2000 3/4

Высшая школа Татарстана: 90-е годы

Татарстан и его столица Казань имеют многовековую и славную историю. В Россий­ской Федерации Республика Татарстан является крупнейшим научно-производственным, социаль­но-политическим и культурно-образовательным центром. Народы Татарстана внесли большой вклад в сокровищницу российской и мировой цивилизации.

В развитии этого во многом уникального региона и центра культуры народов многих на­циональностей большое значение сыграла выс­шая школа, которая имеет давнюю историю и богатые педагогические и научные традиции. Как известно, начало системе высшего образо­вания в огромном регионе, включающем По­волжье, Прикамье, Приуралье, Сибирь и Кавказ положило создание в 1804 году в Казани импе­раторского университета. В дальнейшем, на ба­зе его научных школ и учебных подразделений в Казани и республике был создан ряд само­стоятельных вузов. Они составляют историче­ское и научно-педагогическое ядро современной высшей школы Татарстана.

Вклад преподавателей и ученых высшей школы, научных учреждений в развитие эконо­мического и интеллектуального потенциала Рос­сии и Татарстана всегда был значителен и во многом определяющим. Крупные изменения в политической и социально-экономических облас­тях, произошедшие в 90-е годы, предъявили новые требования к образованию и к системе подготовки высококвалифицированных специа­листов. Высшая школа Татарстана, в непростых экономических и социально-политических усло­виях претерпела радикальные изменения и со­хранила лучшие традиции отечественной школы и фундаментального профессионального образо­вания.

Важными программными изменениями по­следнего десятилетия явились - формирование новой законодательной и нормативно-правовой базы системы образования и науки, разработка и реализация преемственных государственных образовательных стандартов и образовательных программ для всех уровней, ступеней и направ­лений образования.

Содержание общего и профессионального образования все больше стало отражать отечест­венный и мировой уровень научных знаний, появились новые инновационные и информаци­онные технологии в образовании, был осущест­влен комплекс неотложных мер по социальной защите учащихся, студентов и преподавателей, усилилась интеграция академической и вузов­ский науки и т.д.

Важный итог 90-х годов связан с тем, что не произошло рокового развала республикан­ской высшей школы и науки. Основой пози­тивных преобразований в высшей школе стал эволюционный путь. Значительным результатом пройденного пути высшей школой стало обеспе­чение политической и социальной стабильности в республике. Кроме этого, как известно, об­новлялись содержание высшего профессиональ­ного образования, направления подготовки, об­разовательные технологии и в целом повыша­лось качество подготовки специалистов. Высшая школа приобрела автономность и академическую независимость, профессорами и преподавателями активно внедряются новаторские формы препо­давания и педагогические технологии.

Тем не менее проблемы высокой конкурен­тоспособности молодых специалистов на рынке труда, структурно-содержательного обновления, диверсификации и в целом более полного удов­летворения запросов и нужд личности, соци­альной и экономической сферы остаются акту­альными. В числе других приоритетных на­правлений развития остается расширение мно­гоуровневой подготовки специалистов и даль­нейшее развитие гибкой и способной к струк­турным изменениям системы высшего образова­ния и в целом профессионального образования в Республике Татарстан.

Исключительную роль в сохранении и раз­витии научных и университетских центров рес­публики, дальнейшей консолидации научно-интеллектуального потенциала и интеграции академической и вузовской науки играют Ка­занский научный центр РАН, Академия наук Татарстана, ведущие университеты России и Татарстана - Казанский университет, Техниче­ский, Технологический, Педагогический и Ме­дицинский университеты и другие вузы.

В Республике Татарстан в 1999/2000 учеб­ном году осуществляли образовательную дея­тельность 20 самостоятельных государственных высших учебных заведений и 5 филиалов госу­дарственных вузов, в том числе 11 вузов про­мышленности, строительства, ветеринарии и сельского хозяйства. За исключением Альметь-евского нефтяного института, Татарского госу­дарственного гуманитарного института и Татаро-американского регионального института, вузы финансируются федеральным бюджетом. Госу­дарственные вузы расположены по территории республики неравномерно - большинство из них находится в Казани. Ряд самостоятельных вузов и филиалы казанских вузов находятся в Набережных Челнах, Нижнекамске, Елабуге, Альметьевске, Бугульме, Лениногорске, Чисто­поле и т.д.

