2008 2

К истории Крестовоздвиженской домовой церкви Казанского университета

Инициатором создания храма в Казанском университете был попечитель Казанского учебного округа М. Л. МагницкийI. Он сам выбрал место для будущей церкви. Ей было отведено помещение на втором этаже, над главным входом в здание университета, между актовым залом и зоологическим музеем. На фронтоне здания был укреплен большой крест, указывающий на то, что в университете находится православная церковь. Создатель ее архитектор П. Г. ПятницкийII взял за образец домовую церковь А. Н. ГолицинаIII. Голицынскую церковь оформлял знаменитый архитектор А. Н. Воронихин, строитель Казанского собора в Санкт-Петербурге.
В 1821 г. П. Г. Пятницкий специально ездил в Санкт-Петербург изучать голицынскую церковь и в июне 1822 г. составил проект университетского храма1.

Строительные и отделочные работы продолжались несколько лет, церковь была освящена лишь 15 сентября 1825 г.2 в честь Воздвижения Креста Господня, хотя все иконы были готовы уже в 1823 г. Этот день для престольного праздника был выбран неслучайно: он приходился на начало учебного года. Церковь была устроена однопрестольной. До открытия университетского храма студенты ходили на богослужение в находящийся рядом Воскресенский собор.

Церковные хоры. Музей истории Казанского университета / Авт.-сост. С. Писарева. – Казань, 2005. – С. 62.

Главные решения, заимствованные Пятницким в церкви Голицына, — иконостас в виде четырехконечного креста и своеобразное освещение: в центре над иконостасом было сделано круглое хрустальное окно с изображением Всевидящего Ока. Иконы, как и в голицынской церкви, были написаны в западноевропейской манере и напоминали картины художников эпохи Возрождения на библейские и евангельские сюжеты.
Основная часть работ была написана студентом Академии художеств В. Чухломиным. Хоругви с иконами Казанской Божией Матери, св. Антония, св. Александра Невского и Воздвижения Честного Креста — работы кисти известного художника В. С. ТуринаIV, а находящийся над жертвенником образ «Моление о чаше» — работа художника академика Л. Д. КрюковаV. Несколько икон написал протоиерей А. И. Нечаев. Иконостас в виде креста был изготовлен в Санкт-Петербурге придворным мастером Гамсом.

В последующие десятилетия больших изменений в оформлении церкви не произошло. В 1842 г. на горнем месте была установлена копия с картины Рафаэля «Несение Иисусом Христом Креста на Голгофу», пожертвованная попечителем Казанского учебного округа М. Н. Мусиным-Пушкиным и написанная его сыном Николаем. Церковь производила сильное впечатление на посетителей, в основном благодаря хорошему оформлению и тонкому вкусу ее архитектора. Однако производившиеся несколько раз замена пола, облицовка стен, замена лепнины росписью постепенно ухудшали общее впечатление. Своды церковного зала опирались на восемь колонн. Колокола висели на западной стороне церкви, наверху под фронтоном.

Алтарь Крестовоздвиженской церкви. Смирнов А. П. Крестовоздвиженская церковь при Императорском Казанском университете. – Казань, 1904. – С. 9.


Университетской церкви был придан мистический и вместе с тем несколько домашний вид, что соответствовало тогдашним духовным настроениям российской аристократии. Таинственный полумрак храма, массивные колоннады, иконостас в форме четырехконечного креста, озаряемого золотыми лучами, — все здесь должно было рождать духовные ощущения у молящегося.

«Свет, проникая в церковь чрез три окна, устроенные в алтаре и закрытые иконостасом, — вспоминал выпускник университета 1833 г. Н. И. Мамаев, — делал бы ее темной, если бы не большое, круглое, сквозное отверстие в своде потолка. В отверстие это вставлено стекло, желтого цвета, значительной толщины, с изображением всевидящего ока. И в сумрачный день отверстие дает достаточно света; но в день ясный солнечные лучи, врываясь через стекло, проливают в церковь слабый, нежный, золотистый свет, исходящий, кажется, от иконостаса, устроенного крестообразно. Такое освещение, напоминающее собой священный полумрак церкви первых веков христианства, действительно представляет нечто таинственное, сильно действующее на восприимчивую душу»3.

Крестовоздвиженская церковь была подлинным домашним храмом. В ней совершались все важные события в жизни университетской корпорации: открытие учебного года, венчание преподавателей, крещение их детей, отпевание усопших коллег, молебствования по случаю университетских дат, благословения в дни христианских праздников.
Среди почивших деятелей просвещения, кого отпели в университетской церкви, были ректор университета Н. И. Лобачевский, попечители Казанского учебного округа П. Н. Масленников4, Н. Г. Потапов5, бывший ректор университета, профессор К. В. Ворошилов6, заслуженный ординарный профессор университета М. Ф. Болдырев7, бывший ректор университета, профессор гражданского права Г. Ф. Дормидонтов8.

