2000 3/4

Татары в дальнем зарубежье: страны, численность, организации

По имеющимся весьма приблизительным данным, общая численность татар, проживаю­щих за пределами Российской Федерации, со­ставляет 1 миллион 100 тысяч человек, в том числе татарская диаспора в дальнем зарубежье насчитывает чуть более 40 тысяч человек и в количественном отношении представлена сле­дующим образом: Турция - 25 тыс., Китай - 5 тыс., США - 1 тыс., Финляндия - около 1 тыс., Польша, ФРГ и другие европейские стра­ны - 8 тыс., другие страны Азии и Австралия - около 1 тыс. человек.
Татары в дальнем зарубежье живут доста­точно компактно и объединены в различные ассоциации, общества и землячества.
Наиболее многочисленные татарские общины в Турции, где имеются населенные пункты, в которых проживает до 1 тысячи татар (Богределек, Корыкоек и др.). Эмиграция татар в эту страну началась в конце XIX века и продолжалась перманентно в 20-х и 40-х годах XX столетия. Центрами традиционного расселе­ния татар являются Анкара и Стамбул, города Центральной Турции Конья и Эскишехир, а также Измир. Наиболее крупное земляческое объединение - "Общество культуры и взаимопо­мощи казанских турок", деятельность которого была приостановлена с приходом к власти во­енных в 1980 году, В настоящее время по инициативе татар, проживающих в Стамбуле и Анкаре, предпринимаются попытки воссоздать общество. Одними из наиболее активных лиде­ров татар в Турции до недавнего времени яв­лялись ученый, профессор Мармарского универ­ситета Надир Давлет и бизнесмен Фарит Бичу-ри, а также Махмут Аллюкай, Атилла Кундуз, Сайда Асланбек и Наиля Бинарк, После I Все­мирного конгресса татар развернуло активную деятельность "Татарское культурное общество" в Эскишехире, которое занимается культурно-просветительской и религиозной деятельностью. Его лидерами являются Эмин Сакмар и Иксан Яфай.
С начала 90-х годов несколько татарских семей в Стамбуле во главе с бизнесменом Махмутом Ураллы ведут работу по воссозданию общества "Идель-Урал". Оно призвано объеди­нить турецких татар и башкир - выходцев из одноименного региона России - и наладить культурно-национальные связи с Татарстаном и Башкортостаном. Некоторые члены этого обще­ства (музыковед Рахми Оруч, солистка татар­ского танцевального фольклорного ансамбля "Тумата" Гюльтен Ураллы и др.) неоднократно бывали на своей исторической родине. В 1995 году ими было начато» издание газеты «Салям» (редакторы Атилла Кундуз, Гюльтен Ураллы, Ильхам Байкал и др.).
По приглашению татар, живущих на Эгей­ском побережье, в Измире и его окрестностях выступало несколько творческих коллективов Татарстана. С огромным успехом проходят в Турции гастроли Татарского государственного академического театра им.Г.Камала. В свою очередь, многие турецкие предприниматели, ис­пользуя родственные связи татар, живущих в Турции, открыли в Татарстане, Башкортостане, Чувашии и других республиках Поволжья ком­мерческие предприятия (по пошиву меховых изделий, выделке кожи, хлебопечению, строи­тельные и туристические фирмы) и учебные за­ведения.
Для татар в Турции характерно не только стремление сохранить национальную культуру и обычаи, но и материальнно поддерживать нуж­дающихся членов своих общин, а также спон­сировать литературно-издательскую деятель­ность. В 1940-50-е годы такую помощь получа­ли видные татарские ученые-эмигранты Садри Максуди, Абдулбари Баттал, Гаяз Исхаки, поз­же - Хамит Кушай, Сагадат Чагатай (дочь Г.Исхаки), Рашит Рахмати Арат, Ахмет Темир, Махмут Тахир, Лябиб Каран, Рифат Мухтасиб и др. В 1960-70-е годы на средства владельца турецкого филиала фирмы «Мерседес», татарина из г.Петропавловска-Камчатского Ахметвели Менгера "Общество культуры и взаимопомощи казанских турок» издавался прогрессивный ли­тературно-публицистический журнал «Казан». Благодаря финансовой поддержке "Фонда Мен­гера", личному вкладу дочери А.Менгера Суфии Имре были изданы на латинице в Казани "Идегэй" и "Кысса-и-Юсуф", книга Н.Давлета о И.Гаспринском и труды Р.Фахретдинова. Пра­вительство Татарстана высоко оценило вклад С.Имре в развитие национальной культуры, присвоив ей в 1998 году звание «Заслуженный работник культуры республики». После смерти С.Имре, фонд с августа 2000 года возглавляет ее сын Эргин. Подготовлены к изданию в Тур­ции произведения еще нескольких писателей и деятелей науки Татарстана.
