2007 1

Все рубрики

Рецензированные научные статьи

  • Г. ХисамиеваНадгробие как исторический документ: региональный аспектЭпитафии играют важную роль в раскрытии этнокультурной истории региона. Автор приводит анализ надписей на вековых надмогильных камнях, сохранившихся в одном из наименее изученных в эпиграфическом плане регионов Татарстана — юго-востоке. Несомненный интерес представляют тексты родословных — шеджере. Одни из них предстают как единственный документ исторического характера, другие — как дополнение к своим письменным аналогам, дошедшим до сегодняшнего дня благодаря бережному отношению к ним потомков.
  • Р.МардановПерепись населения 1897 г. и татары-мусульмане Елабужского уездаВ 1897 г. в Елабужском уезде Вятской губернии проводилась перепись населения. В Государственном архиве Кировской области сохранились переписные листы и другие документы переписи. По ним можно отследить противодействие переписной кампании татар-мусульман.
  • М. АмирхановаПриродно-географический и градостроительный облик Казани в начале ХХ в.Казань начала ХХ в. — это крупный губернский город с населением более 160 тысяч человек. Поликонфессиональный и полиэтнический состав населения определил и архитектурное своеобразие Казани. Город украшали многочисленные церкви, монастыри, мечети. По его территории протекали р. Казанка и протока Булак. Местами отдыха горожанам служили многочисленные парки и скверы, а также берег оз. Кабан. Парадная архитектура города представлена дворцами, зданиями государственных учреждений и домами местной знати.
  • А. ОвчинниковНаучная и педагогическая деятельность историка А. П. СмирноваАрхеолог А. П. Смирнов (1899-1974) был одним из «боевых» археологов-марксистов 1920-х гг. «Проработки» начала 1930-х гг. и так называемое «Академическое дело» заставили его перейти на позиции теории «автохтонизма» и «вульгарного социологизма». «Разгром» краеведения в начале 1930-х гг. детерминирует перенос основного вектора его научных интересов с древней и средневековой истории финно-угорских народов Прикамья на проблемы археологии и истории Волжской Булгарии. А. П. Смирнов написал признанные классическими работы по изучению Болгарского городища.
  • А. Галлямова, И. АбдракиповВ ТАССР нет и духа от ленинской национальной политикиОдним из конфликтов периода «развитого социализма» был широко тиражировавшийся тезис о расцвете в СССР национальных культур. Однако в реалии сокращалась сфера использования национальных языков, быстро уменьшалось количество национальных школ. Эти процессы в полной мере проявились в ТАССР. Представители татарской интеллигенции, учащиеся, студенты писали письма в разные партийные инстанции, вплоть до ЦК КПСС, выражая обеспокоенность по поводу неблагополучия в сфере национально-культурных проблем.
  • Р. Салихов, Л. МухамадееваАвтобиография казанского купца Ахметзяна СайдашеваАвтобиография казанского купца известного общественно-политического деятеля А. Я. Сайдашева, опубликованная в газете «Баян эль-хак» в 1912 г., является редким историческим источником, раскрывающим основные особенности формирования национальной торгово-промышленной элиты пореформенного периода, ее активной общественной и благотворительной деятельности. В ней приводятся сведения из истории казанских купеческих семей, о личностях крупных коммерсантов и промышленников, специфике взаимоотношений в мусульманских общинах Старотатарской слободы Казани.
  • Т. КотюковаО поездке С. Н. Максудова в 1910 г. в Туркестан
  • И. Миннуллин, А. МинвалеевСуфизм в советском Татарстане: к постановке проблемыИсследование посвящено некоторым проблемам истории суфийских общин Татарстана советского периода, а также анализу отношения государственных органов власти республики к проблеме суфизма («ишанизма») в 1920-1930-е гг. Воссоздана история суфийской общины с. Курманаева (Кизляу) в послевоенные годы. Впервые в научный оборот вводятся материалы устной истории, отражающие неизвестные страницы истории деятельности ишанов «чистопольского пути» в Казани в 1950-1980-е гг.
  • С. ФроловаО. М. Ковалевский и В. П. Молоствов о состоянии Казанского университета 150 лет назадВ 1855 г. попечитель Казанского учебного округа В. П. Молоствов представил Министру народного просвещения Российской империи А. С. Норову кандидатуру нового ректора Казанского университета О. М. Ковалевского. Последний составил по просьбе министра письмо, в котором охарактеризовал состояние университета. В 1857 г. по поручению А. С. Норова В. П. Молоствов составил уже проект по улучшению состояния университета.
  • А. КабироваСозданы невыносимые условия для жизни рабочих»В советской историографии до последнего времени замалчивались проблемы, связанные с массовым вовлечением населения в общественное производство в годы Великой Отечественной войны. По отношению к труду рабочих и служащих традиционно превалировал героический, ура-патриотический тон. Последствия же ежедневной, изматывающей работы советских людей на предприятиях и на транспорте, как правило, не освещались. Автор предпринял попытку наметить подходы к решению этой проблемы на основе материалов архивов Республики Татарстан.
  • Н. ГоворунФольклор земли ВятскойСамобытность Вятской земли определяется взаимообогащением языков, этносов и традиций, способствовавших формированию неоднородной песенной культуры. Историко-географические сведения и условия сохранения традиций народа, фольклористика Вятского края, аналитический обзор фольклорных сборников, опубликованных XIX-XX вв., подтверждают неиссякаемую силу фольклора, его педагогического потенциала, в том числе и в современной жизни Вятской земли.

