2000 3/4

К истории одного псевдонима

Версия об авторстве статьи 'Мусульманский вопрос в России"

Статья о "мусульманском вопросе" в Рос­сии, за подписью некоего Г.Алисова, появив­шаяся в 1909 году в либеральном столичном журнале "Русская мысль", является, пожалуй, одной из наиболее часто цитируемых публика­ций начала века1. Однако многочисленные ис­следователи оставляли как-бы за скобками про­блему авторства, тогда как этот вовсе не праздный вопрос и интерес к личности писав­шего должен был рано или поздно возникнуть, Когда знакомишься с содержанием публи­кации, прежде всего поражает осведомленность автора в, казалось бы, сугубо внутримусульманских делах, Приятно удивляет начитанность Г.Алисова, легко просматривающиеся за стро­ками текста обширные связи и личное знаком­ство со многими представителями мусульман­ского сообщества. Бросается в глаза и то, на­сколько досконально автор знаком с татарской прессой (чаще всего цитируются газеты "Казан мухбире" и "Вакыт"). Такое частое обращение к мусульманской, преимущественно татарской, прессе порождает зачастую определенные подоз­рения - а не является ли автор статьи одним из сотрудников Главного управления по делам печати, для которого анализ национальной прессы был прямым служебным долгом? Однако доброжелательный тон публикации и положи­тельный характер оценок татарской прессы аб­солютно не стыкуются с выводами рабочих от­четов цензоров и публичных выступлений в пе­чати2, что сразу же ставит под сомнение это предположение. Поражает и хорошая осведом­ленность автора статьи об основных тенденциях и настроениях в общественно-политической жизни мусульман. Все перечисленные достоин­ства данной статьи естественно подталкивают читателей к вопросу о личности Алисова. Все попытки ответить на него оставались безуспеш­ными. Поиски в крупных дореволюционных справочных изданиях не дали положительного результата: ни в одном из них нет даже упо­минания этого имени. Однако представляется сомнительным и маловероятным, что столь компетентный в "мусульманском вопросе" автор был малоизвестной или совершенно невостребо­ванной фигурой, поскольку никаких других статей под этим именем не известно. Поэтому возникла гипотеза, что Т.Алисов" - это лишь псевдоним. Но кто же скрывался за ним?

Одной из наиболее вероятных версий, на наш взгляд, является предположение, что авто­ром статьи в действительности был известный публицист Ахмет-бек Цаликов (1882-1928). По­сле окончания в 1907 году юридического фа­культета Московского университета он жил в столичных городах и примерно в это же время начал активно публиковаться в различных рос­сийских изданиях ("Вестник Европы", "Утро России" и пр.).

На чем же основано это предположение, и чем было вызвано появление подобной версии? В журнале "Гасырлар авазы - Эхо веков" было опубликовано известное выступление А.Цалико-ва на П-ом Всероссийском мусульманском съез­де3, состоявшемся летом 1917 года в Казани, по вопросу о предстоящих выборах в Учреди­тельное собрание. Здесь оратор говорил о необ­ходимости создания в будущем собрании от­дельной мусульманской фракции и в качестве аргументов приводил историю деятельности в Государственной думе самостоятельной мусуль­манской фракции. Если сравнить эти его слова с текстом статьи Г.Алисова в той части, где анализировалась думская мусульманская фрак­ция, очевидна полная идентичность текста. По­вторяются даже ошибки и неточности, имею­щиеся в статье Алисова: например, в обоих текстах количество депутатов-мусульман в пер­вой и второй Думах указано как 21 (36) и 31 - вместо 25 и 37 в действительности; есть упоминание о 9 депутатах-мусульманах, подписав­ших "Выборгское воззвание" - вместо 6 в дей­ствительности и пр. Чем можно объяснить тот факт, что более двух страниц текста статьи Алисова через восемь лет слово в слово будут повторены в выступлении Цаликова? Менее всего, думается, уместны подозрения в плагиате или предположение, что во время своего вы­ступления А.Цаликов держал перед собой ста­тью некоего Г.Алисова из малоизвестного среди мусульман столичного журнала. Вероятнее всего то, что оратор использовал свои собственные тезисы-черновики статьи, оказавшиеся актуаль­ными даже после свержения царизма.

Наконец, еще одним аргументом в подтвер­ждение высказанной гипотезы служит следую­щий факт: поздней осенью 1917 года Петро­градское издательство «Заря Востока» опубли­ковало анонс о готовящемся к печати сочине­ния А.Цаликова «Мусульманский вопрос в Рос­сии»4, Вероятнее всего, социально-политические катаклизмы, последовавшие за октябрьским пе­реворотом, не позволили осуществить намечен­ные планы.

Насколько обосновано это предположение и действительно ли за псевдонимом "Г.Алисов" скрывался известный мусульманский общест­венный деятель Ахмет-бек Цаликов, могут под­твердить или опровергнуть только дальнейшие исследования. Пока это лишь версия, очень по­хожая на действительность. Думается, что не­обходимость установления подлинных имен и действующих лиц российской политической сцены не может подвергаться сомнениям. Ис­следования в этом направлении будут продол­жены историками, заинтересованными в том, чтобы в нашем прошлом оставалось как можно меньше неизвестных страниц.

 

Примечания

1. Г.Алисов. Мусульманский вопрос в России // Гасырлар авазы-Эхо веков.-1999.-№ 1/2.-С.248-262; 1999.-№ 3/4.-С.238-248.

2. Мусульманская печать в России в 1910 г. / Под ред. В.Гольмстрема.-Спб.ДЭП.

3. Мусульманская фракция в Учредительном собрании. Речь Ахмеда Цаликова // Гасырлар авазы-Эхо веков.-1999.-№ 3/4.-С.98-107.

4. Кричинский Л.К. Библиографические материалы о татарах Польши, Литвы, Бе­лоруссии и Украины.-Пг.:Изд-во «Заря Востока»,1917.-84 с.

 

Диляра Усманова,

кандидат исторических наук