1999 1/2

Юсуф Хас-Хаджиб Баласагуни. Благодатное знание

Вопрос Айтолды к элику

«Преславный элик, - произнес Айтолды, -
А что значит имя твое - «Кюнтогды»?»

Ответ элика Айтолды

Элик отвечал: «Мудрецы мне прозванье
И дали, поняв мою суть и деянья.
Взгляни, как на небе светило горит,
На жар, что с нетленною силой горит.
Деянья мои на светило похожи:
Моя справедливость немеркнуща тоже.
Как солнцу со дня сотворенья дано
Светить для людей - и не меркнет оно!
Так я и закон мой не знаем предела,
И дар для людей - мое, слово и дело.
И третье. Льет солнце свой жар с высоты,
И всюду, везде расцветают цветы.
Благи для людей моей власти свершенья:
Где прочен закон, там цветут и каменья!
Достойным, дурным светит солнце равно,
Для всех его свет, и не гаснет оно.
В деяньях моих столь же славны приметы:
Моей справедливостью все обогреты.
Незыблемо солнце на небе всегда –
Недвижность его в Зодиаке тверда.
В созвездии Льва место солнца бессменно:
Созвездье недвижно, суть солнца нетленна.
Как солнце, незыблема сущность моя:
Сияю всегда неизменно и я!»

Вопрос Айтолды к элику

Сказал Айтолды: «Достославный элик,

Да правишь всем миром ты, славой велик.

Мой путь до тебя был безмерно далек,

Немало я тягот и бед превозмог.

Меня твоей доблестной славе хвала

Сюда для служенья тебе привела.

Какая послуга полезна тебе!

Исполню я все, что любезно тебе!

Когда труд слуги для владыки негож,

Как он ни старайся - а все нехорош.

Внемли, что сказал муж из рода Ыла,

Чья слава в служены отменна была:

«Уж ежели беку ты служишь, учти:

Путь к радости бека ты должен найти.

Закон услужения бекам таков:

Понравишься - нет неоткрытых замков.

Кто служит по чести, тот ведает честь,

Не знающим службы - в придверии сесть.

Кто службою бека возрадовать смог,

Открыты ему дали щедрых дорог!»

Ответ элика Айтолды

Элик отвечал: «Я все понял, ну что ж,

Служи мне во благо - себя упасешь.

Скажу я тебе и о свойствах дурных –

Храни непорочность, будь дальше от них.

Вот первое, что мне не любо: обман,

И склонность к насилию - тоже изъян.

Негожи корысть и бессовестный нрав,

И норов крутой, что во гневе неправ.

Он сердце готов бросить оземь, заметь,

Лишь людям бы в очи открыто смотреть.

Дает справедливость и славу и честь,

По сути она человечность и есть.

Не люди редки, человечность редка,

Людей справедливых не, много пока.

Об этом сказал и поэт - его слов

Я суть передать тебе нынче готов:

«И прытких и ловких немало людей,

А мне - справедливый и честный милей.

Не мало людей, человечность мала,

Правдивым воздать по заслугам сумей!»

Вопрос Айтолды к элику

Спросил Айтолды: «Достославный элик,

Ты вот что скажи мне, открой напрямик:

Бывает хороший хоть чем-либо худ,

Дурные хоть в чем-либо доброе чтут?»

Ответ элика Айтолды

Элик отвечал: «Есть два рода благих.

Путь правды обретшие есть среди них.

Другие - с рожденья, уж так рождены, -

Во всем справедливы и правде верны.

А третьи идут за другими вослед:

С дурными пойдут - и от них будет вред.

Дурных тоже есть две породы, они

Не все - это помни - друг другу сродни.

В одних от рожденья негожая стать –

До самой их смерти им лучше не стать.

Другие дурны без особых примет –

Покрой они ходят за добрыми вслед.

Исконно благим любо благо свершать -

Всем людям на свете от них благодать.

Исконно дурным - исцеления нет;

И миру и людям от них - только вред.

У тюрков присловье известно давно,

Услышь и усвой - очень мудро оно:

«Кто доброе в детстве всосал с молоком,

До смерти он только к добру и влеком. .»

И нрав, что дарован природою нам,

Не сломленный смертью, не сломится сам.

Во чреве назначен нам образ, внемли,

И гибнет он только во чреве земли!»

И если с хорошим сдружился дурной,

Хороший с дурным поравнялся ценой.

А станет хороший дурному под стать,

Его доброте путь один — пропадать!

И вот что еще: этот плох, тот хорош,

А дружно шагают - и путь их похож.

При праведном беке ухожен народ,

И жизнь его добрым укладом идет.

Когда беки держатся добрых людей,

За добрым последует даже злодей.

А если негодные к беку близки,

Сильна будет власть их недоброй руки.

Где злому почет, там хороший в беде,

При власти добра злое гибнет везде.

Где счастливы беки и благо цветет,

Там в добром довольстве подвластный народ.

И если сам бек без порочных примет,

Порочным в их происках радости нет.

И там, где от бека дан добрый закон,

Порочный в темнице, страдать осужден.

Где добрый над людом поставлен глава,

Там в слугах его добродетель жива.

Где власть добродетельным бекам дана,

Народ богатеет, цветет вся страна».