С недавнего времени на турецком государ­ственном радио под руководством журналистов Сагита Хайруллина и Марса Тукаева стала функционировать татарская редакция «Тюрки авазы».
В Финляндии татары поселились также в конце XIX - начале XX веков. В 1970-х годах они были объединены в две организации -"Общество имени Габдуллы Тукая", созданное профессором Хельсинкского университета Гума-ром Тахером, и национально-религиозное обще­ство финских татар "Исламия", руководителем которого являлся крупный торговец мехами и пушниной Осман Али. В настоящее время эти организации практически слились в одну. При общине существуют спортивный клуб "Йолдыз", татарская воскресная школа, самодеятельные фольклорный ансамбль и театр. После смерти Г.Тахера руководителем татарской диаспоры в Финляндии остался его сын Окан Тахер.
Молодые татары финского происхождения создали свою организацию «ГТВ» («Финн татар бирлиги»).
Для татарской диаспоры в Финляндии ха­рактерно бережное сохранение всего, что связа­но с национальной историей, культурой, язы­ком и обычаями. Члены "Общества имени Г.Тукая" в 1980-90-х годах активно устанавли­вали и развивали научно-культурные связи с соотечественниками в Татарстане. Там, на ка­занской сцене с успехом прошел спектакль "Галиябану" в постановке самодеятельного теат­ра из Хельсинки.
Особым импульсом для оживления деятель­ности татарской диаспоры в Финляндии послу­жил официальный визит в 1999 году Президен­та Татарстана Минтимера Шаймиева. Встреча татар с Президентом Татарстана в Хельсинки (присутствовало около 500 человек) была широ­ко освещена в финской прессе и получила по­ложительный отклик общественности. Достигну­то соглашение о проведении в Финляндии вы­ездного заседания исполкома Всемирного кон­гресса татар по вопросам функционирования культурно-национальной автономии финских та­тар. В 2000 году с успехом в Казани прошла выставка «Финбизнесс-2000», на которой про­дукцию более 80 финских фирм-производителей представляло совместное предприятие «Татскан», президентом которого является крупный предприниматель Аднан Имадетдин. Его жена Первин, известный архитектор-дизайнер, была приглашена к участию в рес­таврационных работах исторического центра г.Казани.
В странах Балтии наиболее организованно татары живут в Литве в городах Вильнюсе, Клайпеде, а также в местечке Кретинга, где занимаются производством сельскохозяйственной продукции для соседнего курорта Паланга. Ру­ководители общины литовских татар Минсаид Байрашевский (в прошлом) и Адам Асанавичус (в настоящем) предпринимали значительные усилия для сохранения и развития националь­ных культурных связей с татарами, прожи­вающими в России. Кроме того, граждане Лит­вы сохраняют историческую благодарность предкам золотоордынских татар, участвовавшим по приглашению литовского князя Витаутаса Великого в борьбе против немецких рыцарей в XIV веке.
В Соединенных Штатах Америки основу диаспоры составили татары, эмигрировавшие из Европы и азиатских стран по окончании второй мировой войны. Ассоциация американских та­тар в США была создана на базе Татарского общества США, возникшего в 1950-х годах в Нью-Йорке. Несколько лет лидером ассоциации был инженер Ильдар Агиш, в настоящее время руководителем избран Рустэм Бурлучи, Дея­тельность Ассоциации американских татар спе­циализируется в культурологическом направле­нии (после войны и в 1960-70-е годы здесь оказалось много известных татарских музыкан­тов, ученых, шахматистов и др.).
