1999 3/4

История и политика

Истории Татарстана и татарского народа посвящены сотни монографий и тысячи статей. Но каждая новая работа на эту тему вызывает ожидание правдивого, не конъюнктурного ее изложения.

За годы советской власти было сделано много попыток создать обобщающие труды по истории Татарстана. Это были, как правило, коллективные работы, отражавшие нужды пар­тийной политики. Многие авторы этих книг (и я в их числе) называли их «братскими моги­лами» за безликость и одинаковость стиля из­ложения, за содержательное однообразие с це­лью показать советские преимущества образа жизни и т.д.

В 90-е годы после распада СССР, ликвида­ции цензуры и в обстановке эйфории, связан­ной с борьбой за суверенизацию Татарстана, появились спекулятивные учебники и брошюры, часто искажавшие исторические реалии. Это была накипь, издержки, вызвавшие неприязнь различных групп населения, опасавшихся воз­никновения межнациональных конфликтов. Не­обходима была иная общественная атмосфера, стабильная обстановка, чтобы появилась книга с рассуждениями о прошлом и настоящем, где бы исторические факты не расходились с выго­дами автора. Таковой стала монография И.Р.Тагирова «Очерки истории Татарстана и татарского народа. XX век», изданная в 1999 году.

Заметим, что в 90-е годы многие историки Татарстана занимались пересмотром, прежде всего, национальной истории. Именно тогда бы­ло покончено с мифом о вымирании народов при царизме и их возрождении при советской власти, переосмыслена роль национальных дви­жений и воздано должное крупнейшему татар­скому государственному деятелю М.Х.Султан-Галиеву, необоснованно репрессированному в 20-е годы. Усилиями И.Р.Тагирова, Б.Ф.Султан-бекова, Д.Р.Шарафутдинова, И.Г.Гиззатуллина были изданы его труды, написаны биографические очерки о выдающейся роли М.Х.Султан-Галиева в создании национальной автономии и теории антиколониальной освободительной борь­бы мусульман.

И.Р.Тагиров писал книгу в сложных, нака­ленных страстями условиях, когда группа та-тарстанских ученых взывала к Президенту рес­публики М.Ш.Шаймиеву с требованием создать свою историю, ибо без таковой «суверенитет Татарстана будет ущербным». В 1996 году в Казани возникла дискуссия о том, какой долж­на быть национальная история. Разумеется, И.Р.Тагирову пришлось учитывать рекоменда­ции общественности и ученых. Его обществен­ное положение депутата Госсовета Республики Татарстан и председателя Исполкома Всемирно­го конгресса татар, казалось, должно было по­влиять на политико-идеологическую направлен­ность монографии. Нужно отдать должное авто­ру - этого не произошло. Более того, общест­венное положение автора позволило ему при­нять активное участие в переговорах с Москвой во время подготовки к подписанию договора о суверенитете Республики Татарстан, о выработ­ке новых форм федеральных отношений.

В этом плане выделяется глава монографии, посвященная переходу к обновлению федераль­ного статуса республики. И.Р.Тагиров был не­посредственным участником создания договор­ных отношений, определивших новый статус республики. В этой главе и материалах об этом событии, где документальные обоснования переплетаются с личными воспоминаниями о различных политических деятелях, содержится то новое, о чем можно узнать только из этой книги.

В предисловии автор замечает, что пред­принял «попытку объективного изложения ис­тории Татарстана последних десяти лет». Это, видимо, опечатка. Очерки посвящены практиче­ски всему XX веку. В желании И.Р.Тагирова объективно осветить историю родного края за последние не десять, а сто лет, лично у меня нет никакого сомнения, и текст книги об этом свидетельствует.

XX век войдет в историю разных народов и стран по-своему. Для России это было и время революционных потрясений, войн, концлагерей. Но это было и время становления наций, борь­бы народов за свои права, за некогда утерян­ную государственность.

О том, как это происходило, что из этого получилось, сколько стоит свобода народа и го­сударственный суверенитет, узнает читатель из книги.

Выводы автора соответствуют многим, уже известным мировой науке, но монография со­держит и собственные наблюдения академика, вносящие свой вклад. К первым можно отне­сти общее положение о том, что распад СССР был не только кризисом господствующей в стране модели социалистической системы, но и временем ухода с исторической сцены послед­ней в Европе многонациональной империи. Ста­ло ясно, что результаты Октябрьской револю­ции лишь задержали этот распад на несколько десятилетий, но остановить его не смогли. На­зовем и другой известный вывод о важнейшем значении для истории становления татарской нации XX века - времени развития капитали­стических отношений в России и связанного с ним экономического и общественного подъема -результатов революции 1905-1907 годов и ста­новления демократических институтов власти (Государственная дума и деятельность в ней мусульманской фракции, периодика на татар­ском языке, создание различных общественных организаций и т.д.).

И.Р.Тагиров вполне обоснованно говорит о бескровном падении самодержавия в России в феврале 1917 года. Так уходил режим, исчер­павший квотум доверия у всех народов страны, Так случилось и в 1991 году, когда никто из 19 миллионов коммунистов СССР не вышел на защиту закрываемых партийных комитетов.

И.Р.Тагиров посвятил изучению истории Татарстана всю свою жизнь. Его кандидатская и докторская диссертации были посвящены со­бытиям 1917 года в Казани и Поволжье, об этом же написано и большинство его предыду­щих монографий. В новой книге не только итог работы над архивными источниками и ре­зультат историографических изысканий, в ней -его жизненный опыт уроженца Шугуровского района Татарстана не понаслышке знавшего, что такое насильственная коллективизация, что значит жить без отца (капитан Красной Армии Р.Тагиров погиб под безвестным латышским го­родом в 1944 г.), что значит полуголодное дет­ство и юность, идеологическое давление раз­личных партийно-советских структур и т.д. На­верное, нужно было все это пережить, чтобы написать такую книгу, подтвердить сказанное в ней собственным жизненным опытом, своей бо­лью и размышлениями историка о том, как и что нужно сделать, чтобы последующие поколе­ния татарстанцев смогли этого избежать.

Конечно, множество затронутых в книге проблем не позволило аргументированно отве­тить на ряд вопросов. Автор иногда апеллирует к своему мнению как виду доказательства, его рассуждения о ряде событий достаточно субъек­тивны. Но так и должно быть в авторской монографии.

Обычно историка упрекают в политизиро­ванности видения прошлого. Новую книгу об истории Татарстана и татарского народа напи­сал историк и политик. Как оказалось, это со­четание нельзя не признать удачным.

Книга И.Р.Тагирова столь многопланова и содержит документальные публикации и автор­ские рассуждения, что никакие ее пересказы не смогут заменить внимательного чтения самой монографии, где читатель наверняка найдет много любопытного и интересного для себя.

 

Алексей Литвин,

профессор