2009 1

Болгарские эмираты в X-XIII вв.

Читатель вправе задать вопрос, почему вместо привычного «булгары» мы употребляем слово «болгары»? В этом случае мы следуем традиции: так говорили и писали наши предки. С другой стороны, не возникнет ли при таком написании путаница с дунайскими болгарами? — Нет. Дунайские болгары с IХ в. — христиане, у них нет городов с названиями Болгар, Биляр, Сувар. Их имена и названия славяно-христианские, у камско-волжских болгар — тюркско-мусульманские.

Говоря о теме нашей публикации, коснемся в первую очередь результатов ее исследования.
Первым выводом стало то, что Камско-Волжский Болгарстан был федеративным государством. Это доказывается фактом существования отдельных друг от друга княжеств-эмиратов. Ибн Фадлан писал о четырех царях и о четырех племенах1. Арабские писатели-историки упоминают следующие болгарские племена: болгары, сувары, эсегель и берсула. Ибн Фадлан добавляет еще племя баранджа. («беренже» — печенеги, половцы, кыпчаки). Собственно болгары и беренже составляли население Великого города — Биляра и его округи. Иногда их называли билярами. Представителей болгар, пришедших в Венгрию, звали «билерс»2. Население волжского г. Болгара также состояло из болгар. Ибн Фадлан сообщает, что болгарский хан Алмуш сказал: «Воистину Аллах, могучий и великий, даровал мне ислам и верховную власть повелителя правоверных [...] и кто будет противиться мне, того я поражу мечом»3. Когда Алмуш-хан призвал сувар вместе перекочевать на новое место, они во главе со своим эмиром Вырыгом не подчинились Алмушу и не присоединились к нему. Алмуш, очевидно, не мог еще наказать за непослушание Вырыга. Тогда, в Х в., болгарские племена вели еще полукочевой образ жизни, и эмиры имели свои дружины из воинов.

Сувары имели свой город с соборной мечетью. Он был обнесен деревянной стеной, состоявшей из бревенчатых срубов, засыпанных землей и песком. В Суваре чеканились и свои деньги. Известны монеты суварских эмиров Насира бине Ахмета, Муэмина ибн Ахмета, Талиба бине Ахмета.
В историографии существует мнение, что ислам сувары приняли лишь в конце Х в. Однако мусульманские имена правителей опровергают это утверждение. Роды и племена должны были идти по следам своих вождей. Таким образом, Суварский эмират предстает вполне самостоятельным государственным объединением.

В то время между племенами шли раздоры и военные столкновения. Арабские авторы писали, что вокруг Болгара множество племен и «все они находятся в войне друг с другом. Когда появляется враг, они становятся друг другу друзьями»4. Ибн Русте же писал, что болгары производят набеги на бортасов, грабят их и уводят в плен.

Как известно, место обитания сувар установлено вблизи современного села Кузнечиха Спасского района Республики Татарстан.
Об эсегелях имеется двоякое суждение. Согласно одному мнению, столицей эсегелей был г. Жукотин (Жукетау), согласно другому — крепость Ошель5 (Ашлы, Аскел). Путем сравнительно-сопоставительного метода установим место обитания этого племени.

В г. Ашлы правил болгарский эмир со своей дружиной, но имя его не сохранилось. Местонахождение крепости Ашлы установлено на правом берегу Волги около современной деревни Богдашкино Тетюшского района Республики Татарстан. В русских летописях написано: «Острог утвержен около града крепок тын дубов, а затем два оплота, и межи ими вал осыпан, и по тому валу рышуще из затыниа бияхуся»6. В 1220 г. на этот болгарский город-крепость обрушились войска семи русских княжеств. Ашлы был уничтожен. «Князь же болгарьский, выбежа инеми вороты, и утече на конех в мале дружине»7.

Если Ашлы был болгарским форпостом на правом берегу Волги, то Казань была таким же форпостом на правом берегу Камы. Существование Казанского эмирата доказывается наличием найденного в Казани надмогильного камня 1280-1290 гг., на котором написано: «Эмир чтимый и помощник повелителей Хасан бек, сын Мир-Махмуда». Очевидно, что Хасан и его отец Мир-Махмуд были эмирами Казани. Население ее и округи было, по-видимому, болгарским.

О берсулах нужно сказать следующее. В первых веках нашей эры на Северном Кавказе существовало государство Берсилия. На территории современного Татарстана есть р. Берсут, правый приток Камы, деревня и санаторий «Берсут». Думается, что русские изменили одну только букву и Берсул стал Берсутом. Столицей эмирата был, скорее всего, г. Кашан на правом же берегу Камы.

