1999 3/4

Казанский Кремль.

Кремль - важнейший архитектурный па­мятник Казани. Работы по его реконструкции, реставрации, музеефикации и научному изуче­нию являются составной частью подготовки столицы Татарстана к знаменательному юбилею. Древняя крепость символизирует собою славное прошлое татарской столицы, значимость ее культурных традиций, бережное отношение вла­сти к истории края.

Ценность. Критерий ценности каждого ис­торического объекта определяется тремя основ­ными параметрами: уникальностью, подлинно­стью и древностью составляющих его элемен­тов. Рассмотрим Кремль с этой точки зрения.

Уникальность Кремля бесспорна. Это -единственный в мире действующий центр та­тарской государственной культуры и государст­венной власти; единственная в России уцелев­шая татарская крепость, сохранившая основы первоначальной градостроительной идеи (принципы планировки, градостроительную ком­позицию, функциональную организацию комплексов); продукт взаимодействия булгарской, золотоордынской, средневековой казанско-татарской, итальянской, русской, современной градостроительных и архитектурных культур; наиболее северо-западная точка распространения исламской культуры в мире; наиболее южная точка распространения памятников псковско-новгородского стиля в России (стены и башни Кремля, Благовещенский собор); концептуаль­ный синтез татарского и русского архитектур­ного стилей в ключевых памятниках (башня Сююмбике, Благовещенский собор, Спасская башня).

О древности ансамбля Казанского Кремля свидетельствует прежде всего его более чем ты­сячелетняя история. В ней выделяется непре­рывный ряд исторических этапов. Среди них -догородской (неукрепленное поселение); домон­гольский булгарский город (XI - первая поло­вина XIII вв.); центр Казанского княжества (XII - первая половина XV вв.); столица Казан­ского ханства (1438-1552 гг.); центр присоеди­нения Поволжья (Царства Казанского, 1552-1708 гг.); административный центр 1-й Казан­ской губернии (1708 г. - 2 пол. XVIII в.); ад­министративный центр 11-й Казанской губернии (последняя четверть XVIII - 1922 г.); админист­ративный центр Татарской АССР (1922-1992 гг.); административный центр Республики Та­тарстан (с 1992 г.).

Одного лишь осознания древности этой зем­ли было бы недостаточно, если бы современный ансамбль крепости не сохранил в себе подлин­ных элементов названных исторических этапов его развития. Что же сохранилось в Казанском Кремле с древних времен? Если рассматривать его не как сумму видимых глазом наземных сооружений, а с точки зрения профессионально­го архитектурного анализа, то следует искать в нем прежде всего некую идею организации пространства и постараться выяснить, насколько он сохранял с течением времени свои первона­чальные параметры.

Сложилось мнение, что в середине XVI ве­ка произошел принципиальный разрыв градо­строительных традиций, в корне изменивший архитектуру Казанской крепости, а современный ансамбль Кремля является произведением русской архитектуры, выполненным бригадой псковских мастеров Посника Яковлева по ука­занию Ивана Грозного. Традиционно историки придерживались этой точки зрения. Кремль, по их мнению, занял место давно исчезнувшей та­тарской крепости Казан, от которой не осталось ни единого следа на поверхности земли. Все его постройки как произведения русской архи­тектуры разных эпох, начиная со второй поло­вины XVI века, создавали своего рода единый идейный монолит, где не могло найтись ни ма­лейшего места для мусульманской архитектуры - это логически противоречило бы сложившему­ся культурному контексту.

И действительно, если рассматривать Кремль как сумму наземных сооружений, такой взгляд близок к истине. Однако архитектура -это прежде всего материализованная идея орга­низации пространства.

Осуществив анализ градостроительной идеи, отдельных комплексов, памятников, выявлен­ных в ходе археологических раскопок, и остат­ков, можно прийти к выводу о явном преобла­дании средневековых дорусских элементов в ар­хитектуре Казанского Кремля, несмотря даже на его достаточно поздний облик большинства визуально наблюдаемых построек. Если ряд комплексов (Присутственные места, Преобра­женский монастырь, Благовещенский собор) связываются с реконструкциями русского вре­мени, то другие берут начало еще в ханской Казани или даже ранее, причем сохраняют и ряд параметров того времени.

