2009 1

Переселенческая политика как фактор изменения численности населения в ТАССР в 1930-е гг.

Индустриализация, требовавшая новых рабочих рук, в 1930-е гг. вновь обратила внимание государства на деревню, издавна служившую резервом людских ресурсов как для армии, так и для промышленности. Уже в первой половине 1930-х гг. в Татарской АССР осуществлялась активная переселенческая политика. Согласно постановлению СНК СССР № 2783 от 24 декабря 1934 г. правительство республики проводило вербовку на переселение в Восточно-Сибирский край по 15 районам. Планировалось переселить 1 200 крестьянских хозяйств. В ходе реализации плана только из Актанышского района было завербовано 81 хозяйство: 44 колхозных (382 едока и 185 трудоспособных) и 37 единоличных (178 едоков и 85 трудоспособных). Личное подсобное хозяйство единоличников состояло из 18 лошадей и 13 коров, колхозников — из 27 коров1.

За период с 1937 по 1941 г. из районов ТАССР по плану должны были переселиться 7 900 хозяйств колхозников и единоличников. Из них в 1937-1938 гг. планировалось завербовать по 1 580 хозяйств (из 15 районов), в 1939 г. — 1 580 хозяйств (из 16 районов), в 1940 г. — 1 570 хозяйств (из 14 районов), в 1941 г. — 1 590 хозяйств (из 14 районов)2. Предварительный план переселения составлялся по материалам Татарского управления народно-хозяйственного учета и Госплана ТАССР из расчета 10-15 % от излишков хозяйств по районам республики. Согласно плану «излишек» рабочей силы в 49 045 хозяйств исчислялся с расчетом по трое трудоспособных в среднем в каждом хозяйстве и составлял в сельской местности по балансу Госплана за 1936 г. 98 091 человек, в том числе трудоспособных по колхозно-крестьянским семьям — 42,1 %3.

В основном переселенческий план охватывал те районы, в которых нагрузка посева на одного трудоспособного была ниже среднереспубликанских 3,3 га4. Районы, расположенные ближе к трем основным промышленным центрам ТАССР — Казани, Чистополю и Бугульме, планом переселения не затрагивались5.

Изъявлявшие желание вербоваться подавали заявления: колхозники — в правления колхозов, единоличники — в сельсовет с точным указанием количественного и возрастного состава членов семей, подлежащих перевозке. Заявление рассматривалось сначала сельской «тройкой», состоявшей из председателя сельсовета, председателя колхоза, начальника эшелона или уполномоченного районной «тройки», затем районной. Получив разрешение на переселение, колхозники должны были в двухнедельный срок рассчитаться в колхозах, при этом причитавшаяся им часть семенных, страховых и фуражных фондов и обобществленный скот выдаче с мест не подлежалиI. Единоличникам билеты выдавались только после предъявления справки сельсовета о выполнении данным хозяйством всех обязательств перед государством.

При переселении колхозов в полном составе перевозилось все поголовье обобществленного скота, все семенные фонды. По прибытии на место переселенцы сразу же должны были приступить к работе, дети школьного возраста определялись в школы. Перевозка велась в расчете на одну семью, состоявшую в среднем из четырех человек, при этом багаж допускался до 32 кг на одного человека. Количество корма для скота исчислялось на месяц пути следования исходя из нормы суточного корма для коровы в 16 кг, для свиньи или овцы в 4 кг. В действительности эти планы не выполнялись.

Инициативу проявляли и сами сельские жители, желавшие переселиться в другие республики. По данным переселенческого отдела управления НКВД по ТАССР за март 1938 г., только лишь из ВорошиловскогоII и Высокогорского районов из-за отсутствия воды и леса пожелало переехать 157 хозяйств колхозников и единоличников (667 человек, в том числе 349 трудоспособных)6. Один из колхозов Бавлинского района целиком переехал в Карело-Финскую ССР7. Причина проста: даже штатным рабочим колхоза — конюхам, работникам фермы — не оплачивались трудодни8. Из Бугульминского района поступило коллективное заявление от 40 хозяйств колхозников о переселении на Дальний Восток по причине малообеспеченности землей9. Устные заявления колхозников и единоличников, а также некоторых районных работников Таканышского (ныне Мамадышский район РТ), Кайбицкого и Нурлатского (ныне Зеленодольский район РТ) районов отражали стремление сельчан к переселению в Восточно-Сибирский край10.

