2000 3/4

Альметьевский муниципальный университет в системе высшего профессионального образования РТ

Сегодня образование является условием обеспечения национальной безопасности страны. Из политического института государственного влияния оно превращается в демократический институт самого гражданского общества, соот­ветственно, рассматривается как долговремен­ный инвестиционный проект, определяющий будущее региона. В этой связи усиливается значение муниципальных высших учебных за­ведений, являющихся важнейшим фактором развития интеллектуального потенциала регио­на. Первый и пока единственный в Республике Татарстан муниципальный университет был от­крыт 1 июля 1996 года в Альметьевске. Вос­требованный временем Альметьевский муници­пальный университет (АМУ) призван стать цен­тром обеспечения связи науки с производством, научной теории с практикой на региональной основе, Такое обеспечение интеграции науки и практики, безусловно, будет содействовать соци­ально-экономическому, культурному прогрессу города и региона.

Деятельность научного центра АМУ концен­трируется в трех основных направлениях: опытно-конструкторские разработки, фундамен­тальные научные и прикладные исследования.

В Альметьевске невозможно представить развитие фундаментальных исследований без изучения физико-химических свойств нефти, битумов и нефтепродуктов. В этом направлении предстоит большая работа по систематизации имеющегося у предприятий и организаций го­рода и района опыта, результатов, планов для согласованного продолжения совместных иссле­дований, исключающих неэффективное дублиро­вание и нерациональное использование ограни­ченных средств.

Большие надежды связаны с развитием ис­следований ученых по гуманитарным направле­ниям. Кафедра философии приступила к социо­логическим исследованиям особенностей транс­формации молодежного мировоззрения в усло­виях рыночных реформ. Доцент, кандидат био­логических наук Л.М.Асоева руководит лабора­торией проблем экологического образования. Старший преподаватель Н.З.Бикмухаметова воз­главляет лабораторию психологических исследо­ваний. Профессор, доктор педагогических наук Д.С.Ягафарова продолжает исследования зако­номерностей развития непрерывного образования в регионах. Создан центр психологической службы.

Фундаментальные исследования ученых ка­федры экономики определены Министерством образования РФ: в теории макроэкономических процессов - исследование проблем динамики сбалансированности рынков в условиях струк­турных преобразований, в теории микроэконо­мических процессов - проблемы структуризации различных видов финансово-промышленных групп, в теории антикризисного государственно­го регулирования - проблемы, связанные с ин­фляционными и дефляционными процессами, в теории регионального воспроизводства - это проблемы методологии разработок программ формирования положительно сбалансированных местных рынков.

Прикладные исследования центра направле­ны прежде всего на опробирование результатов фундаментальных исследований, на практиче­ское их применение. Университет включен в автоматизированную информационную систему наукоемкого инженеринга высшей школы, с последующим подключением к специализиро­ванным научным международным информацион­ным сетям, что послужит одним из основных каналов интеграции творческой научной интел­лигенции г.Альметьевска в сообщество отечест­венных и зарубежных научных центров.

Опытно-конструкторские разработки будут сосредоточены в Альметьевском научно-технологическом парке по примеру университе­тов Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Уфы, Томска, Новосибирска и др. Для Альметьевско-го технопарка перспективными являются науко­емкие, безотходные, экологически чистые мало­тоннажные установки по переработке нефти, отходов нефтедобычи, отработанных масел. Для сельского хозяйства - это автоматизированные линии по безотходной переработке продукции растениеводства и животноводства, для город­ского хозяйства - это установки регенерации промышленных и бытовых отходов. Отдельное направление - это использование альтернатив­ных источников энергии.

Учитывая устойчивость традиции остаточно­го финансирования науки и образования, тех­нопарку придется стать основой для самооку­паемости всего университета, не ограничиваться только опытно-конструкторскими, единичными разработками, создавать на их основе массовые промышленные производства, В целях формиро­вания основ самоокупаемости предусматривается создание лаборатории маркетинговых исследова­ний по заявкам предприятий и организаций города и села, лаборатории бизнес-планирования с секторами управленческого консультирования, аудита, налогового планирования, В связи с этим необходимо создание высокопрофессио­нального рекламного агентства, дизайн-центра, издательского и информационного центров.

Практически уже определены заказчики на исследования проблем стратификации современ­ного городского сообщества по уровням и видам доходов, по проблемам развития семьи и эко­номики домохозяйств в юго-восточном регионе, по организации социальной защиты нуждаю­щихся в помощи, по проблемам занятости и профилактики функционирования неграмотно­сти.

Проводимые учеными АМУ исследования потребностей местных предприятий и организа­ций в высококвалифицированных кадрах позво­лили в основном определить стратегию и так­тику эффективного развития университета.

