1999 1/2

Бережно хранила автограф Мусы Джалиля

В истории татарской интеллигенции середина XX века занимает особое место. Ее судьба интересна и в то же время сложна. На ее долю выпало немало испытаний: Гражданская и Великая Отечественная война, сталинщина и послевоенные тяготы.
Магинур Гайнулловна Файзуллина родилась в 1901 году. Воспитанница женской учительской семинарии, студентка Казанского пединститута, аспирантка Г.Нигмати, жена репрессированного (ее муж Хабиб Валеев - один из редакторов газеты "Азат Себер", затем заместитель наркома земледелия Татарии) - такова судьба этой татарской женщины.
Говоря о М.Файзуллиной, хотелось бы подчеркнуть и достойно оценить подлинную человечность, нравственную силу, увлеченность и работоспособность людей этого поколения - цвета нашей нации.
Шел 1937 год. После расстрела мужа за связь с врагами народа М.Файзуллину уволили с работы, она осталась одна с тремя детьми на руках.
Началась война, погибли оба подросших к тому времени сына. В Казани отняли квартиру. Конечно, потом многое изменилось. Была хрущевская оттепель - восстановили в правах, увидела и горбачевскую перестройку.
Как и где черпала она силы, откуда удивительная гармония и чистота души? Ответ на эти вопросы вызывает восхищение многими личностями, определявшими дух и настроение татарской интеллигенции в эти тяжелые годы.
В первую очередь, хотелось бы сказать о Мусе Джалиле.
В 1925 году М.Файзуллина жила в Москве. Работала учительницей в школе им.Нариманова, а студент М.Джалиль жил по соседству с ней на квартире у школьной технички Захиргуль. Магинур Гайнулловна была заместителем председателя школьного клуба, устраивала встречи с татарскими деятелями искусства. Частым гостем был М.Джалиль, на концертах выступала певица Сара Садыкова. Так началась их дружба. Затем наступила полоса неудач, репрессии... Пришлось переехать в Казань.
В 1939 году М.Файзуллину восстановили на работе в Казанском пединституте. В этот же год администрация Оренбургского пединститута (татарское отделение) пригласила ее читать курс советской татарской литературы. Как она пишет в своих воспоминаниях, М.Джалиль значился в программе. Магинур Гайнулловна разработала лекции о поэте, материалом заинтересовались студенты. Тогда она и написала письмо редактору журнала "Совет ђдђбияты" Имаметдинову о своем желании подготовить статью.
После возвращения из Оренбурга на одном из совещаний к ней подошел М.Джалиль: "Вы хотите писать статью о моем творчестве. Я сам принесу Вам материалы". Через несколько дней в руках у М.Файзуллиной оказалась целая кипа рукописных тетрадей со стихами, заметками, с указанием - что, где и когда было напечатано. Его аккуратность вызывала восхищение.
Написанную статью она прочитала М.Джалилю в присутствии Аделя Кутуя. Никаких замечаний не последовало, и в третьем номере журнала за 1940 год статья была напечатана." Хотелось бы заметить, что это первая развернутая и единственная опубликованная при жизни поэта работа, посвященная его творчеству.
Через несколько месяцев вышла поэма М.Джалиля "Хат ташучы" (Почтальон). Магинур Гайнулловна получила бесценный дар - экземпляр с автографом автора.
Нужно отметить нравственную "прочность", принципиальность писательского круга старшего поколения. Вызывают уважение и даже восхищение их взаимоотношения, на которые не повлияли трагические события 1937 года. Не взирая на гонения и репрессии, они продолжают жить, активно писать и публиковаться.
Несколько лет спустя, когда М.Джалиль был причислен к изменникам родины,. М.Файзуллина выступила в защиту поэта. В журнале "Совет ђдђбияты" с помощью редактора Кави Наджми она во второй раз публикует статью о поэте - "Героика Гражданской войны", где говорит о нем как о преданном Родине человеке, восхищается силой и глубиной его творчества.
В 1952 году Магинур Гайнулловна навсегда распрощалась с Казанью и все последующие годы жизни провела в Елабуге, возглавив кафедру татарской литературы. Вечерами после занятий обучала желающих арабской письменности, публиковалась в местной печати. Частыми гостями в ее доме были К.Наджми и Г.Абсалямов, приезжала на летний отдых З.Тинчурина, гостила актриса Ф.Ильская и Н.Даули, в ее доме часто собирались писатели: Г.Паушкин, Х.Туфан и многие другие. Она была неотделима от своего поколения татарской интеллигенции, бережно хранила память и была верна ее идеалам.

А.Валеева,
доцент кафедры литературы
Елабужского пединститута