2000 3/4

Последний «аккорд» перед бурей

Татарский обком ВКП(б) обсуждает работу писателей

Известно, что к середине 1930-х годов все более ужесточавшийся курс на наведение «порядка» среди писательской вольницы, разде­ленной на десятки различных направлений и группировок, постоянно боровшихся друг с дру­гом за влияние на партийных вождей и, соот­ветственно, привилегии, пришел к своей куль­минации - созданию Союза писателей СССР (СПС). На состоявшемся в 1934 году первом съезде СПС, превратившемся в грандиозный смотр всех писателей, многочисленные делега­ты в мажорном тоне докладывали о своих ус­пехах после мудрого партийного решения об объединении всех писателей в единый союз. Мудрое и вдохновенное напутствие произнес М.Горький. Представитель Татарии также до­ложил съезду об успехах орденоносной респуб­лики и ее литераторов. Правда, объединенные в единый союз литераторы не сразу вписались в его жесткие рамки, и адаптация происходила не без конфликтов. Существует «апокриф» о том, что когда функционер ЦК, назначенный партийным куратором союза, пришел к Сталину с просьбой освободить его от этого поручения и выразил готовность пойти на любой другой участок, то Сталин спросил о причине отказа, Услышав сетования на то, что с писателями невозможно работать: один пьет, другой давно уже ничего не пишет, вождь прервал перечис­ление грехов и коротко сформулировал свое решение: «Других писателей у меня нет. Если хотите работать, работайте с теми, кто есть!» Ключевой фразой в этом диалоге было «если хотите работать». Больше жалоб не поступало. Как и во всех республиканских и област­ных подразделениях союза, писатели Татарии активно выполняли партийные решения, созда­вая произведения, воспевающие социализм, коллективизацию, стахановское движение... Не забывались и такие компоненты человеческой жизни как любовь, дружба, семья, но все это рассматривалось через призму социалистическо­го реализма и классового сознания. Те же из литераторов, кто по тем или иным причинам выбивался из общего строя, не успевал за сменой лозунгов, подвергались жесткой критике, репрессиям, но по масштабу и жесткости они пока еще были несравнимы с предстоящими в 1937-1938 годах. Так, по обвинению в создании мифической организации «Джидегян» (Семерка) на некоторое время были арестованы Н.Исанбет, А.Кутуй и дрI . Причем казанские следователи получили внушение из Москвы с назиданием впредь строго отличать объекты ли­тературно-политической критики, от объектов «оперативного воздействия» и не производить «изъятия» (в Объединенном государственном политическом управлении (ОГПУ) так называ­лись аресты) без санкции секретно-политического отдела ОГПУ.

Новый этап репрессивной политики по от­ношению к творческой интеллигенции, и - в первую очередь к литераторам, начался после убийства Кирова. Однако основное внимание обращалось на партийно-политическое воздейст­вие с целью укрепления классовой позиции пи­сателей, Вместе с тем предпринимались и меры по поощрению литературной работы, той, разу­меется, которая воспевала успехи социалистиче­ского строительства. Повышенные гонорары, оплаченные поездки по стране, квартиры, дома отдыха и санатории входили в рецептуру «пряника» для писателей-строителей социализ­ма.

Хотя политика местных партийных органи­заций в основном определялась директивными указаниями центра, немалое значение имела и личность регионального партийного лидера, его вкусы и пристрастия в области культуры. Так, секретарь обкома М.Разумов, руководивший Та­тарским обкомом в 1928-1933 годах, пригласил из Уфы целую группу литературных и партийных работников, на которых опирался в идеологической работе будучи секретарем Баш­кирского обкома. Его преемник А.К.Лепа пы­тался вести по отношению к творческой интел­лигенции умеренную политику и сдерживал по­пытки некоторых из писателей и идеологиче­ских работников сводить счеты между собой, не придавая особого значения многочисленным обоюдным доносам поступавшим в обком и ме­стное ОГПУ-НКВД, Особо бережно он относился к Галимзяну Ибрагимову, проживавшему в Крыму, но не терявшего связи с татарской ин­теллигенцией. Эта, пожалуй, самая крупная литературно-политическая фигура татарской и башкирской культуры вызывала у многих про­тиворечивые чувства - и поклонников, и врагов среди писателей у него хватало.

В свете вышесказанного для понимания по­литических нравов того времени весьма характерным является анализ обсуждения на заседании бюро обкома и принятие постановле­ния «О работе Союза советских писателей Та­тарии» - первого всеобъемлющего документа о литературной работе в истории татарской пар­тийной организации.

