2004 1

Роду Богдановых - 750 лет

В 1987 г. мне довелось опубликовать в газете «Социалистик Татарстан» статью о преподавателях знаменитого уфимского медресе «Галия». Статья сопровождалась коллективной фотографией преподавателей. В их числе были Галим-джан Ибрагимов, Фатих Сайфи-Казанлы, Зия эл-Камали, Гиниятулла Терегулов, Хуззятельхаким Махмутов, Зиганша Габдушев, Амин Хафаси, Закуан Богданов.

Спустя 15 лет на мой адрес пришло письмо от сына Закуана Богданова — Ревгата. От него я узнал биографию еще одного преподавателя медресе «Галия».

Закуан Богданов родился в октябре 1891 г. в д. Имай-Карамалы Белебеевского уезда Уфимской губернии. Окончил медресе в родном селе, затем уехал в Уфу, где поступил в реальное училище.

Некоторое время работал в татарских мектебах мугаллимом, потом поступил в Уфимское землемерное училище, которое окончил в 1918 г. В период обучения в училище преподавал математику в медресе «Галия». Вместе с Галимджаном Ибрагимовым вступил в партию эсеров.

В советское время Закуан Богданов окончил Казанский сельскохозяйственный институт (тогда это учебное заведение называлось Институтом сельского хозяйства и лесоводства). Одновременно в этом же институте преподавал землемерное дело.

В 1931-1941 гг. работал заведующим кафедрой геодезии в звании доцента в Казанском институте коммунального строительства (до закрытия), последующие пять лет — в Казанском государственном университете и Казанском педагогическом институте. В 1946 г. Казанский институт коммунального строительства был восстановлен, 3. Богданов вернулся сюда на прежнюю должность, которую занимал до последних дней своей жизни.

Закуан Сафич является автором ряда научных работ. В 1935 г. им написан первый и единственный в тюркском мире учебник на яналифе по геодезии для высшей школы1. Он ввел в оборот много геодезических, математических терминов на татарском языке.

В 1954 г. 3. С. Богданов был награжден орденом Ленина. Через два года он умер и был похоронен на татарском кладбище г. Казани.

Но это были не последние сведения о 3. С. Богданове. Его фамилия вновь мне встретилась в ходе изучения истории татарских мурз. Как оказалось, далекие предки 3. С. Богданова 750 лет тому назад обосновались в Темниковской Мещере, они участвовали в сборе ясака (натуральный налог) в пользу Золотой Орды.

Несколько слов об истории Темниковской Мещеры.

В XIV — начале XVI вв. это было обширное княжество, территорию которого в настоящее время занимает Мордовская республика, Пензенская область и некоторые смежные с ними местности Рязанской, Нижегородской и Ульяновской областей. Центром его является г. Темников в Мордовии.

Историей Темниковской Мещеры в свое время занимался секретарь Пензенского отделения Историко-родословного общества В. В. Первухин. Значительное место в его трудах отведено генезису и статусу татарских князей и мурз.

Согласно данным исторических источников, большая часть татарских мурз вышла из Темниковской Мещеры. В генеалогическом отношении они делятся на две группы: монгольского (мурзы Золотой Орды и государств, образовавшихся после ее распада) и инородческого (мурзы народов Среднего Поволжья) происхождения.

По золотоордынской традиции титул «мурза» (аналог русского «князь») принадлежал исключительно потомкам Чингисхана и ставился после имени собственного. В системе феодальных титулов тюрко-монгольского мира статус настоящих мурз (т. е. чингисидов) был наивысшим. Даже такие могущественные правители, как Мамай и Тимур (Тамерлан), не могли претендовать на ханский титул, не будучи чингисидами.

Среди темниковских мурз подавляющее большинство составляли мурзы монгольского происхождения, между которыми главенство всегда принадлежало потомкам владетельных князей этой страны.

Почти все татарские княжеские фамилии Темниковской Мещеры ведут свое происхождение от владетельного князя Бехана. Именно потомкам Бехана принадлежала ведущая роль. Они на протяжении почти столетия, после вхождения Темниковской Мещеры в состав Российского государства, т. е. до начала XVII в., занимали высшие административные должности и в московских официальных документах именовались преимущественно князьями. Но со временем Беханды лишились власти над краем. После князя Еникея (кстати, он возглавлял подведомственных ему татарских и мордовских мурз и князей при взятии Казани и завоевании ханства в 1552-1557 гг.) темниковским воеводой был назначен русский служилый человек. На первых порах к русским воеводам в помощники приставляли людей из потомков Бехана, но со временем и такая практика была прекращена.

