2009 1

О культурной политике Татарстана на рубеже ХХ-ХХI вв.

В 1996 г. на заседании комитета по культуре Совета Европы в г. Страсбурге, где рассматривалась культурная политика в Российской Федерации, в докладе группы европейских экспертов Совета Европы отмечалось: «Сфера культуры не избежала глубокого кризиса, поразившего страну в нынешней фазе перехода от “старого” порядка к “новому”: резкое уменьшение финансирования, сокращение аудитории, обнищание населения отражают общую социально-экономическую ситуацию, необходимость сильной и честолюбивой культурной политики как таковая еще не рассматривалась, и, тем более, она не была предметом постоянного внимания, как это следовало бы сделать»1.

В Татарстане во многом благодаря сильной государственной политике Президента РТ М. Ш. Шаймиева удалось избежать целого ряда кризисных явлений. В начале 1990-х гг. на коллегии Министерства культуры РТ была утверждена концепция развития культуры в Республике Татарстан. В ходе ее подготовки был выявлен комплекс проблем.

Культурный потенциал республики длительное время формировался в условиях недооценки роли культуры, особенно татарской традиционной, базировался на противопоставлении социалистической и буржуазной культур, теории отмирания наций. Превращение культуры в разновидность идеологии с неизбежностью вело к ее политизации и в конечном счете к недооценке основ многовековой духовной культуры народов.
Это проявилось в отсутствии единой научной концепции развития татарского фольклора, утрате преемственности народной культуры, исчезновении многих красочных обрядов, народных праздников, песен, обычаев. Заброшенными оказались некоторые виды народных ремесел, были преданы забвению замечательные произведения классиков татарской литературы.
 
Противоречивым документом была республиканская целевая программа «Мирас-Наследие», принятая в 1989 г. Она была создана в свете идеологических установок того времени и не выходила за пределы Татарстана. Первостепенное значение придавалось памятникам, связанным с жизнью и деятельностью революционных, партийных лидеров, с революционными событиями. История и наследие значительной части татарского народа, проживающего за пределами республики, не рассматривались, как и вопросы сохранения многочисленных культовых зданий, зданий жилой архитектуры в городах и селах, памятников.
Недостаточные объемы финансирования работ по охране и реставрации памятников не способствовали улучшению их состояния. Памятники, объявленные национальным достоянием, зачастую не имели статуса экономических объектов, хотя широко использовались в этом качестве в народном хозяйстве. Многие памятники, состоявшие на балансе бюджетных учреждений, вообще не имели балансовой стоимости и учитывались как натуральный объект.

Бесспорным завоеванием 1990-х гг. стало закрепленное в Конституциях Российской Федерации и Республики Татарстан право на свободу творчества.
Основными направлениями в развитии культуры в 1990-е гг. являлись: актуализация экономических аспектов культурной политики; формирование законодательной и нормативно-правовой базы в сфере культуры; всемерная поддержка высокого профессионального искусства, сохранение и развитие традиционной народной культуры, поиск талантливой молодежи, развитие системы госзаказов, музыкальной культуры, театрального и изобразительного искусства; охрана, реставрация и популяризация памятников истории и культуры Татарстана, татарского народа, в том числе в местах компактного проживания татар; сохранение и развитие музеев и музейного дела, библиотек и библиотечного дела, информатизация культуры; развитие музыкального и художественного образования, кадровая политика; государственная поддержка кинематографии и развитие межнациональных культурных связей.
В данной публикации каснемся первых двух направлений.

Начиная с 1998 г. постепенно увеличивалось финансирование отрасли на реконструкцию и строительство. В 1997 г. была завершена реконструкция паркового ансамбля Государственного музея изобразительных искусств РТ, отреставрирован и открыт музей Б. И. Урманче в Казани. В 1998 г. закончена реставрация и реконструкция здания Государственного ансамбля песни и танца Республики Татарстан, введен в эксплуатацию учебный корпус Казанского музыкального училища им. И. В. Аухадеева. В 1999 г. завершена реставрация и реконструкция Казанского хореографического училища, здания Мензелинского государственного татарского драматического театра им. Сабира Амутбаева, осуществлена реконструкция Республиканской юношеской библиотеки и введены в эксплуатацию производственные мастерские Татарского государственного академического театра им. Г. Камала. В 2001 г. введена в эксплуатацию первая очередь Казанского государственного театра юного зрителя, первая очередь Национального музея РТ, завершена первая очередь Казанского академического русского Большого драматического театра им. В. И. Качалова и т. д. К 2005 г. объемы работ увеличились, что позволило завершить реставрацию таких крупных объектов, как здание Татарского академического государственного театра оперы и балета им. М. Джалиля, вторая очередь Национального музея РТ.

Улучшение финансирования отрасли культуры и искусства также способствовали принятые республиканские программы развития культуры и искусства, а также участие учреждений культуры и искусства в реализации Государственных программ Республики Татарстан «Сохранение, изучение и развитие языков народов Республики Татарстан», «Молодежь Татарстана», «Противодействие злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту», в федеральной целевой программе «Культура России».

Весьма важным направлением была деятельность по формированию законодательной и нормативно-правовой базы в сфере культуры. Были подготовлены законы Республики Татарстан «Об охране и использовании культурных и исторических ценностей», «О культуре», «О библиотеках и библиотечном деле», «Об Архивном фонде Республики Татарстан и архивах». Проекты этих законов прошли экспертизу в учреждениях культуры и искусства, творческих союзах, на различных конференциях. В результате принятия в 1996 г. закона «Об охране и использовании культурных и исторических ценностей» были приостановлены негативные процессы, проведена корректировка приоритетов и заложена нормативно-правовая база охраны и использования историко-культурного наследия.
Последнее десятилетие ХХ в. и начало ХХI в. поставили много вопросов в области сохранения и развития культуры Татарстана. Большая их часть была решена. Однако на многие вопросы еще предстоит найти ответы.

ПРИМЕЧАНИЕ:

1. Культурная политика в Российской Федерации. Европейская программа обзоров национальной культурной политики. Доклад европейских экспертов. Комитет по культуре. – Страсбург, 1996. – С. 3.

Рафаэль Валеев,
профессор