На путях духовного возрождения

Из глубины столетий

  • Г. ДавлетшинДревнетюркская письменностьИсточники и научные исследования говорят о том, что древние тюрки с давних пор имели государственную систему и связанную с ней развитую письменную культуру. О развитии последней можно судить по сферам функционирования рунического алфавита, материалам письма, степени грамотности, книжной культуре. Истинно древнетюркский совершенный алфавит послужил важным элементом в сохранении древнетюркского этноса. Наряду с уйгурским алфавитом, он служил тюрко-татарам в течение многих веков вплоть до распространения ислама и его атрибута — арабского алфавита.
  • И. Мустакимов«Все тюрки и монголы были покорены его величием и мощью» (Чингиз-хан в некоторых тюркоязычных источниках)
  • Г. ХисамиеваНадгробие как исторический документ: региональный аспектЭпитафии играют важную роль в раскрытии этнокультурной истории региона. Автор приводит анализ надписей на вековых надмогильных камнях, сохранившихся в одном из наименее изученных в эпиграфическом плане регионов Татарстана — юго-востоке. Несомненный интерес представляют тексты родословных — шеджере. Одни из них предстают как единственный документ исторического характера, другие — как дополнение к своим письменным аналогам, дошедшим до сегодняшнего дня благодаря бережному отношению к ним потомков.
  • Э. СалаховаМагометанские метрические книги в фонах Национального архива РТВ фондах Национального архива Республики Татарстан хранится множество магометанских метрических книг. Это метрические записи с 1829 по 1930 г. деревень и сел Казанской, Уфимской, Симбирской, Вятской губерний, количество которых составляет более 2 000 единиц. При их анализе нельзя не учитывать особенности и правила их составления.
  • Д. ИсхаковБыть верным с друзьями и притворно равнодушным с врагамиОдним из важных аспектов истории тюрко-татарской цивилизации XV-XVI вв. и несколько более позднего времени являлась традиция государственного устройства, породившая целый пласт особой культуры государственной жизни. Это и культура дипломатии, придворного церемониала, и система государственных символов. Истоки этого своеобразного раздела культуры тюрко-татарских обществ XV-XVI вв. в большинстве своем восходят к золотоордынской традиции.
  • Р. МардановПерепись населения 1897 г. и татары–мусульмане Елабужского уездаВ 1897 г. в Елабужском уезде Вятской губернии проводилась перепись населения. В Государственном архиве Кировской области сохранились переписные листы и другие документы переписи. По ним можно отследить противодействие переписной кампании татар-мусульман.