6 сентября 1916 г. здесь отпели героя Первой мировой войны, известного казанского летчика 28-летнего подпоручика О. П. Панкратова. Это был георгиевский кавалер, награжденный также французским орденом «За храбрость».
В истории храма было немало торжественных моментов. Один из них связан с пребыванием в Казани императора Николая I, который 20 августа 1836 г. посетил университетскую церковь. Ему чрезвычайно понравилось устройство церкви, «освещаемой сверху через стекло палевого цвета»9.
По высочайше утвержденному штату от 5 ноября 1804 г. в церкви положено было иметь одного священника, с 1825 по 1844 г. — двоих, а с 13 октября 1844 г. — троих священнослужителей10.

Первым профессором богословия в университете с 14 декабря 1819 г. был архимандрит Феофан. Но ввиду того что он одновременно был настоятелем Спасо-Преображенского монастыря и ректором Казанской духовной семинарии и не мог исполнять священнических обязанностей в университете, то в духовники был назначен протоиерей Александр Иванович Нечаев (1779-1851).
А. И. Нечаев — сын священника с. ЯмашиVI Бугульминского уезда Самарской губернии, выпускник Казанской духовной академии, служил дьяконом в Богоявленской, Варваринской церквях, Владимирском соборе. 4 декабря 1817 г. возведен в сан протоиерея. Священником университетской церкви он был в 1820-1851 гг.11 Ему было поручено вместе с тем читать студентам библейско-церковную историю12. А. И. Нечаев пользовался большим уважением среди духовенства и прихожан за честность и трудолюбие. Был отстранен от своей должности, так как его образование, полученное в «старой» Казанской академии, не считалось высшим.

После протоиерея Нечаева все университетские священники были одновременно и профессорами на кафедре богословия.
Двадцать лет (1851-1871) управление университетской церковью находилось в руках протоиерея Александра Поликарповича Владимирского (1821-1906). Он был сыном священника Нижегородской губернии, окончил Нижегородскую духовную семинарию и Казанскую духовную академию.
Именно протоиерей Владимирский вместе с дьяконом Ф. А. Рословым и дьячком П. Отряповым 2 февраля 1864 г. венчал в Крестовоздвиженской университетской церкви уездного предводителя Казанского и Царевококшайского дворянства коллежского секретаря Н. Е. Боратынского и Ольгу Александровну Казем-БекVII, дочь известного российского востоковеда XIX в. А. К. Казем-Бека. В 1871-1895 гг. А. П. Владимирский был ректором Казанской духовной академии13.

Экспозиционный зал музея. Музей истории Казанского университета / Авт.-сост. С. Писарева. – Казань, 2005. – С. 63.

В 1871 г. А. П. Владимирского сменил протоиерей Михаил Михайлович Зефиров (1826-1889), выпускник Казанской духовной академии, заслуженный профессор богословия. В 1854-1862 гг. он был священником Богоявленского собора, в 1869-1871 гг. — ректором Тамбовской духовной семинарии.
В 1887-1896 гг. священником университетской церкви был протоиерей Николай Константинович Миловидов (1844-1896)14. Первоначальное образование он получил в Нижегородской духовной семинарии, затем окончил Казанскую духовную академию. Был законоучителем Второй Казанской мужской гимназии, протоиереем Казанского Богородицкого женского монастыря.

В 1896-1912 гг. настоятелем Крестовоздвиженской церкви был протоиерей Александр Васильевич СмирновVIII (1857-1933), выпускник, а затем профессор Казанской духовной академии, доктор богословия. А. В. Смирнов является автором около 30 научных работ, некоторые из которых были отмечены памятными знаками и наградами. В 1906-1907 гг. был инициатором и руководителем журнала «Церковно-общественная жизнь».
Однако ни лестная характеристика, данная ректором, ни награды и заслуги не смогли переломить негативного отношения к А. В. Смирнову, сложившегося в Министерстве народного просвещения. В 1912 г. он был уволен с должности профессора Казанской духовной академии и с должности настоятеля университетской Крестовоздвиженской церкви.

Последним настоятелем университетской церкви был священник Николай Петров15.
Осенью 1919 г. в связи с отделением церкви от государства Крестовоздвиженская церковь была закрыта.
После 1917 г. церковь использовалась под физкультурный зал. В 1941-1943 гг. в ней оборудовали общежитие для эвакуированных сотрудников Академии наук СССР из Москвы и Ленинграда. Позднее, в течение почти трех десятилетий, здесь функционировал один из читальных залов Научной библиотеки им. Н. И. Лобачевского.

В сентябре 1978 г., когда одно из старейших учебных заведений страны готовилось торжественно отметить свой 175-летний юбилей, в помещении бывшей церкви началась работа по созданию музея истории университета. 30 ноября 1979 г., в дни празднования юбилея, музей принял своих первых посетителей16.
Сейчас в помещении бывшей церкви также располагается Музей истории Казанского университета.

