2006 2

«Сђйяр»чы Кудашевлар

Сезнећ игътибарыгызга тђкъдим ителђчђк документны џђм фоторђсемнђрне редакциягђ Г. Камал исемендђге Татар дђњлђт академия театры директоры Ш. З. Закиров алып килде. Бу материалларны аћа Ф. Кудашева-Арскаяныћ Санкт-Петербургта яшђњче оныгы Нђзирђ ханым тапшырган.
Татар халкыныћ књренекле артисткасы Фђхрия Ибђтулла кызы Кудашева-Арская (кыз чагындагы рђсми фамилиясе Ђхмђдова) 1882 (кайбер чыганакларда 1880, мђсђлђн, Татарский энциклопедический словарь. – Казань, 1999. – С. 303) елда Казанда туа. Иќат эшчђнлеген халкыбызныћ беренчелђрдђн булып сђхнђгђ чыккан С. Гыйззђтуллина-Волжская, Ф. Шаџимђрдђнова кебек каџарман хатын-кызлары белђн бер њк вакытта диярлек, 1909-1910 елларда «Сђйяр» труппасында башлап ќибђрђ. Оренбург, Ђстерхан, Казан, Санкт-Петербург шђџђрлђре театр труппаларында эшли. Гражданнар сугышы елларында књп кенђ фронт коллективларында хезмђт књрсђтђ. Нигездђ драма актрисасы саналса да, ќыр-биюгђ оста, књпкырлы сђлђткђ ия була. Шућа књрђ ул књбрђк эстрадага якын, цирк, кино элементларын њз эченђ алган И. Кудашев-Ашказарский ќитђкчелегендђге мљселман драма артистлары, «Фаќига вђ музыка» труппаларыныћ тљп артисткасы була. Русча яхшы белгђнгђ, кайчакларда рус телендђ дђ чыгышлар ясый. И. Кудашев-Ашказарский белђн бергђ рус классикасы њрнђклђреннђн, књбрђк А. П. Чехов, Н. В. Гоголь ђсђрлђреннђн љзеклђр башкара. Ул уйнаган Сђрбиќамал («Уйнаш», Г. Камал), Ќђмилђ («Югалган хатын», И. Богданов), Мђрьям («Теге дљньядан кайткан хатын», В. Мортазин-Иманский) кебек рольлђр актриса репертуарында књренекле урын алып торалар. Татар театрыныћ 20 еллык юбилеен бђйрђм иткђн кљннђрдђ аћа сђнгать, мђдђният љлкђсендђ озак еллар нђтиќђле эшчђнлеге љчен «Хезмђт батыры» исеме бирелђ. Сђхнђ белђн берничек тђ яраша алмый торган ќитди авыруы сђбђпле Ф. Кудашева-Арская, кызганычка каршы, сђнгать дљньясыннан бик иртђ китђргђ мђќбњр була. Ул 1956 елда Казанда вафат була.
