2004 2

«Наука, сохраняющая мысли и разум от заблуждения» (Из истории учебных пособий по логике для татарских медресе)

Как известно, основателем логики был Аристотель. Наследие древнегреческого философа, его учение о познавательных способностях человека, о законах и формах логического мышления широко использовали мыслители средневековья при разработке логико-гносеологических проблем. Постепенно логика становилась наукой, занявшей свое место в системе философских знаний1. Большое значение в этом процессе имели труды мусульманских мыслителей.

Уже в IX в. на Ближнем и Среднем Востоке были хорошо известны все восемь логических сочинений Аристотеля: «Категории», «Об истолковании», «Первая аналитика», «Вторая аналитика», «Топика», «Софистика», «Риторика», «Поэтика». Знакомо было также «Введение» Порфирия, с которого и начиналась система логических знаний. Мусульманские мыслители стремились бережно сохранить эти труды и освободить от различных наслоений, привнесенных в них в последующие века. Именно благодаря переводам прежде всего с арабского на латинский язык естественнонаучных и философских работ греческих ученых, аристотелевская логическая традиция, начиная с XI-XII вв. постепенно становится достоянием западноевропейской науки2.

Развитие логики в мусульманском мире связано с рядом выдающихся имен: Фараби, Ибн Сины (Авиценны), Беруни. Заметим, что этим ученым удалось сформировать во многом самостоятельную систему взглядов на логику.

Известный американский востоковед профессор Ф. Роузенталь в своей книге «Торжество знания» показывает, что логика на раннесредневековом арабо-мусульманском Востоке занимала ведущее место в раскрытии содержания всякого знания. Она являлась «вождем наук» или «главной наукой», она снабжала человека всеми правилами, ограждающими от ошибок и заблуждений в познании и открывающими ему путь к истине, помогала ему отличать добро от зла, истину от лжи3.

Большинство мусульманских логиков жило и творило в Средней Азии. Именно в этом ареале исламского мира логика получила наибольшее развитие. Известно также, что практически все татарские богословы обучались в Бухаре и Самарканде и по возвращении на родину передавали полученные знания своим ученикам, отводя немалое место логике. Это было связано как с обучением учеников схоластическому богословию (каламу), которое многое переняло из логики, так и внедрением в медресе собственно естественнонаучных предметов (математики, геометрии и т. д.). В целом логика и диалектика стали предметом преподавания в медресе уже с середины XI в.4

Характерно, что во время археографических экспедиций на территории Татарстана5 неоднократно были выявлены многочисленные, переписанные татарскими переписчиками списки известного трактата по логике «Исагоги» («Введения в категории Аристотеля») Порфирия (232-305), ученика александрийской школы неоплатонизма Плотина из Никополя в Египте (III в.). Эти рукописные сочинения известны как под названием «Китаб ал-исагуджи», так и под названием «Китаб ал-катагуриас». Популярность трактата Порфирия и факт его переписки татарскими переписчиками отмечали также исследователи поступивших в центральные рукописные хранилища страны татарских рукописей.

Основным учебным пособием по логике на арабском языке служило руководство, представляющее собой переработку «Введения в категории Аристотеля», иначе «Исагоге» неоплатоника Порфирия, впервые переведенное с греческого на арабский язык Абд ал-Аббасом Ахмадом Ас-Сирахии (ум. в 899 г.)6. В переводе название книги звучало как «Ал-Исагуджи» («Исагуджи ал-мантик»). Другим не менее популярным сочинением, которое переписывалось (копировалось) шакирдами медресе, была работа «Ар-Рисала аш-шам-сиййа фи каваид ал-мантикиййа» («Трактат Шамс аддина о правилах логики») Наджм ад-дин Али б. У мара ал-Китаби (ум. в 1276 г.).

