2008 2

Аудиовизуальные документы о прошлом и настоящем

Центральный государственный архив аудиовизуальных документов Республики Татарстан — один из самых молодых в нашей республике. В 2009 г. он отметит свое десятилетие.
Пространство кинофотофонодокументирования в наши дни практически безгранично. Сегодня трудно найти область социальной жизни, где бы не создавались кино-, фото-, фонодокументы. Наряду с уже устоявшимися направлениями их использования в массовой информации, а также в творческих организациях, объединениях кинофотолюбителей, они находят широкое применение в сфере управления, научно-технической области, судебной практике, в работе по восстановлению архитектурных ансамблей и других памятников, в краеведении и т. п.

Историческая ценность аудиовизуальных документов велика. Они запечатлевают крупнейшие события общественно-политической жизни общества, выступления выдающихся государственных, общественных деятелей, деятелей культуры, науки, искусства. Аудиовизуальные документы дают возможность стать непосредственным свидетелем прошедших событий. По фонодокументам можно проследить за творческим процессом в музыкальной культуре, ростом мастерства отдельных исполнителей, сравнить различные исполнительские школы, интерпретации одних и тех же произведений разными музыкантами1.

Этот вид источников имеет сравнительно небольшую историю. Так, первая казанская киносъемка демонстрировалась 18 апреля 1898 г. Немного позже в Казани появилась звукозапись. Исторические перипетии долгое время препятствовали полноценному формированию фондов, коллекций аудиовизуальных документов. В советский период на этот процесс неизгладимый отпечаток наложил классовый подход к анализу общественно-политической и культурной жизни страны. В 1917 г. многие киножурналы были вывезены за границу и осели в частных коллекциях, дальнейшая их судьба неизвестна. Многие погибли из-за плохих условий хранения в первые годы национализации кинопромышленности. Государственное хранение кинофотофонодокументов как документальных свидетельств эпохи стало обеспечиваться в Советском Союзе только во второй половине 1920-х гг. В силу названных обстоятельств при изучении отдельных этапов отечественной истории, отразившихся в аудиовизуальных документах, мы сталкиваемся с многочисленными примерами их утраты2, изъятия (по политическим и другим соображениям) ценных кинокадров и фрагментов фонодокументов из готовых кинопроизведений, радио- и телепередач, их перемонтажом и даже физическим уничтожением.

Это была повсеместная практика. Вероятно, поэтому бытует неверное представление о том, что, например, нигде не сохранилось ни одного кинокадра дореволюционных съемок Казани (при многочисленных сведениях о том, что сами съемки активно проводились). Однако оснований для подобных пессимистических заключений нет. В статье «Казань на забытых кинолентах»3 доктор философских наук Б. Галеев пишет, что в результате поиска ему удалось выявить в Российском государственном архиве кинофотодокументов сохранившиеся кадры киносъемок дореволюционной Казани. Речь идет об уникальных кадрах, запечатлевших жителей Казанской губернии, собравшихся встречать у недавно построенного Романовского моста пароход, на котором должен был прибыть император Николай II. Существует много справочной литературы, где представлены сведения о казанских съемках, обнаруженных в дореволюционной прессе. Интересен справочник В. Вишневского «Документальные фильмы дореволюционной России (1907-1916)» (М., 1996). В нем содержится информация только о самих фактах киносъемки (по сохранившимся в печати сведениям), но отнюдь не о наличии их сегодня в каких-либо архивах. По кратким аннотациям к кинодокументам, хранящимся в Российском государственном архиве кинофотодокументов, выбранным по ключевым словам «Казань», «Татария», Б. Галеевым было обнаружено более 200 кинодокументов, относящихся к истории Казани и республики в целом. В подавляющем большинстве это съемки центральных, в основном московских, киностудий.

Идея систематического комплектования Архивного фонда Республики Татартстан как текущей, так и ретроспективной аудиовизуальной информацией нашла понимание и поддержку у многих руководителей республиканских средств массовой информации (именно в продукции СМИ содержится значительная часть аудиовизуальных свидетельств прошлых и текущих событий), Государственного Совета РТ. 31 декабря 1999 г. Кабинет Министров республики принял постановление об образовании Центрального государственного архива аудиовизуальных документов РТ.