Всего в государственных вузах республики обучаются более 93 тыс, студентов, из них бо­лее 22 тыс. на основе договоров с юридически­ми и физическими лицами.

На 10 тыс. человек населения республики приходится 247 студентов, обучающихся в госу­дарственных и муниципальных вузах (в 1990/1991 учебном году было - 189 студентов).

Показатель числа студентов средних профес­сиональных учебных заведений, государствен­ных и негосударственных вузов в Татарстане на 10 тыс. человек населения составляет в 1999/2000 учебном году 422.

Структура подготовки специалистов в вузах содержит более 200 специальностей.

В последние годы наметилась устойчивая тенденция повышения интереса молодежи к по­лучению качественного высшего образования и увеличился конкурс при поступлении в вузы. В 1999 году в республике на одно место в вузе претендовало около трех человек. Экономиче­ские и гуманитарные специальности вышли на первый план. В 2000 году конкурс на очные отделения вузов был 5 человек на одно место.

Наиболее популярными специальностями ву­зов среди молодежи стали следующие - юрис­пруденция, психология, бухучет и аудит, эко­номика и управление, охрана окружающей сре­ды, татарский язык и литература, иностранные языки, архитектура, стандартизация и сертифи­кация, технология хлеба, инженерная экология, промышленная электроника, сервис и техниче­ская эксплуатация, организация и технология защиты информации, многоканальные телеком­муникационные системы и др.

Наверно не ошибемся, отметив усиливаю­щийся интерес к инженерно-техническим спе­циальностям. В республике дают высшее техни­ческое образование 11 вузов, специализирую­щихся в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве. В период 1990-1999 годов число обучающихся в инженерных вузах рес­публики увеличилось почти на 6 тыс. студен­тов. В целом материалы Госкомстата РТ пока­зывают, что на начало 1998/1999 учебного года выросла численность студентов в вузах, гото­вящих специалистов для отраслей: промышлен­ности на 19,2%, строительства на 6,5%, эко­номики на 4,3% и сельского хозяйства на 2%.

В системе высшего образования сформиро­вались    крупные    университетские    центры (технический и технологический университеты) инженерно-технического образования. Они про­должают активную научно-исследовательскую и инновационную деятельность, радикально влияя на республиканскую систему высшего образова­ния и науки и в целом на промышленное и научно-технологическое развитие республики.

Современная молодежь прежде всего ориен­тируется не на чисто отраслевые инженерные специальности, а на интегрированные учебно-научные направления и специальности, тре­бующие фундаментальной подготовки и тесно связанные с высокими технологиями и науко­емким производством.

Важно отметить, что состояние и качест­венный состав научно-педагогических кадров вузов, деятельность диссертационных советов, объемы и направления научно-исследова­тельских и инновационных работ, научно-методическая деятельность кафедр и факульте­тов, международное сотрудничество, издатель­ская деятельность, библиотечно-информационное обеспечение и другие традиционные показатели вузовской жизни ярко свидетельствуют о со­хранении и развитии отечественного высшего образования и осуществлении высшей школой миссии развития личности и его профессио­нальной подготовки, трансляции культурно-образовательных традиций, воспитания граждан­ственности. Сегодня вузовские центры играют важную роль в пропаганде ценностей отечест­венной и зарубежной культуры, приобщении студенчества к научным знаниям и достижени­ям цивилизации.

Говоря об этом, нельзя только приукраши­вать вузовскую действительность. В высшей школе сохраняется трудная ситуация, Важно определить приоритеты в развитии высшего об­разования. Многие стратегические ориентиры образовательной системы сформулированы в Доктрине образования в РФ и Федеральной программе развития образования.

В республике обращается особое внимание на обеспечение равных возможностей получения высшего профессионального образования выпу­скниками как городских, так и сельских школ республики, в том числе национальных. В по-

следние два года более 50% выпускников обще­образовательных школ поступают в вузы. Не­уклонно растет количество выпускников сель­ских школ, поступающих в высшие учебные заведения. Так, если в 1995/1996 учебном году из 12 836 выпускников, поступивших в вузы, 3 367 человек из сельских школ (35%), то в 1997/1998 учебном году из 16 041 выпускни­ков, поступивших в вузы, уже 3 936 - человек (42,2%).

В прошлом году из выпускников татарских школ и гимназий около 70% поступили в высшие учебные заведения. По договоренности с Советом ректоров вузов республики с 1998 года производится целевой прием в государст­венные вузы Казани выпускников сельских об­щеобразовательных школ.

