2007 2

Документальный фильм "Взятие Казани" 1917 г. из фондов Национального музея Республики Татарстан

В фондах Национального музея Республики Татарстан хранится документальный фильм «Взятие Казани» 1918 г. Интересна история создания этого фильма, ведь собственного кинопроизводства в Казани тогда еще не было…

14 сентября 1918 г. из Москвы в Казань отбыл агитационно-инструкторский поезд ВЦИК им. Ленина1. Он был оборудован специальной лабораторией для хранения пленки и химикалий, печати фотографий, проявки на пробу коротких кусков пленки. Утром 20 сентября 1918 г. поезд прибыл в Казань, куда лишь несколько дней назад вступила Красная армия.

Оператор, снимавший Казань, был вооружен кинокамерой, немалым запасом пленки и солидным вциковским мандатом, разрешающим съемку на фронте и в прифронтовой полосе. Оператором был молодой человек лет двадцати. Звали его Эдуард Тиссе.

Тиссе много и жадно снимает. 22 сентября — день траура. Казань хоронит красноармейцев, павших при взятии города. Накануне руководство поезда обратилось к военному коменданту Казани Кину с просьбой дать легковой автомобиль с проводником для Тиссе, который «обязан произвести съемку процессии похорон жертв контрреволюции»2.

Вот как сам Тиссе вспоминал съемки в Казани: «Выбирая высокую точку съемки, взобрался с аппаратом на ветряную мельницу. Увлекшись съемкой, не заметил, как она стала центром боя. Я продолжал снимать, пока кавалерия белых не подошла вплотную к мельнице. Но вот, к счастью, наши конники перешли в контратаку… С большим трудом, под обстрелом, мне удалось спуститься со своим киноаппаратом вниз. Меня подхватили на тачанку, и я получил возможность снять паническое бегство белых…»3.

В записной книжке оператора Эдуарда Тиссе есть записи, позволяющие проследить его дальнейший путь по Волге и Каме: «…поселок “Бережные Челны”. Сидим на пароходе “Дмитрий Донской”. Высадка невозможна до разведки. Снимал боевые операции на подступах к Мензелинску. Город взяли. Важный стратегический пункт для возможности дальнейшего продвижения Волжской флотилии Раскольникова. Был на заседании у командующего Волжской флотилией Раскольникова. Начался обстрел из дальнобойных орудий со стороны неприятеля. Противник выпустил подвесной аэростат для корректировки стрельбы… Выходил с аппаратом снимать взрывы снарядов на воде»4.

Так снимался фильм «Взятие Казани», который хранится в фондах Национального музея РТ.

О том, как этот фильм и другие киножурналы попали в Национальный музей, рассказал в своей книге «Поиски, встречи, находки» директор музея В. М. Дьяконов:

«Было это в годы Отечественной войны. Прохожу как-то по музейному двору и вижу: жгут ребята кинопленку.

— Откуда, — спрашиваю, — пленку взяли?

Молчат виновато. Пришлось пригрозить как следует. Повели в смежное с музеем помещение.

— Тут ее, этой пленки, навалом, дяденька, — оправдываются.

Чулан оказался даже незапертым. Принесли фонарь “летучую мышь”, стали вытаскивать коробки с кинолентами. Да, это были киноленты, а точнее, казанская кинохроника: 120 журналов за ряд лет. Все покрыто толстым слоем пыли, завалено всяким хламом.

Поскольку имущество было бесхозным, музей прибрал его к своим рукам. На благо исторической науки. Сейчас этим кинофондом пользуются кинематографисты, работники телевидения, разные исследователи. Что ни говорите, а это кинолетопись Татарии за десяток предвоенных лет»5.

Эту информацию дополнит рассказ заслуженного деятеля искусств Республики Татарстан кинорежиссера И. Х. Утяганова: «В середине девяностых годов я приступил к работе над фильмом “Кто же я?” о Султан-Галиеве, имя которого в советское время было вычеркнуто из истории. В это же время в фондах НМ РТ, как мне стало известно, было много киножурналов, снятых казанскими кинематографистами в тридцатые — сороковые годы. Эти коробки с пленкой лежали неразобранными. Мне стало интересно, и я сначала на телевидении, а потом на Казанской студии кинохроники, на монтажном столе стал смотреть эти бесценные кинокадры. А заодно, стал их описывать. Все 120 коробок! Эта работа заняла целый год! Некоторые кадры я использовал в фильме “Кто же я?”, но многие кинокадры до сих пор остаются невостребованными… Еще в то время Госкино пыталось найти деньги для контратипирования и печати позитива (это стоило тогда миллион рублей!), но почему-то дело остановилось…».

И. Х. Утяганов сделал описи киножурналов и фильмов, хранящихся в фондах Национального музея РТ. Сегодня всем желающим ознакомиться с кинолетописью Татарстана сотрудники музея предлагают карточки с описанием сюжетов киножурналов.

 

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Листов В. Камера в пути // Искусство кино. – 1968. – № 10. – С. 114-120.

2. Там же. – С. 116.

3. Идрисов А. Пионер казанского кино // Вечерняя Казань. – 1979. – 21 марта.

4. Листов В. Камера в пути // Искусство кино. – 1968. – № 10. – С. 117.

5. Дьяконов В. М. Поиски, встречи, находки. – Казань, 1977. – С. 101.

Елена Алексеева,

кандидат исторических наук