Аныћ ире, сђхнђ партнеры, татар мђдђнияте тарихында милли театр тудыру идеясен ић беренче тормышка ашырырга алынган џђм бу љлкђдђ ќитди хезмђтлђр књрсђткђн Ильяс Батыргђрђй улы Кудашев-Ашказарскийныћ исеме, халык тарафыннан аеруча олы хљрмђт, тирђн ихтирам белђн искђ алуга лаеклы. Элеккеге Уфа губернасы Бђлђбђй љязе Шыланлыкњл авылында туып-њскђн, Казанда татар укытучылар мђктђбендђ тђњге сђхнђ књнекмђлђре алган егетнећ Оренбургта А. Островский ђсђре нигезендђ ђзерлђнгђн «Наданлык илђ галимлек» исемле беренче спектакле иске фикерле кешелђр каршылыгы аркасында куелмыйча кала. Ђмма 1905 елныћ 3 декабренђ тђгаенлђнгђн тамашаныћ љзелње Ильясны бик аз вакытка гына туктата. 1907 елныћ февраль, март айларында ђзерлђнеп ул 3 апрельдђ Ф. Халидинећ «Морат Сђлимов», А. П. Чеховныћ «Кыз сорау» ђсђрлђрен сђхнђгђ чыгара. Алай гына да тњгел, шул ук елныћ ќђендђ ђлеге спектакльлђрдђ катнашкан бер тљркем яшьлђрдђн труппа тљзеп, милли сђхнђ тарихында беренче тапкыр гастрольгђ кузгала. Гастрольлђрнећ ахыры ућышсыз тђмамлана џђм коллектив икегђ бњленђ. Аныћ беренче љлеше алга таба татар халкыныћ беренче профессиональ театр труппасы «Сђйяр»ныћ нигезен тђшкил итђ. И. Кудашев-Ашказарский ќитђкчелегендђгесе исђ музыка, ќыр, цирк, кино элементларын, кыска калыптагы драма ђсђрлђрен берлђштергђн эстрада тамашалары белђн шљгыльлђнђ. Бу љлкђгђ Ашказарскийны бђлки књп тљрле сђлђткђ ия булуы да этђргђндер. Кичђлђрдђ ул пианино, мандолина, гармуннарда уйный, ќырлый, шигырьлђр укый, бер пђрдђлек пьесаларда тљп рольлђрдђ чыгыш ясый.
Октябрь инкыйлабыннан соћ И. Кудашев-Ашказарский гаскђри труппаларда, Казан џђм Оренбург шђџђрлђрендђге тљрле мђдђни оешмаларда хезмђт итђ. Татар театрыныћ 20 еллык бђйрђме ућае белђн 1926 елда аћа да «Хезмђт батыры» дигђн, мактаулы исем бирелђ.
Фђхрия џђм Ильяс Кудашев-Ашказарскийлар гаилђсендђ љч бала — ике малай џђм бер кыз њсђ. Алар барысы да музыканы бик тирђннђн сиземлилђр. Ић љлкђне Ђнвђр џђм тљпчеклђре Лђйлђ — музыканы гомерлек профессиялђре итеп сайлыйлар. Скрипкачы Ђнвђр озак еллар Казанда Татар дђњлђт опера џђм балет театры оркестрында эшли, либреттолар яза. Ђ Лђйлђ, Ленинград музыка училищесыныћ хор-дирижерлыгы бњлеген тђмамлаганнан соћ, књп кенђ профессиональ џђм њзешчђн хор коллективларын ќитђкли. Бары тик Рљстђм генђ музыкаль яктан аеруча сђлђтле булуга карамастан, сђнгатьтђн ерак џљнђр сайлый.
Музыкага џђвђслек, сђнгатьне ярату Фђхрия белђн Ильясныћ оныкларына да бирелгђн.
Фотолар Г. Камал исемендђге Татар дђњлђт академия театры музее фондыннан.

