2004 1

Абдурахман Умеров: долгое возвращение

20 ноября 2003 г. в здании исполкома Всемирного конгресса татар состоялось нео­бычное мероприятие — церемония переда­чи в фонд Национального архива Республи­ки Татарстан архива известного обществен­ного деятеля, ученого и педагога начала XX в. Абдурахмана Умерова (1867-1933)I. Церемония была организована исполкомом Всемирного конгресса татар и Главным ар­хивным управлением при КМ РТ.

Личный архив доставил из Москвы и безвозмездно передал внук А. Умерова, до­цент Московского университета Шамиль Умеров. Архив уникален, в нем насчитыва­ется около 400 единиц подлинных книг, сре­ди которых есть издания с автографами из­вестных ученых и писателей, подшивки та­тарских, турецких, арабских газет и журна­лов, 46 рукописных сочинений XVTII-XX вв., в том числе собственных рукописей учено­го, его переписка с видными деятелями на­уки и культуры того времени, исторические материалы по истории тюркских народов России.

История архива драматична, как и судь­ба Абдурахмана Умерова. Основная часть коллекции безвозвратно погибла в резуль­тате двух конфискаций и ареста А. Умерова в 1930 г. Сохранившаяся же часть архива скрупулезно, по крупицам собиралась почти пятнадцать лет, с середины 50-х гг. прошло­го столетия, сыном А. Умерова, Абдулгамидом Умеровым (1905-1989). Затем он не­сколько лет занимался изучением и систе­матизацией собранных материалов, состав­лением копий и пересылкой их в научные учреждения Татарстана и Башкортостана.

Вместе с прибывшими из Москвы рари­тетами был представлен и новый сборник «Абдурахман Умеров», куда вошли не толь­ко биографические, но и исторические ма­териалы из архива ученого. Выпуск этого иллюстрированного издания стал возможным благодаря спонсорской поддержке пер­вого руководителя стамбульского фонда имени Ахметвали Менгери Сафии Имре (1927-2000) и его нынешнего президента Эргина Имре.

Ниже публикуются фрагменты некото­рых выступлений ученых, религиозных и общественных деятелей, принявших участие в этой церемонии.


I Подробнее о жизни и деятельности А. Умерова см: «Гасырлар авазы-Эхо веков».- 1997.-№ ½.- С.111-119, а также: Габдрахман Гљмђри.- Казань,2003.-383 с. 

 
 

***

Заместитель председателя исполкома Всемирного конгресса татар И. Г. Хадиуллин: «Возвращение в Казань такого ценно­го исторического архива — неординарное и очень важное событие. Несомненно, науч­ная и общественная деятельность Абдурахмана Умерова, материалы, собранные в его архиве, расширят наши представления о событиях и личностях начала XXв. Выявле­ние таких частных архивов, ведение пере­говоров по их передаче в Казань — это одно из важных направлений работы нашего кон­гресса. От имени исполкома Всемирного конгресса татар я искренне благодарю Шамиля Габдулгамидовича Умерова, его семью за этот уникальный подарок».

Начальник Главного архивного управ­ления при КМ РТ Д. Р. Шарафутдинов: «Мы с благодарностью принимаем этот ценный дар. Теперь задача архивистов — провести соответствующую обработку, внести в фонд Национального архива республики и подготовить архив Абдурахмана Умерова для дальнейшего его изучения нашими уче­ными. Разрешите мне еще раз от имени всех архивистов Татарстана выразить Шами­лю Габдулгамидовичу искреннюю благодар­ность».

Профессор Казанского государственно­го университета X. Ю. Миннегулов: «Воз­вращение такого объемного и ценного ар­хива в руки ученых — явление сегодня край­не редкое. У нашего народа богатое насле­дие, однако многие письменные, рукописные материалы, к сожалению, в силу целого ряда обстоятельств не сохранились. Но даже несмотря на это, сохранилось еще много материалов, не включенных в научный обо­рот. За последние десять лет выявлено и издано немало ранее неизвестных и малоиз­вестных исторических материалов. К со­жалению, результаты последней переписи говорят, что мы недостаточно пропаган­дируем свою культуру, особенно в местах компактного проживания татарского на­рода. Акции подобные сегодняшней, может быть, даже еще более масштабные, надо проводить не только в Казани. Инициато­ром такой работы должен в первую очередь выступать исполком Всемирного конгрес­са татар».