На западном побережье США существует Американская турко-татарская ассоциация (АТТА), которая также занимается культурно-просветительской деятельностью (ее лидер - Фарит Кильки).
Некоторые ученые США специализируются на исследовании истории и культуры тюркских и, в частности татарского, народов. В их числе выходец из семьи татар-эмигрантов нижегород­ского происхождения, профессор Висконсинского университета Юлай Шамильоглы.
После I Всемирного конгресса татар в США по приглашению американских татар выехали ряд молодых предпринимателей из Татарстана. Успешно войдя в американский деловой мир, они вносят вклад и в развитие родного края. Так, на средства уроженца д.Мирзям Арского района РТ Дамира Сафина в его родном селе воздвигнут мемориал односельчанам - Героям Советского Союза и Социалистического Труда.
В Канаде татары (около 100 человек) про­живают в городах Монреаль и Торонто. Татар­ские семьи активно общаются между собой, ежегодно организуют и проводят национальный праздник "Сабантуй". Лидером татарской общи­ны в Канаде является Талиб Кудаки.
В Австралии в городах Сиднее, Мельбурне и Аделаиде проживают около 500 татар. Диас­пора в этой стране также формировалась после второй мировой войны и в настоящее время объединена в Татарскую ассоциацию Южной Австралии под руководством Сагита Садри и Ассоциацию татарской молодежи Южной Авст­ралии, возглавляемую Зия Маски.
Татары в Японии и Китае, несмотря на на­личие до конца 30-х годов XX столетия мощ­ных диаспор, образовавшихся в процессе строи­тельства и эксплуатации КВЖДI и последующе­го оседания представителей "белого движения", в настоящее время в общества не объединены, В Японии они разбросаны по всей стране. Наи­более компактно соотечественники проживают в Токио (около 90 чел.), их лидерами являются бизнесмены и общественные деятели Анвар Апанай и Тамимдар Мухит. Татары общаются между собой, посещают мечеть, интересуются событиями на исторической родине, ведут пере­писку с родственниками, проживающими в Та­тарстане. Однако в последние годы в Японии наблюдается процесс размывания общины, так как молодежь активно заключает перспектив­ные браки с коренными жителями.
В Китае татары живут в основном в Синь-зян-Уйгурском автономном районе. Часть из них знает язык и традиции своего народа, стремится к контактам с соотечественниками в Татарстане, но встречает противодействие со стороны официальных органов Китая. Мэром г.Урумчи до недавнего времени являлся выхо­дец из Буинского района Татарстана, профессор Бурхан Шахиди; после его смерти продолжает научные традиции своего отца его дочь Элнора. Татарскую общину в этом городе возглавляет профессор мединститута Зариф Дулат, поддер­живающий связи с татарами Казахстана и Уз­бекистана.
Около 400 татар из нескольких татарских родов, прибывших на территорию Афганистана в начале XX столетия, живут компактно в уез­де Янги-Кала северной провинции Тахар. Они занимаются земледелием, выращиванием риса. Тщательно сохраняют "чистоту" рода, не всту­пая в браки с таджиками и узбеками; в разго­ворной речи употребляют старотатарский язык. Предводителем родового союза афганских татар является Рашит ("Татар"), он же возглавляет вооруженный отряд самообороны, созданный для физической защиты сородичей в условиях гражданской войны.
Небольшие группы этнических татар про­живают в Индии, государствах Латинский Аме­рики.
В архивах Татарстана сохранились докумен­ты о наличии вакуфного имущества мусульман­ских организаций бывшей Российской империи в странах Ближнего Востока, в частности, в Саудовской Аравии. В основном, это жилые помещения, предназначенные для мусульман­ских паломников, совершавших хадж -«текие». В Мекке было 4 таких текие: "Муратэфенди", построенная саратовскими фабрикан­тами   братьями   Дебердеевыми,   "Низамутдин-эфенди", "Шакирзян-эфенди", "Кадыр-эфенди" и вакуфный дом Галимзяна Галеева (Баруди), В Медине - Казанская мечеть, Казанское медресе с принадлежавшими ему лавками и складскими помещениями, дом Рахима-эфенди, а также ва­куфный дом, лавки и склады братьев Дебердее-вых. Среди строителей и владельцев вакуфных помещений упоминаются также имена Курбан-галея Бурнаева, Исхака Юнусова и других та­тарских купцов, прибывших из России. Эти дома также использовались для проживания шакирдов-татар,   обучавщихся   в   религиозных учебных заведениях на Ближнем Востоке.
