2004 1

Игра - дело серьезное (Из истории традиционной культуры татарского народа)

Значение народных игр, многие из которых и по сей день являются составной частью Сабантуя, трудно переоценить. Эти игры — школа физической закалки, находчивости, сообразительности, упорства. Причем школа органичная и массовая.

О массовости игровых состязаний на районных Сабантуях говорит хотя бы такой показатель. По подсчетам председателя спорткомитета Московского района г. Казани Р. Тагирова, на празднике 1998 г. мерялись силами более 1700 человек1, примечательно, что в таких развлекательных играх очень активно участвуют и пожилые люди, заражая окружающих своим оптимизмом. «В районных Сабантуях участвую сызмальства и никогда не остаюсь в стороне от игр и состязаний, — говорил на празднике 1984 г. прославившийся на майданах Сабантуя Мамадышского района 85-летний Г. Валиев. — Зачем же ходить на Сабантуй, если, пока здоров телом и смел душой, не померяться силой». Много призов завоевал другой ветеран — X. Рахимов, который успешно участвовал в обычных забегах, в беге в мешках, вышел на ковер борцов со сверстником Г. Сунгатуллиным. Своеобразный рекорд на Сабантуе Зеленодольского района установил ветеран труда К. Зиннуров, ежегодно завоевывающий в различных состязаниях по шесть-семь призов. Победительницей Сабантуя Авиастроительного района г. Казани стала пенсионерка Р. Халилова, на «качающемся столбе» одолевшая всех своих соперников-мужчин.

К сожалению, проблема изучения и классификации сохранившихся в течение многих веков и естественным образом отобранных и передаваемых из поколения в поколение самим народом сабантуйных игр еще не стала предметом серьезных научных изысканий. Между тем объективное, тщательное исследование игрового материала могло бы дать дополнительный материал для освещения отдельных вопросов развития традиционной культуры, и в определенной степени — истории расселения и этногенеза татар. Важно также учитывать, что благодаря активному участию на праздниках Сабантуй представителей других народов игровой репертуар его постоянно обогащается.

Особую ценность представляют спортивные игры, в течение многих веков используемые народной педагогикой как средство воспитания подрастающего поколения. Характерной их особенностью являются законченность (пролог — игра — эпилог) и строгая регламентированность с установкой на состязательность и достижение победы. Все это предполагает наличие в майданных играх своих устных народных правил, передаваемых из поколения в поколение. Так, автору этих строк при разработке вместе с Р. Азизовым правил по курэшу и с 3. Хабибуллиным — по конным скачкам довелось убедиться в существовании с глубокой древности устных правил этих видов состязаний Сабантуя, что способствовало их развитию как видов спорта. Например, хотя на Сабантуях состязающиеся в курэше и не разделялись, как сейчас, по весовым категориям, увечий во время схваток не наблюдалось. Дело в том, что судьи-аксакалы по передаваемым из уст в уста правилам в предварительных состязаниях не допускали схваток между батырами легкого и тяжелого веса. Пары по народной педагогической традиции подбирались на глаз из курэшистов примерно равного телосложения и веса. В скачках Сабантуя наездники также не проходили, как на современных ипподромных состязаниях, обязательной процедуры взвешивания, из-за чего, как вспоминал выдающийся наездник XX в. К. Насибов, постоянно приходилось заниматься сгонкой веса2. Но по давней традиции наездниками, как правило, были или 10-12-летние мальчики, или мужчины небольшого веса. Именно о таких юных жокеях писал историк XIX в. М. Рыбушкин: «Седоки, мальчишки от 12-16 лет, умеют ездить верхом с большим искусством. Случается видеть, что они проезжают во всю прыть около двух верст, не держась за поводья лошади, в знак своего удалого наездничества»3.

В процессе многолетнего изучения календарной праздничной обрядности татарского народа нами выявлен ряд исторических источников, утверждающих, что уже в средневековый период существовали и письменные правила, и методические пособия, регламентирующие традиционные игры. Многие майданные игры, как правило, общетюркского происхождения имеют многовековую историю и богатые традиции, и они сохранились в фольклоре, их названия зафиксированы в словарях. Назовем только некоторые из них, упомянутые в словаре М. Кашгари: nard — игра в кости, трик-трак4; etic — детская игра в орехи5; jali' ula — игры на качелях6, cik (чик)7 — игра в пальчики, aörî — деревянная клюшка с развилкой для игры в мяч и cögân — клюшка для игры в мяч; ol mçni birlâ topiq qapi'sdi' — он играл вместе со мной в мяч8. Следует упомянуть еще одну игру, описанную (наряду с методическими материалами по конному спорту и коневодству, стрельбе из лука, метанию копья, состязаний на саблях и других) в книге уроженца Булгар Якуба бине Гали Хаз-зама (X в.) «Әл-форусийа фи Рәмйел җиһад» («Подвиги при состязаниях из лука»). Это игра (çevgân — F. çevgân oyununda kullanilan değnek ç. 95b-7, 108b-9, 109a-4/7, 110a-7/8, 110b-4/8, llla-2/5, 112b-6, 113b-l/3)9 чауган — конный хоккей с мячом, который также ждет своего возрождения. Причем термин «игра», как и в современном татарском языке, у древних тюрок означали — ojun10, qapis11 (например, у М. Кашгари: ol ojunda qaldi — он отстал в состязании)12.

Нельзя обойти и вопрос расширения сферы влияния народно-национальных видов спорта и игр за рамки Сабантуя. Огромные потенциальные возможности заложены в народных играх и видах спорта для подготовки спортсменов высокой квалификации, включая и олимпийцев. А это означает, что и дальнейшее развитие этих видов спорта как составной части традиционной культуры, и более полное использование их в физическом воспитании становятся одной из важнейших задач государственных органов и общественных организаций Республики Татарстан. Заметим, что эти проблемы на страницах республиканской прессы поднимались автором данных строк уже в 1960-е гг.13 Они нашли тогда отклик у таких деятелей культуры, как писатели Н. Даули, Н. Фаттах, А. Еники, публицисты Ф. Агзамов, 3. Тухватуллин, Р. Тимергалин, которые подчеркивали необходимость эффективного использования потенциала народных средств физвоспитания, проведения по национальным видам спорта соревнований и турниров не только на Сабантуях, но и во время праздников урожая осенью, а также зимой14.

Возможно, предложения деятелей татарской культуры способствовали организации зимних спартакиад по национальным видам спорта. Заслуживает внимания многолетний опыт проведения в селах республики спортивных игр «Сельские джигиты», на которые для определения абсолютного батыра приглашались победители Сабантуя по курэшу, а также по перетягиванию каната, поднятию гири, конным скачкам, бегу, различным спортивным играм. Эти комплексные соревнования возникли в результате творческого обобщения многолетнего опыта проведения фестивалей дружбы между колхозами имени Коминтерна Буинского и «Ялкын» Апастовского районов15, межколхозных спортивных праздников — в Бугульминском16, дней здоровья — в Пестречинском17, спортивных вечеров «А ну-ка, парни!» — в селах Балтасинского, Актанышского и других районов18. Они стали заметным явлением в спортивной жизни Татарстана.