Летом 1936 года бюро обкома рассмотрело вопрос о дальнейшей судьбе повести Ш.Усма-нова «Путь легиона», вызвавшей большие спо­ры. Хотя ряд собратьев по перу и партийных активистов настаивал на принятии суровых мер к писателю, «умолчавшему о руководящей роли партии большевиков в гражданской войне», решение было сравнительно умеренным: книга временно задержана на складах, а партийный выговор писателю, предложенный в проекте по­становления, по настоянию А.Лепы, был заме­нен характеристикой недостатков книги, объяс­няемых «неизжитыми мелкобуржуазными взглядами» Усманова. Решение, прямо скажем, по тем временам весьма либеральное. Одновре­менно при обсуждении этого вопроса А.Лепа и Г.Мухаметзянов, секретарь обкома по идеоло­гии, восходящая «звезда идеологического фрон­та», внесли предложение, не ограничиваясь констатацией отдельных ошибок литераторов, организовать глубокую проверку всей деятель­ности Союза писателей и проанализировать произведения ведущих литераторов на предмет их соответствия задачам, поставленным XVII съездом ВКП(б) в области борьбы с буржуазно-националистической идеологией. Москва держа­ла под постоянным контролем духовную жизнь Татарии, снискавшую репутацию гнезда «султангалиевщины», ставшей на многие годы  своеобразным клеимом для национальных рес­публик мусульманских регионов страны.

Итогом работы созданной обкомом комиссии стала весьма объемная докладная записка «О работе Союза советских писателей Т.Р. Период 1934-1936 гг.», представленная в обком 21 ок­тября 1936 года. В ней наряду с жесткими об­винительными формулировками оценки творче­ства некоторых писателей содержались и конст­руктивные предложения об улучшении матери­ального положения писателей, организации уче­бы начинающих литераторов и т.п. В ходе об­суждения «Записки» выступили семь человек, в том числе председатель Союза писателей К.Наджми, глава правительства К.Абрамов, второй секретарь обкома Г.Мухаметзянов и др.

Мы предлагаем вниманию читателей тексты постановления бюро ОК ВКП(б) от 27 октября 1936 года и выступления при обсуждении этого вопроса Первого секретаря обкома А.Лепы. Оба документа носят следы тщательной работы А.Лепы над текстом, имеют дополнения и по­правки. Они весьма показательны и позволяют судить о динамике изменения оценок, произо­шедших уже в ходе обсуждения. В начале про­екта постановления назывались шесть произве­дений, «показывающих идейно-художественный рост советской литературы и писательских кад­ров». В окончательный вариант, разосланный в райкомы, не вошли пьеса «Их было трое» К.Тинчурина, сборник стихов «Флейта» А.Фай-зи. Заметим, что в докладной записке по разде­лу достижений назывались 9 фамилий. Таким образом, число «передовых» писателей сократи­лось более чем наполовину. Однако К.Тинчурин получил некоторую компенсацию за то,  что «вылетел» из числа передовиков: его рассказ «Дача» был исключен и из числа произведений содержащих «идеологические» извращения. В этом списке остались только Ш.Усманов («Путь легиона») и Х.Туфан с его получившей тогда скандальную известность поэмой «Ант».

Весьма интересные сведения содержатся в выступлении А.Лепы. Вполне разумно его пред­ложение фиксировать внимание не только на политически вредных, но и профессионально беспомощных произведениях, уделять больше внимания русским писателям. Особенно важно, что Лепа подчеркивает литературный и общест­венно-политический вес Г.Ибрагимова. Лепа, ко­нечно, не мог сказать, что ему уже приходится отбиваться от предложений НКВД применить к писателю меры «оперативного воздействия». До своего ареста в августе 1937 года он трижды отказывался давать санкцию на «изъятие» Иб­рагимова и последний раз предложил чекистам по этому вопросу обратиться в Москву лично к Фадееву, надеясь, что там не решатся дать эту санкцию. Важно было и то, что Лепа сравни­вал роль Ибрагимова в татарской культуре с ролью Горького в русской. Очевидно, не слу­чайно в следственном деле А.Лепы, расстрелян­ного 9 мая 1938 года, содержатся обвинения в потакании буржуазной интеллигенции и нацио­налистам. Обвинял его в либерализме g Г.Маленков, поставивший на место арестованно­го Лепы наркома НКВД Алемасова.

Мы надеемся, что читателя заинтересуют приведенные ниже документы, являющиеся весьма поучительными.

I Гайнетдинов М., Рахимов С. Наки Исанбет: "В Казани литературно-общественная атмосфера нездоровая" // Гасырлар авазы - Эхо веков. -1987. - №3/4.-С.139.-171.

