2005 2

Корифей отечественного востоковедения: Петр Иванович Кафаров

Чистопольский уроженец Петр Иванович Кафаров (в монашестве Палладий) был выдающимся российским ученым, создателем трудов по истории, географии и культуре народов Китая, Центральной Азии и Дальнего Востока. Мировую известность принес ему двухтомный «Китайско-русский словарь», ставший, по собственному признанию автора, его «лебединой песней». Современники считали, что Палладий — «живой энциклопедический словарь относительно всего, касающегося этой части света... нет в Пекине другого человека, лучше и точнее знающего Китай и китайские дела»1.
Согласно метрике П. И. Кафаров родился 16 сентября 1817 г. в пригороде Старошешминске Чистопольского уезда Казанской губернии (по другим данным, 17 сентября 1817 г. в Чистополе) в семье протоиерея Ивана Григорьевича и Марии Ивановны Кафаровых2. Подобно своим старшим братьям, которые стали священниками в Старошешминске и Седелькине, П. И. Кафаров поступил в 1827 г. в Чистопольское духовное училище, где учился хорошо и прилежно3. Своим примерным и кротким поведением он обратил на себя внимание преподавателей. Последние наперебой отмечали его отличные способности, постоянное благонравие, усердие в занятиях, успехи при «весьма честном» поведении4.
В 1832 г. после окончания Чистопольского училища 15-летний Кафаров продолжил учебу в Казанской духовной семинарии (1832-1837), а затем — и в Петербургской духовной академии (1837-1838), получая очень высокие оценки по гуманитарным предметам, в том числе и за хорошее знание иностранных языков. И здесь он «очень тих, кроток и рачителен»5, а ведь занятия в сочетании со строгим распорядком дня оставляли очень мало времени для игр и естественных шалостей молодых людей его возраста. Поглощенный учебой, юный Кафаров успешно переходил с курса на курс и после окончания академии в 1838 г. подал прошение в Священный Синод о зачислении его в состав православной духовной миссии, которая отправлялась в Пекин. В августе 1839 г. он постригся в монахи и нарекся Палладием. С чувством гражданского долга перед обществом и Отечеством Петр Иванович решил связать свою судьбу с востоковедческой наукой и тогда же прослушал курс китайского языка, который преподавал знаменитый Н. Я. БичуринI. В январе 1840 г. члены миссии прибыли в Казань, где познакомились с профессорами и студентами восточного факультета Казанского университета. Во время длительного путешествия в Китай (январь-октябрь 1840 г.) П. И. Кафаров с помощью В. П. Васильева познакомился с монгольским и тибетским языками. После приезда в Пекин Палладий окунулся в научную деятельность. Все находили в нем «значительную способность к предметам и занятиям серьезным, требующим большой силы соображения, и весьма головоломным. ...Он любит книги и читает с умением»6. Касаясь личных качеств П. И. Кафарова, действительно обладавшего мягким и уживчивым характером, коллеги подчеркивали: «Он до такой степени тих, кроток, уклончив, так умно и осторожно ведет себя и так умеет жить с людьми, что в этом отношении ему, бесспорно, принадлежит пальма первенства в миссии»7.
В 1847 г. Петр Иванович вернулся в Россию и появился в Петербурге, заехав по пути на родину, чтобы «повидаться с родными после семилетней разлуки и поклониться могилам родителей»8. В столицу он привез большое собрание книг на восточных языках для библиотеки Азиатского департамента. В марте 1848 г. П. И. Кафаров стал иеромонахом, а в ноябре был посвящен в сан архимандрита с утверждением в звании начальника Пекинской духовной миссии. Именно к нему обратился Н. Я. Бичурин с просьбой помочь доставить из Петербурга коллекцию рукописей, книг и карт, пожертвованных им Казанской духовной академии. Палладий охотно выполнил просьбу учителя, присовокупив к собранию и собственные дары9.