Другим важным параметром архитектурного ансамбля является его архитектурно-художественный образ. Однако для того чтобы до конца понять условный язык художествен­ных форм, необходимо знать его татарские со­ставляющие, которые на сегодняшний день еще до конца не расшифрованы. Даже в этом слу­чае архитектурные формы ведущих сооружений Кремля - башен Сююмбике и Спасской, коло­кольни Благовещенского собора - достаточно определенно говорят о булгаро-татарской тради­ции. Окончательно не проанализированы с этих позиций и формы Дворцовой церкви.

Если суммировать важнейшие параметры ансамбля Казанского Кремля, то он оказывает­ся памятником градостроительного искусства дорусского времени. В их числе местоположе­ние, элементы фортификации, основа планиров­ки и композиции, функциональные взаимосвязи комплексов, размещение важнейших доминант, элементы внешней архитектуры и художествен­ного образа.

Все это позволяет сделать вывод о том, что Казанский Кремль является памятником булга-ро-татарского средневековья, реконструирован­ным в русское время с сохранением ключевых характеристик.

Идеология, Кремль - место, где тесно спле­лись интересы двух исторически соседствующих народов: татарского и русского. В то же время следует различать интересы народные и госу­дарственные (политические): они не всегда сов­падают, хотя, как известно, государственная политика всегда провозглашается от имени на­рода. Одна из сложных задач - осмыслить это различие, понять значимость этой земли для татарского и русского народов. Опираясь на та­кой анализ, следует выявить механизмы развития кремлевского ансамбля и сформулировать приоритеты на будущее.

Казанский Кремль в системе города, рес­публики и даже региона занимает главенст­вующее положение по многим показателям. Это - административный и политический центр сто­лицы Татарстана; градообразующее ядро города, памятник федерального значения.

Кремль имеет свои "болевые точки", где скрещивается историческая память двух наро­дов. Обычно они связаны с событиями многове­ковой давности, и тот факт, что проблема про­должает существовать, говорит о ее сложности. Встает вопрос о восстановлении исторической справедливости и формах осуществления этой идеи.

Для разработки принципов дальнейшего развития комплекса Казанского Кремля, следует осмыслить его значение в истории и в созна­нии двух основных народов Татарстана - татар­ского и русского - с тем, чтобы определиться с направлениями работы и избежать конфликт­ных ситуаций.

"Перестройка" и последовавшие за ней по­литические процессы суверенизации Татарстана создали основу для некоторой самостоятельности решений, хотя "замахнуться" на Кремль, ос­тавшийся в сознании всех, с одной стороны, исконно русским по своей архитектуре памят­ником, а с другой, - священной, политой кро­вью предков землей, где когда-то стояли глав­ные сооружения погибшего государства, никто не пытался. Процесс переосмысления роли Кремля как мусульманского сакрального про­странства стал набирать силу после того, как национальное движение Татарстана совместно с Духовным управлением мусульман России, Ев­ропы и Сибири, вдохновившись масштабно про­веденными юбилеями 1100-летия принятия ис­лама булгарами Поволжья и 250-летия ДУМЕС, стало проводить ежегодные массовые молебны на площади у Благовещенского собора. Объяв­ленная по настоянию национальных сил мина­ретом Ханской мечети XVI века башня Сююм-бике была торжественно увенчана в 1993 году золоченым полумесяцем и стала своего рода символом татарского присутствия здесь, хотя никто из специалистов-архитектуроведов ее за памятник татарского зодчества так и не признал.I Впрочем, это и не важно: минаретом мечети может служить любое возвышение или высокое сооружение. По законам же ислама, "весь мир - мечеть", для которой не требуется особо освященного или архитектурно оформлен­ного пространства, необходимо всего лишь удобное для моления место. И оно реально су­ществует уже несколько лет: это мечеть под открытым небом у подножия башни Сююмбике, действующая ежегодно 15 октября, в день по­миновения павших при защите Казани в 1552 году. С момента появления мечети башня, ка­ково бы ни было ее происхождение, становится татарским архитектурным сооружением - мина­ретом. Такое положение пока с трудом осозна­ется сторонниками "чистого стиля", излишне примитивно сводящими сущность национального в архитектуре к "исконной" культурной при­надлежности, недооценивая при этом главного -национальной идеи, национального содержания. В этом плане чисто теоретически спор о национальном в архитектуре приобретает вполне реальные формы. А именно: какую идейную основу заложить в концепцию дальнейшего раз­вития кремлевского архитектурного комплекса, какие приоритеты заложить в принципы реаби­литации силуэта и композиции комплекса, учи­тывая, разумеется, все нормы обращения с па­мятниками истории и культуры.

