1999 3/4

Мусульманская фракция и проблемы «свободы совести» в Государственной думе России (1906-1917)

В последние годы непростой путь развития российского парламентаризма привлекает к себе внимание все большего числа исследователей-историков. Появилось немало работ, в том чис­ле монографий, посвященных работе первого российского парламента - Государственной думы - в 1906-1917 годах. Однако авторы большинст­ва этих работ не проявили интереса к такому важному аспекту, как история и деятельность национальных и конфессиональных фракций в стенах Думы, за исключением, может быть, самых влиятельных - таких, как Польское Ко­ло.

Между тем, такое невнимание, видимо, не­оправданно. Игнорирование же историками, в след за современниками Дум, моментов поста­новки национальных и конфессиональных во­просов, их обсуждения в Думах чревато непо­ниманием тех процессов, которые происходят в России в XX веке.

Этот существенный пробел в историографии только начинает заполняться. Так, год назад в Уфе вышел сборник документов "Мусульманские депутаты Государственной думы России. 1906-1917" с весьма интересным преди­словием. Теперь историография пополнилась еще одним новым исследованием - книгой Ди-ляры Усмановой о деятельности мусульманской фракции Государственной думы России в 1906-1917 годах.

Родословная современной политики целого ряда постсоветских среднеазиатских государств, а также государств-субъектов Российской Феде­рации, уходит своими корнями к деятельности тех самых 67 человек - первых мусульманских политиков - волжских и крымских татар, азер­байджанцев, казахов, узбеков, текинцев, чечен­цев, даргинцев, лезгин, заседавших в россий­ских-думах. Тогда здесь была создана мусуль­манская фракция, подняты те национальные и конфессиональные вопросы, которые и спустя более 90 лет не могут считаться исчерпанными.

Автор книги подробно, поэтапно прослежи­вает процесс формирования мусульманской фракции, объективно отмечая все ее слабости, болевые точки и беды, ее политические пред­почтения и тяготения к определенным политаческим течениям и партиям в Думе, анализи­рует персональный состав депутатов-мусульман. Весьма важно то обстоятельство, что история и деятельность мусульманской фракции рассмат­ривается не изолированно, а в тесной связи и сравнении ее позиций с деятельностью других парламентских объединений. В книге определя­ется место депутатов-мусульман в Думе в пери­од первой российской революции и после нее. По мнению автора, они занимали левый центр.

Выделяя круг проблем, поставленных в сте­нах российского парламента начала века, - ре­лигиозное законодательство, народное образова­ние, переселенческая политика правительства и положение национальных окраин, вопрос о праздничных днях - автор намеренно ограничи­вается рассмотрением первой и наиболее злобо­дневной, важной из них - проблемы свободы совести или, скорее, в российских реалиях того времени, проблемы веротерпимости. Рассматри­вая многочисленные законопроекты по этому вопросу, разрабатывавшиеся и проходившие че­рез фракцию и Думу, автор приходит к выво­ду, что решение этих вопросов носило чисто утилитарный характер, было полностью подчи­нено соображениям общей политики.

Следует отметить широкий круг источников, а также отечественной и зарубежной литерату­ры, привлеченных в исследовании. Это и ар­хивные документы, и публицистика, и мемуа­ры. Особое внимание автор уделяет прессе, де­монстрируя, в частности, обширное знакомство с   татарской   печатью.   Пресса,   общественно-политическая и мемуарная литература во ввод­ной главе анализируются более подробно, чем архивные документы. Это и понятно: данные очень интересны, информативны, насыщенны, эмоциональны (но поэтому и более субъектив­ны). Может быть, стоило шире представить именно характеристику использованных в книге неопубликованных документов, особенно законо­проектов, ведь автор оговаривает в тексте, что положение многих из них, особенно с "говорящими" заголовками, намеренно не рас­сматривает.

Немаловажный момент - видеоряд моногра­фии, в котором представлены портреты думцев-мусульман. Он помогает читателю воспринимать эпоху в ее личностном аспекте, а приложения дают необходимые справочные сведения о депу­татах-мусульманах и их работе в думских ко­миссиях.

Вышедшее исследование, безусловно, инте­ресный факт современной историографии. Книга будет полезна не только специалистам, но и всем, интересующимся историей мусульманских народов и историей российского парламентариз­ма, в частности, российских Дум начала века - общей колыбели, воспитавшей политиков мно­гих государств Европы и Азии, пытавшихся воплощать и совершенствовать думские "черновики" и идеи уже после 1917 года.

 

Светлана Малышева,

кандидат исторических наук