 

 

Постановление Бюро ОК ВКП(б) о работе Союза советских писателей Татарии

27 октября 1936 г.


За последние  годы  создан  ряд  произведений,   показывающих  идейно-художественный   рост   татарской   советской   литературы   и   писательских кадров (роман Галимзяна Ибрагимова «Наши дни» в новой редакции, «За I туманом»  Шарифа Камала;   [...]II,  «Замечательная эпоха»  Татжи Гизята;] [...]  «Агидель» Мирсай Амирова и др.).

Союзом советских писателей Татарии проведена положительная работа по организационному объединению вокруг Союза писателей, стоящих на платформе советской власти, по выявлению и привлечению новых, моло­дых писательских кадров к литературно-творческой работе (Г.Мухаметшин, Л.Гильманов, Г.Разин, И.Салахов и др.) и ознакомлению татарских писателей с произведениями классиков русской литературы.

Однако созданные партией и Советской властью благоприятные условия для быстрого развития художественной литературы, Союзом советских пи­сателей использованы крайне недостаточно. Основное требование устава Союза советских писателей о создании «произведений высокого художест­венного значения, насыщенных героической борьбой международного про­летариата, пафосом победы социализма, отражающих великую мудрость и героизм коммунистической партии», выполняется слабо.

В работе Союза советских писателей Татарии имеются следующие ос­новные недостатки:

а) Союз слабо руководит творческой деятельностью писателей, передове­рив это дело секциям, где обсуждение произведений отдельных писателей в большинстве случаев носит формальный характер, зачастую упускается из виду идейно-политическое содержание произведений.

б) В деле руководства писательскими кадрами не было достаточно по­следовательной, партийно-принципиальной линии. В определении отноше­
ния к тому или иному писателю правление союза не всегда исходило из идейно-художественного значения его творчества, а сплошь и рядом реша­ло этот вопрос в зависимости от формальной принадлежности его к союзу.
Имело место либеральное отношение к враждебным, буржуазно-националистическим элементам, примазавшимся к литературному фронту (например Ф.Сайфи, Закир Гали).

в) Неудовлетворительно организована квалифицированная помощь мо­лодым писательским кадрам и совершенно заброшена работа с литкружковцами.

г) Большевистская самокритика еще не стала основным методом в ра­боте союза и его правления. Литературная критика является наиболее сла­бым местом в работе союза. В ряде случаев не скрывались идеологические извращения («Путь легиона» Ш.Усманова, «Ант» Туфана, [...] и др.).

д) При низком идейном и общекультурном уровне многих писателей, союз не проявляет достаточной инициативы в деле организации повыше­ния их квалификации и культурно-политического уровня.

е) Орган Союза советских писателей, журнал «Совет Адабияте» неудов­летворительно выполняет свою основную задачу по организации творче­ской инициативы писателей, особенно молодых писателей и развертыва­нию критики.

Редакция журнала допустила ряд ошибок, пометив на страницах жур­нала идеологически-враждебные произведения (например, «Зубаржат»). Бюро ОК ВКП(б) постановляет:

1. Сделать предупреждение партгруппе Союза советских писателей Та­тарии и лично т.Кави Наджми за проявление либерального отношения к враждебным троцкистским, буржуазно-националистическим элементам, примазавшимся к литературному фронту, за отсутствием активной борьбыс идеологическими извращениями, имевшими место в произведениях от­дельных писателей.

Обязать партгруппу союза, наряду с систематическим и последователь­ным разоблачением враждебных антипролетарских, буржуазно-националистических тенденций в литературе и их носителей, создать необ­ходимые условия для творческой деятельности тех писателей, которые в прошлом имели те или иные ошибки и колебания, но которые в данное время стоят на платформе советской власти.

Предложить партгруппе Союза советских писателей Татарии изжить вышеуказанные недостатки и ошибки в работе союза и мобилизовать вни­мание всей писательской массы на выполнение основной задачи союза - создание высококачественных, достойных эпохи социализма произведений. Главное внимание правления союза должно быть уделено на руководство творческой деятельностью писателей.

Предложить партгруппе союза особо обратить внимание на выращи­вание молодых писательских кадров, на их воспитание и организацию им подлинно-творческой помощи. В целях оказания материальной помощи молодым писателям в их творческой работе, создать специальный фонд, особо выделив его из общего творческого и литературного фондов.

Поручить партгруппе Союза советских писателей Татарии разработать специальные мероприятия по поднятию общеобразовательного культурного уровня молодых писательских кадров и их литературной квалификации и представить в месячный срок предложения на рассмотрение бюро ОК ВКП(б).