Заместитель муфтия Татарстана Вђли­улла хазрат: «Долгие годы было очень мало сведений в печати о деятельности Абдурах­мана хазрата. Сегодня издана книга и по ней можно проследить жизнь и деятельность этого человека. Вне всякого сомнения, Абдурахман Умеров — один из самых ярких представителей татар-мусульман Нижне­го Поволжья начала XX в. Человек неорди­нарный: имам и мухтасиб Астраханской губернии, ученый и общественный деятель, член ученого совета улемов Центрального духовного управления мусульман СССР. Вот один из фактов его биографии. Многие ис­следователи этого периода хорошо знают о сборнике «Марджани», изданном в 1915 г. в Казани, но мало кто знает, что к выходу книги о своем педагоге А. Умеров приложил огромные усилия. В одном из писем к нему Риза Фахреддинов отметил, что именно Умеров вновь оживил образ Ш. Марджани. Тоже самое, наверное, следует сказать и об авторах сборника «Абдурахман Умеров», вернувших доброе имя Абдурахмана хазра­та поколениям XXI в.».

Старший научный сотрудник Институ­та языка, литературы и искусства Академии наук Татарстана И. Надиров: «По своей ос­новной профессии я фольклорист, всю жизнь занимался изучением фольклора, в том числе несколько лет подряд в районах Астраханской области собирал материалы об астраханских татарах. Меня очень за­интересовал сборник ногайских песен, со­бранный и изданный А. Умеровым в 1912 г. и переизданный в книге, посвященной А. Умерову. Этот малоизвестный специа­листам сборник представляет собой важ­ный фольклорный и этнографический мате­риал по истории татарского народа».

Доцент Института востоковедения Ка­занского университета Ибрагим Мараш (преподаватель из Турции): «Мне как спе­циалисту, изучающему историю татарско­го богословия, чрезвычайно интересны бо­гословские исследования Абдурахмана Уме­рова, которые он проводил в 20-е годы про­шлого века. Например, сохранилась в руко­писном варианте его работа «Роль и поло­жение женщины в исламе». Тема сегодня очень актуальная и активно исследуется во многих мусульманских странах. Надо изу­чить эту работу А. Умерова, а может, и издать. В его дневниках зафиксированы важные размышления по разным проблемам богословия, их надо издавать».

Старший научный сотрудник Институ­та истории Академии наук Татарстана, доктор исторических наук Д. М. Исхаков: «Мы все время сталкиваемся с одной и той же ситуацией. У человека были рукописи, ар­хив, который он тщательно собирал всю свою жизнь. Человека арестовывают, ар­хив конфисковывают, и он бесследно исче­зает. Мне бы хотелось поставить пробле­му перед руководством архивной службы Татарстана. Не следует ли нам создать специальную комиссию при Главном архи­вном управлении, которая бы официально обратилась в ФСБ с запросом о судьбе этих архивов. Что с ними стало? Если они унич­тожены, то как это произошло? Да, мы знаем, что ФСБ неохотно раскрывает свои секреты, но ведь речь идет о нашем куль­турном наследии, его судьбе, а не секретах спецслужб. Здесь уже было сказано о поте­рянной рукописи А. Умерова «История ас­траханских татар». А ведь до сих пор нет издания об астраханских татарах. Такого рода потери для науки невосполнимы».


Доцент Московского государственного университета Ш. Г. Умеров: «Я прекрасно сознаю, что на моем месте сейчас должен быть мой отец, Габдулгамид Абдурахманович Умеров, но так было уготовано судь­бой, что ему не суждено было увидеть то, ради чего он жил и упорно трудился после­дние годы своей жизни.

Из трех своих сыновей именно моего отца дедушка готовил к карьере имама, он дал ему соответствующее мусульманское образование. Но опять вмешалась судьба, и все пошло не так, как задумывал Абдурахман Умеров, а пошло так, как пошло. Отец получил высшее образование в Срдней Азии, преподавал физику. Там же был арестован. Причиной ареста отца стали стихи извес­тного туркменского поэта Махтума Кули, которые он процитировал в компании дру­зей. В них были строки: «Не радуйся душа — эта свадьба не для тебя». Надо сказать, стихотворные, литературные строки в России имеют тяжелый вес, власть порой их дорого оценивает. Примеры тут беско­нечны.

После освобождения отец работал на Севере, а со второй половины 50-х годов XX в. он стал использовать каждый свой отпуск для того, чтобы собирать, спасать то, что принадлежало, в первом приближе­нии, деду, а в широком, весомом смысле — национальной культуре. На Крайнем Севе­ре в г. Печоре собирались эти материалы, потом они прибыли с ним в г. Александров Владимирской области, где отец с мамой прожили 17 лет после выхода на пенсию. В последние годы, уже после смерти отца, документы хранились в Москве. Очень хо­чется думать, что этим документам боль­ше не придется путешествовать, они бу­дут путешествовать лишь в мыслях ученых и исследователей. В конце своего выступле­ния хочу поблагодарить архивных работни­ков Татарстана, принимающих на посто­янное хранение архив и еще раз поблагода­рить всех, кто имел отношение к выходу книги».

Публикацию подготовил

Сулейман Рахимов