2007 2

Кинематограф в Казанской губернии


 

 Алексеева Е. П. Развитие и становление кинематографа в Казани и Казанской губернии (1897-1917 гг.). – Казань, 2007. – 182 с.

Книга Е. П. Алексеевой представляет собой первое комплексное исследование истории возникновения, становления и развития кинематографа большого и многонационального региона. Автор глубоко изучил источники и научную литературу по проблеме, грамотно их классифицировал и представил взвешенные и корректные оценки отдельных трудов. Помимо привлечения опубликованного документального материала, а также периодической печати за двадцать лет, Е. П. Алексеевой проведена огромная работа по выявлению и анализу документов республиканских архивов и фондов Национального музея Республики Татарстан.

Демонстрация первого киносеанса в Казани состоялась в мае 1897 г. Это и было рождение кинематографа в административном центре губернии.

Постепенно кинематограф получил «прописку» в гимназиях, земских школах, гостиницах и летних садах. Без него невозможно было представить выборы, досуг, развлечения. Иными словами, киноискусство стало неотделимым компонентом духовной жизни горожан уже с конца ХIХ в.

Книга содержит впечатляющую картину роста кинотеатров в Казани и в Казанской губернии в начале XX столетия. Отправным стал 1908 г., когда начали работать восемь казанских кинотеатров и 19 киноустановок (в гостиницах и перворазрядных ресторанах). К 1915 г. количество кинотеатров выросло в два раза.

Е. П. Алексеева выявила имена владельцев кинотеатров, проанализировала их социальный статус и деятельность в области кинематографической культуры. Привлекают внимание живые характеристики представителей этой прослойки предпринимателей.

Центральным сюжетом книги является вопрос о «становлении кинопроката в Казани». Автор показывает не только жанровое разнообразие кинопроката в губернии, но и дает анализ художественных достоинств отдельных кинофильмов. Особенно интересны читателю будут описания местных хроникальных съемок.

В книге рассмотрена система так называемого «рационального проката», сформировавшаяся в Казани по примеру столичных городов России. Показана деятельность кинопрокатных центров, «просветительского кинематографа» и «научно-популярного электротеатра».

Автором выполнена сложная, трудоемкая работа по реконструкции конкретной картины распространения кинематографа в Казанской губернии. Установлено, что во многих уездных городах, селах и деревнях края были свои кинотеатры.

В исследовании прослеживается также эволюция казанского кинематографического социума. Автор, анализируя образ кинематографической публики, делает вывод, что она была достаточно грамотной и утонченной.

Книга написана хорошим литературным языком, стилистически выдержана, логически выстроена. Думается, она с интересом будет воспринята читателем.


Гали Арсланов,
доктор искусствоведения