XX век: страницы истории

  • М. АмирхановаПриродно-географический и градостроительный облик Казани в начале ХХ в.Казань начала ХХ в. — это крупный губернский город с населением более 160 тысяч человек. Поликонфессиональный и полиэтнический состав населения определил и архитектурное своеобразие Казани. Город украшали многочисленные церкви, монастыри, мечети. По его территории протекали р. Казанка и протока Булак. Местами отдыха горожанам служили многочисленные парки и скверы, а также берег оз. Кабан. Парадная архитектура города представлена дворцами, зданиями государственных учреждений и домами местной знати.
  • И. Тагиров«Теперь чувствуем себя гражданами, равными со всеми национальностями великого государства»В 2007 г. исполнилось 90 лет с начала Февральской революции 1917 г. Митинги, собрания, а в последующем и съезды 1917 г. были, с одной стороны, показателями национального раскрепощения народа, с другой — стали формой его самоорганизации. Именно на них создавались всевозможные комитеты или бюро. Сотни мусульманских солдатских комитетов возникли в войсковых формированиях, в том числе в тылу и на фронте.
  • А. ОвчинниковНаучная и педагогическая деятельность историка А. П. СмирноваАрхеолог А. П. Смирнов (1899-1974) был одним из «боевых» археологов-марксистов 1920-х гг. «Проработки» начала 1930-х гг. и так называемое «Академическое дело» заставили его перейти на позиции теории «автохтонизма» и «вульгарного социологизма». «Разгром» краеведения в начале 1930-х гг. детерминирует перенос основного вектора его научных интересов с древней и средневековой истории финно-угорских народов Прикамья на проблемы археологии и истории Волжской Булгарии. А. П. Смирнов написал признанные классическими работы по изучению Болгарского городища.
  • С. Елизарова, Г. Фаезова, Д. Шарафутдинов«Устроить в Буинске показательный процесс над врагами народа»В Центральном государственном архиве историко-политической документации Республики Татарстан хранятся 16 томов архивно-следственного «Буинского дела» 1937 г. Оно является одним из множества подобных, сфабрикованных органами НКВД процессов, позволявших властям избавляться от неугодных «контрреволюционных элементов».
  • А. Галлямова, И. АбдракиповВ ТАССР нет и духа от ленинской национальной политикиОдним из конфликтов периода «развитого социализма» был широко тиражировавшийся тезис о расцвете в СССР национальных культур. Однако в реалии сокращалась сфера использования национальных языков, быстро уменьшалось количество национальных школ. Эти процессы в полной мере проявились в ТАССР. Представители татарской интеллигенции, учащиеся, студенты писали письма в разные партийные инстанции, вплоть до ЦК КПСС, выражая обеспокоенность по поводу неблагополучия в сфере национально-культурных проблем.
  • Л. КузнецоваДень трудового подвига татарских нефтяниковВ 2007 г. нефтяники республики планируют добыть трехмиллиардную тонну «черного золота». Но на пути к этому рубежу были первые два миллиарда тонн нефти, извлеченные из недр Татарстана. Об этих славных годах нам могут рассказать документы Национального архива Республики Татарстан.
  • Б. СултанбековДве жизни Сергея КнязеваИмя Сергея Львовича Князева (1908-2002) тесно связано с развитием нефтехимии Татарии. С 1949 г. он занимал должность заведующего отделом нефтяной промышленности, а с 1956 г. — секретаря по промышленности, обкома партии, в функции которого входило и руководство развитием нефтехимии Татарии. Он участвовал в освоении Ромашкинского месторождения, внедрении новой технологии добычи нефти, становлении казанского завода «Оргсинтез». Перу С. Л. Князева принадлежат три монографии о нефти Татарии.

Время в судьбах и документах

  • Р. Салихов, Л. МухамадееваАвтобиография казанского купца Ахметзяна СайдашеваАвтобиография казанского купца известного общественно-политического деятеля А. Я. Сайдашева, опубликованная в газете «Баян эль-хак» в 1912 г., является редким историческим источником, раскрывающим основные особенности формирования национальной торгово-промышленной элиты пореформенного периода, ее активной общественной и благотворительной деятельности. В ней приводятся сведения из истории казанских купеческих семей, о личностях крупных коммерсантов и промышленников, специфике взаимоотношений в мусульманских общинах Старотатарской слободы Казани.
  • Т. КотюковаО поездке С. Н. Максудова в 1910 г. в ТуркестанМусульманская фракция Государственной думы стала одной из форм организации общероссийского мусульманского движения, ориентированного на формирование современного общественного самосознания российских мусульман. Одним из ее активнейших политических лидеров был С. Максудов — депутат Государственной думы второго и третьего созывов от Казанской губернии. В целях выяснения настроений мусульманского населения осенью 1910 г. С. Максудов отправился в поездку по Туркестану, где попал под пристальное наблюдение Туркестанского охранного отделения, о чем свидетельствуют публикуемые документы.
  • Л. УсмановаНаш национальный и культурный лидер Аяз Исхаки стоит выше подобных грязных делСреди материалов архива Министерства иностранных дел Японии есть два документа, отражающие сложную ситуацию в среде тюрко-татарской эмиграции на Дальнем Востоке, связанную с прибытием в 1933 г. в Японию Гаяза Исхаки. Это «открытое письмо» тюрко-татарского национального комитета г. Мукдена в редакцию журнала «Новый Японский корреспондент» и письмо этого же комитета Г. Исхаки. Автором обоих писем был секретарь комитета — Ибрагим Девлет-Кильди.
  • Д. ШишкинаЛучше погибнуть, чем смалодушничать (Герой Советского Союза И. А. Норкин)Иван Андреевич Норкин — участник Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Он был артиллерийским мастером на передовой 1-ого Украинского фронта. Будучи в эпицентре военных действий, Иван Андреевич участвовал во многих боях. В 1943 г. около с. Новые Озеряны их полк отразил атаку 100 вражеских танков. За героизм, проявленный в этом бою, И. А. Норкину было присвоено звание Героя Советского Союза.

