2007 2

"О находке единственной дореволюционной киносъемки"

           В дополнение к информационному обзору, опубликованному нами в «Гасырлар авазы – Эхо веков»1, сейчас появилась возможность обнародовать кинокадры пока единственно найденного дореволюционного киносюжета, связанного с Казанью, хотя именно информация об этом составляла, так сказать, основную «изюминку» нашей прошлой публикации.

Наш небольшой рассказ о поисках этого киноматериала и о самом киносюжете сможет послужить наглядным примером того, как непросто порою даются коррективы и комментарии к сведениям из архивных источников.

Первоначально ни в архивах Казани, ни по запросам в Российском государственном архиве кинофотодокументов (РГАКФД), ни по каталогам этого архива, просмотренным нами при его посещении, ни на Интернет-сайте РГАКФД нам не удалось обнаружить ни одного дореволюционного кинокадра, хотя сама Казань по своей кинематографической активности была не последней в дореволюционной России2.

Но из спецвыпуска журнала «Казань» (1997. – № 7), посвященного Свияжску и Зеленодольску, где были приведены краеведческие материалы местных историков, нам запомнилась информация об открытии знаменитого железнодорожного Романовского моста близ Свияжска. В одной из статей сообщалось, что на праздничное мероприятие 11 июля 1913 г. ожидалось прибытие из Москвы на пароходе «Император» императора Николая II. В этих материалах упоминалось также, что на торжествах, как и положено в подобных случаях, присутствовало много фотографов и кинооператоров, причем не только местных. Хотя император приехать не смог, можно полагать, что съемки самого этого торжественного мероприятия, посвященного 300-летнему юбилею царствования дома Романовых, были все же осуществлены в полной мере3.
         
В изученных нами справочниках об этих возможных съемках нет ни слова. Зато на Интернет-сайте РГАКФД I при поиске по ключевому слову «Свияжск» компьютер выдал следующую, сугубо нейтральную и довольно невнятную по содержанию информацию: «№ 1127. Патэ — журнал № 229 а” [б. г.] […]. Иллюминированный мост через р. Волгу у г. Свияжска. Речное судно отходит от пристани. Речные суда стоят у моста». А что конкретно происходит в самом киносюжете, когда и зачем это снято — непонятно.

 
Мост через Волгу близ Казани. Начало XX в.
Кинокадры открытия Романского моста близ Свияжска. 1913 г.

 

Определенней оказались сведения в справочнике В. Баталина «Кинохроника в России (1896-1916 гг.)» (М., 2002). В нем, в отличие от справочника В. Вишневского «Документальные фильмы дореволюционной России (1907-1916)» (М., 1996), были представлены только те киносъемки, которые сохранились с дореволюционных времен и находятся в архивах за указанным номером: «№ 1127. Открытие моста через Волгу у г. Свияжска, украшенный российскими флагами мост. От моста отплывает иллюминированный пароход Император,.. производство фирмы Патэ, 1913»4.

Мы отправились в Красногорск и просмотрели копию. Итак, теперь все вроде бы сходится. Если собрать все сведения вместе, известен номер киножурнала и год его выпуска. И понятно теперь — о чем кино. Когда посмотрели пленку на монтажном столе, убедились: нашли то, что искали. Все, если не считать случайных, «чужих» монтажных вклеек в этом сюжете, куда ненароком вошли и кадры из других эпизодов киножурнала «Патэ», выглядит в точности так, как описано в информации журнала «Казань». И можно теперь уже поставить окончательную точку: перед нами единственно достоверно установленные съемки дореволюционного времени, связанные с Казанью! Причем ясна причина их появления, а не только содержание.

Но нет, оказывается, предела возможным уточнениям. Так, выявилась еще одна «пикантная» деталь. В опубликованных недавно воспоминаниях внучки Надежды Филаретовны фон Мекк5, как известно, спонсировавшей великого композитора П. И. Чайковского, имеются строки о том, что ее сын, который, как известно, строил железную дорогу между Казанью и Москвой, во время открытия моста сам прошел по нему первым. Чисто в качестве предположения: может быть, этот человек в белой фуражке на последенем кинокадре и есть Николай Карлович фон Мекк. Но это уже выходит за пределы наших непосредственных интересов. Остается лишь посоветовать местным краеведам разыскать и сравнить фотографии этого человека с другими документами.

В завершение отметим, что наряду с несколькими кадрами из этого дореволюционного киносюжета в нашей подборке иллюстраций представлена и старинная открытка, сохранившая результаты деятельности дореволюционных фотокорреспондентов. Она, кстати, в точности повторяет центральные кадры из данного киносюжета. Но примечательно, что и по самой открытке тоже ничего непонятно, в связи с чем она напечатана и когда. Так что наш поиск оказался полезным и для филокартистов, специализирующихся на местной тематике.

I Режим доступа: http://rusarchives.ru/federal/rgakfd/catalog.

 

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Галеев Б., Галявина С. Казань на забытых кинолентах (из архивов и письменных источников) // Гасырлар авазы – Эхо веков. – 2006. – № 2. – С. 302-317.

2. Вся кинематография. – М., 1916. – 350 с.; Вишневский В. Документальные фильмы дореволюционной России (1907-1916). – 286 с.; Летопись российского кино (1863-1929). – М., 2004. – 699 с.; Алексеева Е. Развитие и становление кинематографа в Казани и в Казанской губернии (1897-1917 гг.). – Казань, 2007. – 181 с.

3. Батькова Л. Сад над Волгой // Казань. – 1997. – № 7. – С. 18.

4. Баталин В. Кинохроника в России (1896-1916). – М., 2002. – С. 90.

5. Мекк Г., фон. Как я их помню / Пер. с англ. – М., 1999. – С. 125-126.

Иллюстрации из личного архива авторов.

Булат Галеев,

Сумбуль Галявина

(НИИ «Прометей» АН РТ)