2000 3/4

Татары в дальнем зарубежье: страны, численность, организации

По имеющимся весьма приблизительным данным, общая численность татар, проживающих за пределами Российской Федерации, составляет 1 миллион 100 тысяч человек, в том числе татарская диаспора в дальнем зарубежье насчитывает чуть более 40 тысяч человек и в количественном отношении представлена следующим образом: Турция - 25 тыс., Китай - 5 тыс., США - 1 тыс., Финляндия - около 1 тыс., Польша, ФРГ и другие европейские страны - 8 тыс., другие страны Азии и Австралия - около 1 тыс. человек.
Татары в дальнем зарубежье живут достаточно компактно и объединены в различные ассоциации, общества и землячества.
Наиболее многочисленные татарские общины в Турции, где имеются населенные пункты, в которых проживает до 1 тысячи татар (Богределек, Корыкоек и др.). Эмиграция татар в эту страну началась в конце XIX века и продолжалась перманентно в 20-х и 40-х годах XX столетия. Центрами традиционного расселения татар являются Анкара и Стамбул, города Центральной Турции Конья и Эскишехир, а также Измир. Наиболее крупное земляческое объединение - "Общество культуры и взаимопомощи казанских турок", деятельность которого была приостановлена с приходом к власти военных в 1980 году. В настоящее время по инициативе татар, проживающих в Стамбуле и Анкаре, предпринимаются попытки воссоздать общество. Одними из наиболее активных лидеров татар в Турции до недавнего времени являлись ученый, профессор Мармарского университета Надир Давлет и бизнесмен Фарит Бичури, а также Махмут Аллюкай, Атилла Кундуз, Саида Асланбек и Наиля Бинарк. После I Всемирного конгресса татар развернуло активную деятельность "Татарское культурное общество" в Эскишехире, которое занимается культурно-просветительской и религиозной деятельностью. Его лидерами являются Эмин Сакмар и Иксан Яфай.
С начала 90-х годов несколько татарских семей в Стамбуле во главе с бизнесменом Махмутом Ураллы ведут работу по воссозданию общества "Идель-Урал". Оно призвано объединить турецких татар и башкир - выходцев из одноименного региона России - и наладить культурно-национальные связи с Татарстаном и Башкортостаном. Некоторые члены этого общества (музыковед Рахми Оруч, солистка татарского танцевального фольклорного ансамбля "Тумата" Гюльтен Ураллы и др.) неоднократно бывали на своей исторической родине. В 1995 году ими было начато издание газеты «Салям» (редакторы Атилла Кундуз, Гюльтен Ураллы, Ильхам Байкал и др.).
По приглашению татар, живущих на Эгейском побережье, в Измире и его окрестностях выступало несколько творческих коллективов Татарстана. С огромным успехом проходят в Турции гастроли Татарского государственного академического театра им. Г.Камала. В свою очередь, многие турецкие предприниматели, используя родственные связи татар, живущих в Турции, открыли в Татарстане, Башкортостане, Чувашии и других республиках Поволжья коммерческие предприятия (по пошиву меховых изделий, выделке кожи, хлебопечению, строительные и туристические фирмы) и учебные заведения.
Для татар в Турции характерно не только стремление сохранить национальную культуру и обычаи, но и материально поддерживать нуждающихся членов своих общин, а также спонсировать литературно-издательскую деятельность. В 1940-50-е годы такую помощь получали видные татарские ученые-эмигранты Садри Максуди, Абдулбари Баттал, Гаяз Исхаки, позже - Хамит Кушай, Сагадат Чагатай (дочь Г.Исхаки), Рашит Рахмати Арат, Ахмет Темир, Махмут Тахир, Лябиб Каран, Рифат Мухтасиб и др. В 1960-70-е годы на средства владельца турецкого филиала фирмы «Мерседес», татарина из г. Петропавловска-Камчатского Ахметвели Менгера "Общество культуры и взаимопомощи казанских турок» издавался прогрессивный литературно-публицистический журнал «Казан». Благодаря финансовой поддержке "Фонда Менгера", личному вкладу дочери А.Менгера Суфии Имре были изданы на латинице в Казани
"Идегэй" и "Кысса-и-Юсуф", книга Н.Давлета о И.Гаспринском и труды Р.Фахретдинова. Пра­вительство Татарстана высоко оценило вклад С.Имре в развитие национальной культуры, присвоив ей в 1998 году звание «Заслуженный работник культуры республики». После смерти С.Имре, фонд с августа 2000 года возглавляет ее сын Эргин. Подготовлены к изданию в Турции произведения еще нескольких писателей и деятелей науки Татарстана.