Вузы республики, в особенности универси­тетские центры, ориентируются на фундамен­тальное образование и гибкое профессиональное образование, воспитание, а также проведение фундаментальных и прикладных научных ис­следований.

Современная высшая школа Татарстана спо­собна предоставлять разнообразные образова­тельные услуги, которые позволяют учиться непрерывно и обеспечивать гражданам получе­ние послевузовского и дополнительного образо­вания, а также на высоком уровне вести по­вышение квалификации и переподготовку спе­циалистов различных отраслей экономики и промышленности. Сегодня институты, академии и в особенности университеты представляют об­разовательные, научные, научно-технологические I социально-культурные центры.

Формирование и функционирование "вне­бюджетных" (негосударственных) вузов в рес­публике органически связано с развитием ры­ночных отношений и различных форм собст­венности, ослаблением монополии государства в сфере профессионального образования, усилени­ем инициативы профессоров и преподавателей государственных вузов, дифференциацией выс­шей школы и т.д. Негосударственные вузы представляются как вполне самостоятельная подсистема и органическая часть целостного об­разовательного и социокультурного пространства России. С самого начала возникновения негосу­дарственных вузов правительство республики вело взвешенную и продуманную государствен­ную политику в отношении данного сектора об­разования. В период интенсивной либерализа­ции всей образовательной системы и усили­вающегося рыночного спроса на высшее образо­вание важно было сохранять и развивать пози­ции государственной высшей школы в Респуб­лике Татарстан. Вчера, сегодня и завтра акту­альными останутся общедоступность, бесплат­ность высшего образования и личностная ори­ентация всей системы образования в республи­ке.

К сожалению, до последнего времени суще­ствующие нормативно-правовые ограничения в платной образовательной деятельности государ­ственных вузов не позволили в полной мере реализовать высшей школе республики эти возможности в области высшего и послевузов­ского образования.

Могу обратить внимание на то, что сегодня на базе негосударственного сектора высшего об­разования появился рынок образовательных ус­луг и ряд из них вполне обоснованно претенду­ет на подготовку квалифицированных молодых специалистов. Они пытаются удовлетворить за­просы молодежи на современные рыночные специальности. "Внебюджетные" вузы в основ­ном у нас в республике ориентируются на "некапиталоемкие" специальности. Направления профессиональной подготовки молодежи, такие как естественные и точные науки, медицина и инженерные специальности, остаются в сфере государственного высшего образования.

В республике работают 21 негосударствен­ный самостоятельный вуз с филиалами, имею­щими лицензию на право ведения образова­тельной деятельности в сфере высшего образо­вания. В 1999/2000 учебном году в них обучалось более 14 тыс. студентов. Негосударст­венные вузы готовят специалистов по более чем 20 специальностям. За период 1995-1999 годов выпуск студентов увеличился более чем в 20 раз.

Популярными специальностями во "внебюд­жетных    вузах"    являются    -    лингвистика

 (переводчик), менеджмент, психология, эконо­мика, бухгалтерский учет и аудит, социология и др. Наибольшее число студентов обучаются по направлениям - юриспруденция, финансы и кредит и мировая экономика.

В целом в секторе негосударственного выс­шего образования выделяются несколько групп вузов:

имеющая устойчивую материально-техни­ческую и научно-педагогическую базу и тесно связанная с научными и образовательными цен­трами России и Татарстана. Они имеют лицен­зии на образовательную деятельность, прошли аттестацию и аккредитацию. В республике че­тыре подобных вуза - Татарский институт со­действия бизнесу, Казанский социально-юридический институт, Институт экономики, управления и права, Институт социальных и гуманитарных знаний;

включающая муниципальные вузы Аль­метьевска и Нижнекамска;

находящаяся на стадии формирования, вызывает особую тревогу. В отношении вузов, входящих в эту группу, будут приниматься конкретные меры поддержки, а ряд из них бу­дет закрыт, т.к. эти вузы или филиалы не имеют лицензии или нарушают лицензионные нормативы и вступают в противоречие с дейст­вующими правовыми нормами законодательства об образовании.

Мы планируем совместно с советом ректо­ров вузов и ассоциацией негосударственных ву­зов Республики Татарстан обратить серьезное внимание на конкретные проблемы в деятель­ности, координации и особенно на перспективы развития негосударственного сектора высшего образования.