Мнения. Суждения. Версии

  • А. УнсалРукопись Мухаммеда ал-Булгари «Хазинетуль-улема ва зинетуль-фукаха»Суннитский шейх Мухаммед ал-Булгари (ум. 1418 г. н. э.) оставил после себя рукопись «Хазинетуль-улема ва зинетуль-фукаха» (Клад ученых и украшение исламских правоведов). Она является одной из немногих сохранившихся до конца наших дней работ булгар-мусульман. В ней рассматриваются основополагающие исламские принципы совершения молитвы, приводятся аяты и хадисы, касающиеся этого вопроса, а также высказывания сахабов — лиц, удостоившихся видеть пророка Мухаммада.
  • Л. СыченковаО «немецкой колонизации» русской науки: размышления над письмами Д. В. АйналоваВ Национальном музее Республики Татарстан в архиве профессора Казанского университета Д. А. Корсакова хранятся письма одного из крупнейших российских византинистов XX в. Д. В. Айналова, датированные 1903-1912 гг. В их строках нашла отражение малоизвестная сторона мировоззрения ученого, в частности его открытая русофильская позиция по отношению к ученым немецкого происхождения.
  • И. Миннуллин, А. МинвалеевСуфизм в советском Татарстане: к постановке проблемыИсследование посвящено некоторым проблемам истории суфийских общин Татарстана советского периода, а также анализу отношения государственных органов власти республики к проблеме суфизма («ишанизма») в 1920-1930-е гг. Воссоздана история суфийской общины с. Курманаева (Кизляу) в послевоенные годы. Впервые в научный оборот вводятся материалы устной истории, отражающие неизвестные страницы истории деятельности ишанов «чистопольского пути» в Казани в 1950-1980-е гг.

Свидетельства. Мемуары

  • К. ИльинаПисьма М. Л. Магницкого И. М. СимоновуВпервые публикуются письма известного политического деятеля попечителя Казанского учебного округа М. Л. Магницкого к выдающемуся астроному профессору Казанского университета участнику экспедиции Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева И. М. Симонову. Письма хранятся в отделе редких книг и рукописей Научной библиотеки им. Н. И. Лобачевского Казанского университета. Они являются основой для изучения форм управления высшей школой и источником для исследования развития науки в Казанском университете в первой четверти XIX в.
  • С. ФроловаО. М. Ковалевский и В. П. Молоствов о состоянии Казанского университета 150 лет назадВ 1855 г. попечитель Казанского учебного округа В. П. Молоствов представил Министру народного просвещения Российской империи А. С. Норову кандидатуру нового ректора Казанского университета О. М. Ковалевского. Последний составил по просьбе министра письмо, в котором охарактеризовал состояние университета. В 1857 г. по поручению А. С. Норова В. П. Молоствов составил уже проект по улучшению состояния университета.