На эти сочинения составлялись многочисленные комментарии (арабск. шарх) и толкования на комментарии (так называемые супракомментарии — арабск. хашийа; иногда записывались на полях рукописи). Они также в большей или меньшей степени копировались в процессе учебы шакирдами медресе. Во многих случаях «шархи» и «хашии» были более популярны, чем сами сочинения.

В конце XIX — начале XX вв. в татарских медресе начинают появляться учебные пособия по логике, написанные на татарском языке (см. приложение).

Найденное нами в отделе рукописей и редких книг Национальной библиотеки Республики Татарстан пособие по логике «Лугийа йахуд мантыйк фане» (Лугия или наука о логике), изданное в 1900 г., принадлежит перу известного татарского богослова, педагога, основателя новометодного медресе «Иж-Буби», Габдулле Буби НигматуллинуI. Это сочинение стало одним из первых пособий по логике, написанных на татарском языке, что делало логику доступной более широкому кругу читателей.

Г. Буби, как показывает анализ перевода книги, дал основные определения и изложил законы логики. «Логика, — писал он, — это наука, сохраняющая мысли и разум от заблуждения, а цель логики — сохранить мысли и разум от заблуждений и ошибок»7.

Основные положения логики изложены в теоретической части книги. Упражнения, предназначенные для выполнения учениками на уроке вместе с учителем, составляют ее вторую, практическую часть.

Теоретическая часть сочинения состоит из трех разделов (фасл): «Язык и логическое познание», «Понятия и категории», «Умозаключение, силлогизм и индукция». Здесь содержится учение об умозаключениях (его фигурах и модусах), приведены способы получения выводов (новых знаний) и четких доказательств.

Интерес представляют примеры упражнений по логике для учащихся, составляющие практическую часть книги. В упражнениях отсутствует заключение и даны лишь посылки. Требуется указать, к какому суждению относится силлогизм (частноутвердительному, общеутвердительно му, к акциденции и т. д.), определить вид посылки (большая, меньшая, средняя) и т. п.

На наш взгляд, учебник по логике

Г. Буби не утратил своего значения и может быть использован в современных му сульманских учебных заведениях. Отметим также, что приведенные в пособии силлогизмы и суждения довольно легко интегрируются в логическую базу информационных технологий.

I Габдулла Буби Нигматуллин (1871-1922) - богослов, педагог. Образование получил в медресе Иж-Буби. С 1895 г. совместно с братом Губайдуллой участвовал в реформировании этого учебного заведения, преподавал богословские дисциплины. В 1911 г. арестован по обвинению в пропаганде панисламизма. После освобождения из тюрмы в 1913 г. с семьей выехал в г. Кульджа (Китай), где с женой Хуснифатимой организовал школу, которая имела и женские классы. В 1917-1918 гг. преподаватель учительской семинарии Яушевых (г. Троицк). С 1918 г. продолжил педагогическую деятельность в д. Иж-Бобья. Автор богословских сочинений, внесших значительный вклад в формирование татарской  религиозно-реформаторской мысли начала XX в., Габдулла Буби скончался от туберкулеза легких в 1922 г. (см.: Татарский энциклопедический словарь. - Казань, 1999. - С. 91).

ПРИМЕЧАНИЯ:

  1. Логико-гносеологические идеи мыслителей Средней Азии. - Ташкент, 1981. - С. 8.
  2. Там же. - С. 11.
  3. Роузенталь Ф. Торжество знания. - М., 1979. - С. 202.
  4. Сафиуллина Р. Р. Арабская книга в духовной культуре татарского народа. - Казань, 2003. - С. 118-125.
  5. Юсупов М. X. Шигабутдин Марджани как историк. - Казань, 1981. - 232 с.
  6. Сафиуллина Р. Р. Указ. соч. - С. 120.
  7. Нигматуллин Г. Лугийа йахуд мантыйк фане. - Казань, 1900. - С. 2-3.

Приложение

Сочинения по логике, изучавшиеся в татарских медресе в XIX - начале XX вв.