Постоянно проводились и организованные наборы рабочей силы, сыгравшие немалую роль в уменьшении трудоспособного населения республики. По данным Комиссии по регулированию рабочей силы, потребность в рабочей силе на 1937 г. по отраслям народного хозяйства (промышленность, строительство, лесозаготовки и т. д.), обеспечиваемая в порядке оргнабора в Татарии, составляла 57 тысяч человек. Из них 30 тысяч планировалось отправить на внекраевые предприятия11.

Согласно постановлению № 3 Комиссии по регулированию рабочей силы при СНК СССР от 8 апреля 1939 г., план организованного набора рабочей силы по ТАССР для всех отраслей народного хозяйства на 1939 г. составлял 62 тысячи человек, в том числе 32 тысячи — на перемещение в другие области, края и автономные республики в соответствии с постановлением Экономического совета при СНК СССР от 9 марта 1939 г. Основным источником набора должны были служить районы республики12. Кроме того, было предусмотрено набрать 11 тысяч человек для угольной промышленности13.

Для успешного проведения оргнабора для вербуемых устанавливались льготные условия: оплата суточных до места работы (в необходимых случаях) в размере 6 рублей в сутки, до Дальневосточного края — 9 рублей в сутки; выдача аванса в размере 1 000 рублей в счет зарплаты; обеспечение на месте общежитием с коммунальными услугами и питанием; разрешение перевозки семей при желании закрепиться; и самое главное — выдача паспортов не более чем в трехдневный срок14. Только в 1939 г. по районам ТАССР было выдано 191 157 годичных паспортов15. Больший процент выезжающих составляли мужчины. Так, за пять месяцев (январь-май) 1941 г. было набрано 35 778 человек (в том числе 24 744 мужчины), отправлено 32 974 человека (в том числе 22 615 мужчин)16. Всего по оргнабору в течение 1939-1941 гг. из Татарии выехали 133 426 человек17.

Завербованные в течение 1939-1940 гг. были переселены в Казахстан, Карело-Финскую ССР, Кустанайскую и Сталинградскую области, на шахты Донбасса, металлургические заводы Днепропетровска, на Сахалин, в города Свердловск, Комсомольск и в другие края и области18. Большинство, закрепившись на новом месте, обратно уже не вернулосьIII.

В 1939-1940 гг. в Татарской АССР активно набирали также сельскую молодежь в школы фабрично-заводского обучения. В 1940 г. из набранных восьми тысяч сельских юношей (не считая набор в ремесленные училища — 1 800 человек19) только три тысячи оставили учиться в городах республики. Остальных направили в другие регионы20. На 1941 г. планировалось набрать из районов для укомплектования школ фабрично-заводского обучения республики 7 065 человек и за пределами ТАССР — 8 000 человек, не считая 2 850 человек для железнодорожных и ремесленных училищ21.

Организованное переселение приводило к значительному уменьшению численности сельского трудоспособного населения. Только в 1940 г. из ТАССР по сельскохозяйственному переселению выбыло 10 743 трудоспособных человека, по промышленному переселению — 8 522 человека, по оргнабору безвозвратный отход составил минимально 10 % к числу выбывших — 4 848 человек. В целом безвозвратно убыло 37 574 человекаIV.
В 1940-1941 гг. в самые напряженные периоды сельхозработ рабочих рук не хватало, что говорило о необходимости снижения нарядов по оргнабору рабочей силы в Татарии. Недостаток рабочей силы компенсировался в основном за счет труда подростков 12-16 лет и стариков старше 60 лет, а также за счет увеличения нагрузки на имеющихся трудоспособных.

В публикуемом ниже документе показан конкретный механизм формирования плана переселения из Татарской республики в 1937-1941 гг. и основные этапы его выполнения.