На долгосрочную перспективу определены три основных направления муниципализации университетского образования. Во-первых, раз­витие поисковых фундаментальных, прикладных исследований, проектных и опытно-конструкторских, внедренческих работ в соот­ветствии с потребностями развития города и района, их предприятий и организаций. Во-вторых, гибкое реагирование на изменения в структуре, масштабах и динамике местного спроса на образовательные услуги вузов. Про­гнозирование, подготовка, своевременное откры­тие новых, востребованных направлений подго­товки специалистов, с опорой прежде всего на развитие      собственного    профессорско-преподавательского состава, а также кооперации со сложившимися научно-образовательными центрами Татарстана и России. В-третьих, ак­тивное участие в возрождении лучших тради­ций национальной культуры народов республи­ки, всемерное способствование интеграции на­циональных культур, включая развитие между­народных культурных связей.

Учитывая сложность с формированием го­родского и республиканского бюджета, основ­ным финансовым источником формирования оборотных средств университета является само­финансирование. Но по мере становления про­фессорско-преподавательского коллектива посту­пление все большей части средств призвано обеспечить  научные  исследования  и  опытно-конструкторские разработки, как это осуществ­ляется в ведущих зарубежных университетах.

Опыт свидетельствует, что развитие муни­ципализации высшего образования позволяет выявить значительные резервы в эффективном использовании всегда ограниченных местных ресурсов, прежде всего интеллектуальных. С созданием муниципального университета начи­нается процесс накопления собственного сбалан­сированного научного потенциала города и рай­она, как за счет приглашения уже состоявших­ся ученых из сложившихся столичных научно-образовательных центров, так и за счет органи­зации интенсивной подготовки кадров высшей квалификации из числа талантливой местной молодежи.

В университете солидный профессорско-преподавательский состав. Обучение ведут 10 профессоров, докторов наук, 15 доцентов, кан­дидатов наук. Кроме того, в университет по приглашению приезжают читать лекции веду­щие специалисты университетов Казани, Моск­вы, Санкт-Петербурга, ближнего и дальнего за-, рубежья.

Опыт деятельности университета в коопера­ции с Нефтяным институтом, местными филиа­лами вузов, ведущими предприятиями города и района свидетельствует о многогранности со­держания, форм и направлений развития муни­ципального высшего образования, об эффектив­ности и, следовательно, перспективности разви­тия муниципальных образовательных систем.

На современном этапе качественного обнов­ления и усложнения процесса управления про­изводством, расширения международных связей местных предприятий появляется настоятельная необходимость интеграции академической науки и вузовского образования, ориентированной на разрешение конкретных проблем регионов. Именно муниципальный университет как мно­гопрофильное научно-учебное заведение, в отли­чие от специализированных институтов, являет­ся оптимальной формой для достижения по­ставленных целей. Однако для этого необходимо выполнение ряда условий: комплектование профессорско-преподавательского коллектива не только из местных специалистов, но и за счет приглашения ученых из столичных и других вузовских центров; проведение углубленных ра­бот по обновлению содержания образования с опорой на достижения науки и производства, а также с учетом потребностей и тенденций со­циально-экономического развития региона; фор­мирование информационной, опытно-экспериментальной и приборной базы; совер­шенствование технологии организации всего пе­дагогического процесса; обеспечение повышения эффективности всей системы подготовки кадров для региона.

Альметьевский муниципальный университет изначально организовывался как субрегиональ­ный центр науки, образования и культуры. Со­ответственно была спроектирована такая его структура, которая призвана обеспечить уже в ближайшие годы создание функциональных ин­ститутов на базе имеющихся факультетов и НИИ, на базе научных лабораторий университетского научно-исследовательского центра. В настоящее время сформированы основные структурные звенья управления образованием. Ключевым условием ее формирования является целенаправленная деятельность главы админист­рации и его заместителей, депутатского корпуса по разъяснению приоритетности развития сферы образования, призванной в ближайшей перспек­тиве стать ключевым и определяющим конку­рентным преимуществом региона, наряду с тра­диционными нефтью и битумами. В связи с этим коренным образом меняется содержание деятельности городского управления образова­ния.

Необходимость контролирующих функций сохраняется, но на первое место выдвигается функция долгосрочного поливариантного плани­рования и прогнозирования развития регио­нальной   системы   непрерывного   образования, многофункциональная аналитика конъюнктуры рынка образовательных услуг и обеспечение на этой основе программно-целевой координации и синхронизации деятельности всех структурных звеньев. Подобное изменение деятельности сис­темы управления предполагает оснащение ее современной компьютерной техникой, формиро­вание локальных информационных систем с выходом в республиканские, федеральные, меж­дународные сети; формирование проблемного и общегородского банка данных, серьезную пере­подготовку кадров.

Первый опыт реализации программы разви­тия Альметьевской региональной системы не­прерывного образования вселяет уверенность, что ученые и практики на правильном пути.

 

Дамира Ягафарова,

профессор, ректор АМУ