Традиционно сабантуйные виды спорта — бег на скорость и выносливость на самые различные дистанции, наперегонки в гору, через препятствия и другие. Участники Сабантуев с большой охотой соревнуются в кроссовых забегах. Нередко дистанцию определяют на глаз — «от села до села». Причем повсеместно бегунов сопровождают всадники или мотоциклисты, при необходимости оказывающие им помощь.

Именно пешим бегом открывались Сабантуи в начале XX в. Было несколько забегов для разных возрастных категорий. Первыми начинали дети. Расстояние определяли на глаз: примерно от половины до одной версты и от одной до двух верст19. Все тонкости сабантуйного бега — от подготовки к нему до финиша — описал в начале XX в. татарский писатель М. Гали20. Любопытные сведения о приготовлениях к состязаниям по бегу у оренбургских татар-казаков оставил В. Мошков: «В состязании в беге (йөгерешү. —Д. Ш.) участвует человек 15, из коих некоторые подготовляются к бегу своего рода тренировкой, питаясь некоторое время одним яйцом»21.

Соревнования тауга чабыш (бег в гору) зафиксированы в словаре М. Кашгари: ayış (алыш) — состязаться при восхождении; ol mçni birlâ tayqa ayi'sdî — он состязался со мной при подъеме на гору22. Бег в гору как один из видов состязаний батыров фигурирует и в татарских народных сказках. Так, в сказке «Алпамша» (записана в 1940 г. в д. Камаево Бондюжского района ТАССР, варианты — в Мензелинском районе (1924, 1949), Оренбургской области (1960, 1975), Тюменской области (1971, 1972,1973): «Алпамша, — ди [карт], — син үзең бик куәтле малай, ди, шул тауда чабыш була шушы көннәрдә, ди, шунда алдан чыккан кешегә патша Сандугач исемле кызын бирә икән, — ди»23 (Алпамша, — говорит старик, — ты сам очень сильный малый, на днях на этой горе будут бега, победившему в них царь отдаст в жены свою дочь Сандугач). В сказке «Камыр батыр» (записана в д. Кибячи Тюлячинского района ТАССР в 1939 г.) также речь идет о беге в гору24.

Происхождение этого вида бега уходит корнями в далекое прошлое и связано с поклонением наших предков «духу горы»25. Бег в гору официально включен только в программы праздников Сабантуй (разумеется, в тех местностях, где имеются возвышенности). Автор этих строк с самого детства участвовал в таких состязаниях на склонах р. Карлы, где проводился Сабантуй жителей с. Татар Буасы. Массовые забеги впервые зафиксированы им в начале 1960-х гг. на праздниках близ с. Новое Иштеряково Лениногорского района. В 1970-е гг. нами были сделаны записи об этом в Сармановском, в 1980-е гг. — в Кукморском, Сабинском, Апастовском, Арском, Тюлячинском и ряде других районов26. Так, по сообщению информатора из Кукморского района, на Сабантуе устраиваются специальные забеги в гору для аксакалов27. В с. Алан-Елга Сабинского района, как сообщает полковник в отставке Н. Хамидуллин, издавна в дни Сабантуя проводятся состязания «тауга каршы чабу» (бег в гору). На вершине горы водружается флаг Сабантуя, и участник, достигший его, судейской коллегией объявляется победителем забега28. Известный журналист Н. Булатов сообщил нам о состязаниях, издавна организуемых на Сабантуях в старинном с. Алан: «В нашем селе есть легенда, по которой людей делят на роды Мурза, Морат и Зэля. Первый считается самым именитым родом, последний — злым, Морат же — нечто среднее между ними. Исходя из прозвищ, на селе некоторым семьям давались и фамилии, например, Муратовы. А ведь у них в роду несколько поколений по мужской линии не носили имя Морат. Все дело в том, что им дали это прозвище после участия в состязаниях Сабантуя по бегу в гору. Говорят, что состязались и на лошадях. В них род Морзы был первым, Мората — вторым, а Зэли из последних сил сумел подняться на вершину. Вот так семьями состязались на Сабантуе наши предки в беге на гору»29.

Очевидно, соревнования Сабантуя по бегу в гору целесообразно было бы включить в спортивный календарь Республики Татарстан. Вполне возможно по бегу в гору проводить открытые чемпионаты Казани с приглашением спортсменов и из зарубежных стран по программе народного праздника. А ведь горный бег ныне включен в спортивную классификацию по легкой атлетике, и по нему присваиваюся даже звания мастеров спорта России международного класса, проводятся чемпионаты России, Европы и мира.

Издавна на Сабантуях состязались в поднятии тяжестей — камней. Вот как описывается этот вид состязаний в татарской народной сказке «Алпамша»: «Алпамша ташны тотып алып, берсен икенчесенә китереп бәреп яра да, ике ташны кулына киеп, ярылган ике ташны култык астына кыстыра да тауга менеп китә»30 (Алпамша взял жернов, расколол его об другой на две части, потом в обе руки продел по жернову, взял под мышки части расколотого жернова и поднялся на гору).

Состязания по поднятию камней и поныне сохранились на праздниках в ряде районов. Соревнующиеся должны поднять камень весом примерно 25-30 килограммов одной рукой. Правила соревнований просты и общедоступны: каждый участник предварительно поднимает камень обеими руками и удобно укладывает его на поднятую к плечу правую ладонь. И после этого, медленно выпрямляя руку, поднимает тяжесть. На большинстве Сабантуев на соревнованиях по поднятию тяжестей используются гири или штанги. Во многих районах соревнующиеся предпочитают поднимать двадцатичетырехкилограммовые и двухпудовые гири. На Сабантуях зафиксированы и своеобразные рекорды. Так, в Авиастроительном районе г. Казани в 1999 г. рекорд праздника составило поднятие двухпудовой гири 150 раз31, в Черемшанском районе в 1981 г. — 108 раз, в Альметьевске — 170 раз32. Не раз в соревнованиях по поднятию гири и штанги на Сабантуях Буинского, Высокогорского, Мензелинского районов побеждал доктор технических наук, член-корреспондент Академии наук Татарстана, судья международного категории по гиревому спорту и тяжелой атлетике Ф. Гарифуллин. Примечательная черта Сабантуев последних лет — участие в этом чисто мужском виде спорта и женщин. Так, на Сабантуе в Зеленодольском районе в 1999 г. Ф. Гарифуллина 40 раз «выжала» пудовую гирю и получила первый приз — цветной телевизор33.

На районных Сабантуях возрождается еще одна давняя народная традиция. Молодежь и ветераны активно участвуют в соревнованиях по переносу тяжестей. В Балтасях организуется перенос по майдану гири. Не раз победу в этом виде состязаний одерживал житель с. Смаиль Ф. Аухадиев. На Сабантуе в Агрызе в 1995 г. в очень острой борьбе по переносу двухпудовой гири победил Н. Вахитов из Кудашево, второе и третье места заняли С. Галиуллин (Терси) и Ф. Салихов (Агрыз). На «Сабантуе-95» в Лаишево А. Черняев одержал победу в состязаниях по ходьбе с двумя такими гирями34. На Сабантуе Батыревского района Чувашии этот вид заменили толканием автомобиля «ГАЗ-53». Побеждает тот, кто на отведенной дистанции первым дотолкает до финиша машину. К турниру допускали лишь мужчин в возрасте от 25 лет и старше35.

