в состоянии под идейным контролем всех живых сил страны создать порядок, без которого немыслимо ни одно человеческое общежитие, и наипаче государство. Касаясь организации власти на местах и проведения принципа децентрализации местного самоуправления и управления, с предоставлением всем местностям самой широкой самостоятельности в местных делах, мусульмане позволяют себе призвать правительство к более активным действиям в деле фактического осуществления на местах этих начал, так как от укрепления их на местах находится в тесной зависимости отношение ко всем начинаниям Временного правительства со стороны местного населения, требующего проведения в жизнь объявленых Временным правительством деклараций. Сказанное, в связи с необходимостью обязательного созыва Учредительного собрания в указанный срок (27 ноября) без новой отсрочки, лишь укрепит положение правительства, что так необходимо для выполнения действительно гигантской работы, выпавшей на долю Временного правительства. И новая отсрочка созыва Учредительного собрания не должна быть допущена именно .потому, что на нем ожидается решение таких вопросов государственной социальной жизни, как форма государственного устройства, аграрного и рабочего вопросов в интересах трудящихся классов, пока же в вопросах временного землепользования и арендной платы, установления размера рабочего дня, заработной платы и условий охраны труда Временное правитель-иство, не расстраивая производительных сил страны, должно твердо и неуклонно стоять на страже интересов трудящихся классов.
По национальному вопросу мусульмане находят необходимым единение всех народностей и установление контакта между ними, причем они заявляют, что будут поддерживать все народности в осуществлении их национально-политических идеалов на началах демократических, подлежащих окончательному обсуждению Учредительного собрания. Мусульмане заявляют, что, стоя твердо на избранном ими пути, они также чувствуют в себе и волю к порядку, жертвам и труду, столь необходимым для укрепления и завершения завоеваний революции. Они уверены, что недалек день, когда свободная демократическая Россия осуществит у себя равенство и братство народов, в их числе и мусульманских, и явит миру небывалый в истории человечества пример уважения прав всех народов, приглашая к раскрепощению на основах свободного самоопределения европейские государства по отношению ко всем подчиненным им народам, в числе их мусульманских народов в Европе, Азии и Африке. И тогда мы восторженно в голос воскликнем: Ex oriente lux!4

Примечания

  1. Вестник Временного правительства.-1917.-5(18) марта.-№1(46).
  2. Вестник Временного правительства.-1917.7(20) марта.-№2(47).
  3. Государственное совещание (Стенографический отчет). С предисловием Я.А.Яковлева.-М.-Л.: Гос.издательство, 1930.-С. 185-188.
  4. Солнце восходит на Востоке! (лат)