Научное_изузенае, Казанский Кремль всегда был объектом пристального внимания ученых. Как ключевой объект истории Татарстана он в той или иной форме прослеживался в истори­ческих, археологических и других специальных исследованиях. С 1929 года начинается архео­логическое изучение Кремля Н.Бороздиным, Н.Ф.Калининым, с 1976 года - А.Х.Халиковым, с 1994 года - Ф.Ш.Хузиным и А.Г.Мухаммадиевым. В 1993-1994 годах под руководством С.С.Айдарова и А.Х.Халикова бы­ли разработаны "Основные направления рекон­струкции и развития комплекса Казанского Кремля". Однако тщательное изучение собствен­но Кремля как отдельного объекта началось лишь после того, как в соответствии с указом президента РТ (№ 47 от 22 января 1994 г.) и постановлением Кабинета Министров РТ (№ 39 от 31 января 1999 г.) был создан Историко-архитектурный и художественный музей-заповедник "Казанский Кремль".

Цель создания музея-заповедника была обо­значена многопланово. Это - сохранение и раз­витие историко-культурного наследия народов РТ, сохранение и восстановление архитектурно-исторического ансамбля Казанского Кремля, яв­ляющегося объектом историко-культурного на­следия республиканского, федерального и меж­дународного значения, возрождение Казанского Кремля как исторического, культурного и по­литико-административного центра РТ.

Все работы в Кремле ведутся на основе ут­вержденных постановлением Кабинета Минист­ров РТ (№ 380 от 4 августа 1994 г.) и одоб­ренных президентом РТ "Основных направлений Концепции сохранения реставрации и использо­вания ансамбля Казанского Кремля" (документ был разработан по заказу Министерства куль­туры РТ под научным руководством С.С.Айдарова и А.Х.Халикова). Этим же поста­новлением был утвержден "План первоочередных научно-исследовательских, проектных, рес­таврационных и реконструкционных работ по территории и использованию объектов музея-заповедника "Казанский Кремль" на 1994-95 гг." На Академию наук Татарстана возлагалась задача создания специальной научной группы по археологическому исследованию территории, на Министерство культуры РТ - оказния науч­но-методической и практической помощи ди­рекции музея-заповедника.

На базе этого документа под научным ру­ководством Н.Х.Халитова, Р.С.Хакимова и Ф.М.Забировой была разработана

"Долговременная Концепция комплексного со­хранения, реставрации и использования Казан­ского Кремля", находящаяся сейчас на утвер­ждении. Никогда еще Кремль не рассматривал­ся столь всесторонне и тщательно (назовем лишь такие разделы документа, как политико-культурный и архитектурно-градостроительный, природно-ландшафтный и геологический, инже­нерно-реставрационный и музеефикация). К разработке были привлечены архитекторы, рес­тавраторы, историки, археологи, политологи, инженеры, геологи, экологи и другие ученые. Выявлены закономерности исторического разви­тия Кремля как центра государственности и архитектурного ансамбля. Кроме того, выведена и своеобразная этнокультурная "формула" Кремля, позволившая на практике реализовать принцип баланса культур на его территории при реконструкции.

Научные исследования на первых порах не могли осуществляться силами самого музея-заповедника за неимением собственных научных кадров. Ядро коллектива начало формироваться лишь с появлением научного отдела, в работе которого участвуют ведущие ученые республики в области археологии, историко-архивных ис­следований, истории и теории архитектуры. С 1996 года создан и действует ученый совет му­зея-заповедника "Казанский Кремль". Сотрудни­ками научного отдела ведется серьезная иссле­довательская работа:

Что делается и что уже сделано? Выделим основное.

Прежде всего ведутся масштабные археоло­гические исследования, давшие новое знание о культуре древней Казани. За пять лет заложено 22 раскопа общей площадью более 4 тысяч кв. м. Были обнаружены каменная крепость XII века, древние улицы и мостовые, каменные и деревянные здания. Сделаны сенсационные на­ходки, отодвинувшие дату основания города до 1000-летней отметки. В их числе уникальная, единственная в мире чешская монета.