Наш календарь

  • О. ФедотоваО праздновании в Казанской губернии 195-летия Отечественной войны 1812 г.В 2007 г. исполняется 195 лет Отечественной войне 1812 г. В 1912 г. Россия отмечала ее 100-летний юбилей. Не остались в стороне Казань и Казанская губерния. Важным аспектом торжеств стали многочисленные благотворительные акции как со стороны государственных структур, так и со стороны частных лиц.
  • Р. Гимазова«Я проповедовал не рознь, а единение…» (К 150-летию со дня рождения Г. Баруди)В 2007 г. исполнилось 150 лет со дня рождения татарского религиозного и общественного деятеля педагога Галимзяна Галеева (Баруди). Он был основоположником знаменитого новометодного медресе «Буби» в деревне Иж-Бобья Сарапульского уезда Вятской губернии. В 1910 г. в отношении него было возбуждено дело с обвинениями в панисламизме и пантюркизме. В Национальном архиве Республики Татарстан хранится докладная записка Г. Баруди казанскому губернатору, цель которой — его собственная реабилитация.
  • Д. Шишкина, Н. НерозниковаТрудиться не покладая рук, не щадить себя, полностью отдаваться любимому делу» (К 110-летию со дня рождения Б. И. Урманче)В 2007 г. исполнилось 110 лет со дня рождения Народного художника ТАССР и РСФСР основоположника профессионального изобразительного искусства татарского народа Баки Идрисовича Урманче. Его сложная биография во многом была связана с Татарстаном, также художник долгое время жил и работал в Москве, Средней Азии. Мастер в своих многочисленных произведениях смог воплотить своеобразие национального характера народов Татарстана, Казахстана, Узбекистана, Башкирии. В НА РТ хранятся документы, связанные с личностью художника.
  • Л. ХузееваКнижный голод хуже хлебного…» (К 100-летию со дня рождения Ибрагима Гази)В 2007 г. исполнилось 100 лет со дня рождения татарского писателя-фронтовика Ибрагима Гази. В Центральном государственном архиве историко-политической документации Республики Татарстан в личном фонде И. Гази хранятся документы, отражающие основные вехи его жизни и творчества: о работе корреспондентом фронтовых газет в годы Великой Отечественной войны, литературно-творческой и редакционной деятельности в послевоенные годы.
  • В. КовшоваБыла возвращена в строй не одна дивизия…» (Из истории мордовских эвакогоспиталей 1941-1945 гг.)На протяжении всего периода Великой Отечественной войны в Мордовской АССР работало 13 эвакогоспиталей, 6 из которых в столице республики — г. Саранске. Большинство из них носили общехирургический характер. Помощь раненым бойцам и командирам оказывали высококвалифицированные врачи. Многие из них прошли подготовку или переподготовку в Казанском медицинском институте. За годы Великой Отечественной войны в действующую армию из госпиталей возвратились вылечившиеся бойцы: в 1942 г. — 78,45 %, в 1943 г. — 92,6 %.
  • Р. ХайрутдиновИнституту истории АН РТ — 10 летВ феврале 2007 г. исполнилось 10 лет Институту истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан. Деятельность институтаохватывает широкий спектр фундаментальных проблем различных отраслей гуманитарной науки, а также прикладных работ по реализации проектов сохранения и изучения историко-культурного наследия татарского народа, других народов Татарстана, разработке, апробации и внедрению новых учебных программ, учебников, учебных пособий, педагогических технологий и методических рекомендаций для образовательных учреждений республики.

Перелистывая редкие издания и рукописи

  • Г. СайфуллинаКазан иллђрендђ Вђйсел-Карани»(Вайсел-Карани на казанской земле)Йеменский мистик современник пророка Мухаммада Вайсел-Карани (ум. 643 г.) оказался знаменитым своей внутренней духовной связью с Пророком, хотя в реальности ему так и не довелось увидеться с ним. Образ Вайсел-Карани стал темой многих поэтических строк, распеваемых мусульманами в разных уголках мира, в том числе и среди татар.
  • М. ЭхмэтжановДастан "Кысса–и Сакам" (продолжение)Среди неизученных памятников татарской литературы средних веков известно поэтическое произведение «Сказание о Сакаме». Литературоведам на сегодняшний день известны четыре рукописных списка сказания: Камкинский, Мало-Кайбицкий, Больше-Менгерский и Усримский.Сюжетом для сказания послужила история посылки наемного богатыря Сакама убить вождя мусульман богатыря Али и забрать его военные доспехи. За победу над Али царь неверных обещает Сакаму свою дочь. В поэме прослеживается намек на политику московских князей, проводивших идею разрушения независимости татарских государств.

