2004 1

Из истории татарской поэзии: стихотворное посвящение Мансура Крымова

Татарская советская литература начиналась с созвездия ярких имен выдающихся поэтов и писателей, чье творчество и талант расцвели в эпоху невиданных социальных преобразований. Эпическая проза К. Наджми, психологические произведения Г. Кутуя, драматургия Ф. Бурнаша, романтическая поэзия X. Такташа, лирика X. Туфана и С. Хакима определили не только характер и магистральное развитие художественного слова, но и всей национальной культуры XX в.

Среди блестящего поколения молодых литераторов, посвятивших себя воспеванию очистительного вихря революции и строительства нового справедливого мира, свое особое место занимает личность Мансура Крымова — поэта, журналиста, общественного деятеля.

М. Крымов родился в 1890 г. (по другим сведениям в 1898 г.) в д. Чуру-Барышево Тетюшского уезда Казанской губернии (ныне Апастовский район РТ) в крестьянской семье. В раннем детстве, мальчик осиротел и был усыновлен сельским муэдзином Каримом Фаткуллиным. Мансур сразу же стал полноправным членом этого большого и старинного рода. Проходя курс наук в медресе села, он показал себя как прилежный, способный шакирд, чем заслужил одобрение учителей и уважение сверстников. Однако, не желая и дальше обременять свою новую семью, Мансур Крымов, взявший себе фамилию от имени приемного отца Карима, после окончания учебы отправился на Грозненские нефтепромыслы на заработки. Здесь он трудился несколько лет и, пройдя нелегкую рабочую школу, был призван в армию.

На фронтах Первой мировой войны Мансур встретил Октябрьскую революцию. Испытав на себе все ужасы кровавых сражений, видя гибель тысяч крестьянских парней, бездарность военного руководства, он сразу же принял идеи большевистской партии, призывавшей к миру, обещавшей решить земельный вопрос, устранить социальное неравенство. Уже в 1918 г. Мансур Крымов вступил в ряды РКП(б) и в том же году, навестив родных в деревне, уехал в Казань на учебу в политшколу. Впрочем, уроки на идеологических курсах были недолгими: шла гражданская война. Как опытный солдат и убежденный большевик М. Крымов, не раздумывая, стал бойцом молодой Красной армии и на протяжении последующих четырех лет с оружием в руках защищал завоевания революции.

После демобилизации в 1922 г. он обосновался в подмосковном городе Люберцы, где начал работать в заводском отделе культуры. Необходимо отметить, что еще в Казани в политшколе Мансур проявлял горячий интерес к литературе, поэзии, театру, пытался писать стихи, рецензии и статьи. Однако в полную силу талант молодого татарского поэта раскрылся в середине двадцатых годов. Уже в 1925 г. в издательствах Казани и Москвы вышли сразу три его поэтических сборника: «Комсомольские песни», «Песни молота», «Красный "Бадавам"». Так в татарской советской литературе возникло новое самобытное явление — творчество Мансура Крымова с мощным революционным пафосом, четкой идеологической направленностью, актуальной тематикой и, вместе с тем, верностью классическим поэтическим традициям, народной стихотворной культуре. Ф. Бурнаш, например, считал, что: «Мансур Крымов, являясь молодым поэтом из рабочей среды, в своих стихах и литературных очерках простым народным языком и в понятных народу формах, служит пролетарской идеологии»I.

В этот период он уже жил в Москве, работал наборщиком в типографии «Красный Восток», сотрудником секретариата международного издательства СССР, являлся членом Московской организации писателей. Тесные дружеские и творческие отношения связывали Мансура Крымова с Мусой Джалилем. Вместе они издавали детский журнал на татарском языке «Малень кие товарищи», многое делали для развития в столице национальной культуры. Став уже известным деятелем литературы, М. Крымов не забывал родную деревню. Напротив, многие его произведения как раз и рождались во время частых и многодневных поездок в Чуру-Барышево в гости к родителям. На гонорары от книг поэт собирался построить в деревне клуб, однако неизвестно, сумел ли он воплотить в жизнь задуманное.

Мансур Крымов пользовался огромной популярностью у своих читателей - красноармейцев, рабочей и крестьянской молодежи. Свидетельством тому издание 19 сборников поэтических произведений, прижизненного четырехтомника сочинений. Большой вклад он внес и в развитие татарской советской журналистики. Известно, что поэт в 1934-1935 гг. жил в Уфе, где сотрудничал с сатирическим журналом «Сђнђк».

К сожалению, в литературоведении утвердилась излишне категоричная оценка творчества М. Крымова как сугубо публицистического, схематичного и политизированного, без психологической мотивации и лиризма. На наш взгляд, эта тенденция доминировала во всей татарской советской литературе того периода. Но, будучи талантливым художником, Мансур Крымов все же создавал произведения и другого характера. Твердый большевик с железной волей, боец, бесстрашно сражавшийся за идею, в тоже время с огромной любовью относился к родной земле и своему народу, испытывал самые теплые чувства к односельчанам, близким и родным людям. Не случайно, что композитор Султан Габаши написал на стихи Мансура Крымова несколько проникновенных, лирических мелодий, в том числе песни «Авылыма» (Моей деревне), «Бишек жыры» (Колыбельная) и другие.

Поэт был очень дружен с младшей сестрой моего деда Закией Исламшиной (Зиганшиной). В одно из посещений Чуру-Барышево в марте 1926 г. он подарил родственнице свою фотографию, запечатлевшую его с Мусой Джалилем, на обороте которой оставил стихотворное посвящение с воспоминаниями о детстве, проникнутое легкой грустью о неумолимо бегущем времени.

Мансур Крымов скончался 1 августа 1938 г. Последние годы жизни он очень тяжело болел и фактически не писал.

Постепенно его актуальное и политически злободневное наследие превратилось в факт истории, в одну из своеобразных страниц многовековой татарской литературы. Светлая память об этом прямом, но искреннем мастере слова, просто замечательном человеке и сегодня живет в сердцах его земляков, всех ценителей и знатоков татарской советской поэзии.

 I. Бурнаш Ф. О литературе и искусстве. Статьи и рецензии.-Казань,1978.-СЛ86 (на тат. яз.).

Наиль Валеев,
доктор филологических наук, член-
корреспондент АН РТ, ректор ЕГПУ

М. Крымов

Зђкия Ќиџаншинага

Бергђ тордык, бергђ йљрдек,

Бергђ уйнадык та без.

Бергђ яндык, бергђ кљйдек,

Бергђ уйландык та без.

Бергђ бардык, бергђ кайттык

Иртђ эшкђ кичне без.

Бергђ бирдек, бергђ салдык

Эшкђ хђлђл кљчне без.

Мђћге тормас тормыш дулкыны,

Чайкалыр болганып.

Бђлки мине дђ еракларга куарлар

Бергђ кулга алып.

Искђ алырсыћ альбомыћны

Караганда актарып.

Бу кара кайда икђн дип,

Эзлђнерсећ уйланып.

26 март, 1926 ел. Мђскђњ.