1999 3/4

Юсуф Хас-Хаджиб Баласагуни. Благодатное знание

(Кутадгу, 1069-1070 гг.)

 

Айтолды рассказывает элику о достоинствах языка и пользе речи

Однажды элик снова выказал честь

-Позвал Айтолды и велел ему сесть.

 

И сел Айтолды и, потупивши взгляд,

Молчал он смиренно, смущеньем объят.

 

Вопрос элика к Айтолды

Элик ему снова явил свою милость:

«Ну, что ж ты молчишь, что с тобою случилось?»

 

Ответ Айтолды элику

Сказал Айтолды: «О владыка владык,

Раб, видящий бека, смущается вмиг.

 

Без знака веленья начну ли я речь,

Могу ли я первым молчанье пресечь?

 

Внемли слову мудрых - в нем суть и основа:

"Не задан вопрос - придержи свое слово'".

 

Зовут - значит нужен, всему свой черед:

Кто звал тебя, тот разговор и начнет.

 

Не спрошен - не суйся, не то будешь худ:

По праву скотиной тебя обзовут!

 

Кто к беку суется с непрошенным словом,

Того называют глупцом бестолковым.

 

Болтливый язык тебе жизнь сократит, Следи, чтобы рот был покрепче закрыт.

 

Муж, твердо собою владевший, сказал, Муж твердости, все одолевшей, сказал:

 

"Темна голова, а язык-то багров,

И сколько он съел неразумных голов!

 

Нужна голова - придержи свой язык,

Не сдержишь - отрубит он голову вмиг!

 

Ответ элика Айтолды

«Все понял я, - молвил элик, - но давно

Известно: живому молчать не дано!

 

Но есть и еще две породы людей:

Немые и пленники дури своей.

 

Язык у немых сдержан силой оков,

Невежды не могут сдержать своих слов.

 

Болтливость невежды пресечь подобает,

А мудрому - вольная речь подобает.

 

Речь мудрых — как будто вода для земли:

Земля оросится - луга зацвели.

 

Исчерпать разумную речь не дано,

Воде до предела истечь не дано.

 

Мудрец - что сокрытая в топи вода:

Ступи лишь - и влажна уж ямка следа.

 

А сердце глупца - что безводье пустынь:

Бесплодно, хоть море в него опрокинь!»

 

Ответ Айтолды элику

Сказал Айтолды: «Значит, понял элик:

Лишить может жизни зловредный

 

Смолчать о потребном живой разве может?

Не станет таить он, что ум его гложет.

 

Вопрос зададут - все, как есть, расскажи,

Не спросят - покрепче язык придержи.

 

Вопрос, о элик, это - словно мужчина,

Ответ, если вдуматься,  - женского чина.

 

Один лишь мужчина у женщины - муж,

А плод от него может быть из двух душ!»

 

Вопрос элика к Айтолды

«Я понял, все - правда, - ответил элик,

-Но снова вопрос мне пришел на язык.

 

Вот ты говорил о вреде языка,

-Скажи, ну а польза его велика?

 

Ведь если молчать, опасаясь вреда,

И добрым речам пропадать навсегда!»

 

Ответ Айтолды элику

Сказал Айтолды: «Польза слов велика,

Когда они с толком идут с языка.

 

За то, что у глупых все речи вразброд,

Разумный невежду скотиной зовет.

 

Пустые слова - темной дури обычай,

Дурной голове быть им легкой добычей.

 

Грешишь пустословьем - приходит беда,

Разумная речь не приносит вреда.

 

Невежда наестся - лежит, словно вол:

Впустую мычит он, от жира тяжел.

 

Наевшись, валяться присуще скотине

-Скот так и зовется по этой причине.

 

Умеет мудрец плотский зуд побороть

И знанием холит он дух, а не плоть.

 

Все нужное телу идет через рот,

А дух - правду слов через уши вберет.

 

Два добрых отличья у славных умом

-Муж, ими владеющий, светел челом.

 

Язык и утробу он должен смирять

-Рекой будет литься к нему благодать.

 

Кто мудр, тот и властен над глоткой и речью:

Та власть ему мудрость дает человечью».

 

Вопрос элика к Айтолды

«Я понял все это, - ответил элик,

-Суть слова и пользу его я постиг.

 

Откуда путь слова лежит и куда,

Ответить на это пришла череда.

 

Смолчать ли, сказать ли - чему где черед,

Что мудрость разумных об этом речет?»

 

Ответ Айтолды элику

«Суть слов, - он ответил, - нам знать не дано:

Припомнится десять, а скажешь одно.