Новые книги. Отзывы и рецензии

  • Н. ХамитбаеваДостойный вклад в историографиюВ рецензии на монографию И. К. Загидуллина «Мусульманское богослужение в учреждениях Российской империи» (Казань, 2006. – 464 с.) рассматриваются основные проблемы, которые поднимаются в книге, подчеркивается многогранность темы, выделяются ее особенности, учтенные автором и изученные им на основе большого фактического материала, отмечаются интересные выводы, к которым пришел исследователь.

В блокнот историка. Архивный калейдоскоп

  • И. Валиуллин"Находятся у нас в слободе худые люди "Обращение к истории локальных татарских общин дает возможность более полной реконструкции социально-экономической и политической истории татарского народа. Автор раскрывает некоторые аспекты функционирования татарской общины Казани во второй половине XVIII в. Освещение получили вопросы урегулирования общественной жизни, роль и соотношение официальных и традиционных элементов управления в татарских слободах; новые явления, охватившие татарскую общину на фоне внутриполитических изменений в России. Работа основана на архивных материалах, большая часть которых впервые вводится в научный оборот.
  • Б. КуницынРектор трех академий (Антоний Храповицкий)Антоний (Храповицкий) — выдающийся первоиерарх Русской Православной Церкви, возглавлявший на протяжении пяти лет (1895-1900 гг.) Казанскую духовную академию. Автором отмечены основные моменты дискуссии между Л. Толстым и Антонием. Приложением к статье публикуется ранее не публиковавшееся письмо Антония (Храповицкого) выдающемуся историку профессору Казанской духовной академии П. В. Знаменскому. Оно публикуется по подлиннику автографа, хранящегося в Национальном архиве Республики Татарстан в фонде П. В. Знаменского.
  • Е. БурдинНикольская жемчужина (Из истории Казанско-Богородицкой церкви села Никольского)В 1795 г. в центре с. Никольского Спасского уезда Казанской губернии (ныне Спасский район Республики Татарстан) была построена Казанско-Богородицкая церковь. Судя по «Главной описи Казанско-Богородицкой церкви села Никольского Спасского уезда Казанской епархии» (1898 г.) это был красивый и богатый сельский храм с роскошным внутренним убранством и хорошей библиотекой. По декрету 1922 г. в Казанско-Богорадицкой церкви с. Никольского были изъяты многие ценности, а в 1937 г. она была окончательно закрыта.
  • А. ХабибуллинаТатарская женщина и ее наследственные права в конце XVIII — начале XIX в.Публикация является попыткой раскрыть положение татарской женщины конца XVIII — 1-ой половины XIXв. На основе архивных материалов Национального архива Республики Татарстан (фонд Татарской ратуши г. Казани) освещается частный аспект обозначенной проблемы, а именно наследственное право женщины-татарки. Анализ документов, касающихся этой области семейно-брачных отношений татар, также выявляет особенности регулирования их шариатом и российским законодательством.
  • И. Загидуллин"Стиль здания — восточный" (Из истории возведения Санкт-Петербургской соборной мечети)В 1881 г. мусульманская община г. Санкт-Петербурга выступила с инициативой строительства в городе соборной мечети. Так начался сбор пожертвований. В 1907 г. был объявлен конкурс на лучший архитектурный проект исламского культового здания. Торжественная закладка мечети состоялась 3 февраля 1910 г., и уже в 1913 г. в ней был совершен первый намаз.
  • Л. Сафиуллина, И. Зарипов«В интересах благоустройства расположенного в центре города сада» (Цветочный магазин купца Михаила Квасникова)В Национальном архиве Республики Татарстан хранится дело Казанской городской управы «О сдаче в аренду купцу М. Н. Квасникову земельного участка в Черноозерском саду под постройку каменного здания для торговли цветами». С этого документа начинается история цветочного магазина на ул. Лобачевского, 5, проект которого прошел множество инстанций, прежде чем воплотиться в жизнь. Магазин «Цветы» и сегодня радует горожан.
  • Г. БулатМолнией “Яшен” сверкает в облаках народных бед…» (Татарские сатирические журналы начала XX в.)Татарские сатирические журналы начала XX в. (1906-1917 гг.) освещали практически все крупные события того времени. В их поле зрения находились как общественно-политические проблемы, так и вопросы национальной культуры. Тем самым эти издания являются солидным историческим источником, отражающим отношение татарского населения Российской империи к политическим событиям и известным личностям.
  • М. СибгатуллинаМастер печатного словаПублицист и писатель Ф. Карими в 1906-1917 гг. был редактором общественно-политической газеты «Вакыт». В среде мусульман ХХ в. эта газета пользовалась заслуженным авторитетом. Этому способствовала плодотворная работа редактора, корреспондентов и большого круга постоянных авторов — Г. Атласи, З. Башири, М. Бигиева, З. Валиди, М. Гафури и др. На страницах газеты освещались: реформа образовательной системы, деятельность Думы и правительства, совершенствование татарского алфавита, женский вопрос, торговля и ремесла, проблемы языка и литературы, народного творчества; национальный театр и музыка.
  • Г. БарановаСпасское педучилищеСпасское педучилище начало своей истории ведет с учительской семинарии, открытой в Билярске в начале 1918 г. Семинария, не просуществовав и года, была закрыта, а ее имущество в октябре 1919 г. передано открывшимся в Спасске педагогическим курсам. Педучилище за годы своего существования выпустило немало квалифицированных кадров. Его история закончилась в 1955 г., когда в связи с затоплением Куйбышевского водохранилища оно было расформировано.
  • Д. ГарифуллинШеджере (родословное древо) Мухаммата МагдееваТатарский писатель и литературовед Мухаммед Магдиев широко известен в Республике Татарстан. Его творчество было связано с родным краем, его историей. В краеведческих произведениях Магдиева нашло отражение прошлое и настоящее деревень Губурчак и Сикертань Арского района Республики Татарстан.
  • А. КабироваСозданы невыносимые условия для жизни рабочих» (Условия труда и быта промышленных рабочих в военный период)В советской историографии до последнего времени замалчивались проблемы, связанные с массовым вовлечением населения в общественное производство в годы Великой Отечественной войны. По отношению к труду рабочих и служащих традиционно превалировал героический, ура-патриотический тон. Последствия же ежедневной, изматывающей работы советских людей на предприятиях и на транспорте, как правило, не освещались. Автор предпринял попытку наметить подходы к решению этой проблемы на основе материалов архивов Республики Татарстан.
  • В. БеркутовИз истории Арского педучилища военных летIИсторию учебных заведений времен Великой Отечественной войны нельзя назвать обыденной. Они жили одними надеждами и стремлениями со всей страной. Документы Национального архива Республики Татарстан через статистические материалы раскрывают историю Арского педучилища.

