2004 2

Первая хрестоматия по истории Татарстана

Менялись и будут меняться формы и ме­тоды преподавания истории. Менялось и будет меняться отношение к фактам истории. Неизменной составляющей изучения прошлого было и остается одно — личное об­ращение к историческим источникам, к этим «носителям» фактов, ибо факты — это хлеб ис­торической науки, ее фундамент и основа. И ни один учебник, сколь информативным бы он ни был, не может донести биение пульса эпохи, присутствующее в источнике. Вот почему в комплект учебной литературы по истории, на­ряду с учебниками, входят хрестоматии. Они, как известно, дают возможность ученику при­коснуться к «живой» ткани прошлого и почув­ствовать себя исследователем, а учителю пре­доставляют творческую свободу в определении нормативного уровня знаний своих подопеч­ных, помогают увлечь прошлым и привить им первые навыки работы с документами.

Именно такого характера учебное пособие, содержащее притягательную силу источникового материала, было опубликовано в 2003 г. в издательстве «ТаРИХ». Оно подготовлено ав­торитетными специалистами-историками Ф. Ш. Хузиным, И. А. Гилязовым и В. И. Пискаревым и представляет собой первый опыт соз­дания хрестоматии по курсу истории Татарста­на. Данное обстоятельство само по себе подчер­кивает трудоемкость и значимость проделанной составителями работы. Безусловно, подгото­вить подобное издание, расширяющее интел­лектуальные горизонты не только современно­го ученика, но и учителя, было крайне непрос­то. И дело даже не в отсутствии предшествен­ников, а в ограниченности объема запланиро­ванной книги и в широте хронологических ра­мок курса. Эта работа потребовала колоссаль­ных затрат времени на поиск и осмысление раз­нородного комплекса источников и отбор тек­стов, в своей совокупности воссоздающих це­лостную картину истории родного края. Не­смотря на отмеченные трудности, со своей за­дачей коллектив составителей справился весь­ма успешно.

Аннотируемое издание является первой книгой задуманной двухтомной хрестоматии, увидевшей свет. Она подготовлена в соответ­ствии с программой курса по истории Татарста­на для средней общеобразовательной школы и включает в себя извлечения из документов и ма­териалов, повествующих о жизни региона на пространстве двадцати столетий с I в. до н. э. до конца XIX в. в хронологической последова­тельности.

Книга состоит из двух частей. В рамках пя­ти тем первой части (5-153 с.) приведены доку­ментальные материалы, отражающие историю края с древнейших времен до ликвидации Ка­занского ханства в середине XVI в. Во второй части, состоящей из семнадцати тем, распределенных по четырем разделам (154-476 с), со­средоточены документальные свидетельства по истории Среднего Поволжья в составе Россий­ского государства в период со второй полови­ны XVI в. до рубежа XIX-XX вв.

Хрестоматию отличает многоаспектность и многомерность содержания. Эти признаки проявляются и в происхождении подобранных текстов, и в их источниковой ценности. В под­борке соседствуют документальные свиде­тельства восточного, западноевропейского и об­щероссийского происхождения. Благодаря это­му, история Татарстана «вписывается» в широ­кий евразийский контекст. Присутствующие в публикации извлечения из сочинений китай­ских, византийских, арабских, персидских, тюркских авторов — путешественников, исто­риков, географов — отражают важнейшие мо­менты в процессах становления государствен­ности и этногенеза татарского народа. Они по­могают проследить интереснейшие подробнос­ти жизни, быта и культуры народов региона в эпоху Волжской Булгарии, Золотой Орды и Ка­занского ханства. Читатель «видит» народы ре­гиона и их предков глазами сторонних наблю­дателей-современников. Полагаем, что данная публикация станет незаменимым подспорьем при изучении внешнеполитических связей, внутриполитического и хозяйственного разви­тия тех государственных организмов, в состав которых входил Средневолжский регион.

Отрывки из русских летописей, законода­тельных и делопроизводственных актов, кадаст­ровых материалов, трудов профессиональных историков, этнографов, общественных деятелей и писателей, мемуаров и эпистолярных памят­ников позволяют проследить процесс включе­ния края в состав Российского государства. Ожесточенное сопротивление утверждению но­вой власти, становление воеводской системы управления, постепенное вовлечение региона в интеграционный процесс и в систему склады­вающегося всероссийского рынка, феодально-религиозная политика и социальные отношения — вот примерный перечень проблем, по кото­рым можно расширить знания о средних веках, обратившись к хрестоматии. Повышению эф­фективности учебной работы будут способст­вовать и накопленные в рамках издания доку­менты по проблемам административно-терри­ториальных преобразований на протяжении XVIII-XIX вв., по социально-экономическому развитию Казанской губернии; документы по крестьянским войнам, пробуждению общест­венного и национального движения, и, конеч­но, развитию культуры. Характерно, что соста­вители оперируют не только хорошо известны­ми «классическими», хрестоматийными фонда­ми по истории Татарстана, но и обращаются к недавно введенным в научно-исследовательский оборот текстам, литературно-художествен­ным произведениям, публицистике и просветительско-популяризаторским сочинениям. Жаль только, что авторы не придали значения уни­фикации легенд приводимых текстов: не везде отразили факты случаев переиздания, не были последовательными в передаче информации о лицах, впервые подготовивших архивные руко­писи к печати (см. стр. 14, 21, 81, 95, 137, 157, 390,392,411,426,451 и др.).

Примечательно также, что составители весьма корректно исправили досадный недочет, имеющий место и в программах по курсу исто­рии Татарстана, и, к сожалению, в исследова­тельской практике. (Мы имеем в виду сужение территориальных рамок изучения истории та­тарского народа до пределов Казанской губер­нии. Тогда как земли, входившие в состав Ка­занского ханства, не говоря о более ранних го­сударствах, после учреждения губерний оказа­лись в составе еще целого ряда административ­но-территориальных единиц: Сибирской, Аст­раханской, Вятской, Уфимской, Оренбургской и Самарской губерний). В хрестоматии это неп­равомерное отсечение территорий, подведомст­венных до начала XVIII в. одному и тому же учреждению — Приказу Казанского дворца, и, соответственно, исключение их из общего кон­текста истории Казанского края, изжито. Сви­детельством тому служит, например, включе­ние в нее материалов по Елабужскому уезду Вятской губернии.

К числу достоинств учебного пособия от­носится и сопровождение отрывков текстов об­щей краткой аннотацией-характеристикой ис­точника, его автора или составителя, определе­нием его научной ценности. Попутно заметим, что нумерация извлечений из текстов докумен­тов, приведенная в рамках каждой из тем рабо­ты, особой смысловой нагрузки, к сожалению, не несет. По-видимому, эту пагинацию следо­вало отразить в оглавлении. В этом случае она служила бы удобству пользования книгой. Осо­бо следует отметить и то, что публикаторы при­бегли к объяснению непонятных слов, понятий и терминов. Помещение этих разъяснений в ви­де подстрочных примечаний непосредственно на странице, также представляется очень удоб­ным для пользователя.

Одним словом, информационно-познава­тельный потенциал издания таков, что позво­ляет рекомендовать его как школьникам, так и студентам, изучающим историю Татарстана, а также лицам, самостоятельно осваивающим курс по истории республики и региона. Данное пособие относится к разряду тех, которые на­стойчиво побуждают читателя дополнить, уг­лубить или оспорить прочитанное. Такие пуб­ликации будят мысль.

 

Дина Мустафина,

кандидат исторических наук