С недавнего времени на турецком государственном радио под руководством журналистов Сагита Хайруллина и Марса Тукаева стала функционировать татарская редакция «Тюрки авазы».
В Финляндии татары поселились также в конце XIX - начале XX веков. В 1970-х годах они были объединены в две организации - "Общество имени Габдуллы Тукая", созданное профессором Хельсинкского университета Гумаром Тахером, и национально-религиозное общество финских татар "Исламия", руководителем которого являлся крупный торговец мехами и пушниной Осман Али. В настоящее время эти организации практически слились в одну. При общине существуют спортивный клуб "Йолдыз", татарская воскресная школа, самодеятельные фольклорный ансамбль и театр. После смерти Г.Тахера руководителем татарской диаспоры в Финляндии остался его сын Окан Тахер.
Молодые татары финского происхождения создали свою организацию «FTB» («Финн татар бирлиги»).
Для татарской диаспоры в Финляндии характерно бережное сохранение всего, что связано с национальной историей, культурой, языком и обычаями. Члены "Общества имени Г.Тукая" в 1980-90-х годах активно устанавливали и развивали научно-культурные связи с соотечественниками в Татарстане. Там, на казанской сцене с успехом прошел спектакль "Галиябану" в постановке самодеятельного театра из Хельсинки.
Особым импульсом для оживления деятельности татарской диаспоры в Финляндии послужил официальный визит в 1999 году Президента Татарстана Минтимера Шаймиева. Встреча татар с Президентом Татарстана в Хельсинки (присутствовало около 500 человек) была широко освещена в финской прессе и получила положительный отклик общественности. Достигнуто соглашение о проведении в Финляндии выездного заседания исполкома Всемирного конгресса татар по вопросам функционирования культурно-национальной автономии финских татар. В 2000 году с успехом в Казани прошла выставка «Финбизнесс-2000», на которой продукцию более 80 финских фирм-производителей представляло совместное предприятие «Татскан», президентом которого является крупный предприниматель Аднан Имадетдин. Его жена Первин, известный архитектор-дизайнер, была приглашена к участию в реставрационных работах исторического центра г.Казани.
В странах Балтии наиболее организованно татары живут в Литве в городах Вильнюсе, Клайпеде, а также в местечке Кретинга, где занимаются производством сельскохозяйственной продукции для соседнего курорта Паланга. Руководители общины литовских татар Минсаид Байрашевский (в прошлом) и Адам Асанавичус (в настоящем) предпринимали значительные усилия для сохранения и развития национальных культурных связей с татарами, проживающими в России. Кроме того, граждане Литвы сохраняют историческую благодарность предкам золотоордынских татар, участвовавшим по приглашению литовского князя Витаутаса Великого в борьбе против немецких рыцарей в XIV веке.
В Соединенных Штатах Америки основу диаспоры составили татары, эмигрировавшие из Европы и азиатских стран по окончании второй мировой войны. Ассоциация американских татар в США была создана на базе Татарского общества США, возникшего в 1950-х годах в Нью-Йорке. Несколько лет лидером ассоциации был инженер Ильдар Агиш, в настоящее время руководителем избран Рустэм Бурлучи. Деятельность Ассоциации американских татар специализируется в культурологическом направлении (после войны и в 1960-70-е годы здесь оказалось много известных татарских музыкантов, ученых, шахматистов и др.).