Русская колонизация и христианизация края лишила мурз доминирующего положения в нем. Однако они пользовались некоторыми привилегиями. Так, указ 1627 г. об отписании государству православных крепостных крестьян у некрещеных татарских мурз и князей по отношению к темниковским татарам не применялся.

В начале XVIII в. ситуация начала меняться. В 1712 г. Петр I упразднил поместные войска и стал создавать русскую армию по западному образцу. Татарам, как особому виду войск, в этой армии места не было. Поэтому татарские подразделения ликвидировались, а сами князья, мурзы и служилые татары начали утрачивать свое положение.

13 ноября 1713г. последовал указ Петра I: «Басурманам магометанской веры, за которыми есть поместья и в тех поместьях за ними крестьяне православной христианской веры, чтобы крестились конечно в полгода, а если крестится, теми поместьями со крестьянами владеть по-прежнему».

Крестившиеся быстро ассимилировались и уже в следующем поколении стали вполне русскими князьями и дворянами. Сохранившие прежнюю веру лишились своих поместий, переселились из Темникова в деревни. Указом Петра I татарские мурзы и служилые татары были мобилизованы на рубку и вывоз корабельных лесов для строительства флота, правда, освобождены от платежа подушной подати.

Положение татарских мурз продолжало ухудшаться и после Петра I. Времена, когда они были единственными, кто противостоял степнякам, прошли. Татарские мурзы были приписаны к сословию казенных крестьян и в дальнейшем обложены тяжелой подушной податью. Лишь по единоличному распоряжению Екатерины II был подготовлен указ о восстановлении татарских мурз в благородном дворянском состоянии.

Но к этому времени татарские мурзы остались без земли. Они были вынуждены переселятся в другие регионы.

Вот так предок нашего Закуана Сафича Богданова, Имай (Имамэтдин) Богданов, со своим отцом Багуданом (Богданом) Енгалычевым переселился из Пензенской губернии в Белебеевский уезд Уфимской губернии и обосновал новую деревню — Имай-Карамалы. Их прошения о возвращении дворянства остались неудовлетворенными2.

Род Богдановых берет свое начало с потомка князя Саид-Ахмета, Бехана, который в 1298 г. прибыл из Золотой Орды для сбора ясака и установил свою юрту на среднем течении р. Мокша (район будущего Темникова, ныне Мордовии).

Бехан был современником Дмитрия Донского и его сына Василия. От Бехана пошли многие татарские княжеские роды: Еникеевы, Терегуловы, Тенишевы, Кугушевы, Акчурины и другие3. Крещеные Тенишевы занимали высокие посты. Князь Д. В. Тенишев" был астраханским губернатором (1802-1808), князь Н. И. Тенишев (1798-1862) управлял путями сообщения в Царстве Польском, князь Василий Тенишев был губернатором Казани в 1760 г. Самый знаменитый из рода князей Акчуриных, несомненно, Юсуф Акчура (1876-1935).

Вот примеры прямого родства между Еникеевыми и Терегуловыми. Мать Ревгата, Ракия Муртазовна, была Еникеевой (по матери) и Терегуловой (по отцу). Дядя Ракии Терегуловой — профессор Абубекир Терегулов (его имя носит больница в Казани), брат — профессор Гениатулла Терегулов (основатель курорта Яцгантау в Башкирии), а племянник — писатель-классик татарской литературы Амирхан Еники (Еникеев).

Дети Сафуана Богданова нашли свое призвание на ниве здравоохранения. Ибрагим был главным хирургом г. Самарканда. Ильяс там же руководил гематологической службой. Энвер заведует кафедрой невропатологии Казанского медицинского института. Он — крупный ученый, неоднократно участвовал на международных конференциях в США, Германии. Сын Закуана Богданова Ревгат работал доцентом кафедры физиологии Казанского медицинского университета.

Человек, как и дерево, имеет корни. Он — звено в цепи поколений. Это хорошо понимают ныне здравствующие представители поколения мурзы Саид-Ахмета, в том числе и Богдановы4

 ПРИМЕЧАНИЯ

  1. Bogdanof Z.S. Geodezia-Kazan, 1935
  2. ЦГАИ РБ, ф.1, д.1343, л.167, 218
  3. Татарский энциклопедический словарь.-Казань, 1999.-с.23, 186, 573
  4. При подготовке статьи использованы также выписки из газеты «Дворянский вестник» («Морзалар хэбэрчесе») меджлиса татарских мурз за 1993-1998 гг.

Дамир Гарифуллин
историк-краевед