Информация. Хроника

У наших соседей

  • Н. ГоворунФольклор земли ВятскойСамобытность Вятской земли определяется взаимообогащением языков, этносов и традиций, способствовавших формированию неоднородной песенной культуры. Историко-географические сведения и условия сохранения традиций народа, фольклористика Вятского края, аналитический обзор фольклорных сборников, опубликованных XIX-XX вв., подтверждают неиссякаемую силу фольклора, его педагогического потенциала, в том числе и в современной жизни Вятской земли.
  • В. БеркутовУдмуртские народные праздники, обряды и поверьяСезонные праздники удмуртов, приуроченные к основным земледельческим работам: «Гуждор», «Акаяшка», «Гербер», «Выль жук», «Толсур», «Пукро» (Пукрол), «Вой дыр», а также обряды и поверья, которые возникали в связи с религиозными верованиями, нашли отражение в данной публикации.

Обычаи и обряды. Физкультура и спорт

  • Д. Шарафутдинов«Как земля прогреется, собирается джиен»Первоначально основная часть праздника Джиен соответствовала времени летнего солнцестояния и была связана с представлениями о середине годового пути Солнца. Доисламская идеология Джиена заключалась в принесении жертв Солнцу, небу и предкам о ниспослании благодати, приплода скоту и хорошего урожая. После принятия ислама одной из основных идеологических функций Джиена остался вопрос, связанный с государственностью. С ее утратой эта функция исчезла. Сохранились лишь обряды, связанные с родственными узами, продолжением рода и с аграрным культом.
  • К. МухтаровМарафонец Нил ГатинВ воспоминаниях ветерана спорта, мастера спорта СССР международного класса Камиля Мухтарова рассказывается о первом чемпионе Татарстана в марафонском беге Ниле Гатине. На фоне побед спортсмена раскрывается полувековая история бега на длинные и сверхдлинные дистанции. В написании автором был использован дневник Н. Гатина.