На западном побережье США существует Американская турко-татарская ассоциация (АТТА), которая также занимается культурно-просветительской деятельностью (ее лидер - Фарит Кильки).
Некоторые ученые США специализируются на исследовании истории и культуры тюркских и, в частности татарского, народов. В их числе выходец из семьи татар-эмигрантов нижегородского происхождения, профессор Висконсинского университета Юлай Шамильоглы.
После I Всемирного конгресса татар в США по приглашению американских татар выехали ряд молодых предпринимателей из Татарстана. Успешно войдя в американский деловой мир, они вносят вклад и в развитие родного края. Так, на средства уроженца д.Мирзям Арского района РТ Дамира Сафина в его родном селе воздвигнут мемориал односельчанам - Героям Советского Союза и Социалистического Труда.
В Канаде татары (около 100 человек) проживают в городах Монреаль и Торонто. Татарские семьи активно общаются между собой, ежегодно организуют и проводят национальный праздник "Сабантуй". Лидером татарской общины в Канаде является Талиб Кудаки.
В Австралии в городах Сиднее, Мельбурне и Аделаиде проживают около 500 татар. Диаспора в этой стране также формировалась после второй мировой войны и в настоящее время объединена в Татарскую ассоциацию Южной Австралии под руководством Сагита Садри и Ассоциацию татарской молодежи Южной Австралии, возглавляемую Зия Маски.
Татары в Японии и Китае, несмотря на наличие до конца 30-х годов XX столетия мощных диаспор, образовавшихся в процессе строительства и эксплуатации КВЖД* и последующего оседания представителей "белого движения", в настоящее время в общества не объединены. В Японии они разбросаны по всей стране. Наиболее компактно соотечественники проживают в Токио (около 90 чел.), их лидерами являются бизнесмены и общественные деятели Анвар Апанай и Тамимдар Мухит. Татары общаются между собой, посещают мечеть, интересуются событиями на исторической родине, ведут переписку с родственниками, проживающими в Татарстане. Однако в последние годы в Японии наблюдается процесс размывания общины, так как молодежь активно заключает перспективные браки с коренными жителями.
В Китае татары живут в основном в Синьзян-Уйгурском автономном районе. Часть из них знает язык и традиции своего народа, стремится к контактам с соотечественниками в Татарстане, но встречает противодействие со стороны официальных органов Китая. Мэром г.Урумчи до недавнего времени являлся выходец из Буинского района Татарстана, профессор Бурхан Шахиди; после его смерти продолжает научные традиции своего отца его дочь Элнора. Татарскую общину в этом городе возглавляет профессор мединститута Зариф Дулат, поддерживающий связи с татарами Казахстана и Узбекистана.
Около 400 татар из нескольких татарских родов, прибывших на территорию Афганистана в начале XX столетия, живут компактно в уезде Янги-Кала северной провинции Тахар. Они занимаются земледелием, выращиванием риса. Тщательно сохраняют "чистоту" рода, не вступая в браки с таджиками и узбеками; в разговорной речи употребляют старотатарский язык. Предводителем родового союза афганских татар является Рашит ("Татар"), он же возглавляет вооруженный отряд самообороны, созданный для физической защиты сородичей в условиях гражданской войны.
Небольшие группы этнических татар проживают в Индии, государствах Латинский Америки.
В архивах Татарстана сохранились документы о наличии вакуфного имущества мусульманских организаций бывшей Российской империи в странах Ближнего Востока, в частности, в Саудовской Аравии. В основном, это жилые помещения, предназначенные для мусульманских паломников, совершавших хадж - «текие». В Мекке было 4 таких текие: "Мурат-эфенди", построенная саратовскими фабрикантами братьями Дебердеевыми, "Низамутдин-эфенди", "Шакирзян-эфенди", "Кадыр-эфенди" и вакуфный дом Галимзяна Галеева (Баруди). В Медине - Казанская мечеть, Казанское медресе с принадлежавшими ему лавками и складскими помещениями, дом Рахима-эфенди, а также вакуфный дом, лавки и склады братьев Дебердеевых. Среди строителей и владельцев вакуфных помещений упоминаются также имена Курбан-галея Бурнаева, Исхака Юнусова и других татарских купцов, прибывших из России. Эти дома также использовались для проживания шакирдов-татар, обучавшихся в религиозных учебных заведениях на Ближнем Востоке.