У арчан ни один Сабантуй не обходится без упражнений на турнике. Здесь состязаются и призывники, и уже отслужившие в армии. На «Сабантуе-86» первого приза удостоился Э. Фархутдинов из с. Большой Менгер, подтянувшийся на снаряде 32 раза36. На празднике в Менделеевске активно участвуют в этом виде призывники, в Лаишево — сильнейших в подтягивании на перекладине выявляют не только среди мужчин, но и отдельно среди подростков.

В ряде районов определяются и победители по поднятию штанги. Однако штангой, как и другими классическими видами, организаторам, на наш взгляд, не следует увлекаться, ибо в этих состязаниях могут участвовать лишь специально подготовленные спортсмены. Если же в районе есть спортивная школа и чемпионы в том или ином виде спорта, целесообразнее пропагандировать их показательные выступления. Во многих районах поступают именно так. В Альметьевске перед началом состязаний проводят показательные выступления лучших спортсменов района — акробатов, боксеров, борцов и гимнастов, в Чистополе — устраивают показательные выступления курэшистов. Неизменным успехом пользуются на Сабантуе и показательные выступления юных акробатов Буинска. И таких примеров много.

Издавна популярными были прыжки сикереш. Как и другие национальные виды спорта древних тюрков они упоминались в словаре М. Кашгари: «sekris — прыжки; ol meni birlâ sekrisdı — он состязался со мной в прыжках»37. О прыжках в высоту как виде состязаний на казанском Сабантуе писал в 1907 г. Я. Коблов: «После этого (пешего забега. — Д. Ш.) начинается прыганье через веревку, привязанную к двум колам вышиною до двух аршин»38.

Прыжки не стали достоянием прошлого. Ни один Сабантуй в Пестрецах не обходится без традиционных прыжков в длину и высоту, забегов на различные дистанции и массовых кроссов, на старты которых выходят и стар и млад. Здесь фиксируются и рекорды праздника. В 1985 г. самым ловким в прыжках в длину оказался член колхоза им. Ильича Г. Чукуров, преодолевший пять метров. В Буинске на «Сабантуе-79» И. Давлетшин прыгнул на 6 метров 55 сантиметров. Прыжки в длину, как правило, включаются в программу Сабантуев Аксубаевского района. В 1994 г. в этом виде лучшие результаты показали В. Ахметшин, выигравший первый приз также и в велогонках, Т. Ильгизаров (СХК им. Красных Героев) и аксубаевец В. Павлов39. Как отголоски развлечений наших древних предков, на Сабантуях еще встречаются состязания в прыжках в длину с шестом. Для усложнения этого упражнения на Сабантуях Актанышского района роют специальную яму и наполняют водой. Не сумевший перепрыгнуть плюхается в воду. Как же Сабантую без шуток и веселья!

В Мамадыше, Елабуге, Аксубаево, Актаныше, Альметьевске и других райцентрах большой популярностью среди жителей пользуются велосипедные гонки. В Мамадыше в состязаниях на велосипеде участвуют и дошкольники и учащиеся начальных классов. Причем первый приз здесь вручают не только за скорость, но и за выносливость. На Сабантуе Чистопольского района в 2003 г. впервые в районе состоялись велогонки, которые пришлись по душе участникам праздника40.

Все увереннее заявляет о себе на Сабантуях и борьба на руках. Если на международной арене спорта этот вид известен как армрестлинг, в татарском народе он издавна бытует как кул көрәштерү. По правилам борьбы, чтобы одержать победу над соперником, необходимо прижать его руку к столу, на который кладется специальная подушка. Много участников выбирает этот вид на Сабантуях Казани, Набережных Челнов, Чистопольского, Агрызского, Нижнекамского, Буинского, Бугульминского, Кукморского, Балтасинского, Альметьевского, Арского и других районов. Так, на празднике 1992 г. в Буинске в борьбе на руках состязались более 20 человек41.

Борьба на руках на праздниках в Чистополе сначала проводится в отдельных весовых категориях (68, 74, 82, 90, свыше 90 кг), а затем среди победителей, как и в курэше, определяется абсолютный чемпион. Д. Иванов, В. Трофимов, М. Мотыгулин и Э. Хамидуллина, не раз завоевывавшие медали на мировых и европейских чемпионатах, из года в год продолжают участвовать и в состязаниях Сабантуя. Так, чемпионка мира 1998 г. Э. Хамидуллина уже в следующем сезоне к своему титулу прибавила и звание чемпионки Сабантуя Авиастроительного района Казани42.

Этот сабантуйный вид спорта «опробовал» и российский президент В. В. Путин. Участвуя в Сабантуе Советского района Казани в 2000 г., он посостязался с неоднократной победительницей подобных празднеств, инструктором по армрестлингу Ю. Бегановой. И, как писала газета «девушка трогательно вздувала желвачок бицепса, но Путин в пару секунд припечатал к столу ее кисть, которую тут же галантно поцеловал»43.

Своих поклонников имеет аркан (канат, бау) тартыш (перетягивание каната). В древнетюркском словаре он обозначен терминами uruq (веревка, канат) и uqruq (аркан)44. Как вид спортивных состязаний его характеризуют следующие строки из словаря М. Кашгари: «ol mç â uruq tartısdı — он со мной тянул канат»45.

Соревнования по перетягиванию каната, а также палки, веревки из года в год завоевывают большую популярность на Сабантуях. Заслуженный тренер России, судья международной категории А. Шайхутдинов, изучив опыт проведения соревнований по перетягиванию каната, систематизировал его правила46. Перетягивание палки включено в Единую классификацию по национальным видам спорта народов России.

Правила по перетягиванию каната незатейливы. Участвуют команды, каждая из которых состоит из восьми человек и капитана. Соревнования проводятся в пяти весовых категориях. Победителем становится команда, которая перетягивает противника за линию своей площадки, обозначенную флажком красного цвета.

Интересная и самобытная картина ежегодно наблюдается на празднике в с. Сулеево Альметьевского района. По словам очевидцев, здешний Сабантуй всегда завершается перетягиванием каната. Состязаются жители двух деревень. Победившим достается баран. Потом победители идут с ним на гору — пировать за дастарханом с шашлыком. Если к компании примкнет кто-то из проигравших, их не прогоняют47.

Соревнования по перетягиванию каната с майдана Сабантуя перешли и на спортивную арену. Ежегодно они включались в программы республиканских игр «Сельские джигиты», фестиваля народно-национальных видов спорта и игр Татарстана, в два этапа проводились чемпионаты Татарстана, соревнования на кубок Федерации народно-национальных видов спорта и игр Республики Татарстан. Самыми массовыми были соревнования по программе фестиваля 1992 г., в них приняли участие 22 команды, каждая из которых состояла из трех человек. Победу одержала самая молодая по возрасту и самая тяжеловесная команда Арского района в составе батыров Р. Сибагатуллина, Г. Халимова и Р. Сафиева. Средний возраст ее членов составлял 27 лет, общий вес — 293 килограмма. В основном из борцов состояла и команда Нижнекамского района (Р. Гильманов, Ф. Низамов, М. Шамсутдинов), занявшая второе место (средний возраст — 33 года, общий вес — 290 кг).