К сожалению, судьба вакуфного имущества мусульманских организаций России, как и судьба многих его владельцев, осталась неиз­вестной. Последние упорядоченные сведения по этому поводу относятся к 1940 году, хотя в документах и более позднего времени упомина­ется об организованных группах татар-эмигрантов, проживавших в Саудовской Ара­вии.
В Польше диаспора формировалась в тече­ние ста лет из эмигрантов нескольких волн по­литической эмиграции из России. Татары в этой стране (около 5 тысяч) расселены на вос­токе государства в городах и селах Белостокского и Сувалкинского воеводств. Они объеди­нены в "Польское религиозное общество", спо­собствующее исполнению мусульманских рели­гиозных обрядов тюрко-татар. Для татар в этой стране характерны тесные экономические связи со своими единоверцами, проживающими в со­седних Литве и Беларуси. Возглавляют татар­скую общину в Польше предприниматель Сте­фан Мухарский и ученый-тюрковед Салим Хазбиевич.
В ФРГ центром притяжения татар являлась до недавнего времени татаро-башкирская редак­ция радиостанции "Свобода", штаб-квартира ко­торой находилась в Мюнхене (в настоящее она размещается в г.Прага, Чехия). Руководителем редакции является Фарид Аги (Иделле). Со­трудники редакции из числа татар и башкир поддерживают контакты со своими соотечественниками в Татарстане и Башкортостане, на основе которых готовят обзор важнейших собы­тий в указанных регионах. Передачи РС "Азатлык" выходят ежедневно в эфир до 3-х раз в сутки и рассчитаны на регионы России и СНГ с компактным проживанием татарского населения. Как правило, они объективно осве­щают процессы, происходящие в Российской Федерации и Республике Татарстан и направле­ны на укрепление демократии в РФ, защиту государственности и интересов татарского наро­да.
Роль руководителя татарской общины в ФРГ долгое время вьшолнял бывший шеф-редактор РС "Свобода" ученый-тюрколог Али Акыш. По его инициативе в конце 1980-х го­дов была предпринята попытка создать Всемир­ную лигу татар, президентом которой он стал (организационную работу осуществляет внучка С.Максуди Гунел Пултар). Однако лига не ста­ла объединительным центром татарской нации. Роль ее международного координирующего ор­гана с 1992 года стал играть Всемирный кон­гресс татар (ВКТ) и его исполнительный коми­тет. Председателем исполкома ВКТ является крупный ученый, академик Академии наук Та­тарстана, профессор Казанского университета Индус Тагиров.
В 1999 году в Берлине был организован та­тарский культурный центр, возглавляемый му­зыковедом, уроженцем г.Елабуги Ильдаром Харисовым, который периодически организует вчера татарской музыки с привлечением деяте­лей татарской культуры.
Многие татарские эмигранты "последней волны" принесли известную славу своей нацнн и стали ее символами в представлениях зару­бежной общественности. Среди них шахматист Гата Камский, музыкант Софья Губайдуллина, артист балета Рудольф Нуриев, физик-ядерщик Роальд Сагдиев и другие. В настоящее время в США, Англии, Германии, Турции и других за­падных странах учится значительное количество студентов-татар - детей крупных предпринима­телей и политиков Татарстана, Башкортостана и других регионов России с компактным про­живанием татар.
В подборке использованы материалы испол­кома Всемирного конгресса татар, архивы об­щества по связям с соотечественниками за ру­бежом "Ватан" ("Родина"), материалы россий­ской и зарубежной печати, а также статистиче­ские данные Р.Валеева, Р.Гильфанова, Д.Исхакова, Т.Айди, Р.Гайнетдинова.

I Китайско-восточная железная дорога.

Рустэм Гайнетдинов,
кандидат исторических наук