Гали Арсланов,
сђнгать фђннђре докторы


Из автобиографии Фахрии Ибатулловны Кудашевой-Арской
15 ноября 1938 г.
г. Казань
Этапы актерской жизни.
1907 г. Начало моей актерской жизни было положено летом этого года, когда я получила от гастролировавшего в Казани руководителя первой в России передвижной татарской труппы тов. Кудашева-Ашкадарского
1909 г. Поступила в татарскую труппу «Сайяр» в качестве актрисы и работала в Казани до лета 1910 года, с августа — в Нижнем Новгороде на ярмарке. В труппе нас было всего трое, а именно Гиззатуллина-Волжская, я и Самитова, что явно не хватало для дела, и вот перед отъездом в Нижний Новгород с громадными ухищрениями мне удалось привлечь в труппу еще одну женщину на женские роли, это Умугульсум Мустафину, ныне являющуюся народной артисткой Татреспублики — Болгарской.
1910-[19]11 г. Зимой в Казани татарской труппы не было. Принимала активное участие в культурно-просветительных кружках, где для постановок спектаклей были привлечены: литератор Галиаскар Камал, К. ТенчуринII, служивший тогда где-то конторщиком, литератор К. Бакиров, Ш. Ахмадеев, впоследствии Нарком просвещения Татреспублики, и другие.
1911 г. Я поступила работать в труппу т. Кудашева-Ашкадарского, с которой отправилась на гастроли по городам России и Средней Азии, намереваясь из пограничного города Оша проехать в Китай, где живет немало мусульманского населения, чтобы насадить дело татарского театра и в этой стране среди мусульман, проживающих в г. КашагареIII  и других городах, но не осуществленное из-за внезапной болезни директора труппы, продолжавшейся долгое время.
1913 г. Возвратившись из гастролей весной этого года, летом вновь поступаю в труппу «Сайяр» и отправляюсь на гастроли по Волге до г. Астрахани.
Прогастролировав почти во всех городах от Казани до Астрахани, я вновь возвращаюсь в только что организовавшуюся труппу т. Кудашева-Ашкадарского и с этой труппой вновь отправляюсь на гастроли вверх по Волге вплоть до Нижнего Новгорода, а оттуда по реке Оке до г. Рязани. Из Рязани по железной дороге направляемся в г. Москву, а оттуда в Петербург, делая везде по пути гастрольные спектакли. В Петербурге остановились работать на зимний и летние сезоны 1913/14 года, после чего с труппой же направились работать в Казань.
1914 г. В Казани работаю с труппой Кудашева-Ашкадарского до 1915 года.
1915 г. После Казани с этой же труппой направляюсь по Волге и через Самару в г. Актюбинск Тургайской области, где работаю до 1916 года.
1916 г. Возвратившись в Казань, поступаю на работу в труппу «Сайяр», в которой проработала зимний сезон 1916 г., летний сезон этого же года и зимний сезон 1916/17 г. и после гастролей в Москве, летом этого же года вновь поступаю в труппу Кудашева-Ашкадарского и работаю там до августа, после чего вместе с ним переезжаю на работу в Казань, где продолжаю работать вплоть до 1922 года.
1922 г. Летом отправляюсь на работу с т. Кудашевым-Ашкадарским, назначенным Центральным комитетом помощи голодающим при Татцике в качестве уполномоченного по организации зрелищных предприятий в пользу вышеназванного комитета, и работаю в г. Оренбурге.
1923 г. Поступаю в коллектив, организованный при посредрабисеIV Казанской биржи труда, и работаю с коллективом в Доме инвалидов Собеза Татреспублики. Ответруководителем был артист Л. Аитов.
1924 г. Летом работала в коллективе, также организованном при посредрабисе, ответруками коего были Г. Камал и М. Валишин. Осенью поступила в новый коллектив, организованный при посредрабисе под руководством Л. Аитова.
Работаю в данной татарской рабочей труппе при театре им. Ленина до весны 1925 года.
1926/27 г. Поступила в Татарский государственный академический театр в качестве актрисы, сезон 1926-[19]27 гг.
1927/28 г. Летом приглашена была киноэкспедицией Совкино на съемки первой революционно-исторической картины из жизни татарских крестьян «Булат Батыр».
1928/29 г. Работаю в академическом театре весь зимний сезон, т. е. до весны 1929 года, после чего по не зависящим от меня причинам работать в дальнейшем мне не удавалось.
Кроме вышеперечисленной профессиональной работы в драме, мне пришлось быть начинательницей выступлений со сцены и в качестве певицы и исполнительницы татарских национальных танцев среди татарского мира б.V России, что также не раз [было] отмечено критикой в татарской прессе в первые годы моей работы на татарской сцене, так как татарские женщины чуждались в те времена выступать на сцене не только с песнями и плясками, но даже в гриме и в драме, считая это для себя позорным и греховным.
Принимая во внимание вышеперечисленную работу на сцене и по случаю 20-тилетнего юбилея татарского театра, правительство Татреспублики в 1926 году присвоило мне звание Героя Труда.
Из фондов музея Татарского государственного академического театра им. Г. Камала.

I
. Здесь и далее в тексте автобиографии сохранено авторское написание фамилий.
II. так в документе.
III. Так в документе, правильно - Кашгар.
IV. Посредрабис — посреднические бюро по найму и распределению (трудоустройству) актеров и других театральных работников, существовавшие в СССР в 1920-1930-х гг. До революции трудоустройством занималось Русское театральное общество, а также частная контора — Театральное агентство Е. Н. Рассохиной. С начала 1920-х гг. эти работы проводились в наркомтруде через Центральное посредническое бюро по найму и распределению работников искусств (Центропосредрабис) и отделения на местах. Посредрабисы действовали в контакте с профсоюзом работников искусств. По мере того, как росла и крепла система государственных зрелищных предприятий, посредрабисы теряли свое значение. Перестали существовать в 1930-х гг. (см.: Нежный И. Былое перед глазами. – М., 1963. – С. 173).
V. Так в документе.



Документ к публикации подготовила
Гузель Гаффарова,
ведущий консультант ГАУ при КМ РТ

РЕЗЮМЕ
В статье доктора искусствоведения Г. Арсланова приводится описание театральной жизни актрисы Фахрии Кудашевой-Арской и ее супруга актера и режиссера Ильяса Кудашева-Ашказарского.