У этого вида спорта — большое будущее. Перетягивание каната уже более ста лет является международным видом спорта. В 1900 г. оно было включено как показательное выступление в программу II Олимпийских игр, а на V Олимпийских играх в 1912 г. были разыграны первые медали. В 1913 г. состоялся первый чемпионат мира по перетягиванию каната. С 1920 г. этот вид спорта временно забывается, но ненадолго. В 1963 г. была создана Международная федерация по этому виду, объединяющая около 20 стран. С 1968 г. проводятся европейские, а с 1976 г. — мировые чемпионаты по перетягиванию каната.

Истинно народным видом спорта является ук атыш (стрельба из лука). М. Кашгари так писал о ней: «curam — стрельба из лука по дальней цели; curam oqî — легкая длинная стрела для стрельбы из лука по дальней цели»48. В этой бесценной книге есть еще одно упоминание о стрельбе: «afiş — состязание в стрельбе: ol meni birlâ oq atîsdı — он состязался со мной в стрельбе»49.

В древности владение стрельбой из лука было одним из условий обретения статуса взрослого человека, и теперь мы можем только предполагать, что на Сабантуе, по аналогии с празднествами других тюркских народов, были и состязания лучников. В татарских сказках и дастанах стрельба на меткость встречается под названием «мәрәй атышу»50. Меткого стрелка называли «мергеном», что являлось синонимом слова «богатырь»51. В сказке «Дутан батыр» состязание в стрельбе из лука описывается следующим образом: «Царь приказывает вкопать столб в сорок аршин, вешает на него мешочек с золотом и объявляет: «Чья стрела собьет мешочек, тому достанется золото»52. У древних тюрков существовало состязание в стрельбе из лука, при котором со столба сбивали мешочек с золотом.

Как свидетельствуют материалы Булгарского музея-заповедника, стрельба из лука была распространена и в древнем Булгаре. Об этом упоминается и в казахском героическом эпосе, где, в частности, отмечается: «Из лука булгарского бухарской стрелой настал сегодня день стрелять»53.

На майданах современных Сабантуев иногда устраиваются состязания стрелков-стендовиков. Так, на «Сабантуе-96» Ново-Савиновского района г. Казани показала свое мастерство многократная чемпионка мира и Европы С. Демина. К слову, проведение соревнований по стендовой стрельбе — отличительная сторона Сабантуя последних лет Ново-Савиновского района. Для этих целей на берегу р. Казанки оборудовали специальную спортплощадку. Инициаторами организации этих увлекательных состязаний являются многократная чемпионка Европы С. Демина и ее супруг, известный тренер С. Демин54.

Говоря об истинно национальных видах спорта, нельзя не упомянуть и кулачный бой — йодрык сугышы. У татар, как и у других тюркских народов, он культивировался с давних времен. Вот как кулачный бой проходил у астраханских татар. Батыр, одержавший победу в прошлых состязаниях, становился в начале улицы и ждал. Если находился юноша, пожелавший биться, он становился напротив батыра. После боя потерпевший поражение остается на месте, а победитель идет дальше по улице. Отыщется новый соперник — будет следующий бой, если же никто больше не рискнет — он сохранял за собой звание батыра. Батыр многих Сабантуев, знаменитый Н. Алимов (Кара-Малай) стал абсолютным чемпионом России по боксу 1915 г.55 Кулачный бой в последние годы все увереннее стал заявлять свое право как национальный вид спорта. Например, в 1992 г. любители рукопашного боя продемонстрировали свое мастерство на Сабантуе в Агрызе. Тут в весе до 70 кг победил Э. Хузяхметов, а в весе до 90 кг — Г. Назаров56. Соревнования по кулачному бою в 1997 г. были включены в программу Сабантуя Приволжского района Казани57.

Народным видом спорта является кәшәкә (хоккей на траве). О его существовании также упоминается в словаре тюркских языков М. Кашгари58.

Хоккей на траве и стрельба из лука могут стать важным средством подготовки спортсменов высокого класса. Заметим, что они являются олимпийскими видами спорта. Пристального внимания спортивных руководителей требуют и другие упражнения Сабантуя: лазание на столб, поднятие камня, бег по качающемуся бревну и т. д., которые содействовали бы обогащению современной практики физической закалки юношества.

Издавна культивировались у наших предков шахматы и шашки. Об этом свидетельствуют такие строки из древнетюр-кского словаря: «satran — шахматы; jana nârd-ü satranbilir ersâ ke8 — еще надо хорошо знать (игру) в нарды (трик-трак) и шахматы»59. В «Кутадгу билиг» Ю. Баласагуни говорится, что «а еще надо хорошо знать игру в нарды и шахматы»60 и особо, что «еще мужчина должен хорошо знать игру в кости и шахматы»61.

Шахматно-шашечные турниры постоянно проводятся на Сабантуях Сабинского района. В 1991 г. по шашкам первое место занял И. Ханнанов из Сабов, в соревнованиях по шахматам по-прежнему победителем стал М. Мусин из д. Евлаштау62. В острой борьбе проходили соревнования и в Лаишево в 1992 г. Здесь даже в разгар остальных соревнований Сабантуя нашлись желающие участвовать в турнире, который проходил по олимпийской системе. Среди шахматистов были люди разных возрастов и специальностей. Для обдумывания ходов давалось неограниченное время63. В Балтасинском, Спасском, Тетюшском, Чистопольском64, Кировском (г. Казани)65 и других районах шахматно-шашечный турнир также набирает немало участников. В Кировском районе Казани любители шахмат не раз состязались с мастером спорта, многократным чемпионом Татарстана Н. Мухаметзяновым. Любил участвовать в районных Сабантуях, как, впрочем, и состязаться с лучшими сельскими шахматистами на страницах газеты «Социалистик Татарстан» (ныне «Ватаным Татарстан»), международный мастер Р. Нежметдинов66.

Собираются шахматисты на майдане не по указке сверху, и, думается, накладывать запрет на их турниры не вправе никто. Другое дело — стремление некоторых физкультурных организаторов превратить национальный праздник в чисто спортивное соревнование введением в его программу утомительных командных турниров, организацией сдачи спортивных норм и т. д. Эти мероприятия, проводимые ради «галочки», Сабантуй, конечно же, отвергает как инородное тело.

В программы районных Сабантуев кое-где стали включать и бильярд, который можно рассматривать и как вид спорта, и просто как развлечение. Так, у чистопольцев эти соревнования стали возможными благодаря клубу «Три шара» Дома работников просвещения. Тройку сильнейших здесь на празднике 1994 г. возглавили Ф. Гузаиров, А. Синявин, М. Маликов67.

Во многих районах Сабантуй проводится вблизи водоемов — рек и озер. И не случайно в программы состязаний все чаще включаются водные виды спорта, в частности, гонки на лодках (древнетюркское название двухпарусной лодки — ucan68) в Актанышском69 и Кировском (г. Казань) районах РТ70 г. Казани, на водных лыжах в Московском, Ново-Савиновском районах71 г. Казани.