ПРИМЕЧАНИЯ:
1. Архивный отдел исполкома Актанышского муниципального района РТ, ф. 2, оп. 1, д. 7, л. 54.
2. Российский государственный архив экономики (РГАЭ), ф. 5675, оп. 1, д. 176, л. 24.
3. Там же.
4. Там же, д. 319, л. 7.
5. Там же, л. 7 об.
6. Там же, д. 176, л. 27-28.
7. НА РТ, ф. Р-1296, оп. 18, д. 508, л. 97.
8. Там же, ф. Р-128, оп. 1, д. 3527, л. 55 об.
9. РГАЭ, ф. 5675, оп. 1, д. 176, л. 18.
10. Там же.
11. НА РТ, ф. Р-128, оп. 1, д. 2846, л. 2.
12. Там же, д. 3231, л. 4.
13. Там же, л. 34.
14. Постановление СНК СССР от 21.07.1938 г. № 847 «Об упорядочении дела набора рабочей силы из колхозов» // Консультант Плюс. – Источник публикации: «СЗ СССР», 1938. – № 34. – ст. 208.
15. НА РТ, ф. Р-1296, оп. 18, д. 508, л. 15.
16. Там же, оп. 15, д. 1292, л. 30 об.-31.
17. Там же, оп. 18, д. 508, л. 97.
18. РГАЭ, ф. 1562, оп. 329, д. 390, л. 98; НА РТ, ф. Р-1296, оп. 18, д. 508, л. 6, 12, 13, 19, 33, 55; ЦГА ИПД РТ, ф. 15, оп. 4, д. 1166, л. 15.
19. НА РТ, ф. Р-4580, оп. 1, д. 4697, л. 22.
20. Там же, ф. Р-128, оп. 13, д. 109, л. 40 об.
21. Там же, ф. Р-4580, оп. 1, д. 4697, л. 22.


Докладная записка начальника управления НКВД по ТАССР В. Н. Гарина и начальника отделения переселения управления НКВД по ТАССР Удовиченко заместителю народного комиссара внутренних дел СССР комиссару госбезопастности 3-го ранга М. Д. Берману о формировании плана переселения из Татарской республики в 1937-1941 гг.

Не позднее 1937 г.V
О нуждаемости Тат[арской] АССР в переселении новых контингентов для с[ельско]хоз[яйственного] освоенияVI.
Тат[арская] АССР в переселении к ней новых контингентов — не нуждается, ибо земельные угодья нашей республики уже не могут в данное время обеспечить все растущие потребности своего населения в увеличении посевных площадей под разными культурами, как вследствие этого большой излишек с[ельского] х[озяйства] — в рабочей силе.

О состоянии и положении переселенцев, переселенных в республику в течение последних трех лет.
В течение последних трех лет и вообще переселение из других краев и областей в Татарскую республику — не проводилось, а, наоборот, переселение проводилось из Тат[арской] АССР в Восточно-Сибирский край.

О наличии готовых жилых помещений и хозяйственных построек, принадлежащих ранее переселенческому ведомству.
Уполномоченный Всесоюзного переселенческого комитета по Тат[арской] АССР совершенно не имел никаких жилых помещений, а также хозяйственных построек, приобретение которых не было вызвано никакой необходимостью, поскольку переселение новых контингентов в Тат[арскую] республику даже не предполагалось.

О наличии в республике стремления к переселению в другие края.
На сегодняшний день переселенческое отделение УНКВД по Тат[арской] АССР имеет только одно коллективное заявление от 40 хозяйств колхозников Бугульминского района Тат[арской] АССР, которые желают поселиться в Дальневосточный край. Основной причиной, побуждающей эти хозяйства переселиться на Дальний Восток, является малообеспеченность земельной площадью. Кроме того, по устным заявлениям колхозников и единоличников, а также некоторых районных работников Таканышского, Кайбицкого и Нурлатского районов Тат[арской] АССР имеется значительное стремление по этим районам к переселению в Восточно-Сибирский край.

По всем административным районам Тат[арской] АССР спущено указание для выявления и уточнения стремления колхозников, единоличников к переселению в другие края и области. По получении сведений из районов Вам будут высланы подробные материалы с указаниями о количестве хозяйств, желающих переселиться в другие края и области, о социальном составе переселяющихся, о количестве иждивенцев и трудоспособных в каждом переселяющемся хозяйстве по отдельности, а также о причинах, побуждающих эти хозяйства переселиться из Тат[арской] АССР в другие края и области.