В 1849 г. новый глава миссии вновь прибыл в Пекин и начал работу по строительству и обустройству учебных корпусов и обсерватории. Петр Иванович сообщал в Петербург результаты астрономических наблюдений, посылал образцы растений и животных, исследовал сельское хозяйство и ремесленное производство китайцев и монголов (например, с помощью К. А. Скачкова детально изучил методы и технологию получения шелка, выращивания хлопка), руководил переводами восточных сочинений. П. И. Кафаров перевел на русский язык наиболее полный список «Тайной истории монголов» и написал «Исторический очерк древнего буддизма» (1853).
Следует отметить, что период пребывания в Пекине тринадцатой духовной миссии во главе с П. И. Кафаровым был временем тайпинского движения и вмешательства западных держав в китайские дела. Петр Иванович помогал российскому послу графу Е. В. Путятину вести дипломатические переговоры с цинским правительством и участвовал в заключении в 1858 г. Тяньцзинского договора России и Китая. В 1859 г. П. И. Кафаров с сильно поредевшим составом старой миссии вернулся на родину, имея репутацию видного ученого и умелого руководителя. В 1860-1864 гг. Палладий находился в Риме, где сблизился со многими известными русскими художниками и либеральными деятелями, выступавшими за отмену крепостного права и модернизацию страны (между прочим, сочувственно относился к национально-освободительному движению Д. Гарибальди, увлекался трудами социалиста-утописта Р. Оуэна, в идеях которого находил много общего со своими взглядами).
В 1864-1878 гг. П. И. Кафаров снова в Китае во главе православной миссии. Здесь вновь развернулась его научная деятельность, особенно работа над «Китайско-русским словарем», который был окончен П. С. Поповым и вышел в двух частях в 1888 г., т. е. уже после смерти Палладия.
В последние годы жизни Петр Иванович осуществил перевод и издание на русском языке китайских источников: «Путешествие даосского монаха Чан Чуня на Запад», «Старинное монгольское сказание о Чингисхане» (1866), «Старинное китайское сказание о Чингисхане» (1872). Ряд работ он посвятил истории религий в Китае (буддизма, христианства, ислама), истории связей Китая с другими народами и русско-китайским отношениям. В 1870-1871 гг. Палладий участвовал в археологической и этнографической экспедиции Русского географического общества на Дальний Восток, итогом которой стал его «Исторический очерк Уссурийского края» (1879).
В 1878 г. П. И. Кафаров заболел и выехал в Россию через Шанхай водным путем через два океана и Западную Европу. Однако в Марселе 6 декабря 1878 г. он скоропостижно скончался от сердечного приступа, и 2 января 1879 г. был похоронен в Ницце на русском православном кладбище.
Земной путь П. И. Кафарова закончился, но его посмертная слава продолжала расти, выходили его труды «Китайская литература магометан» (1887), «Дорожные заметки на пути в Монголию в 1847 и 1859 гг.» (1892). Ученая общественность отмечала широкий диапазон и энциклопедические знания Палладия, по праву считавшегося одним из выдающихся синологов своего времени.

I Бичурин Никита Яковлевич (в монашестве Иакинф) (1777-1853), востоковед, синолог, переводчик, член-корреспондент Петербургской АН (1828). Основатель китаеведения в России.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. П. И. Кафаров и его вклад в отечественное востоковедение: К 100-летию со дня смерти: в 3 ч. – М., 1979. – Ч. 1. – С. 4.
2. НА РТ, ф. 7, оп. 54, д. 2, л. 355.
3. Там же, оп. 64, д. 3, л. 9.
4. Там же, ф. 116, оп. 1, д. 120, л. 358-359.
5. П. И. Кафаров и его вклад… – С. 8.
6. Там же. – С. 23.
7. Там же. – С. 24.
8. Там же. – С. 28.
9. НА РТ, ф. 10, оп. 1, д. 812, л. 32.

Евгений Долгов,
кандидат исторических наук