2006 1

Удмуртский народный календарь

Система счета длительных отрезков времени, а также космологические представления у удмуртов, как и у многих других народов, сформировались в результате длительных наблюдений за окружающим миром. Важное значение при этом имели наблюдения за изменениями Луны. Удмуртам были известны периоды чередования лунных фаз: «выль толэзь» (букв.: «новая луна», новолуние) — луна обращена неосвещенной стороной; «одüгетü черык» (первая четверть) — луна видна в форме выпуклого полукруга; «тыр толэзь» (букв.: «полная луна», полнолуние) — луна полностью освещена; «вуж толэзь» (букв.: «старый месяц») или «актык черык» (последняя четверть) — луну можно видеть в форме полукруга, обращенного в другую сторону.
В полночь можно было определить расположение Луны относительно сторон света. По народным приметам «в своей первой четверти в полночь Луна находится на западе, в полнолуние — на юге, в последней четверти — на востоке».
Таким образом, в среде удмуртов, как и других народов края, в древности имело место измерение времени, связанное с движением Луны вокруг Земли и основанное на периоде чередования лунных фаз от новолуния до следующего новолуния1. Этот промежуток времени продолжался двадцать девять с половиной суток.
Издревле людям был известен также продолжительный промежуток времени, именовавшийся годом (по-удмуртски «ар», високосный год назван «касиян ар»), равный периоду вращения Земли вокруг Солнца. Год из 12 месяцев примерно состоял из 365,25 суток.
В древности удмурты пользовались лунно-солнечным календарем, получившим широкое распространение среди народов Волго-Камья. Год завершался февралем. Новый год («выль ар») начинался с момента вступления Солнца в созвездие Овна (в день весеннего равноденствия).
Приведем удмуртские названия месяцев, перевод на русский язык и соответствие их современному европейскому календарю:
«Куака толэзь» (вороний месяц) — март; «ош толэзь» (бычий месяц) или «юж толэзь» (настовый месяц) — апрель; «куар толэзь» (листовый месяц) — май; «инвожо толэзь» (месяц бога полудня) — июнь; «кőс толэзь» (сухой, засушливый месяц) — июль; «гудыри кошкон толэзь» (месяц ухода грома) — август; «куар усëн толэзь» (месяц листопада) или «сüзъыл толэзь» (осенний месяц) — сентябрь; «Пукро (Покров) толэзь» (месяц Покрова) или «коньы толэзь» (беличий месяц) — октябрь; «коньы вуон толэзь» (месяц вызревания белок), «пошур толэзь (звериный месяц) или «шур кынмон толэзь» (месяц замерзания реки) — ноябрь; «толсур толэзь» (Рождественский месяц) — декабрь; «толшор толэзь» (месяц середины зимы) — январь; «кион сюан толэзь» (волчий свадебный месяц) — февраль2.
Из двенадцати названий месяцев некоторые характеризовали состояние погоды или время года, а также поведение животных, другие носили культовый характер: бог полудня, Покров, Рождество.
В этом календаре семь месяцев — март, май, июль, август, октябрь, декабрь и январь — имели по 31 дню, четыре месяца — апрель, июнь, сентябрь, ноябрь — по 30 дней, последний месяц в простом году — 28, в високосном — 29 дней.
Лунно-солнечный год делился на четыре периода — «ар дыръёс» (времена года) по три месяца в каждом: «тулыс» (весна), «гужем» (лето), «сüзъыл» (осень) и «тол» (зима).
Кроме основных названий времен года, в сельской местности бытуют народные выражения, связанные с природой и жизнью людей: «гырон потон вакыт» (время выхода на весеннюю пахоту), «емыш вуон вакыт» (время созревания плодов), «мy тубаны вакыт» (время выкачивания меда), «аран дыр» (время жатвы), «пудо сиён дасян вакыт» (время заготовки кормов), «пу дасян вакыт» (время заготовки дров), « вакыт» (время петушиного пения) и др.
Промежуток времени от восхода солнца до заката называется «нунал» (день), а протяженность дня — «быдэс нунал» (целый день), середина дня — «нунал берыктиськон» (солнцеворот, солнцестояние). Сутки слагались из дневного (нунал) и ночного (уй) времени.
Народ имел представление о дне летнего солнцестояния — «гужем шор» (21-22 июня), а также о дне зимнего солнцестояния — «толшур» (21-22 декабря). Постепенную прибавку дня выражали пословицей: «В декабре день удлиняется на воробьиный шаг, в январе — на вороний шаг, а в феврале — на лошадиный шаг».
В ходе исторического развития сложились также общенародные названия дней недели: «пуксён нунал» (букв.: день, чтобы «сесть, оседать») — вторник; «вир нунал» (день крови, жертвоприношения) — среда; «покчи арня» (младшая неделя) — четверг; «удмурт арня» (удмуртская неделя) — пятница; «кőснунал» («кőс» — сухой, т. е. «постный» день) — суббота; « арня» (русская неделя) или «арня нунал» (день недели) — воскресенье.
