2006 2

Правовые основы сохранения и приумножения документального наследия

В августе 2006 г. вступил в силу республиканский Закон «О внесении изменений в Закон Республики Татарстан “Об Архивном фонде Республики Татарстан и архивах”».Впервые архивный закон в Татарстане был принят 10 лет тому назад, но изменения общественно-экономической ситуации, процессы совершенствования правового пространства в России вызвали необходимость его доработки. Он приведен в соответствие с федеральным Законом «Об архивном деле в Российской Федерации» (принят 22 октября 2004 г.), тщательно состыкован с федеральным и республиканским законодательством, в том числе с затрагивающими правовое регулирование архивного дела федеральными законами «О государственной тайне», «Об информации, информатизации и защите информации», «Об участии в международном информационном обмене». С учетом практики применения федерального закона также введены дополнительные статьи, регламентирующие отдельные вопросы архивного дела и делопроизводства в республике.
В новой редакции Архивный фонд Республики Татарстан определяется как сложившаяся и постоянно пополняющаяся совокупность архивных документов, отражающих материальную и духовную жизнь общества, имеющих историческое, научное, социальное, экономическое, политическое и культурное значение, являющихся неотъемлемой частью историко-культурного наследия народов Республики Татарстан, относящихся к информационным ресурсам, являющихся составной частью Архивного фонда Российской Федерации. Это определение соответствует современным мировым тенденциям развития архивного дела, отражает роль архивных документов в обществе, значимость документированной информации.
Закон обязывает государственные и муниципальные органы Республики Татарстан, а также подведомственные им организации создавать архивы для хранения своих документов. Государственные и местные органы власти обязаны учитывать интересы государственных и муниципальных архивов в программах социально-экономического развития территорий, обеспечивать реализацию целевых программ развития архивного дела.
В архивном законе четко зафиксированы полномочия органов госвласти Республики Татарстан и органов местного самоуправления в сфере архивного дела. Проведение государственной политики в этой сфере, принятие нормативных правовых актов, разработка и реализация республиканских профильных целевых программ, создание и содержание республиканских государственных архивов относится к полномочиям Кабинета Министров республики. В его ведении также находятся и вопросы о передаче архивных документов, находящихся в собственности республики, в собственность Российской Федерации и муниципальных образований.
К ведению Главного архивного управления, как уполномоченного органа исполнительной власти республики, относится управление архивным делом на территории Татарстана, хранение, комплектование, учет и использование архивных документов и архивных фондов, находящихся в государственной собственности, международное и межрегиональное сотрудничество и другие полномочия. Одно из важнейших полномочий управления — осуществление контроля за соблюдением архивного законодательства государственными и муниципальными архивами, музеями, библиотеками, госорганами и муниципалитетами, их учреждениями, организациями и предприятиями.
Органы местного самоуправления обрели большую самостоятельность в отношении своих документов, что накладывает на них и большую ответственность. Они наделены полномочиями по созданию и содержанию муниципальных архивов, а также хранению, комплектованию, учету и использованию архивных документов, отнесенных к муниципальной собственности. Органы местного самоуправления имеют право решать вопросы о передаче этих документов в собственность Российской Федерации, Республики Татарстан, иных субъектов Российской Федерации или муниципальных образований.
В законе разграничено право собственности на документы между республикой и муниципальными образованиями (разграничение полномочий по отношению к документам, отнесенным к федеральной госсобственности, регулируется федеральным архивным законодательством). К госсобственности Татарстана относятся архивные документы, хранящиеся в государственных архивах, музеях и библиотеках республики, документы госорганов, госучреждений и организаций, в том числе и расположенных на территории муниципального образования. Документы органов местного самоуправления и муниципальных организаций отнесены к муниципальной собственности. К ним также относятся архивные документы, хранящиеся в муниципальных архивах, музеях и библиотеках (за исключением хранящихся там на законных основаниях документов, отнесенных к федеральной и республиканской госсобственности, частных или иных документов). В рамках реализации архивного закона предстоит разграничить между республикой и муниципальными образованиями право собственности на хранящиеся в муниципальных архивах документы, созданные до образования органов местного самоуправления, т. е. до 1 января 2006 г. Это более 770 тысяч из 968 тысяч хранящихся там дел.
