2008 2

Художественное многообразие татарских календарей (С древнейших времен до 1917 г.)

Рукописный календарь XVIII в. Отдел рукописей, научный и архивный фонд ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова АН РТ, ф. 39, ед. хр. 2337.

Татарский календарь имеет многовековую историю и как вид искусства претерпел ряд существенных изменений. Впервые термин «календарь» был введен в татарский язык К. Насыри. Он сам являлся составителем календарей, и носили они название «Казан календаре» (Казанский календарь)1.

Календари в культуре татарского народа существовали уже с периода Волжской Булгарии2. Здесь бытовал лунно-солнечный и так называемый «звериный календарь». В последнем каждый год носил название определенного животного3.
Особый интерес представляет древнебулгарский календарь, выполненный в виде бронзового зеркала, изготовленный мастерами-литейщиками. Изделие выполнено в форме круга диаметром 80 см и представляет собой символическое изображение солнца. Одна сторона изделия, служившая зеркалом, тщательно отполирована и покрыта амальгамой. Оборотная сторона украшена рельефом, изображающим четыре птицы, которые символизируют четыре времени года. Изображение птиц полно экспрессии. Излом слегка приподнятых крыльев, поворот шеи, широко раскрытые клювы — все это создает ощущение тревожности и напоминает движение птиц в состоянии поиска ночлега.

Идеи этих календарей нашли отражение в кольцеобразных амулетах и зеркалах, разделенных на четыре равные части с изображением голов птиц или животных. В большинстве случаев головы повернуты вправо, т. е. по направлению движения солнца. Встречаются и изображения, где головы повернуты в противоположном направлении. Они олицетворяют движение «ночного солнца».

В Камаевском городище (с. Камаево Высокогорского района Республики Татарстан) найдена кольцеобразная железная подвеска (XIII-XVI вв.). Она представляет собой кольцо, разделенное головами птиц на четыре равные части, украшена лучеобразным орнаментом и также напоминает солнце. Головы птиц повернуты по направлению движения солнца. Подвески-амулеты с изображением зверей носили люди, рожденные в соответствующем году, в качестве оберега. Они верили в покровительствующую и оберегающую силу животных.

Календари так называемого «звериного цикла» были популярны у татар и после принятия ислама. Рукописный календарь XVIII в.4 составлен в виде брошюры, сшитой из отдельных листов, и представляет собой таблицу, разделенную на 24 квадрата. В каждый квадрат вписано название года по «звериному» циклу.

Рукописный календарь «митрей». Отдел рукописей, научный и архивный фонд ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова АН РТ, ф. 39, ед. хр. 5165.


В IX в. вместе с распространением арабской письменности и ислама к булгарам стали проникать системы летоисчисления лунной (арабской) и солнечной (персидской) хиджры. Широкое распространение они получили в XI-XIII вв.
Лунный календарь назывался «камђрия» или «џиќри елы» (год хиджры) со счетом дней в году согласно религиозным обрядам ислама, солнечный календарь назывался «шђмсия» и использовался в мирских делах. Составители лунного календаря хорошо были знакомы с астрономией, геометрией и другими науками. В основном календари входят в состав рукописных сборников или выполнены в виде самостоятельной брошюры и представлены в форме таблицы или написаны сплошным текстом.

Художественное оформление рукописных календарей достаточно скромное, что было характерно для татарского рукописного книжного искусства до середины XIX в., когда сама композиция книги служила удобству восприятия информации. Иногда для выделения названия года или при начертании таблицы авторы-составители использовали чернила контрастного красного цвета.

С середины XIX в. начинается новая эра в истории татарских календарей и связана она с появлением в Казани типографий и печатной книги. Печатные татарские календари составлены по григорианскому летоисчислению. Первые печатные календари назывались, как и рукописные, «горрђнаме» (месяцеслов) и предназначались для определенного количества лет.
Первый печатный календарь в 1841 г. в Казани издал Р. Амирханов5. Его календарь состоял из 20 страниц, каждая из которых была посвящена определенному месяцу. Каждый месяц имеет европейское и арабское название, дни недели даны на татарском языке. Указаны продолжительность дня от заката до рассвета, время заката и рассвета по казанскому, астраханскому и тобольскому времени. Обложка календаря художественно оформлена.

Реклама в календаре «мяшурят» за 1917 г.

С 1912 г. в обиход входят календари «мђшњрђт» (совет). Календари «мђшњрђт» выпускались в форме брошюры и представляли достаточно внушительных объемов издание, состоящее из нескольких тематических разделов. Первый — это собственно календарь, где каждому названному месяцу соответствует одна страница, поделенная на несколько «окошек» по количеству недель. Неделя разделена на количество дней с соответствующим названием.
Второй раздел «мђшњрђт» — информационный. Здесь описывались наиболее важные политические события за прошедший год в стране и мире, творчество выдающихся деятелей татарской и русской культуры. Статьи подтверждались фоторепортажами. Также здесь давался материал, подтверждающий суть названия календаря «мђшњрђт», — это рекомендации по медицине и кулинарии.

