2004 2

Рецензия на учебник "Архивоведение"

Потребность в грамотных специа­листах в области архивного дела, сочетающих гуманитарные знания с теорией и практикой архивной работы су­ществовала в архивных учреждениях во все времена. Она актуализировалась в со­временных условиях, когда изменения по­литической и экономической организации общества поставили перед архивистами ряд серьезных задач: совершенствование правовой и нормативной базы архивного дела, обеспечение в рамках администра­тивной реформы комплектования, сохран­ности и использования документов Архив­ного фонда РФ и т. д.

Учебное пособие «Архивоведение» вышло в свет в 2002 г. и, несмотря на то, что некоторые его положения несколько устарели в свете последних событий, оно до сих пор является незаменимым помощ­ником для студентов учреждений началь­ного и среднего профессионального обра­зования, обучающихся по специальности «Делопроизводство и архивоведение» в изучении курса архивоведения. Авторам учебника удалось компактно, доступно и четко изложить вопросы развития архив­ного дела и архивоведения в стране, пока­зать новые направления в архивоведении, представить современные технологии ра­боты с архивными документами.

Во введении дано понятие архивове­дения как комплексной научной дисцип­лины, выделены составляющие ее компо­ненты и связь с гуманитарными и естест­венными науками и научными дисципли­нами, изложены методы системного, функ­ционального, ретроспективного и инфор­мационного анализа архивных докумен­тов.

В первой главе дано краткое изложе­ние истории архивной деятельности в Рос­сии со времени возникновения хранилищ документов в Древнерусском государстве до появления в 1998 г. Федеральной архив­ной службы, федеральных архивов и быв­ших центральных архивов КПСС и ВЛКСМ. Материал изложен доступно для учащихся, во взаимосвязи специальных архивоведческих и имеющихся у них ис­торических знаний.

Вторая глава посвящена правовым ос­новам регулирования деятельности архив­ных учреждений в СССР и Российской Фе­дерации. Сведения из области права дают целостное представление об особенностях правового воздействия на архивы страны. Четко, в хронологическом порядке осве­щены основные законодательные акты по архивному делу и законодательные акты, имеющие отношение к архивной сфере пе­риода 1990-х гг.

В главах с третьей по седьмую изло­жены вопросы организации документов и дел Архивного фонда РФ, комплектования и экспертизы ценности документов, учета и обеспечения их сохранности, научно-справочного аппарата и использования до­кументов. При всей традиционности пред­лагаемых вниманию учащихся вопросов авторами в достаточной степени учитыва­лись современные методики, применяе­мые в архивном деле.

Глава восьмая — «Менеджмент в ар­хивах» — знакомит учащихся с основны­ми принципами теории управления приме­нительно к архивным учреждениям, дает понятие о нормативно-правовой базе ра­боты архива, основах планирования и ра­боте с кадрами. Раздел главы, посвящен­ный маркетингу в архивах, особенно свое­временен и интересен в условиях внедре­ния в практику архивов платных услуг.

Современна и интересна девятая гла­ва «Информатизация архивного дела». Здесь приведены этапы механизации и ав­томатизации архивного дела с конца XIX в. до 90-х гг. XX в., а также цели и объекты информатизации. Представлены информационные технологии и организа­ция их внедрения в архивах на примере Москвы и Санкт-Петербурга. В главе есть небольшая информация об электронных документах и архивах.

Жизнь не стоит на месте, и со дня вы­хода книги в архивной отрасли произош­ли немалые изменения: Федеральная ар­хивная служба была преобразована в Фе­деральное агентство Министерства куль­туры и массовых коммуникаций РФ; при­нят Федеральный закон «Об архивном де­ле в Российской Федерации». В связи с этим предстоит согласование с Минюстом РФ «Основных правил работы государст­венных архивов РФ» и «Основных правил работы архивов организаций». Указанные изменения требуют уточнения и доработ­ки учебника. Хотелось бы, чтобы при этом авторы устранили и некоторые досадные погрешности, которые присутствуют в тексте. Например, устаревшее положение о праве архивов заключать лицензионные договора, неточная формулировка понятия «групповой выборочный прием» и т. п.

Вместе с тем очевидна несомненная значимость учебного пособия для подго­товки архивистов в учреждениях началь­ного и среднего образования. Учебник можно и нужно использовать в системе по­вышения квалификации архивных работ­ников и — при недостатке учебной лите­ратуры с некоторыми оговорками и допол­нениями — в подготовке специалистов в региональных вузах.

 

Людмила Горохова,

директор Национального архива РТ,

Римма Садыкова,

кандидат исторических наук