Хотя соревнования на Сабантуе в целом носят индивидуальный характер, в некоторых районах по отдельным видам спорта выявляют и лучшие команды. Из года в год так делают, к примеру, в Тюлячинском районе72. В 2001 г. по итогам состязаний на районном Сабантуе были определены на основе специального положения лучшие сельские команды и в Сабах. Командам-победительницам вручают ценные подарки73. В Зеленодольске по итогам выступлений в спортивной части Сабантуя 2001 г. победителем была признана команда коллективного предприятия «Мичурин», и ей вручили трактор74. Оправдает ли себя такая практика выявления команд-победителей, покажет время. Но она не противоречит принципам народного праздника, направленным на раскрытие талантов в единоборстве.

Что касается практики включения в программу Сабантуя ряда командных игр — волейбола или футбола, то такие игры, как правило, проводятся только по окончании основных состязаний. В то же время следует иметь в виду: каждый зритель является и участником состязаний. И в этом случае речь должна идти о массовом развитии национальных видов спорта непосредственно в коллективах. Тогда и участников во всех видах спорта на празднике только прибавится, что, несомненно, отразится на общих итогах их выступлений.

Сейчас можно только предполагать, что развлекательные игры, в которых активное участие принимали как дети, так и взрослые, издревле были составной частью Сабантуя. В древности детской игре и ее атрибутам приписывали магическую силу. Так, по бурятским поверьям, если дети, играя, имитируют косьбу, ставят копны, то это предвещает хороший урожай хлеба и травы; игра камнями сулила тяжелый год для скота и потомства75. Отголоски таких поверий сохранились в татарских пословицах и поговорках. «Туп уйнасаң, туклык булыр, таш уйнасаң, ачлык булыр» (Будешь играть в мяч — будет сытно, будешь играть в камушки — будет голод). «Туп уйнасаң, туклык була, чурәкәй уйнасаң, юклык була» (Будешь играть в мяч — будет сытно, в чуракай — будет бедно)76.

В программу развлекательных игр входят состязание в ловкости при пролезании через фанерную трубу (Мензелинский и Кукморский районы), состязание в быстроте ходьбы на ходулях (Зеленодольск), перешагивание через перекладину (Пестрецы), состязание по распиливанию бревна (Кировский район), бег попарно в «три ноги» или с завязанными ногами (п. Васильево Зеленодольского района), бег в огромных сапогах (Сарманово), вколачивание с завязанными глазами гвоздя в доску (Азнакаево), таскание воды в ложке и ведрах на коромысле с закрытыми глазами, а также бег на лыжах (Таканыш), бег в ластах (Мензилинск).

В ряде районов и такие древние народные игры, как кузна, любимая игра Г. Тукая, чуракай, катание шара за линию (аналог хоккея на траве, мастер спорта международного класса К. Мухтаров называет игру «шара»)77 и другие. В последние годы они вызвали интерес специалистов, обобщены и описаны в специальной литературе78. Ни один Сабантуй не обходится без традиционных его атрибутов — бега в мешках, разбивания горшка с завязанными глазами, боя мешками на бревне, бега с ложкой, бега с ведрами воды и т. д.

Бег в мешках. Казалось бы, что тут сложного? На поверку выходит, что сложно. Во-первых, надо побороть в себе волнение. А если кто-то тебя обогнал, и расстояние все увеличивается, тут уж и вовсе начинаешь спешить-спотыкаться. Вот почему разработаны простейшие правила, и победители на установленных дистанциях, как и в лазании на столб, определяются по времени79. В Рыбной Слободе не раз самыми подготовленными в этом виде себя показывали супруги Фаляховы из Набережных Челнов, обгонявшие в своих категориях всех соперников.

Бег с полными ведрами воды на коромысле. Безусловно, это игра, имеющая житейское, практическое значение, требует определенного опыта. В ней участвуют и мужчины, и женщины. И если ты первый раз взял в руки коромысло, на призовое место лучше не рассчитывать. В ряде районов устраиваются и отдельные состязания для невесток. На Сабантуе в Зеленодольске не раз в этом виде первенствовали Г. Хасанов и Г. Мухаметзянова. На «Сабантуе-84» в Лениногорске в этом виде состязаний отличился еще один Ахат Ахметшиных из колхоза «Шушма», который финишировал с лучшим временем, меньше всех пролив из ведра воды, а вторым был Р. Файзуллин из колхоза им. Тукая.

На Сабантуях Касимовского района Рязанской области устраивается и бег с мешком, наполненным песком. Для того чтобы завоевать первый приз, надо с этим грузом бежать дольше, чем соперники80.

Бой мешками на бревне. Состязания проводятся по олимпийской системе: проигравший сразу выбывает из дальнейшей борьбы. Для победителей же устанавливаются самые неожиданные призы: петух, сапоги, транзисторы. В этом виде состязаний в Нижнекамске не раз побеждал шофер В. Галимов, которому удавалось сбить подряд нескольких соперников. Несколько лет к ряду не могли сбросить с деревянного «коня» на Сабантуе в Кукморе рабочего валяльновойлочной фабрики Б. Карнюка. Самыми ловкими и проворными в состязаниях по этому виду в последние годы на Сабантуях этого района показали себя жители с. Туеш И. Фахрутдинов, Мансур и Магсум Тимеровы. На лениногорском Сабантуе неоднократно побеждали А. Ахметшин из с. Шугурово, в Нурлате — И. Гайсин из с. Фомкино.

Лазание на столб (шест). В Кукморе, в п. Дербышки г. Казани, Бугульме, Альметьевске ежегодно фиксируется рекорд в лазании на столб (шест). Победитель определяется по лучшему времени, показанному участниками. Так, в Альметьевске не раз чемпионом Сабантуя по лазанию на пятнадцатиметровый столб становился слесарь Кашировского управления райсельхозхимии А. Сафин. А у постоянного участника сабантуев Мамадышского района шофера ПМК-10 Г. Гасимова на счету около трех десятков снятых с верхушки столба петухов!

В то же время, на наш взгляд, не следует особо усложнять упражнения и поощрять участников, без подстраховки проделывающих опасные для жизни акробатические упражнения на высоте. На том же празднике нижнекамец И. Нафиков решил удивить зрителей, поднимаясь на верхушку столба вверх ногами, на которых поместил и своего 8-летнего сына. Рискованное упражнение он проделывал и при спуске вниз81.

По традиции особое почтение оказывают победившим в этом виде состязаний аксакалам. Всеобщую симпатию зрителей на Сабантуе Зеленодольского района в 2001 г. завоевал 73-летний Б. Исхаков, удостоенный первого приза82.

Подъем по шесту (столбу) — один из тех национальных видов спорта, в которых дети наравне могут состязаться со взрослыми. Нередко они отбирают у них первый приз. Самыми проворными и ловкими верхолазами на Сабантуе 1993 г. Зеленодольского района оказались школьники Р. Идиатуллин и Л. Ахметшин.

На празднике Сабантуй 2003 г. Кировского района г. Казани, который традиционно проходит на Лебяжьем озере, всех удивила скромная женщина из Балтасинского района 3. Гайфуллина — единственная представительница прекрасного пола, рискнувшая (и удачно!) штурмовать вершину. Отважная верхолазка получила награду от восхищенной делегации Ульяновской области, представлявшей движение «Женщины России». Как выяснилось, Зульфия — мать двоих детей, активно занимается спортом83.

