2004 2

«Слобода Татарская Каргала, Сеитово тож»

Село Татарская Каргала — одно из старинных селений Оренбургской области. Его основание тесно связано с организацией торговли со Средней Азией. В начале 1744 г. казанские купцы просили поселиться в Оренбурге с целью ведения торговли. 2 марта 1744 г. оренбургский губернатор Неплюев сделал в Сенате доклад о предложении казанских купцов. Указом от 8 марта того же года было разрешено поселение татар с правом построения мечети и освобождения от воинской повинности.

Основание села началось 19 сентября 1744 г. выходцами из Казанской губернии в количестве 200 семейств во главе с 52-летним Сагидом Хаялиным с сыновьями. Правительство выдало ему указ-грамоту, определяющую условия поселения, территорию и льготы1. Поселение стало называться по имени основателя, то есть Сагитова слобода, потом Сеитова слобода или Сеитов посад, ныне Татарская Каргала.

Основное население Каргалы занималось земледелием. Указом губернатора отводилось 20 тысяч десятин земли, но размеры ее были гораздо больше. Львиная доля пашен и пастбищ находилась в руках башкирского общества, у богатых крестьян Атласовых, Хаялиных и Кайсаровых, которые занимались оптовой торговлей зерном и мукой. На водяных мельницах — а их было около 20, — расположенных на близлежащих реках, мололи зерно не только каргалинцы. Сюда приезжали из деревень, находящихся за 30-50 верст2.

В 1787 г. слобода получила статус города. Если в 1760 г. здесь числилось более 300 дворов с населением 1 158 душ мужского пола, то в 1897 г. — около 13 тысяч. В центре посада было возведено здание ратуши-совета. Действовало около 10 мечетей3.

Многоязычный небольшой город представлял не только татар. Кроме них здесь проживали башкиры, семьи казахов-кочевников, перешедших на службу к богатым купцам. Встречались бухарцы, хивинцы, лезгины, хоросанцы, кашгарцы, персы и арабы.

Город состоял сначала из двух частей – предместий Каргалинское и Сакмарское. Позже появилось Дунайское предместье. Кроме мечетей было много деревянных и каменных зданий, сооружений. До наших дней дошли склады бакалейной торговли, дом Хаялина, в большом числе хорошо сохранившиеся и полуразрушенные лавки-магазины, склады.

В городе было развито ремесло. Многие жители занимались добычей камня, из которого возводили здания в самой Каргале и в Оренбурге. По словам старожилов, камень добывали и обтесывали «кубиками» испокон веков в Гребенской гряде (Еланчык тавы), в грядах Сафал, Этеч, которые входили в границы Каргалы. Коммунальные конторы Оренбурга каргалинскую продукцию всегда покупали охотно.

Беглые крестьяне, не имевшие никаких льгот, заняты были в производстве кирпича-сырца, в чугуноварении, в лесосплаве, на мельницах, каменоломнях. Из поколения в поколение передавались умения добротно строить дома, украшать их, шить обувь, одежду и головные уборы, выделывать кожу, делать мебель. Работали мастера по изготовлению украшений из драгоценных металлов и камней: колец, браслетов, серег, подвесок. В изготовлении женских украшений главным образом основными специалистами были сами женщины.

В 1769 г. Оренбург и Сагитову слободу посетила этнографическая экспедиция Петербургской Академии наук под руководством П. С. Палласа в 1769 г. В опубликованных записках членов экспедиции отмечается основательность и благоустроенность поселка, «где каждый из 300 домов состоит из 2-3 белых, чистых комнат, обитатели которых отличаются аккуратностью и чистоплотностью, в одевании бросается в глаза изящность, вкус, а в поведении людей, особенно женщин, чувство достоинства, немало у них украшений и драгоценностей»4. А посетившего слободу в 1774 г. И. П. Фалька поразили «трезвый образ жизни жителей, неравнодушие их к редкой домашней утвари, коврам, серебряной и фарфоровой посуде, которых у них немало»5.

Деловой город со своими бакалейными, галантерейными, мясными лавками, торговыми рядами и ярмарками привлекал из далеких мест желающих поторговать своими товарами. Русские обычно привозили овощи, казахи — изделия из кожи, башкиры — рогожи, уголь, деготь, мед.

С первых дней основания слобода сохранила свою самобытную культуру, обычаи, уклад жизни. Развито здесь было просвещение. Первые мектебы и медресе открывались при мечетях. Среди преподавателей было немало тех, кто сам когда-то учился в Оренбурге, Бухаре, Стамбуле и Каире. Материалы о сеитовских медресе можно найти не только в Оренбурге, но и в Казани (Национальный архив РТ). Так, в 1809 г. посетившие училища Оренбургской губернии адъюнкт И. И. Запольский и магистр Казанского университета П. С. Кондырев докладывали, что «в слободе Татарской Каргалы, Сеитово тоже, каменных мечетей, весьма великолепных семь и две деревянные. При всякой мечети находится особливое татарское училище. Частью в покоях под самими мечетями, частью при них в особливых домах»6.

До XIX в. учащиеся получали религиозное образование, затем стали открываться и новометодные школы. Обучение (до конца XIX в.) велось в основном по рукописным книгам. Огромное количество литературы привозили из Бухары, где каргалинские купцы бывали весьма часто по торговым делам. Следует подчеркнуть, что каргалинские медресе одними из первых в Оренбургской губернии перешли на новый метод обучения. А в 1899 г. здесь открылись летние курсы для учителей, где прибывшим из разных губерний России преподавателям медресе разъясняли суть обучения по-новому.

Учиться в Каргалу приезжали из ближних и из дальних мест. Как говориться в одном из архивных документов, «учащиеся, кроме здешних и приезжие из других стран России, бывают из Хивы, Бухарин и разных Азийских княжеств, люди с различными познаниями и поступающие в училище для различных целей; сколько учиться — предоставлено на волю, есть ученики лет 45, а бывают, говорят еще и старше; учатся иногда малое время, иногда лет около двадцати, одни по охоте, другие для достижения духовного чина»7.

В Каргале получали образование дети виднейших башкирских тарханов, казахских ханов и знатных татар. Многие способные юноши предпочитали здешние медресе. В разное время учились, жили и творили Утыз Имяни, Ибатулла Салихов, Сагди, Каргалый, Кадыри, Фатых Карими и другие впоследствии видные деятели культуры. Их имена знают не только каргалинцы.

ПРИМЕЧАНИЯ:

  1. Государственный архив Оренбургской области, ф. 3, оп. 1, д. 14, л. 150-151.
  2. Там же, ф. 6, оп. 3, д. 5126, л. 50.
  3. Фахретдинов Р. Ахмед бай. Юбилейный выпуск / Сост. М. Ф. Рахимкулова. - Оренбург, 1997. –с.8
  4. Паллас П. С. Путешествие по разным местам Российского государства. - СПб., 1773. - Т. 1. -С. 347-352.
  5. Фальк И. П. Записки путешествия академика Фалька // Полное собрание ученых путешествий по России. - СПб., 1824. - Т. 6. - Ч. 3. - 446 с.
  6. НА РТ, ф. 92, оп. 1, д. 321, л. 48.
  7. Там же.

Альфия Бакирова,
аспирант Оренбургского государственного педагогического университета