К началу 1999/2000 учебного года числен­ность профессорско-преподавательского состава государственных вузов республики достигла 6740 человек и совместителей - 918 человек. По сравнению с 1990/1991 учебным годом чис­ленность кадрового потенциала вузов увеличи­лась на 1045 человек.

В 90-е годы наблюдается стабильное увели­чение абсолютного числа докторов наук (с 397 в 1990/1991 учебном году до 675 в 1997/1998 учебном году), профессоров (с 354 в 1990/1991 учебном году до 644 в 1997/1998 учебном году) и доцентов (с 1731 в 1990/1991 учебном году до 2170 в 1997/1998 учебном году).

Тем не менее острые кадровые проблемы высшей школы - низкий уровень заработной платы, физическое старение профессоров и док­торов наук, преемственность смены научно-педагогических поколений, социальные гарантии работникам системы высшего образования и другие остаются в центре внимания руководства вузов, органов исполнительной и законодатель­ной власти республики.

Сегодня мы имеем достаточно надежный механизм взаимодействия федеральных и рес­публиканских органов управления образованием и наукой в Татарстане.

"Соглашение между Правительством Россий­ской Федерации и Правительством Республики Татарстан в области высшего образования" (1993 г.), "Договор об имущественном обеспече­нии деятельности вузов в РТ (1995 г.) и "Соглашение между Кабинетом Министров РТ и Министерством науки и технологий РФ о со­трудничестве в сфере научных исследований, формирования и реализации научно-технической и инновационной политики" (1998 г.) являются основополагающими документами, которые обеспечивают функционирование и развитие высшей школы Татарстана, Подготовлено Со­глашение между Министерством образования РФ и Кабинетом Министров РТ по участию в реализации федеральной целевой программы «Интеграции нации и высшего образования России на 2001-2005 гг.». В ближайшие годы эти нормативно-правовые документы также бу­дут определять дальнейшие преобразования в структуре и содержании высшего образования, экономики и социальной инфраструктуры выс­шей школы Татарстана.

Важным этапом сотрудничества стало под­писание в 1999 году "Договора о взаимодейст­вии между Правительством, Лигой студентов и Советом ректоров вузов Республики Татарстан".

В 90-е годы Кабинет Министров Республики Татарстан совместно с Министерством образова­ния РФ, Министерством науки и технологий

РФ, Советом ректоров вузов РТ предпринял комплекс мер, направленных на снижение кри­зисных явлений в сфере высшего образования и вузовской науки и в целом государственной поддержки вузовских центров Татарстана.

Среди этих ключевых мер, предпринятых Правительством Республики, обращаем внима­ние читателей журнала на следующие: финан­совая поддержка республиканским бюджетом научно-образовательной и социально-культурной деятельности и развития материальной и соци­альной инфраструктуры вузов; установление не­которых дополнительных налоговых льгот вузам и льгот на коммунальные услуги; завершение строительства дома для профессорско-преподава­тельского состава вузов Казани; выплата еже­месячных дополнительных компенсаций в виде чеков на продовольственные товары студенче­ской молодежи и аспирантам; предоставление студенческим и аспирантским семьям 50-процентных льгот на содержание детей в до­школьных учреждениях; финансирование орга­низации отдыха и оздоровления студентов в за­городных лагерях вузов; реализация долгосроч­ной программы жилищного строительства для молодых семей; выплата специальных государ­ственных стипендий республики студентам, аспирантам, учащимся очной формы обучения и др.

Разработанная "Концепция развития высше­го образования в Республике Татарстан" и го­товящаяся целевая программа "Сохранения и развития системы высшего профессионального образования в Республике Татарстан на период до 2005 года" могут координировать усилия всех сторон и создать новую базу совместных усилий законодательной, исполнительной власти и вузовской общественности на продолжение обновления содержания и структуры высшего образования, создать благоприятные условия для развития вузовской науки, усилить систему социальных гарантий студентам и преподавате­лям и многое другое. Эти основополагающие документы органически связаны с Доктриной образования в РФ и Федеральной программой развития образования.

Без опоры на образование, науку, нацио­нальный интеллект и культуру не осуществить государственное и общественное обновление на рубеже веков. Общеобразовательная школа и в целом отечественное профессиональное образова­ние являются все более мощным, социально мобилизующим фактором общественного про­гресса.

 

Рамиль Валеев,

доктор исторических наук,

Начальник Управления высшего,

среднего профессионального образования

и науки Аппарата Кабинета Министров

Республики Татарстан