О проведенных переселениях из Тат[арской] АССР в Восточно-Сибирский край в 1935-[19]36 г[г].
В 1935 году Тат[арская] АССР должна была завербовать и переселить по плану в В[осточно]-С[ибирский] край 1 200 семей, из которых завербованы из 16 административных районов Татарии только 1 145 семей, а фактически отправлено 1 003 семьи.

Зимой 1936 года по плану из Татарии должны были переселиться 1 000 семей, а фактически переселены только 830 семей.
Невыполнение плана переселения из Тат[арской] АССР в течение 2-х лет главным образом объясняется недостаточностью агитмассовой разъяснительной работы среди населения, а также недостаточностью подготовительной работы в местах вселения.

Например: опаздывание в прибытии начальников эшелонов в Татарию за переселяющимися хозяйствами, отсутствие необходимого количества жилых помещений для переселенцев в колхозах вселения и т. д. Из переселенцев 1936 года обратно вернулись в Татарию 22 хозяйства. Эти хозяйства свое обратничество обосновывают тем, что им не было оказано соответствующих условий, предусмотренных инструкцией ВПК (Всесоюзный переселенческий комитет. — И. Х.).

О плане переселения из Тат[арской] АССР в другие края и области в период 1937-1941 гг.
Прилагаемый при сем план переселения из Тат[арской] АССР предусматривает переселение в течение 5 лет с 1937 по 1941 г. 7 900 семей из 38 административных районов Тат[арской] АССР, а 22 района, которые имеют незначительное количество излишек рабсилы, равным образом и хозяйств, в план переселения не включены. При составлении плана на 7 900 хозяйств исходили из реальной возможности; из расчета только от 10 до 15 % от излишка хозяйств по каждому району с учетом землеобеспеченности колхозников и единоличников.
Где на одно хозяйство приходится от 10-15 га пашни, там взято только 10 % излишка х[озяйст]в, некоторые из этих районов совсем не включены в план.

В тех районах, где на одно хозяйство приходится от 4-10 га пашни, то из таких районов взято 15 % излишка хозяйств.
Таким образом, 7 900 переселяемых хозяйств по настоящему плану разбивается по годам: в 1937 г. — 1 580 х[озяйст]в, из районов: 1) Тюлячинского — 50 х[озяйст]в, 2) Аксубаевского — 80 х[озяйст]в, 3) Актанышского — 50 [хозяйств], 4) Арского — 100 [хозяйств], 5) Балтасинского — 50 [хозяйств], 6) Бугульминского — 50 х[озяйст]в, 7) Буденовского — 100 [хозяйств], 8) В[ысоко]горского — 150 [хозяйств], 9) Дрожжановского — 200 х[озяйст]в, 10) Казанского — 100 [хозяйств], 11) Кайбицкого — 150 [хозяйств], 12) Кзыл-Юлдузского — 100 [хозяйств], 13) Лаишевского — 100 [хозяйств], 14) Мамадышского — 100 [хозяйств], 15) Нурлатского — 150 хозяйств.

В 1938 году — 1 580 хозяйств из районов: 1) Агрызского — 100 х[озяйст]в, 2) Аксубаевского — 50 х[озяйст]в, 3) Актанышского — 100 [хозяйств], 4) Арского — 100 [хозяйств], 5) Балтасинского — 100 [хозяйств], 6) Буденовского — 100 [хозяйств], 7) Дрожжановского — 100 [хозяйств], 8) Казанского — 100 [хозяйств], 9) Кайбицкого — 150 [хозяйств], 10) Кзыл-Юлдузского — 100 [хозяйств], 11) Лаишевского — 150 [хозяйств], 12) Нурлатского — 150 [хозяйств], 13) Октябрьского — 100 [хозяйств], 14) Пестречинского — 80 [хозяйств], 15) Куйбышевского — 100 хозяйств.