1. Асир ад-дин Муфаддал б. Умар б. Али ал-Абхари (ум. 663/1265). «Ал-Исагуджи» (или «Исагуджи алмантик»). «Введение в категории Аристотеля» было переработано в «Эйсагоге» неоплатоника Порфирия (232-305 гг.), основного ученика Плотина; «Эйсагоге» была впервые переведена с греческого на арабский Абд ал-Аббасом Ахмадом асСирахси (ум. 899 г.). Комментарий на «Ал-Исагуджи»:

Хусам ад-дин ал-Кати (ум. 760/1359 г.). «Шарх ала-л-исагуджи» («Комментарий на ал-Исагуджи»). Толкования на комментарий: Ал-Бардаи (ум. 927/1521 г.). «Хашийа ала шарх ал-Кати»; Мухаммад-Садик (X/XVI в.). «Хашийа ала шарх ал-Кати ала-л-исагуджи»; Мух-йи ад-дин ат-Талиджи. «Хашийа ала шарх ал-Кати»; Нуман-шах. «Хашийа ала шарх ал-Кати»; Ал-Фанари (ум. 834/1431 г.) «Хашийа ала шарх ал-Кати» и многие другие.

Наиболее популярными среди татар были сам комментарий ал-Кати, а из толкований (супракомментариев) - сочинения ал-Фанари, Мухаммад-Садика и Нуман-шаха. В последующие столетия на упомянутые супракомментарии (хашийа) составлялись объяснения (которые также назывались хашийа).

2. Наджм ад-дин Али б. Умара ал-Катиби (ум. 675/1276 г.). «Ар-Рисала аш-шамсиййа фи каваид ал-мантикиййа». (Трактат Шамс ад-дина о правилах логики). Комментарий: Мухаммад б. Кутб ад-дин Мухаммад ар-Рази ат-Тахтани (ум. 766/1364 г.) «Тахрирал-каваид ал-мантикийа фи шарх ар-рисала аш-шамсийа» (Изложение правил логики в комментировании «Трактата Шамс ад-дина»). Толкования на комментарий: Али ал-Джурджани (ум. 816/1413 г.). «Хашийа ала шарх ар-рази» (Толкования на комментарий ар-Рази); Ад-Давани (ум. 907/1501 г.). «Хашийа ала хашийа ал-Джурджани ала шарх ар-Рази» (Толкование на «Толкование ал-Джурджани на комментарий ар-Рази на «Тахрир...» ат-Тахтани на «Трактат Шамс ад-лина по правилам логики» ал-Катиби); Исам ад-дин ал-Исфараини (944/1537 г.). «Хашийа ала хашийа ал-Джурджани ала шарх ар-Рази».

3. Наджм ад-дин Али б. Умар ал-Катиби. «Хикмат айн». (Суть [=знание] источника). Комментарий: Шамс ад-дин Мухаммад б. Мубарак-шах ал-Бухари (VIII/XIV в.) «Шарх хик-ма ал-йн».

4. Мухиббаллах б. Абд аш-Шакур ал-Бихари (ум. 1119/1707 г.). «Суллам ал-улум». (Лестница знаний). Комментарии: Мухаммад-Мубаракб. Мухаммад-Даим ал-Адхами (1162/1748 г.). «Шарх ала суллам ал-улум» (Комментарий на «Лестницу знаний»); Мавлави Мухаммад-Мубин. «Мират аш-шурух» (Зеркало комментариев).

5. Сад ад-дин Масуд б. Умар ат-Тафтазани (789/1386 г.). «Тахзиб ал-мантик ва-л-калам». («Исправление логики и калама»). Комментарии: Ад-Давани (ум. 907/1501 г.).«Шарх ала тахзиб ал-мантик ли-т-тафтазани»; Мирза Захид ал-Харави (1101/1689 г.). «Хашиййа ала шарх ад-давани ала тахзиб ал-мантик ли-т-тафтазани» (Комментарий «Исправление логики»).

Альфира Минныханова,
соискатель КГПУ