Сложившаяся непростая ситуация с разграничением прав собственности на документы Архивного фонда республики входит в противоречие с традиционным и научно оправданным территориальным принципом формирования архивных фондов. Дробления последних можно избежать, наделив органы местного самоуправления государственными полномочиями по сбору, хранению и использованию документов, принадлежащих республике. Это должно осуществляться на основании отдельного республиканского закона, позволяющего существенно дополнить правовые основы сотрудничества муниципальных архивов с государственными архивными органами. Принятие такого закона повысит уровень безопасности Архивного фонда республики, качество его формирования и использования. Именно по такому пути пошло большинство регионов России.
В целом с введением архивного закона требуется принять целый комплекс нормативно-правовых актов, в том числе устанавливающих нормы взаимодействия с органами местного самоуправления.
Проблема разграничения полномочий, определения форм собственности, как и обеспечения единых принципов формирования, учета и использования Архивного фонда, требует тщательной проработки, вдумчивого подхода. В 2004 г., сразу после принятия федерального Закона «Об архивном деле в Российской Федерации», заместитель руководителя Федерального архивного агентства А. Н. Артизов, ратуя за принцип «Архивные документы вне зависимости от формы собственности — часть историко-культурного достояния конкретного района, города», призывал при определении места хранения документов во главу угла ставить условия их хранения. Обсуждение этой непростой проблемы, но уже с учетом накопленного субъектами федерации опыта, продолжилось на заседании Совета по архивному делу при Федеральном архивном агентстве, проходившем 4-7 сентября в Нижнем Новгороде. Советом были проанализированы процессы, происходящие в архивной отрасли страны в результате реформирования местного самоуправления, складывающиеся тенденции развития муниципальных архивных служб, рассмотрены возможные формы взаимодействия государственных и муниципальных архивных учреждений.
Сохранение единых принципов формирования, учета и использования Архивного фонда республики преследует и татарстанский закон. Он обязывает органы и госвласти, и местного самоуправления, и их организации и учреждения работать в архивной сфере в соответствии с государственными стандартами, правилами и инструкциями, разрабатывать и согласовывать с Главным архивным управлением нормативные и методические документы, определяющие работу своих архивов и делопроизводственных служб. Государственные архивы по просьбе владельцев документов Архивного фонда республики, находящихся в частной собственности, должны оказывать им методическую помощь. Владельцы таких документов имеют право на договорной основе передать их в госархивы на хранение, на создание страховых копий, реставрацию и использование.
В новых условиях деятельности актуализируется и проблема методического обеспечения муниципальных архивов. Практикующиеся и хорошо зарекомендовавшие себя выездные заседания зонально-методических советов архивных учреждений Татарстана, совещания-семинары, различные формы повышения квалификации способствуют повышению авторитета муниципальных архивов, улучшению качества их работы.
В татарстанском архивном законе получила дальнейшее развитие работа по выявлению, комплектованию и обеспечению сохранности уникальных и особо ценных документов Архивного фонда республики. Эту работу, а также создание и хранение страховых копий, осуществляют госархивы. Решение об отнесении документов к уникальным принимает экспертно-проверочная методическая комиссия Главного архивного управления. На последнее возлагается и ведение Республиканского реестра уникальных документов Архивного фонда Республики Татарстан. Работа по выявлению среди 44 тысяч особо ценных дел Архивного фонда республики уникальных документов уже началась.
           Впереди у архивистов много неотложных дел. И от того, как заработает новый закон, зависит уровень защищенности, качество комплектования и использования Архивного фонда Татарстана, дальнейшее развитие архивного дела в республике.

Данил Ибрагимов
начальник Главного архивного управления
при Кабинете Министров
Республики Татарстан