Вопрос Айтолды к элику

«Я понял, - сказал Айтолды ему снова,

Изволил элик молвить верное слово

О том, что лишь добрый - радетель добра,

И чем для людей добродетель добра.

Но все ведь мечтают о прочном достатке,

Какие к богатству приводят повадки?»

Ответ элика Айтолды

«Быть добрым, - вещь добрая, - молвил элик,

Великое ищет лишь тот, кто велик.

А все, что велико, - бесценно, похвально,

И доброе делать - отменно похвально.

Но зло и свершающий злое - дурны,

Дурной и дурные деянья - гнусны.

Дешевые вещи лежат без пригляда,

А шелк и парчу сохраняют как надо.

Добро совершить - значит вырваться ввысь.

А зло совершить - значит в бездну нестись.

Об этом и сказано очень умело,

А следовать мудрости - доброе дело:

«К хорошему делу нелегок подъем, -

Не каждому тропка найдется на нем.

Творят дорогое ценой дорогой,

Невежда вовек не сдружится с добром».

Вопрос Айтолды к элику

Спросил Айтолды: «Достославный элик!

Кто делал добро, тот и славы достиг.

А есть в добром деле хоть малый порок,

Преподан ли знаньем об этом урок?»

Ответ элика Айтолды

«Добру, - был ответ от элика, - хвала,

Добру лишь от злобных бывает хула.

Муж чести всегда доброй дружбой радел

Тому, кто не зол и не чужд добрых дел.

А тот, кто дурен, из-за мелких обид

Достойному мужу всю жизнь омрачит.

Привычный к добру делать благо привык,

Обидам он воли не даст ни на миг.

И если свершит, он, влекомый добром,

Случайное зло, он казнится потом.

Внемли, что сказал добродетельный муж:

«Свершай лишь добро, сей обычай не рушь!

Быть добрым и ныне тебе - не в наклад,

А завтра, поверь, будет пользы, стократ.

Сегодня дурного обходит беда,

А завтра, глядишь, его участь худа.

Есть право и лево, добро и разврат,

Где право - там рай, а где лево - там ад!

Каких бы дурной ни достигнул высот,

Всегда его мука раскаянья ждет.

А добрый, хоть он и унижен подчас,

От мук покаянья навек себя спас!»

И знай, Айтолды, в чем сей истины суть:

Жить так, чтоб могли нас добром помянуть.

Вот добрая речь мужа праведных слов,

А правое слово - основа основ:

«О муле, зло познавший, но верный добру,

Тебя я, о славный, в друзья изберу!

О добрый, кто был добротой твоей сыт?

Приди и ко мне: меня голод томит!

И сколько бы доблестный ни был презрен,

Я - доброму друг и не знаю измен!»

И править неправо - мне власть не нужна,

Пусть лучше другим достается она!

Я вижу, людская природа плоха:

Добра в ней немного, да много греха!

Об этом и слово поэта услышь,

Поймешь - много тайн сокровенных прозришь:

«За доброе добрый казнился хоть раз?

Где злой, что себя от хулы бы упас?

Дурному раскаянье - кара и месть,

Добром и на зло отвечай - вот наказ

Зачем же мне злу возносить похвалы,

К чему мне дела, что негожи и злы!

Упрямство и грубость, и ложь без стыда –

Вот в чем у негожих природа худа.

Мученья и слезы, попреки и стыд -

Вот то, что негожим терпеть предстоит.

Могу ли не чтить я достойных людей,

И как не хвалить мне их добрых затей?

Известно: добро, человечность и ум –

Отличья мужей добродетельных дум.

Полны добродетелью все их дела,

Их добрым деяниям - честь и хвала.

С хорошим - что хочешь свершишь, не забудь:

Друг должен быть добрым, найди к нему путь.

Довольство и слава, дары и почет –

Вот радость, которая доблестных ждет.

Усвой эти мысли, - элик произнес, -

Вот мой, Айтолды, и ответ на вопрос!»

Ответ Айтолды элику

Пал ниц Айтолды и поднялся, сказав:

"Ты правдою славен, в деяньях ты прав.

Владыка вселенной, да длится твой век,

Да будешь велик ты и славен вовек!

Да будет величие беков нетленно,

А их благоденствие - благословенно!

Да славны их сила и власть на века,

Да будет их мощь неизбывно крепка!

И пусть не иссохнет родник их щедрот,

А счастье бессменно стоит у ворот!

Да будешь ты с радостью вечно богатым,

Да чахнуть и гибнуть твоим супостатам!

Достойных тебя приближай для послуг,

-Дверь счастья открыта для преданных слуг.

Внемли, что сказал благодетельный муж,

Счастливый во службе радетельной муж:

"Служи только тем., кто достоин служенья:

Достойный воздаст тебе щедро за рвенье!

Служи только щедрым, - у щедрого дом

И золотом полнится и серебром.

А скрягам, смотри, не служи никогда:

Зазря пропадешь и умрешь от стыда.

Забрать все себе вечно жилится скряга,

А что он, скамей, даст другому во благо?"

И встал Айтолды, дав ответ столь прямой,

Доволен беседой, пошел он домой.

И стал верой-правдой служить он владыке,

Ночами был дома, а днем - при элике.

Он честно служил - выше всяких похвал,

Элик ему дружбу свою даровал.

Шло время, служению рвенье радело,

Чело Айтолды расцветало и рдело.