4. Считая совершенно ненормальным отсутствие сколько-нибудь после­довательной работы по выращиванию русских писателей в Татарии, ОКВКП(б) предлагает партгруппе Союза советских писателей Татарии в корне изменить свое руководство делом выращивания русских писателей, а так­же писателей из других национальностей (чуваш, марийцев, удмуртов и т.д.).

В целях помощи начинающим русским писателям и популяризации произведений татарстанских писателей среди русских читателей, считать необходимым с 1-го января 1937 г. издание литературного журнала также на русском языке.

Поручить товарищам Пинхасику, Лушникову и Кави Наджми в месяч­ный срок представить на рассмотрение ОК ВКП(б) предложения по органи­зации выпуска этого журнала.

В корне изменить существующую практику предоставления творче­ских командировок, подчинив это дело целиком задаче создания высокока­чественных произведений. Установить такой порядок, при котором творче­ские командировки предоставлялись бы только тем, кто действительно ра­ботает над созданием серьезных произведений. Обеспечить 4-5 длительных командировок (от 6 месяцев до 1 года) с предоставлением всех необходи­мых условий для создания высококачественных художественных произве­дений.

В целях поднятия идейно-культурного уровня и квалификации писа­телей и литературных критиков, организовать с 1-го декабря 1936 г. при Институте марксизма-ленинизма вечерние курсы-семинары для писателей и критиков по типу Вечернего института марксизма-ленинизма для науч­ных работников.

Предложить отделу партпропаганды, агитации и печати ОК ВКП(б) и дирекции ИМЛ разработать учебный план и наметить преподавателей для этих курсов.

Преложить т.Кави Наджми разработать и осуществить помимо этого ряд других мероприятий по поднятию квалификации и общекультурного уров­ня писателей (организация периодических лекций, консультаций, экскур­сий и т.д.).

7. Предложить партгруппе Союза советских писателей Татарии обеспе­чить развертывание систематической критики художественных произведе­ний, привлекая к этому делу не только литературных критиков и писате­лей, но и других общественных работников.

Предложить газетам «Красная Татария» и «Кзыл Татарстан» обеспечить систематическое освещение на своих страницах вопросов развития художе­ственной литературы, в частности организовать систематическую критику новых произведений.

8. Считая совершенно недопустимым ослабление внесоюзной массовой работы, предложить партгруппе Союза советских писателей наладить мас­совую работу среди начинающих писателей, изучающих художественную литературу в кружках, среди читателей, практикуя созыв читательских конференций и совещаний с обсуждением отдельных произведений, орга­низацию литературных вечеров в клубах, красных уголках и т.д.

Считать целесообразным периодическую организацию литературных ве­черов партийного актива для разбора отдельных произведений.

9. Обязать редакцию журнала «Совет Адабияте» улучшить свою работу по творческому воспитанию молодых писательских кадров, представляя им более широкое место в журнале, чем это было до сих пор.

Обязать управляющего татгосиздата т.Муксинова создать [в] редакции журнала «Совет Адабияте» все необходимые условия для нормальной рабо­ты.

Решение опубликовать в печати.

ЦГА ИПД РТ. Ф.15. Оп.З. Д.1035. Л.27, 29-34.

II Здесь и далее редакция А.Лепы.

 

Выступление товарища Лепа на бюро ОК ВКП(б) по вопросу о работе Союза советских писателей Татарии

27 октября 1936 г.

 

Я предлагаю в проекте решения отметить те положительные сдвиги или улучшения, имеющиеся за последние годы. Надо назвать авторов, которые дали полноценные художественные и вместе с тем, политически выдер­жанные произведения, причем не только молодых писателей, но главным образом, видимо, тут будут старые писатели.

Надо более резко поставить вопрос о молодых писателях из колхозников и рабочих, и если только возможно отметить конкретных лиц из них, что­бы немного им духа придать, кое-какие произведения их назвать. Это с точки зрения показа положительного. С точки зрения отрицательных фак­торов, надо одновременно указать не только на политически вредные вещи, как это сделано, но и на низкопробные произведения, и такие ведь имеют­ся. Почему не покритиковать даже Тулумбайского. У него есть «Друзья», говорят и вещь довольно неважная, почему не покритиковать.

Нам надо из тех молодых писателей, которые сейчас выявляются персо­нально переговорить с ними о том, как далее направить их учебу и повы­шение их знаний в изучении, хотя бы, языка, а также и общей культурно­сти. Может быть придется пустить часть из них в учебное заведение, мо­жет быть к части придется прикрепить специальных учителей. На это средства придется изыскать. Во всяком случае надо повысить их культур­ный уровень, так как на одном творческом пафосе не выйдешь. Нет у них культурности, надо их уровень повышать и не возражать против той сум­мы, которая названа для этой цели, и особенно культурный и политиче­ский уровень нужно повышать у молодых писателей, иначе мы никогда не получим полноценных писателей и они будут по-старому шататься.