Лазание на столб при систематизации правил вполне может превратиться в самостоятельный вид спорта, претендующий на включение в программы спартакиад по национальным видам спорта. При этом, прежде всего, необходимо установить единые параметры столбов (шестов), высота которых на сегодня колеблется от 15 до 25 метров.

Битье горшков. Вероятно, ранее битьем горшков сопровождался обряд изгнания злых духов. В этом значении он сохранился в свадебном обряде тобольских и тюменских татар, когда при встрече свадебного поезда у дома жениха разбивают о повозку невесты глиняный горшок84.

На Сабантуях все, сумевшие с завязанными глазами разбить горшки, получают призы. Зрителей «Сабантуя-90» Советского района г. Казани точностью и силой ударов в битье горшков удивила 80-летняя жительница п. Дербышки Г. Набиуллина, занявшая призовое место. А на Сабантуе 1999 г. в с. Дусюм, что в Атнинском районе, также отличилась 82-летняя А. Аухадиева, с первого же удара вдребезги разбившая горшок85. Мешок муки в награду получила доярка С. Садриева на Сабантуе 1993 г. Высокогорского района РТ. Оказывается, и в разбивании горшка бывают свои рекордсмены. Так, на Сабантуе совхоза «Набережный» в 1990 г. отличился А. Иванов, разбивший одним ударом сразу два горшка86. Но поистине всероссийскую славу этому сабантуйскому аттракциону придало участие президента России Б. Н. Ельцина в Сабантуе Арского района в 1996 г. Знаменитое разбивание им горшка было также символической демонстрацией долгожданного согласия между Москвой и Казанью. «Именно после того приезда все поняли, — писала «Вечерняя Казань», — ...что стороны по-братски поделили полномочия и больше не будут дуться друг на друга»87.

Всегда оживленно бывает на аттракционе у качающегося бревна, который получил название «Возьми барана». Участнику, чтобы стать обладателем приза, надо пройти до конца по тонкому горизонтальному шесту, к концу которого привязан живой баран. Но дело это не столь простое, как кажется на первый взгляд: бревно качается, баран не сидит смирно. Лишь самый ловкий добирается до приза, осторожно присев, отвязывает поводок и берет его в руку. Но и на этом борьба еще не завершается: иной баран начинает упираться, брыкаться. Необходимо натянуть вовремя поводок, чтобы не свалиться наземь или в воду. На Сабантуе в Елабуге в 1983 г. главный приз завоевал курсант школы милиции М. Хазбулатов. Для этого ему потребовалось шесть попыток. Нетрудно потому понять разочарование участников праздника, когда баран подменяется иной раз другим, «неживым» призом. «Многих удивило, — писала, например, зеленодольская газета, — что в этом году такой аттракцион, как «Отвяжи барана», любимый многими и очень зрелищный, превратился в аттракцион «Отвяжи самовар». «Почему, — недоумевали люди — так упростили конкурс? Или барана не нашлось?» В общем, завсегдатаи Сабантуя с сожалением констатировали эту модернизацию аттракциона. И интерес к нему сразу же снизился»88. Заметим, что сейчас на этом аттракционе опять появился баран, и состязание стало таким же азартным и зрелищным, как и в прошлом.

Монета в катыке. Много смеха у участников Сабантуя Тукаевского, Дрожжановского, Кайбицкого, Лениногорского и ряда других районов вызывает поиск языком монеты на дне тарелки с катыком. В начале XX в. это состязание было распространено на Сабантуе у башкир89. Его описание приводит и Р. Кашафутдинов90.

И в этом виде состязаний порой выявляются своеобразные рекордсмены. Например, на «Сабантуе-91» Лениногорского района победителем стал работник городского отдела внутренних дел А. Якупов, за пять секунд, а не за две отведенные минуты, нашел искомое. Аттракцион «поиск монеты», несомненно, развлекает зрителей праздника. Однако конкурс может проводиться лишь при соблюдении одного санитарно-гигиенического условия: для каждого участника должна быть подготовлена отдельная посуда с катыком. В ряде районов стали появляться варианты этого развлекательного аттракциона. Так, на Сабантуе 1995 г. выпивали бутылку лимонада через детскую соску. Желающих было много91.

И, наконец, нельзя не отметить тот примечательный факт, что этот аттракцион, как и «битье горшков», был прославлен президентом России, на сей раз В. В. Путиным в 2000 г. На Сабантуе Советского района неожиданно для всех решил принять участие в этой программе. Вот как представила это событие казанская газета: «Владимир Путин решился вовсе на смертельный трюк вылавливания монетки, лежавшей на дне тазика с катыком. Нашарить и извлечь денежку из густой кисломолочной массы опытному разведчику труда не составило. Правда, снимать извлеченное из тазика лицо Президента операторам и фотокорам было жестко не рекомендовано»92. Участие В. В. Путина в аттракционе способствовало полному восстановлению прав этого состязания в программе Сабантуев, которое, как и бой мешками на бревне, бег в мешках, с 20-х гг. XX в. до самых последних десятилетий подвергалось незаслуженной критике как пережиток прошлого93.

К сожалению, многие народные майданные игры в последние десятилетия преданы забвению. Коротко представим некоторые из них.

Игра в ловкача. Кругом сидят 15-20 человек на расстоянии друг от друга не более двух шагов. Один стоит за кругом с довольно большим узлом в виде шара, набитым разной одеждой, а стоящий позади передает узел одному из составляющих круг и сам отходит назад на три шага; в это время один передает узел другому своему соседу, а тот бросает его третьему и так далее; узел летит кругом, стоящий, сзади игрок бежит за ним, чтобы поймать его. Когда удается ему это сделать, он сменяет того из сидящих, у которого он поймал узел; тогда очередь переходит к другому, который продолжает то же.

Только в этой игре соблюдаются два условия: одно со стороны сидящих, другое — со стороны ловца. Первые не могут бросать узел через человека и тем более через двух, он должен летать правильно и постепенно из одних рук в другие; ловец же должен поймать шар у кого-нибудь из перебрасывающих его; а если он поймал его на лету или поднимает с земли, что часто случается, когда кто-нибудь по своей неловкости уронит его, то это настоящим ловом не считается; в таком случае он должен опять отойти на три шага назад, покуда узел получит свое кругообращение. Иногда то и другое правило и их условия нарушаются: во-первых, проворный игрок — ловящий сам позволяет бросать узелок через два или три человека; во-вторых, если он сильно устал, то ему позволяют ловить шар налету или поднять с земли94.

Игра Сабантуя описывается в «Казанских губернских ведомостях» за 1845 г.: «Четверо или пятеро татар ложатся на землю ниц лицом, плотно прижимаясь друг к другу. Их накрывают кожею. Один из татар, начальник в этой игре, должен бывает защищать лежащих от нападения других, которые наступают со всех сторон и стараются ударить жгутами. Начальник со своей стороны, всячески изыскивает случай ударить которого-нибудь или атакующих ногою. С большим трудом удается ему сделать это, потому что, будучи привязан веревкою, которую держат лежащие татары, не может далеко преследовать нападающих. После удачного удара партия сменяется, и лежавшие заступают место нападающих, а те ложатся. Ныне, как мы сказали, игра эта редко повторяется»95.