 

Одно слово молви, а девять не тронь,

Негожее слово - что мерзкая вонь!»

 

Вопрос элика к Айтолды

«Открой, Айтолды мне, дай верный ответ,

Чем слово полезно и в чем его вред?»

 

Ответ Айтолды элику

Сказал Айтолды: «Сила слов не слаба:

Уместная речь вознесет и раба.

 

Из глубей земли силой речи взнесет

До горних небес, до почетных высот.

 

А ежели речь не умом рождена,

С небес до низин низвергает она!»

 

Вопрос элика к Айтолды

Спросил он: «А что многословьем зовут

И что - малословьем? - свой выскажи суд!»

 

 

Ответ Айтолды элику

Сказал Айтолды: «Многословьем зовут

Непрошенной речи докучливый блуд.

 

А речь не болтлива, когда на вопрос

Достойный ответ человек произнес.

 

Об этом сказал и поэт откровенно,

И речь его точностью слов драгоценна:

 

«Скажи, хорошенько раскинув умом,

Ответь на вопрос и закончи на том.

 

Побольше послушай, поменьше скажи.

Будь силой ума и сознанья влеком".

 

Вопрос элика к Айтолды

«И это я понял, - ответил элик,

-Еще есть вопрос - отвечай напрямик.

 

Кого нужно слушать? Чье слово без лжи?

Кому передать это слово, - скажи!»

 

Ответ Айтолды элику

«Внимай, - отвечал Айтолды, - мудрецам,

А после внушай их премудрость глупцам.

 

И, выслушав старших, внушить не забудь

Премудрость их младшим, чтоб поняли суть!

 

Побольше послушай, поменьше скажи

-Мне мудрые так говорили мужи.

 

Нет разума в том, чьи обильны слова,

Внимающий мудр и над всеми глава.

 

Кто нем на язык, тот и знаний достиг:

Не ведает знанья блудливый язык!»

 

Вопрос элика к Айтолды

«Мне все это ясно, -   элик произнес,

-Ответь и еще на один мой вопрос.

 

Излить ли слова свои или сберечь,

Что лучше - сокрыть или высказать речь?»

 

Ответ Айтолды элику

«Внемли мне, элик, - отвечал Айтолды,

-Где скован язык, там и знанья худы.

 

Хоть речь и бранят, много ей и хвалы,

Хвала и хула ей равно не малы.

 

Несчетные твари в круженье людском

О божьем единстве рекут языком.

 

Бог тысячи тысяч людей сотворил,

И славит их речь всезиждителя сил.

 

Всем людям, кто б ни был им в плоть воплощен,

Дарованы речь и душа испокон.

 

А речь и душа - лишь для праведных слов:

Кто лжив на язык, тот сгорит до основ.

 

Правдивое слово полезно стократ,

А лживую речь все согласно бранят.

 

Правдивы слова - говори, не таись,

Без кривды и лжи норови обойтись.

 

Смолчишь - скажут: «Он на немого похож»,

А будешь болтлив - болтуном прослывешь.

 

Негоднее всех из людей - болтуны,

А лучшие - щедростью сердца сильны".

 

Элик был безмерно словам этим рад,

Он руки воздел, поднял к небу свой взгляд.

 

Творца он восславил хвалою усердной,

Воскликнул он: «Господи! Бог милосердный!

 

Сошло на меня доброты твоей диво,

А я тебе, грешен, служил нерадиво.

 

Ты все даровал мне прещедрой рукой

-Дал счастье, могущество, власть и покой.

 

Какой я за это воздам тебе славой?

Молю: восхвали себя сам, величавый!»

 

И отпер казну он, прервав покаянье,

И щедро раздал беднякам он даянъя.

 

И щедрые дал Айтолды он дары

-И речь и рука его были щедры.

 

Он дал сан везира ему за услугу

-Печать и бунчук, барабан и кольчугу

 

Над всеми он дал ему сильную власть,

И недругам всем суждено было пасть.

 

Вершил Айтолды все деянья на славу,

И время радело счастливцу по праву.

 

Народ богател, и страна была в силе,

И все за элика мольбы возносили.

 

Где волен народ, бедам сгинуть дано:

Там овцы и волки живут заодно.

 

Закон был упрочен и стал справедливым,

Элик в благоденствии правил счастливом.

 

И так протекали счастливые годы,

В покое и благости жили народы.

 

Росли города и селенья богато,

В казне серебра было много и злата.

 

И рад был покою и миру элик,

И в мире всесветной он славы достиг.