Теперь о журнале. Думаю, что в журнал литературный нужно помещать статьи, главным образом,, молодых писателей и здесь нужна меньшая при­дирчивость по отношению к их вещам, ибо молодые писатели не всегда мо­гут пробить себе дороги. Возьмите для примера международный литера­турный журнал, он издается на русском, французском, английском и др. языках, и там печатаются довольно низкопробные произведения и даже, поскольку это международный журнал, выпускаются на международную арену. В этом журнале помещается и критика произведений, почему бы нам так не организовать это дело. Возможно, журнал также уже делает, я не знаю. Но не нужно этот журнал специально выделять только для моло­дых писателей, я не предлагаю исключить старых писателей, пускай и старые печатаются, но я хотел бы, чтобы этот журнал служил целью вос­питания, выращивания молодых писателей и была бы поставлена положи­тельная критика в этом журнале их произведений, причем произведения печататься должны не только татарские, у нас есть и русские, и чуваши, и марийцы, их также надо печатать, потому что, если возьмете журнал «Международная литература», то там помещаются произведения болгар, латышей, чехословаков и т.д., словом, пролетарские произведения, произ­ведения писателей приближающихся к марксистам.

В этом решении нужно резко поставить вопрос о выращивании русских писателей в Татарии. Я считаю, что здесь происходит какая-то политиче­ская ошибка. В этом отношении надо посмотреть руководство Союза совет­ских писателей. У них нет ни одного человека, которого они могли бы на­звать, которого знал бы народ и с этой точки зрения надо поставить вопрос о людях, которые могли бы обеспечить помощь русским, начинающим пи­сателям и тут будет стоять вопрос о начинающих писателях, потому что, оформившихся нет. Поэтому нужно издавать альманах и на русском языке для того, чтобы печатать произведения, не только татарских, но и русских начинающих товарищей.

Нельзя ли организовать литературные вечера, хотя бы 3 раза в год, на которых могли бы участвовать ответственные руководящие работники. Ведь некоторые вещи из татарских произведений уже есть в переводе на русский язык. Литература татарская растет, а руководящие татарские ра­ботники не читают этой литературы и тут получается какая-то несуразица.

Насчет тематики. Трудно нам это дело регулировать. Как в проекте за­писано можно оставить. Не знаю как быть с московскими писателями из татар, все же они остаются в известной оппозиции к нашим местным писа­телям. Нельзя ли записать какое-то решение, направленное к тому, чтобы их привлечь, это не означает, что мы не можем их критиковать, нужно критиковать их вещи, неправильно написанные, но в тоже время можно их приглашать сюда, а то они сидят в кругу советских писателей и немного к нам относятся высокомерно и иногда там некоторых «приласкают» без всяких особых оснований. В этом отношении можно поговорить с Союзом советских писателей в Москве. Теперь о Г.Ибрагимове. Не знаю как его со­стояние, можно ли его привезти сюда, можно было бы устроить вечер, не­много почествовать человека, ведь он лучший литератор. Есть лучше его с точки зрения художественности (с места: лучше его нет), тогда давайте приблизим человека, а то все-таки он у вас на отшибе. Когда М.Горький делал отдельные ошибки, его критиковали, но большая помощь была и со стороны Горького, почему бы с этой точки зрения не воспользоваться Г.Ибрагимовым, почему бы к Ибрагимову не послать некоторых молодых писателей, почему бы с ним не поговорить о том, чтобы эти молодые писа­тели у него бы работали, как работали у Горького. Г.Ибрагимов заработал за этот год немало денег, как будто бы 28 тысяч, но это не очень большая сумма. Если бы молодые писатели около одного 2-3 месяца поработали с ним, могли бы многому положительному научиться, и на это надо ассигно­вать определенную сумму денег. Подумайте об этом, а то вы в своей работе зачастую склочничаете, вместо такой положительной работы. Г.Ибрагимов несомненно является авторитетом, Г.Ибрагимова знал Горький и уважал его и пусть молодые писатели поучатся у него.

На расходы, связанные с творческой работой писателей и поэтов надо выделить сто тясяч рублей и это записать в решении.

 

ЦГА ИПД РТ. Ф.15. Оп.З. Д. 1035. Л.35-38.

 

Вступительную статью и документы к публикации подготовил

Булат Султанбеков,

кандидат исторических наук