В 1939 году — 1 580 хозяйств из районов: 1) Арского — 100 [хозяйств], 2) Бондюжского — 90 хозяйств, 3) Буденовского — 100 [хозяйств], 4) В[ерхне]услонского — 50 [хозяйств], 5) Дрожжановского — 100 [хозяйств], 6) Дуб[ъ]язского — 200 [хозяйств], 7) Кайбицкого — 150 [хозяйств], 8) Кукморского — 100 [хозяйств], 9) Мензелинского — 50 [хозяйств], 10) Н[ово]шешминского — 70 [хозяйств], 11) Нурлатского — 100 [хозяйств], 12) Октябрьского — 150 [хозяйств], 13) Рыб[но]-Слободск[ого] — 50 [хозяйств], 14) Тельманского — 100 [хозяйств], 15) Тетюшского — 50 [хозяйств], 16) Шереметьевского — 120 [хозяйств].

В 1940 году — 1 570 хозяйств из районов: 1) Атнинского — 140 х[озяйст]в, 2) Бавлинского — 60 хоз[яйст]в, 3) Буденовского — 100 [хозяйств], 4) Буинского — 100 [хозяйств], 5) Дрожжановского — 150 [хозяйств], 6) Дуб[ъ]язского — 200 [хозяйств], 7) Елабужского — 50 [хозяйств], 8) Кайбицкого — 150 [хозяйств], 9) Кукморского — 100 [хозяйств], 10) Нурлатского — 100 [хозяйств], 11) Пестречинского — 80 [хозяйств], 12) Сабинского — 100 [хозяйств], 13) Таканышского — 100 [хозяйств], 14) Шереметьевского — 140 [хозяйств].

В 1941 году — 1 590 хозяйств из районов: 1) Бондюжского — 90 х[озяйст]в, 2) Буинского — 100 хоз[яйст]в, 3) Дрожжановского — 150 [хозяйств], 4) Дуб[ъ]язского — 200 [хозяйств], 5) Кайбицкого — 100 [хозяйств], 6) Кзыл-Юлдузск[ого] — 200 [хозяйств], 7) Красноборского — 100 [хозяйств], 8) Кукморского — 100 [хозяйств], 9) Таканышского — 150 [хозяйств], 10) Тюлячинского — 100 [хозяйств], 11) Челнинского — 50 [хозяйств], 12) Чистопольского — 50 [хозяйств], 13) Нурлатского — 100 [хозяйств], 14) Сабинского — 100 [хозяйств].

В тех районах, где план переселения превышает 130 хозяйств, то планы этих районов разбиты по нескольким годам. Например: по Дрожжановскому району план переселения 700 хозяйств, из которых в 1937 г. завербуются 200 хозяйств, в 1938 году — 100 х[озяйст]в, в 1939 — 100 х[озяйст]в, в 1940 г. — 150 х[озяйст]в и в 1941 г. — 150 хозяйств.

Таким образом, в одних и тех же районах вербовка должна производиться в течение 5 лет несколько раз.
Причем ежегодное количество районов выхода переселенцев не превышает 15 административных районов, что дает большое облегчение в вербовке, а также в отправке эшелонов по местам назначения.

Настоящий план согласован с сводно-плановым сектором Госплана Татарской АССР.
Нач[альник] управления НКВД по ТР ст[арший] майор госбезопасности [В. Н.] Гарин.
Нач[альник] отделения переселения УНКВД по АТССР — нач[альник] ОМЗ Удовиченко.

Российский государственный архив экономики, ф. 5675, оп. 1, д. 176, л.17-23.

I Эти фонды должны были создаваться заново в колхозах в местах вселения.
II С 1957 г. — Яна-Юльский район ТАССР, в 1959 г. упразднен. Территория передана в состав Мензелинского и Сармановского районов.
III Тем более что закон от 26 июня 1940 г., направленный на укрепление промышленных кадров, вызвал «оседание» колхозников-отходников.
IV В том числе 13 461 человек неорганизованного отхода (см.: НА РТ, ф. Р-4580, оп. 1, д. 4697, л. 2).
V Дата установлена по содержанию текста документа (здесь и далее подстрочные примечания автора вступительной статьи).
VI Здесь и далее выделение чертой соответствует выделению в документе.


Публикацию подготовила
Ильнара Ханипова,
кандидат исторических наук