С первых дней работы аудиовизуальный архив начал собирать информацию о кинофотофоновидеодержателях, данные об их коллекциях, условиях хранения. Отметим, что за последние десятилетия различные организации республики сформировали значительные коллекции аудиовизуальных документов общественно-политического, литературно-художественного характера, имеющих важное культурно-историческое значение. Особую ценность имеют более ранние по времени создания кинофотофонодокументы. Например, почти каждая документальная аудиозапись, сделанная до начала 1940-х гг., может рассматриваться как уникальный документ. К сожалению, многие из аудиовизуальных фондов ведомственных архивов не прошли даже первичную научную и технологическую обработку. Ряд фондов не был каталогизирован или хотя бы описан. Многие уникальные коллекции находятся под угрозой исчезновения из-за плохих условий хранения, отсутствия современной технической базы. Они нуждаются в реставрации и немедленном создании страховых фондов. Остро стоит вопрос и о ведомственной раздробленности аудиовизуальных фондов, изолированности их друг от друга. Нашим архивом предпринимаются шаги для изменения сложившейся ситуации в лучшую сторону, но для комплексного решения проблемы обеспечения сохранности аудиовизуальных документов требуется усовершенствование действующей законодательной базы.

Радикальные изменения в сфере комплектования Центрального государственного архива аудиовизуальных документов РТ стали происходить с 2003 г. Тогда ему были переданы кинодокументы «Казанской студии кинохроники». Более двух тысяч единиц хранения кинодокументов представляют несомненный интерес для широкого круга пользователей. Среди кинодокументов можно выделить обширный материал о жизни национальных республик Поволжья. В кинодокументах запечатлены важные события из истории Камского автомобилестроительного завода (КамАЗ), от закладки первого камня до нынешних дней, становление нефтяной и химической промышленности, первые шаги демократии в процессе выборов президентов в Республике Марий Эл, Чувашской Республике, Республике Мордовия, события, касающиеся возрождения национального самосознания. Значительную часть фильмотеки составляют уникальные материалы по визуальной антропологии, рассказывающие о традициях, верованиях, обычаях, культуре народов Поволжья и Приуралья.

Среди документов архива следует отметить видео- и фотодокументы, переданные в архив Государственным центром сбора хранения, изучения и пропаганды фольклора татарского народа. Центр ведет планомерную и целенаправленную работу по сбору памятников традиционной культуры татар, проживающих как в Республике Татарстан, так и за ее пределами. Одно из направлений этой работы — организация научно-комплексных экспедиций в районы Татарстана и в регионы компактного проживания различных этнических групп татар. В ходе экспедиций самобытность культурной жизнедеятельности различных этнических групп татар фиксируется на видео-, аудио-, фотопленках. В фондах Центра есть эксклюзивные материалы уже утраченного обрядового, музыкального, устно-поэтического этнографического фольклора татар.

При непосредственной поддержке Премьер-министра Республики Татарстан Р. Н. Минниханова с 2007 г. в ЦГА АД РТ реализуется комплексная архивная программа. Ее целью является цифровое архивирование аналоговых фонограмм и видеодокументов на носителях долговременного хранения (DVD, XDCAM) c технологией Scratch Proof, высокотехнологичная реставрация наиболее ценных аудиозаписей, издание наиболее интересных материалов для музеев, библиотек, школ и создание электронной базы данных на аудиовизуальные документы. В ближайшее время ЦГА АД РТ планирует начать работу по созданию единой автоматизированной информационно-поисковой системы (АИПС), позволяющей осуществлять в реальном времени поиск цифровых копий аудиовизуального контента архива. Архив планирует выставить АИПС в глобальную сеть Интернет. Это решение, несомненно, является перспективным с точки зрения сохранности аудиовизуальных документов, которые будут воспроизводиться с использованием современных цифровых технологий. Интенсивный физический контакт и повышение температуры при каждом использовании повреждает оригинальные документы. Раньше высокая частота использования оригинальной аудиовизуальной документации приводила к быстрому ее разрушению, использование же цифровых технологий ЦГА АД РТ позволит разрешить «архивный парадокс»: иметь и хранить или использовать? Теперь этот вопрос, надеемся, будет решен.

В 2007 г. ЦГА АД РТ выпустил «Каталог-справочник фонодокументов. Часть I», в который вошли не опубликованные ранее аннотации к фонодокументам государственной телерадиокомпании «Татарстан». Каталог пользуется большим спросом у работников культуры, историков, музыковедов, студентов. Следует подчеркнуть, что руководители телерадиокомпаний на территории Республики Татарстан создали уникальные архивные фонды и поддерживают нас в благородном деле сохранения аудиовизуальных документов.
Наши архивисты не ограничиваются приемом на хранение материалов от юридических лиц. Они ведут регулярную работу среди коллекционеров и других физических лиц, имеющих интересные кино-, фото-, фонодокументы.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Мешкова Н. И., Ситникова В. В. Центральный государственный архив звукозаписи СССР. – М., 1983. – С. 4.
2. Магидов В. М. Кинофотофонодокументы в контексте исторического знания. – М., 2005. – С. 35.
3. Галеев Б. Казань на забытых кинолентах // Гасырлар авазы – Эхо веков. – 2006. – № 2. – С. 302.


Сергей Горохов,
кандидат технических наук,
директор ЦГА АД РТ