Опробуются некоторые новейшие методы научных исследований, - в частности, геофизи­ческие разведки профессора З.М.Слепака, дав­шие сенсационные результаты. Например, им обнаружены древние сооружения Ханского дво­ра, установлена причина наклона башни Сююм-бике, уточнена геологическая карта Кремлевско­го холма.

Осмысление кремлевского пространства как сложнейшего продукта многих культур выли­лось в соответствующие разделы "Научной кон­цепции реставрации и развития ансамбля Ка­занского Кремля".

Началось создание базы данных по архив­ным документам во всех музейных и архивных собраниях России. Выявлено множество ценных документов XVIII-XIX веков, многие из кото­рых обнаружены впервые. Создается полный каталог всей литературы о Кремле. Готовится паспортизация всех памятников Кремля - как существующих, так и уже исчезнувших.

Изданы книги "Древняя Казань глазами со­временников и историков" (составители и авто­ры - Ф.Ш.Хузин, А.Г.Ситдиков, Н.Х.Халитов, И.М.Вахитов, Р.Ф.Шарифуллин) и "Архитектура Ханской Казани" Н.Х.Халитова, опубликован целый ряд научных статей.

Этапы исторического развития Кремлевского комплекса можно было бы обобщенно уложить в следующую схему:

- булгаро-татарский период (XII - середина XVI вв.),

- русский период (середина XVI - начало XX вв.),

- советский период (XX в.),

- современный период (текущее десятиле­тие).

Каждый из них оставил свой след, однако это наследие должным образом не изучено, не оценено. Необходима новая история Кремля, свободная от идеологии прошлого и основанная на новом фактическом материале. С этой целью создан временный трудовой коллектив, вклю­чающий кроме сотрудников научного отдела, ведущих ученых Татарстана. Итогом его работы должен стать фундаментальный труд "История Казанского Кремля".

Реставрация и реконструкция. Кремль не­однократно реставрировался в прошлом, даже тогда, когда его военное значение уже было утрачено. Стены и башни крепости, разрушен­ные паводками и оползнями в XVII, XVIII и XIX веках, неизменно восстанавливались, хотя порой в несколько иных формах. Однако толь­ко с середины 1960-х годов с образованием Та­тарской Реставрационной мастерской началась работа по подлинно научной реставрации и вос­становлению сооружений Кремля под руково­дством архитекторов С.С.Айдарова, затем -С.А.Козловой (Мамлеевой).

Объявленный памятником русской архитек­туры федерального значения, Кремль подпал под законы СССР и РСФСР "Об охране памят­ников истории и культуры" с особым режимом содержания, означающим, что всякое новое строительство может вестись только с разреше­ния органов охраны памятников при Министер­стве культуры РСФСР на строго научной осно­ве. Казалось бы, все ясно, но закон явно не учитывает реалии постсоветского времени, где жесткие принципы оценки и критерии ценно­сти культурных и исторических памятнщов уже не работают. Более того, они могут ока­зать дестабилизирующее воздействие на общест­во.

Сегодня древняя крепость выглядит как до­вольно сумбурно застроенная территория, где среди уникальных по своему художественному образу и историческому значению памятников обосновались заурядные, хотя и немалые по своим размерам, сооружения. Кремль требует градостроительной реабилитации: не все здесь было талантливо задумано и осуществлено, не все лучшее сохранилось. Первый же взгляд на силуэт Кремля приводит к мысли, что именно архитекторы прошлого безнадежно испортили его образ, разрубив пополам прямой главной улицей-коридором без единой площади, размес­тив огромные корпуса Присутственных мест, Юнкерского училища, развернув все здания за­дворками наружу. Полноценный ансамбль не сложился даже в начале XX века, в период наибольшего расцвета кремлевского комплекса.

В современных условиях, когда Казань яв­ляется не просто историческим и культурным центром республики, а одновременно несет функции столицы РТ, такое положение Кремля не может быть терпимым. Ведь это не просто историческое городище и объект туризма. Кремль - важнейшая архитектурная доминанта в центре города, являющаяся символом Казани и Татарстана. Реконструкция Кремля как опло­та государственной власти и символа его госу­дарственной истории сегодня уже не только чисто архитектурная задача, но также и поли­тический акт, декларирующий определенные целевые установки правительства. И именно она должна символически отразить архитектурными и иными средствами его основные пози­ции.