Кузна (ашык). Эта игра в бараньи кости (ашык — подколенная кость его передней ноги, кузна — задней). В лесной зоне Татарстана играли в кузну, степной — ашык. Каждый игрок по договоренности на кон ставит 1-3 кости ашыка. Ведущий их поочередно смешивает на ладони. Потом разбрасывает по майдану. После чего начинается катание (тәгәрәтү) игровых сагашыков. Если сага займет положение «туй», т. е. на плоскости «стоя», его хозяин забирает с кона все ашыки. Игра начинается заново. Если сага упадет на плоскости «бек», т. е. на бок, то его хозяин забирает с кона только те кости, которые оказались в этом положении. Игра продолжается. Свои саги запускает второй игрок: при положении «туй» забирает с кона все оставшиеся ашыки, при «бек» не берет ничего, потому что «беки» уже взяты. При «чеке» берет те, которые оказались в положении «чек» (нижняя плоскость), при «алге» — которые оказались в положении «алге» (на «спине»). Самое редкое положение — последнее, ибо ашыки редко падают «на спину». Потому, наверное, в народе есть поговорка: «... Я тебе еще покажу "алге"».

Хорошая сага — своеобразное богатство. У каждого игрока своя сага. Счастливая сага — в положении «туй». Сага не продается, продавший ее не играет. У саги не должно быть повреждений, она должна сохраняться в естественном виде. При малейшем повреждении она превращается в обыкновенный игровой ашык96.

Примечательно, что эта игра культивировалась еще древними тюрками. Как отмечается в китайской летописи 30-х гг. VII в. «Суй-шу», мужчины у древних тюрков «охотно играли в кости, женщины — в ножной мяч»97.

Кәшәкә — игра в шар98. Эта майданная игра была очень распространена на селе. Однако в послевоенные годы она стала забываться. Для ее возрождения есть все возможности — достаточно подобрать площадку вблизи основного майдана Сабантуя. Кәшәкә — клюшка делается из загнутой палки: длина 1-1,5 м, толщина 4-5 см. Шар делается из корневища диаметром 5-6 см. Можно использовать и резиновый мяч. Количество играющих 8-10 человек. Выбирают водящего — «пастуха». Для этого каждый игрок свою клюшку с изогнутым концом ставит на лицевую сторону ниц. И из одной части выпинывает его как можно дальше. У кого клюшка падает ближе, чем у других, тот и водит («пасет»). Он выкапывает лунку диаметром 12-15 см. В 1,5-2 метрах от основной лунки другие участники игры также копают небольшие лунки. Лунка водящего, таким образом, остается в центре, а маленькие лунки выкапываются вокруг основного. Причем это делается на таком расстоянии, чтобы каждый игрок мог достать лунку «пастуха» клюшкой со своей лунки.

В начале игры все игроки свои клюшки ставят в центральную лунку, где находится шар. «Пастух» выбрасывает его в сторону. В этот момент каждый занимает свою лунку. «Пастух» своей клюшкой возвращает шар на кон. Он должен зажать шар обратно в центральную лунку или в одну из лунок играющих. Поэтому сразу, после того как шар выбрасывается в сторону, каждый игрок должен свою клюшку держать в лунке. При этом они стремятся, чтобы шар не попал в их лунку, защищаются от него клюшкой, если же шар попадает в центральную лунку, то игроки меняются лунками. В этот момент «пастух» стремится занять клюшкой одну из лунок. А если шар попадает в одну из боковых лунок, то «пастухом» становится тот, кому она принадлежит. Если два игрока своими клюшками одновременно занимают одну и ту же лунку, третий игрок (судья) своей клюшкой разнимает клюшки соперников. Следовательно, все трое, опираясь на клюшки, делают круг, чья клюшка выходит из лунки, тот «пастух».

Игра очень интересная, проходит в быстром темпе. Она воспитывает силу, смелость и терпение. Писатель Р. Фаизов в статье «Уен — уен эш түгел» (Игра — дело не шуточное) рекомендует возродить и ряд других сабантуйских игр, еще недавно широко распространенных в Арском районе99.

Чүрәкәй — чурка (лапта). Вариант этой игры описан в книге «Татарские народные игры и праздники»100.

На детских Сабантуях начала XX в. организовывалась и такая игра, как бег с чурочками101.

Вместе с тем трудно, считать целесообразной попытку реанимации в последние годы унижающих человеческое достоинство состязаний по еде кренделей (кто больше съест?), причем с учреждением дорогостоящих призов для победителей, об одной из которых, к сожалению, восторженно писала газета «Шәһри Казан»102. На наш взгляд, в большей степени отвечало бы гуманной сути древнего праздника организация на эти средства бесплатных сабантуйских обедов, как это практикуется на празднике в чувашском с. Рунга Буинского района103 или организация, как это делается в Кукморе, в течение дня бесплатных автобусных маршрутов от райцентра до д. Киндер Куль, где располагается майдан Сабантуя104.

Самого пристального внимания научной и педагогической общественности заслуживают статьи мастера спорта К. Мухтарова о возрождении древних конных игр Сабантуя105, заслуженного врача Республики Татарстан К. Зарипова и руководителя музея имени А. Алиша, ветерана-педагога И. Сункишевой об использовании в педагогической практике зимних национальных спортивных игр татар106. Такие игры еще в недалеком прошлом являлись важными средствами физического воспитания подрастающего поколения.

 ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Ватаным Татарстан.-1998.-23 июнь.

2. Шәрәфетдинов Д. Атка мәхәббәт // Социалистик Татарстан.-1973.-31 май.

3. Рыбушкин M. Краткая история города Казани.-Казань,1843.-С97.

4. Древнетюркский словарь / Авторы-сост. Т. А. Боровкова, Л. В. Дмитриева и др.-Л.,1969.-С355.

5. Кошгарий Махмуд. Туркий сузлар девони (Девону луготит турк) / Пер. С. Муталлибова.-T.L-Тошкент,1960.-С.52; Древнетюркский словарь.-С187.

6. Кошгарий Махмуд. Указ. coч.-C.411; Древнетюркский словарь.-С.229.

7. Кошгарий Махмуд. Указ. соч.-С. 168; Древнетюркский словарь.-С. 145.

8. Кошгарий Махмуд. Указ. соч.-С275, 203, 88; Древнетюркский словарь.-СЛ5, 154, 421.

9. Mustafa Ugürlü. Münyetü'l-guzât. Başbakanlik Basimevi.-Ankara, 1987.-S. 170.

10. Древнетюркский словарь.-С.З66.

11. Тамже.-С421.

12. Там же.-С366.

13. ЦГА ИПД РТ, ф.ЗО, оп.З, д.1149, л.38.; Татарстан яшьләре.-1959.-15 февраль.

14. Социалистик Татарстан.-1965.-29 июль.

15. Там же.-1968.-30 июнь; Йолдыз.-1978.-6 февраль.

16. Социалистик Татарстан.-1975.-11 июнь.

17. Вперед.-1982.-5 января.

18. Игенче даны.-1977.-10 февраль; Хезмәт.-1982.-6 апрель.

19. Коблов Я. Д. О татарских мусульманских праздниках.-Казань,1907.-С36.

20. Гали М. Сайланма әсәрләр.-Казан,1956.-Б.46-47.