I Магницкий Михаил Леонтьевич (1778-1844), российский государственный деятель. С 1819 г. — член Главного правления училищ и попечитель Казанского учебного округа. Проводил политику жесткого управления просвещением, ликвидировал автономию Казанского университета, уволил большую часть профессоров (11 из 25). В 1826 г. отправлен в отставку (см.: Татарский энциклопедический словарь. – Казань, 1999. – С. 333).
II Пятницкий Петр Григорьевич (1788-1855), представитель русского классицизма и ампира. В 1820-1825 гг. — архитектор Казанского университета. В 1826-1834 гг. и 1841-1846 гг. — казанский городской архитектор. В 1822 г. разработал первоначальный генеральный план университетского городка. По его проекту построен главный корпус Казанского университета (1822-1825) (см.: Татарский энциклопедический словарь. – Казань, 1999. – С. 458).
III Голицын Александр Николаевич (1773-1844), князь, государственный деятель. С 1794 г. — при дворе великого князя Александра Павловича. В мае 1798 г. уволен Павлом I от службы и удален из Петербурга. В 1803-1817 гг. — обер-прокурор Синода, с 1813 г. — председатель Российского библейского общества, в 1817-1824 гг. — Министр народного просвещения и духовных дел (см.: Ермолаев И. П. Прошлое России в лицах (IX-XVIII вв.). Биографический словарь. – Казань, 1999. – С. 55).
IV Турин Василий Степанович (1780 — не ранее 1834), живописец, график. С 1810 г. — учитель рисования в Казанском народном училище. Расписал иконостас главного храма Казанско-Богородицкого женского монастыря. В 1824-1825 гг. подновлял иконы Петропавловского собора, пострадавшие в пожаре 3 сентября 1815 г. (см.: Татарский энциклопедический словарь. – Казань. 1999. – С. 588. Республика Татарстан: Православные памятники (середина XVI — начало XX вв.). – Казань, 1998. – С. 41; Милашеский Г. А. Казань и казанцы. Новые штрихи к старым портретам. – Казань, 2003. – С. 20-21).
V Крюков Лев Дмитриевич (1783-1843), живописец, педагог. В 1807-1843 гг. — преподаватель рисования в Казанском университете (см.: Татарский энциклопедический словарь. – Казань, 1999. – С. 301).
VI Ныне Альметьевский район Республики Татарстан.
VII РГАЛИ, ф. 51, оп. 1, д. 209, л. 1. Архивными изысканиями директора музея Е. А. Боратынского И. В. Завьяловой доказано, что венчание состоялось именно в Крестовоздвиженской, а не в Варваринской церкви. Поэтому своим исследовательским долгом мы считаем необходимым исправить эту неточность, которая переходит из одной публикации в другую (см: Республика Татарстан: Православные памятники (середина XVI — начало XX вв.). – Казань, 1998. – С. 61; Фролов Г. В. Путеводитель по храмам и монастырям города Казани. – Казань, 2005. – С. 33).
VIII Смирнов А. В. — автор книги «Крестовоздвиженская церковь при Императорском университете» (Казань, 1904), в которой подробно описана история ее сооружения, реставрационных и ремонтных работ.


ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Фролов Г. В. Путеводитель по храмам и монастырям города Казани. – Казань, 2005. – С. 78.
2. Известия по Казанской епархии, издаваемые при Казанской духовной академии, на 1875 год. – Казань, 1875. – С. 537; Смирнов А. В. Крестовоздвиженская церковь при Императорском Казанском университете. – Казань, 1904. – С. 26.
3. Мамаев Н. И. Из воспоминаний // Былое из университетской жизни: Литературный сборник к 100-летию Императорского Казанского университета. – Казань, 1904. – С. 42-43; Вишленкова Е. А., Малышева С. Ю., Сальникова А. А. Terra Universitatis. Два века университетской культуры в Казани. – Казань, 2005. – С. 23.
4. Казанский биржевой листок. – 1890. – 5 мая; Волжский вестник. – 1890. – 5 мая.
5. Казанский телеграф. – 1894. – 14 ноября; Волжский вестник. – 1894. – 15 ноября.
6. Казанский телеграф. – 1899. – 10 декабря; Волжский вестник. – 1900. – 10 января.
7. Казанский телеграф. – 1903. – 30 декабря; Волжский вестник. – 1903. – 30 декабря.
8. Знамя революции. – 1919. – 18 мая.
9. Известия по Казанской епархии, издаваемые при Казанской духовной академии, на 1875 год. – Казань, 1875. – С. 538.
10. Там же. – С. 539.
11. Республика Татарстан: Православные памятники (середина XVI — начало XX веков). – Казань, 1998. – С. 57.
12. Смирнов А. В. Крестовоздвиженская церковь при Императорском университете. – Казань, 1904. – С. 47.
13. Известия по Казанской епархии, издаваемые при Казанской духовной академии, на 1896 год. – Казань, 1896. – С. 365.
14. Республика Татарстан: Православные... – С. 57.
15. Известия по Казанской епархии за 1919 год, изданные Ивановским монастырем. – № 5. – С. 47.
16. Писарева С. В. Музей истории Казанского университета. – Казань, 2005. – С. 6.


Анатолий Елдашев,
историк