2009 1

Церковный живописец Георгий Анисимович Гришин.

Елдашев А. М. Церковный живописец Георгий Анисимович Гришин. – Казань, 2008. – 96 с.

В конце 2008 г. казанский историк А. М. Елдашев издал работу, посвященную своему деду по материнской линии — церковному живописцу нашему земляку Георгию Анисимовичу Гришину (1873-1966) «Церковный живописец Георгий Анисимович Гришин».

Его изыскания — это часть большого исследования на основе как изданных, так и вновь выявленных архивных документов и источников по истории возникновения, развития, разрушения и возрождения православных обителей Казанского края, а также жизни именитых горожан, оставивших глубокий след в культуре края. За последнее время им опубликовано более пятидесяти научных работ, в том числе пять книг, исследующих духовную жизнь Казанского края XVI-XX вв.

Детство и юность автора прошли в среде, пронизанной художественным и эстетическим восприятием действительности, которую на протяжении более ста лет формировали иконописец Г. А. Гришин, монахиня Елабужского Казанско-Богородицкого женского монастыря Аглаида, девять профессиональных художников, в том числе трое иконописцев.

Его предкам довелось встречаться со многими известными людьми. Это — протоиерей Иоанн Кронштадтский, архимандрит русского Свято-Андреевского скита на Афоне Феодорий, монах православного монастыря на Святой горе Афон Амос, настоятель Троице-Сергиевой лавры архимандрит Леонид (Кавелин), смотритель лаврской живописной школы иеромонах Симеон, живописцы В. М. Васнецов, П. П. Беньков, Н. И. Фешин, К. Е. Максимов и др.

Ярким представителем рода является иконописец, выпускник живописной школы Троице-Сергиевой лавры Г. А. Гришин. Он расписывал храмы в Санкт-Петербурге, Москве, Казанской, Вятской, Самарской губерниях.
Иконопись XIX в., развивавшаяся свободно в соответствии с духовными и эстетическими запросами российского общества, была полистилистической. Исторически в ней сформировались четыре основных направления, каждое из которых имело свои корни и свою социальную среду.

Верхушка общества предпочитала иконы академического письма. В это же время расцвела иконопись традиционного типа, ориентирующаяся на «строгановские письма» конца XVI — первой трети XVII в. Параллельно с ними существовала и так называемая народная икона — упрощенная по форме и исполнению образа. К середине XIX столетия сложилось еще одно направление, известное под названием пешехоновские письма. В петербургской мастерской В. М. Пешехонова, в мастерской Троице-Сергиевой лавры, руководимой тогда И. М. Малышевым, и в ряде других мест культивировался стиль, в котором приемы академической живописи сочетались с некоторыми иконописными особенностями. Все эти направления существовали параллельно, и каждое из них имело своих приверженцев и ценителей.

Особое внимание обращают на себя помещенные в книге росписи Г. А. Гришина, выполненные в 1897-1899 гг. в академической манере письма. Им с замечательным совершенством воспроизведены сюжеты Нового Завета «Спас Нерукотворный», «Маловерие Петра», «Изнемогающий Иисус под тяжестью креста», «Воскресение». Его рисунки притягивают взор тщательностью прорисовки одежды, типов, обликов, настроения.
Современная иконопись, имея древние традиции, находится в стадии возрождения и формирования, постепенно освобождаясь от пелены и пут богоборческого времени.

Издание прекрасно иллюстрировано: в нем свыше ста репродукций, карандашных набросков, фотографий мастера.
Думается, работы, оставленные нам в наследство Г. А. Гришиным, будут интересны современным иконописцам и послужат хорошим примером для начинающих церковных живописцев.

Вызывает интерес и то, что Г. А. Гришин с 1891 г. сам занимался фотографированием, поэтому его внук поместил в книге уникальные дореволюционные и довоенные фотографии, иллюстрирующие быт, нравы, духовную жизнь сельской интеллигенции того периода, ибо художник большую часть своей жизни провел в селе Большое Афанасово (ныне Нижнекамский район Республики Татарстан).
На наш взгляд, книга не оставит равнодушными историков, культурологов, краеведов, церковных живописцев, одним словом всех, интересующихся историко-культурным наследием Казанского края.

Шамиль Шарафутдинов,
ведущий специалист НА РТ