Итак, если рассматривать Кремль как рус­ский памятник (что отнюдь не правомерно), то его следует лишь реставрировать. Однако это невозможно по политическим и морально-этическим мотивам. Остается реконструкция с опорой на основную архитектурную идею, со­хранившую свои основные параметры еще с древних времен. В русле обновления Кремля могут появиться и новые масштабные сооруже­ния: музейный комплекс, мемориальные над­гробные сооружения булгарских князей и ха­нов-чингизидов, представительские здания.

Музеефикадия, Согласно указу президента РТ от 13 октября 1995 года и постановления Кабинета Министров РТ от 19 декабря того же года здание Благовещенского собора музеефици-ровано и передается православной церкви на время главных религиозных праздников. На территории бывшего Юнкерского училища вос­создается историческая мечеть Кул-Шариф - бу­дущий музей исламской культуры Поволжья, на лучшее архитектурное решение которой был  объявлен международный конкурс, завершив­шийся 1 февраля 1996 года.

Проблема музеефикации кремлевского ком­плекса предполагает несколько уровней реали­зации.

Во-первых, кремлевский комплекс как ис-торико-архитектурный музей под открытым не­бом. Казанский Кремль является важнейшим объектом туризма, особой по своему историче­скому значению зоной, центром государственной власти и главным музеем-заповедником Респуб­лики Татарстан. Его архитектура должна свиде­тельствовать как о прошлом, так и о настоя­щем нашего государства, достойно представлять уровень нашей культуры. Экскурсионный показ кремлевских экспозиций должен включать в себя ряд тем, представляющих интерес для са­мых различных групп посетителей.

Во-вторых, группы музеев, отражающих этапы развития государственности Татарстана, различные этнические традиции, уникальные коллекции и хранилища государственных цен­ностей. В соответствии с первоначальными функциями и связанными с ними этическими нормами реконструкции, предлагается следующая схема музеефикации кремлевской террито­рии:

1. Крепостные сооружения Кремля (музей Кремля). Крепостные башни и стены могут служить отдельным объектом экспозиции с ор­ганизацией специального экскурсионного мар­шрута, Замкнутость стен в кольцо позволяет осмотреть весь комплекс Кремля и панораму Казани. Необходимо также устройство локаль­ных экспозиций и сети обслуживания туристов (кафе, киоски, фотографирование и др.) в кры­тых местах (участки стен, башни, каморы).

2. Музей государственных символов и рари­тетов Татарстана (комплекс Президентского дворца). В музейную зону предполагается включить: пантеоны государственных деятелей прошлого (казанских ханов и др.), музеефици-рованные остатки Ханской мечети, мавзолеев, других зданий.

3. Музей истории и культуры Татарстана (комплекс бывшего Юнкерского училища).

4. Музей исламской культуры Поволжья
(мечеть Кул-Шариф).

5. Музей культуры христианских народов Поволжья (здание бывшего Кафедрального собо­ра).

6. Музей древних рукописей (мечеть Кул-Шариф).

7. Музеи ремесел, декоративно-прикладного искусства, керамики и др.

8. Музей природы (комплекс бывшего Юн­керского училища). Часть площадей бывшего Юнкерского училища предполагается использо­вать под экспозиции наиболее уникальных кол­лекций природных богатств Татарстана. В их числе возможны музеи геологии, беспозвоноч­ных, палеонтологии.

9. Музей археологии Татарстана (территория комплекса бывшего Спасо-Преображенского мо­настыря).

10. Локальные выставки и временные экс­позиции.

Казанский Кремль обретает новый облик, новые функции. Он станет мостом, прочно свя­зывающим прошлое и настоящее.

I. Кроме Г.Айдаровой-Волковой (см.: Архитектурная культура Среднего Поволжья XVI-XIX веков. Модель развития. Структура типов. Влияния.-Казань, 1997).

 

Ильдус Вахитов,

Директор Государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника "Казанский Кремль",

Нияз Халитов,

заместитель директора музея-заповедника,

доктор архитектуры