21. Мошков В. А. Мелодии ногайских и оренбургских татар // ИОАИЭ.-Казань,1895.-Т.12.-Вып.1- 6.-С.49.

22. Кошгарий Махмуд. Указ. соч.-С. 102; Древнетюркский словарь.-С20.

23. Татар халык иҗаты. Әкиятләр.-Китап 1.-Казан, 1977.-Б.268.

24. Там же.-Б.306.

25. Потапов Л. П. Культ гор в Алтае // СЭ.-1946.-№ 2.-С.145-159; Львова Э. Л., Октябрьская И. В., Сагалаев А. М., Усманова М. С. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Человек. Общество.-Новосибирск, 1989. -С. 22-23.

26. ЦГА ИПД РТ, ф.ЗО, оп.З, д.1149, л.21-22.

27. Там же, д. 1149 «а», л.24.

28. Там же, д.1149, л. 18.

29. Там же, д. 1149 «а», л. 18.

30. Татар халык иҗаты. Әкиятләр.-Китап 1.-Б.268.

31. Шәһри Казан.-1999.-22 июнь.

32. Личный архив Д. Р. Шарафутдинова.

33. Вечерняя Казань.-1999.-18 июня.

34. Личный архив Д. Р. Шарафутдинова.

35. Там же.

36. Там же.

37. Кошгарий Махмуд. Указ. соч.-Т.П.-С225; Древнетюркский словарь.-С494.

38. Коблов Я. Д. О татарских мусульманских праздниках.-С.37.

39. Сельская нива.-1994.-16 июня.

40. Чистопольские известия.-2003.-12 июня.

41. Личный архив Д. Р. Шарафутдинова.

42. Шәһри Казан.-1999.-22 июнь.

43. Время и деньги.-2000.-27 июня.

44. Древнетюркский словарь.-С533, 613.

45. Кошгарий Махмуд. Указ. соч.-Т.И.-С205.

46. Командное перетягивание каната. Правила соревнований / Сост. А. Ш. Шайхутдинов.-Казань, 1985.-13 с.

47. Знамя труда.-2002.-11 июня.

48. Кошгарий Махмуд. Указ. соч.-С208; Древнетюркский словарь.-СЛ57.

49. Кошгарий Махмуд. Указ. соч.-СЛ80; Древнетюркский словарь.-С67.

50. Татар халык иҗаты. Дастаннар.-Казан,1984.-Б.51, 53.

51. Ахметьянов Р. Г. Общая лексика духовной культуры народов Среднего Поволжья.-М.,1989.- С.23.

52. Татар халык иҗаты. Әкиятләр.-Китап 1.-Б.364.

53. Кобланды батыр.-М.,1975.-С445.

54. Ватаным Татарстан.-1999.-23 июнь.

55. ЦГА ИПД РТ, ф.ЗО, оп.З, д.22, л.14.; Илялов Р. И. Батыр уходит в легенду.-Казань,1984.; Кара-Малай — первый чемпион России // Гасырлар авазы-Эхо веков.-1996.-№ 1/2.-С.276-277.

56. Агрызские вести.-1992.-19 июня.

57. Республика Татарстан.-1997.-16 июня.

58. Древнетюркский словарь.-С15, 20, 494.

59. Там же.-С521,355

60. Баласагуни Ю. Кутадгу билиг (факсимиле уйгурской рукописи изд. В. В. Радловым).-СПб., 1890.- С.199, 196.

61. 61.Тамже.-С.196.

62. Волжская новь.-1992.-10 июня.

63. Вестник района.-1991.-15 июня.

64. Казанские ведомости.-1988.-23 июня.

65. Шәһри Казан.-2000.-27 июнь

66. Белокопытов В. Рашид Нежметдинов.-Казань, 1983.-С. 157-158.

67. Личный архив Д. Р. Шарафутдинова.

68. Древнетюркский словарь.-С.604.

69. Ватаным Татарстан.-1998.-18 июнь.

70. Казанские ведомости.-1998.-23 июня.

71. Шәһри Казан.-2000.-27 июнь.

72. Ватаным Татарстан.-2000.-14 июнь.

73. Там же.

74. Там же.Сагалаев А. М., Октябрьская И. В. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Знак и ритуал .-Новосибирск, 1990.-С. 130.

75. Татар халык мәкальләре / Җыючы һәм төзүче Н. Исәнбәт.-Т.3.-Казан,1967.-Б.85.

76. Мохтаров К. Куңел онытылган уеннарны сагына /7 Шәһри Казан.-1995.-20 декабрь.

77. Галеев Э. X., Ханбиков Я. И. Татарские народные игры и праздники.-Казань,1975.-С94.

78. Шарафутдинов Д. Р. Сабантуй — праздник труда.-Казань,1987.-С99

79. Шәһри Казан.-2000.-27 июнь.

80. Шәһри Казан.-1999.-23 июнь; Мәдәни җомга.-1999.-25 июнь.

81. Личный архив Д. Р. Шарафутдинова.

82. Республика Татарстан.-2003.-24 июня.

83. Валеев Ф. X. Сибирские татары.-Казань,1992.-СЛ41.

84. Шәһри Казан.-2000.-27 июнь.

85. Волжская новь.-1990.-14 июня.

86. Вечерняя Казань.-2000.-24 июня.

87. Зеленодольская правда.-1990.-13 июня.

88. Руденко С. PL Башкиры: Историко-этнографические очерки.-М.;Л.,1955.-С282.

89. Татары Среднего Поволжья и Приуралья / Отв. ред. Н. И. Воробьев, Г. М. Хисамутдинов.-М.Д967.-С.298.

90. ЦГА ИПД РТ, ф.ЗО, оп.З, д.1149, л.19.

91. Время и деньги.-2000-27 июня.

92. Семенов Н. Сабан-туй.-Казань,1929.-С.2-3.; Совет Татарстаны.-1951.-27 июнь.

93. Фукс К. Казанские татары в статистическом и этнографическом отношениях.-Казань,1844.-С.105-107.

94. Казанские губернские ведомости.-1845.-№ 26.

95. Мохтаров К. Тукай кузна уйнаган. Утыз Имәни-ашык // Шәһри Казан.-1996.-24 апрель.

96. Бюллетень Общества востоковедов.-Прил.1. Маоцай Лю. Сведения о древних тюрках в средневековых китайских источниках.-М., 2002.-С.23.

97. Личный архив Д. Р. Шарафутдинова. Информаторы: Г. Гиззатуллин, Р. Хайрутдинов, X. Гайфуллин. Село Сарманово. 1965 г.

98. Коммунизмга.-1976.-17 март.

99. Галеев Э. X., Ханбиков Я. И. Татарские народные игры и праздники.-Казань,1975.-С.52-53.

100. Семенов Н. Массовая работа по физической культуре в национальных республиках.-М.,1931.-С.4-36.

101. Шәһри Казан.-2003.-11 июнь.

102. Знамя.-2003.-11 июня.

103. Трудовая слава.-2003.-11 июня.

104. Шәһри Казан.-1996.-10 апрель.

105. Шәһри Казан.-1996.-24 гыйнвар; 1996.-2 март; 1997.-28 гыйнвар.

Дамир Шарафутдинов,
кандидат исторических наук