Кроме названных, были еще эмираты с центрами в городах Алабуга и Тубылгытау. Алабуга известна своей болгарской башней и другими археологическими памятниками. Тубылгытау известен благодаря устному народному творчеству — уничтожающей силе времени и пространства противостояла память народа. Археологи отмечают наличие в Тубылгытау укрепленных сооружений.
Таким образом, существовало девять эмиратов — Биляр, Болгар, Сувар, Жукотин, Ашлы (Ошель), Казань, Кашан, Алабуга и Тубылгытау. Все они вместе составляли Болгарское федеративное государство.

Вторым результатом исследования было установление этническое происхождение государств. У болгар, а также у сувар и берсул, до прихода их в Среднее Поволжье были свои государства. Они возникли до образования классов на основе этнического, естественного исторического развития. Каждое крупное племя стремилось жить независимо и самостоятельно, создавая соответствующие условия. Думается, что не только азиатские, но и европейские государства возникали, укреплялись и развивались благодаря самосознанию на этническо-национальной основе.

Отрицание тезиса о существовании феодализма в Камско-Волжском Болгарстане является третьим важным выводом исследования. Выяснилось, что земельные владения болгарских аулов не сопоставимы с европейским феодомI. В Болгарстане же земли принадлежали аульным общинам по обычному праву. Ибн Фадлан писал, что болгарский царь не брал у подданных от урожая ничего для себя. Значит, болгары обходились без феодальной земельной ренты. Отсюда же следует, что в Болгарстане не было крепостных. Археологи А. П. Смирнов и Р. Г. Фахрутдинов утверждают, что у болгар существовало крепостничество и что оборонные укрепления вокруг городищ созданы крепостным крестьянством. Это очень спорное утверждение. Дунайские болгары сооружали укрепления вокруг своих аулов своими силами и покоренных славянских племен8. Так и здесь, сами болгары с помощью местного тюркского и финно-угорского населения создавали укрепления и так называемые «феодальные замки». Последние были не феодальными усадьбами, а родовыми гнездами болгар. Известно, что ислам запрещал делать одного мусульманина рабом другого мусульманина. Такой запрет существовал и в Золотой Орде, и в Казанском ханстве.

Таким образом, общественный строй Болгарстана представлял собой этнические отношения с общинной собственностью и многоукладным способом производства. Общинная собственность (государственно-общинная) отвергает феодальную частную собственность. Многоукладность — это разнообразная хозяйственная деятельность болгар: земледелие, домашнее скотоводство, различные ремесла, промыслы, торговля.
Государственный строй можно определить как монархию, ограниченную федерацией княжеств (эмиратов).

Письменные источники почти не говорят о родовых отношениях у болгар. Родовые гнезда отмечены археологами как отдельные населенные пункты — городища, они были также и внутри болгарских селений — аулов. Очевидно, родовые усадьбы сохранялись с древних времен.
Частью повседневной жизни населения и в условиях исламизированного государства были языческие обряды и поверья. Однако ислам укоренялся все глубже, с обрядами было покончено, пожалуй, раньше, чем с поверьями. Ибн Русте в начале Х в. писал, что в селениях болгар имеются мечети и начальные училища с муэдзинами и имамами9. Это была большая сила для объединения народа.

ПРИМЕЧАНИЯ:
1. Ковалевский А. П. Книга Ибн Фадлана о его путешествии на Волгу в 921-922 гг. – Харьков, 1956. – С. 139; Путешествие Ибн Фадлана на Волгу. – М., Л., 1939. – С. 67, 68.
2. Хвольсон Д. А. Известия о хазарах, буртасах, болгарах, мадьярах, славянах и руссах. – СПб., 1869. – С. 82.
3. Путешествие Ибн Фадлана... – С. 76.
4. Худуд ал алем. Рукопись Туманского с введением и указателями. В. В. Бартольда. – Л., 1930. – С. 32-33.
5. Полное собрание русских летописей (ПСРЛ). – М., 1962. – Т. I. Лаврентьевская летопись. – С. 389-390.
6. ПСРЛ. – М., 1965. – Т. IХ. Никоновская летопись. – С. 86, 93.
7. ПСРЛ. – М., 1962. – Т. I. Лаврентьевская летопись. – С. 389, 390; ПСРЛ. – Т. IХ. Никоновская летопись. – С. 86.
8. История крестьянства в Европе. – М., 1985. – Т. 1. – С. 363.
9. История Татарии в документах и материалах. – М., 1937. – С. 26.

I    Феод — земельное владение, данное сюзереном вассалу законным путем, с закреплением населения за этим владением и за владельцем земли.

Салям Алишев,
доктор исторических наук