Название понедельника в системе семидневной недели у удмуртов полного обозначения не получило. Однако у подберезинских кряшен, проживающих в нагорной стороне Татарстана, сохранилось более древнее его название в форме «тунди кен» (первый день)3, т. е. начало недели. От слова «тун» образовано удмуртское «тунаны» (гадать, ворожить)4. Скорее всего, понедельник — это день, когда удмурты в бытность свою гадали и ворожили. Днем «малой недели» («пичи» — маленький) назван четверг в противоположность «удмуртской неделе» — пятнице, как дню большого (праздничного) соборного моления. Названия же трех дней недели (крови, Покрова, Рождества) имели культовое происхождение, характерное для языческих верований удмуртов.
Стороны света у удмуртов звучали так: «уй пал» (север); «лымшор пал» (юг); « пал, шунды пал» (восток); « пал, шунды пуксён пал» (запад). Например, при помощи слова «пал» (сторона) сочетание названных слов указывало в целом направление сторон горизонта: север — ночная сторона; юг — южная сторона; восток — утренняя сторона, восход солнца; запад — вечерняя сторона, заход солнца.
Издавна людей привлекало звездное небо, служившее, прежде всего, решению практических задач. Удмурты не были исключением. Из отдельной группы звезд (созвездий) они особо выделяли: «Уй кизили» (ночная звезда) — Полярная звезда, которую в народе именовали «Сюрес сётись кизили» (путеводная звезда); « -кук кизили» (букв.: «глухоногая» звезда) или «Сизьым кизили» (семь звезд) — Большая Медведица; «Сактон кизили» (рассветная звезда) или « чулпон» (утренняя звезда) — Венера; «Вал-вир кизили» (букв.: «лошадинокровная» звезда) — Плеяды; «Тарази кизили» (от «таразъяны» — втиснуть, т. е. «втиснутая» звезда) — созвездие Ориона; «Быжо кизили» (хвостатая звезда) — Комета; «Луд кошкон сюрес» (дорога диких гусей) — Млечный путь.
Об ориентировании по хорошо видным звездам применительно к реальной жизни сохранились народные пословицы и поговорки5: «Полярная звезда — опора небосвода», «Если по Луне заблудился, привяжи коня к Полярной звезде» и т. п. Своеобразным средством наведения на Полярную звезду являлась Большая Медведица.
Благодаря тому, что Полярная звезда почти не меняла свое положение в небесном пространстве, она служила у удмуртов и татар путеводной звездой, позволяющей легко ориентироваться на земной поверхности и определять стороны света. По преданию, путнику («сюресчи») указывали нужное направление движения таким образом: «Езжай так, чтобы Уй кизили (Полярная звезда) всегда держалась у тебя на левой (правой) щеке».
По положению созвездий в старину могли определять время суток и наступление соответствующего времени года. Так, путем наблюдений было установлено, что Большая Медведица за сутки делает полный оборот вокруг Полярной звезды. Если стоять к ней лицом, то Большая Медведица в зимнюю полночь будет на северо-востоке, утром — на юго-западе, вечером — на северо-западе.
По направлению хвоста Большой Медведицы в полночь определялось наступление одного из времен года. «Когда хвост Большой Медведицы указывает на восток, то всюду весна; когда он поворачивается на запад, то это осень; когда же он направлен на север, то это значит, пришла зима».
Ярким небесным светилом является Венера. Летом Венера появляется незадолго до восхода солнца в северо-восточной части неба, а также в вечерние сутки. Появление Венеры утром, когда «пастух выгоняет стадо на пастбище», и в вечерние сумерки, когда «пастух пригоняет стадо с пастбища», послужило поводом к тому, что планета Венера у удмуртов и татар получила еще название «Пастушья звезда» — «Чулпон кизили» (от персидского «чупан» — пастух, чабан).
Плеяды в известной мере выполняли роль календаря: «Когда Плеяды сойдут на землю, корова на водопой идет». Здесь речь идет о той поре лета, когда Плеяды оказывались вблизи линии горизонта в западном полушарии. Это явление знаменовало собой начало разгара всеми ожидаемого лета. С исчезновением Плеяд за горизонтом наступало время ухода лета, образно говоря, земля полностью застывала. Отсюда выражение: «Закатились Плеяды — земля застыла».
Комета по-удмуртски называется «Быжо кизили» («хвостатая звезда»). В устном народном творчестве она выступает зловещей и грозной силой природы, от которой люди якобы терпят много бед, ее появление — знак несчастья.
Созвездие Млечный путь удмурты именуют «Луд сюрес» («дорога диких гусей»). По преданию, эти птицы якобы «прилетают весной и улетают осенью по Млечному пути», рассекающему звездное небо серебристой светящейся полосой, неразличимыми звездами.

ПРИМЕЧАНИЯ:
1. Беркутов В. М. Народный календарь и метрология булгаро-татар. – Казань, 1987. – 95 с.
2. Удмуртско-русский словарь / Под ред. В. М. Вахрушева. – М., 1983. – 592 с.
3. Диалектик сузлеге. – Казан, 1958. – Б. 160.
4. Алатырев В. И. Вопросы удмуртского языкознания. – Ижевск, 1959. – С. 64.
5. Беркутов В. М. Указ. соч.


Валентин Беркутов,
доктор педагогических наук