Третий раздел, по объему занимающий большую часть всего содержания календаря, был посвящен рекламе. Рекламировались самые разные товары: мужские тюбетеи и женские калфаки, обувь, продукты питания и т. д. Как правило, на одной странице помещались две рекламы на русском и татарском (арабским шрифтом) языках. Объявления выделялись рамками самых замысловатых форм: в виде стебля, завершающегося рисунком цветка; в виде стилизованных архитектурных форм — пилястры, арки, внутреннее пространство которых было заполнено рисунком плодов растений и цветов. Рекламное объявление колбасной продукции дополнялось изображением барашка.
 
Были и тематические календари «мђшњрђт», например посвященные астрономии. Затем появлялись календари «заман» (эпоха), «шђрык» (восток), где давались исторические справки по отдельным отраслям знаний.

Реклама в календаре «мяшурят» за 1917 г.

Реклама в календаре «мяшурят» за 1917 г.

Реклама колбасной продукции в календаре «мяшурят» на 1917 г.

Настенный календарь «дивари» на 1910 г.


В художественном оформлении календарей основная роль принадлежала не автору-составителю текста, а типографии, в которой он издавался.
Издание календарей было налажено не во всех типографиях, а только в наиболее преуспевающих. Частная литотипография братьев Мухаметзяна и Шарифзяна Каримовых издавала в основном настенные календари небольших размеров6. Открытая в 1897 г. типография «Миллђт» (Нация) издавала настольные отрывные календари. Одна из старейших типографий — типография Казанского университета также издавала календари. Для всей печатной продукции, изданной в данной типографии, характерна некоторая строгость в оформлении, с большим проявлением стиля неоклассицизм, и это объяснимо: в типографии университета выпускалась научная продукция, где художественные излишества не допускались.

Значительное внимание изданию календарей уделяли в типографии И. Н. Харитонова. Для создания шрифтов нового рисунка на работу в типографию был приглашен Г. Камал — каллиграф, издатель книг, будущий классик татарской литературы. По его рисункам И. И. Юзеевым были выгравированы новые шрифты разных рисунков и размеров, отличающиеся особым изяществом и тонкостью. Это позволило разнообразить оформление издаваемой в типографии литературы. Впоследствии новые шрифты стали популярными и использовались в типографиях не только Казани, назывались они «Харитонов шрифтлары» (шрифты Харитонова). Календари, изданные в типографии И. Н. Харитонова, отличались особым стилевым оформлением.

Обложка календаря «мяшурят» на 1913 г.

Календарь «мяшурят» на 1917 г.

Обложка календаря «мяшурят» на 1914 г.


Особое значение издатели календарей придавали оформлению обложки, которая в разные годы отличалась. Обложка издания 1913 г. была ограничена рамкой в одну сплошную линию. С внутренней стороны рамки было обрамление из стилизованных соцветий калины, соединенных между собой изящными стебельками. В верхней части были помещены изображения пейзажа г. Мекки и святыни мусульманского мира — Каабы. Ниже арабскими цифрами обозначен год издания данного календаря. В центральной части композиции арабской каллиграфией выведено название календаря — «мђшњрђт», чуть ниже — слово «календарь». Завершало композицию обложки изображение Азимовской мечети г. Казани.

В 1914 и 1916 годах обложка календаря была выполнена в технике цветной хромолитографии. Страница обложки была разделена на несколько кадров, каждый из которых посвящен прогрессу в области транспорта: от велосипеда, автомобиля, паровоза и трамвая до летательного аппарата.
В оформлении обложки календаря на 1917 г. использован стиль модерн с элементами неоклассицизма. Обрамление страницы татарских календарей указанного периода выполнено с элементами растительного орнамента, но с меньшим изяществом. Название календаря дано буквами русского алфавита и выделено короткими сплошными горизонтальными линиями с обеих сторон. Общая композиция обложки разделена на две части. Во второй части помещена фотография, отделенная от названия двумя тонкими сплошными линиями.
Оформление календаря полностью зависело от издателя, который учитывал назначение календаря и финансовые возможности заказчика.

I   Юзеев Ибрагим Ибнияминович (1869-1912), гравер, мастер татарского книжного дела. С 1890 г. — наборщик в типографии Домбровского, с 1900 — гравер-словолитчик. В 1910 г. перешел в типографию братьев Каримовых, где совместно с Г. Камалом, позднее самостоятельно создал около 30 видов татарских шрифтов.


ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Беркутов В. М. Народный календарь и метрология булгаро-татар. – Казань, 1987. – С. 11.
2. Там же. – С. 5.
3. Там же. – С. 120.
4. Отдел рукописей, научный и архивный фонд ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова АН РТ, кол. 39, № 5168, 4-а.
5. Ђхмђтќанов М. Татар кулъязма китабы. – Казан, 2000. – Б. 85-86.
6. Каримуллин А. Г. Татарская книга начала XX века. – Казань, 1974. – С. 25-34.

Фото, за исключением указанных, из фондов Научной библиотеки им. Н. И. Лобачевского КГУ.


Фирдаус Вагапова,
аспирантка ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова АН РТ