К сожалению, судьба вакуфного имущества мусульманских организаций России, как и судьба многих его владельцев, осталась неизвестной. Последние упорядоченные сведения по этому поводу относятся к 1940 году, хотя в документах и более позднего времени упоминается об организованных группах татар-эмигрантов, проживавших в Саудовской Аравии.
В Польше диаспора формировалась в течение ста лет из эмигрантов нескольких волн политической эмиграции из России. Татары в этой стране (около 5 тысяч) расселены на востоке государства в городах и селах Белостокского и Сувалкинского воеводств. Они объединены в "Польское религиозное общество", способствующее исполнению мусульманских религиозных обрядов тюрко-татар. Для татар в этой стране характерны тесные экономические связи со своими единоверцами, проживающими в соседних Литве и Беларуси. Возглавляют татарскую общину в Польше предприниматель Стефан Мухарский и ученый-тюрковед Салим Хазбиевич.
В ФРГ центром притяжения татар являлась до недавнего времени татаро-башкирская редакция радиостанции "Свобода", штаб-квартира которой находилась в Мюнхене (в настоящее она размещается в г.Прага, Чехия). Руководителем редакции является Фарид Аги (Иделле). Сотрудники редакции из числа татар и башкир поддерживают контакты со своими соотечественниками в Татарстане и Башкортостане, на основе которых готовят обзор важнейших событий в указанных регионах. Передачи PC "Азатлык" выходят ежедневно в эфир до 3-х раз в сутки и рассчитаны на регионы России и СНГ с компактным проживанием татарского населения. Как правило, они объективно освещают процессы, происходящие в Российской Федерации и Республике Татарстан и направлены на укрепление демократии в РФ, защиту государственности и интересов татарского народа.
Роль руководителя татарской общины в ФРГ долгое время выполнял бывший шеф-редактор PC "Свобода" ученый-тюрколог Али Акыш. По его инициативе в конце 1980-х годов была предпринята попытка создать Всемирную лигу татар, президентом которой он стал (организационную работу осуществляет внучка С.Максуди Гунел Пултар). Однако лига не стала объединительным центром татарской нации. Роль ее международного координирующего органа с 1992 года стал играть Всемирный конгресс татар (ВКТ) и его исполнительный комитет. Председателем исполкома ВКТ является крупный ученый, академик Академии наук Татарстана, профессор Казанского университета Индус Тагиров.
В 1999 году в Берлине был организован татарский культурный центр, возглавляемый музыковедом, уроженцем г.Елабуги Ильдаром Харисовым, который периодически организует вчера татарской музыки с привлечением деятелей татарской культуры.
Многие татарские эмигранты "последней волны" принесли известную славу своей нации и стали ее символами в представлениях зарубежной общественности. Среди них шахматист Гата Камский, музыкант Софья Губайдуллина, артист балета Рудольф Нуриев, физик-ядерщик Роальд Сагдиев и другие. В настоящее время в США, Англии, Германии, Турции и других западных странах учится значительное количество студентов-татар - детей крупных предпринимателей и политиков Татарстана, Башкортостана и других регионов России с компактным проживанием татар.
В подборке использованы материалы исполкома Всемирного конгресса татар, архивы общества по связям с соотечественниками за рубежом "Ватан" ("Родина"), материалы российской и зарубежной печати, а также статистические данные Р.Валеева, Р.Гильфанова, Д.Исхакова, Т.Айди, Р.Гайнетдинова.

Рустэм Гайнетдинов,
кандидат исторических наук


* Китайско-восточная железная дорога.