1999 3/4

Казанская рукопись Сибавайхи

В сентябре 1998 года сотрудниками На­ционального архива Республики Татарстан была предложена для определения названия и даты арабская рукопись на пергамене, дефектная и фрагментарная, без начала и конца. Удовлетво­рительное состояние большей части рукописи позволяло прочитать без особого труда текст и встречающиеся в нем названия глав (баб), это оказалось сочинением по арабской грамматике Возникло предположение, что перед нами от рывки знаменитой "Книги" Сибавайхи, датиро ванной XI веком. Предстояло подтвердить дати ровку или предложить другую, так как магри бинский почерк [магрибй) с элементами архаи ческого почерка насхи допускал датировку XI XII и даже X веками.

В декабре 1998 года во время поездки в Каир с профессором Ка­занского университета М.АУсмано-вым автору довелось посетить Ин­ститут арабских рукописей Лиги арабских государств. Консультации со специалистами этого института позволили удостовериться в том, что рукопись действительно содержит сочинение Сибавайхи и, в сравнении с другими древними арабскими про­изведениями, может быть датирова­на концом XII - началом XIII ве­ков.

Абу Бишр 'Амр ибн 'Усман ибн Канбар по прозвищу Сибавайхи жил в Басре во второй половине VIII века, наиболее вероятным годом его смерти называют 796-й. Ученый дал детальное эмпирическое описание частей речи (имя, глагол, частица), синтаксиса и морфологии арабского языка в 596-ти небольших главах, постоянно ссылаясь на своего учи­теля ал-Халила ибн Ахмада и иногда на некоторых иных предшественников. Его труд также содержит значительное количество цитат из арабской поэзии и Корана в качестве примеров на то или иное правило, на употреб­ление слов и форм, их написания и значения. В то же самое время Сибавайхи часто опирался на разговорную лексику арабского языка при фиксировании и объяснении тех или иных языковых явлений и фактов.

Из дошедших до нас рукописей около полу­сотни включают в себя какую-либо часть или же полный текст "Книги", ряд из них являют­ся комментариями и различными его сокраще­ниями и переработками1. Поэтому с сохранно­стью авторского текста дела обстоят вполне благополучно, хотя мы и не располагаем авто­графом или близкими ко времени жизни автора копиями. Самые древние рукописи "Книги" Си­бавайхи датируются временем спустя 320-350 лет после смерти автора; список из Милана и древний список из г.Сан'а могут оказаться старше, но они не датированы. Восемь рукопи­сей имеют даты в пределах XII и еще около двух десятков - XIII веков.

Труд Сибавайхи, изданный в конце XIX века, представляет собой двухтомник, насчиты­вающий свыше 900 страниц. При подготовке к печати полного текста сочинения А.Деранбур (Hartwig Derenbourg)2 опирался на солидную рукописную базу, включая обе петербургские рукописи: одну из Императорской публичной (ныне Российской национальной) библиотеки и другую из Азиатского музея (ныне Санкт-Петербургского филиала Института востоковеде­ния РАН). В 1899-1900 годах вышло булакское издание. Наконец, в 70-е годы XX века Абдас-салам Мухаммад Харун опубликовал в Каире сочинения Сибавайхи в пяти томах с привлечением большего числа рукописей, снабдив его необходимыми указателями.

На таком фоне открытие фрагментарной рукописи труда Сибавайхи не может стать зна­чительным событием в арабистике, но все же заслуживает определенного внимания исследова­телей, тем более, что обнаружена она там, где столь древние арабские произведения представ­ляют ныне исключительную редкость, в особен­ности если происходят из Северной Африки.

"Книга" Сибавайхи относится к названной группе рукописей ХП-ХШ веков, написана на пергамене и насчитывает 48 листов размером 25x17,2 см, их порядок перепутан. Чаще всего на странице 18 строк (встречается от 17 до 21). Почерк: четкий магриби, профессионально исполненный, снабженный довольно регулярной диакритической пунктуацией и огласовкой. Све­дения по истории рукописи практически отсут­ствуют, на первой и последней страницах име­ется оттиск прямоугольной печати библиотеки Казанской духовной академии, однако как она попала туда - неизвестно. "Книга" содержит от­рывки из глав с 41 по 45 (т.1, стр.82-97 по изданию Деранбура), 105, 151-153, 164, 449-456, 458-460, 475-476, 479-480, 483 и некото­рых других. Сравнительно с изданием Деранбу­ра и булакским изданием рукопись имеет раз­ночтения.

Таким образом, рассматриваемая рукопись "Книги" Сибавайхи представляет интерес не только своим происхождением, почерком и ма­териалом письма, но и как старейшая арабская рукопись, найденная в Казани. Это, безусловно, следует учесть для полноты данных о копиях этого ценнейшего труда по арабской филологии; быть может, "Книга" окажется небесполезной и своими разночтениями при изучении истории текста.

 

Примечания

1. F.Sezgin. Geschichte des Arabischen Schrifttums. IX.-Leiden, 1984.-S.51-63.

2. Le livre de Sibawaihi, traite de grammaire arabe par Sibouya, dit Sibawaihi. Texte arabe publie d'apres les manuscrits du Caire, de Г Escurial, d'Oxford, de Paris, de St.Petersbourg et de Vienne par Hartwig Derenbourg. Tome I.-Paris,1881; Tome II.-Paris, 1889.

 

Анас Халидов,

доктор филологических наук, профессор,

зав. сектором Ближнего Востока Института

востоковедения РАН г.С.-Петербург