2009 1

Мусульманская община г. Бугуруслана Самарской губернии во второй половине ХIХ – начале ХХ вв.

В предреформенный период мусульмане проживали в татарском квартале на северо-восточной окраине г. Бугуруслана, где до образования Бугурусланской слободы находилась татарская деревня, а некоторые названия улиц — Казанская, Уфимская — указывали на места выхода части поселенцев1. Согласно сведениям полиции за 1851 г., в Бугуруслане мусульманами числился 271 горожанин2.

За счет переселенцев и естественного прироста численность мусульман с 1862 по 1910 г. увеличилась в пять раз и достигла 1 494 человек3.
В этническом отношении умма г. Бугуруслана была представлена татарами (88 %), башкирами (6,8 %), тептярами (0,7 %) и чувашами (4,3 %)4, принявшими ислам.

Среди горожан-мусульман большинство составляли крестьяне — 61 % и мещане — 38 % жителей5. Потомственных дворян-мусульман вместе с членами их семей было 17 человек.
В 1871-1874 гг. уездным земским гласным от татар являлся мулла г. Бугуруслана Н. Камалетдинов6.

Основная часть татар занималась земледелием, мелочной торговлей хлебом, мелким скотом, предметами первой необходимости и ремеслом. Некоторые имели свои лавки. Так, по данным 1900 г., среди известных предпринимателей Бугуруслана числились торговец кожевенным товаром Г. Хамидуллин и владелец лавки по торговле фруктами Г. Шаметдинов. Лучшие магазины на центральных городских улицах принадлежали мусульманам7. Почти треть местных татар числилась среди прислуги и поденщиков.

В 1861 г. мусульмане Бугуруслана ходатайствовали перед Оренбургским магометанским духовным собранием о постройке в городе мечети. Одной из причин необходимости ее строительства они называли тот факт, что мечеть, к которой они были причислены, находилась в 15 верстах от поселения и сообщение с ней было затруднено во время весеннего разлива, а иногда и невозможно8.
Ходатайство не было удовлетворено. Однако губернское правление разрешило мулле Н. Камалетдинову, испытанному в знании основ ислама, совершать духовные «требы» мусульман, для чего он, по-видимому, использовал свой дом или другое общественное здание9. Это было равнозначно регистрации прихода.

Первая мечеть в Бугуруслане была построена в 1868 г., когда численность прихожан достигла 200 ревизских душ10. Деревянное культовое здание сгорело в пожаре 1877 г., и в 1878 г. прихожане ходатайствовали о строительстве новой мечети11, которая, в свою очередь, погибла в огне в 1881 г. По-видимому, после пожара 1881 г. в качестве мечети использовалось одно из помещений муллы Н. Камалетдинова или приобретенное прихожанами общественное здание. 16 марта 1888 г. постановлением губернского правления мещанину М. Фаткуллину, обладавшему необходимыми материальными средствами, была разрешена постройка соборной мечети на Мещанской улице12.

Важнейшими институтами мусульманской общины Бугуруслана были приходские мектебе и медресе. Из жалобы 300 прихожан г. Бугуруслана в 1896 г. в Оренбургское магометанское духовное собрание видно, что, несмотря на их неоднократные просьбы в течение четверти века, ахун Н. Камалетдинов отказывался открывать мусульманскую школу и заведовать ею. Когда же община решила открыть ее, ахун не поддержал инициативу прихожан13. В 1896 г. прихожане добились строительства мектебе рядом с мечетью на земле, выделенной Городской думой. Здание состояло из трех комнат, в двух из них проводились занятия, а в третьей жил преподаватель14.

Конфессиональные школы Бугуруслана содержались за счет прихожан. Нередко их выручала благотворительная помощь. В 1908 г. купец М. Хасанов, владевший капиталом в 100 тысяч рублей, завещал половину своего магазина городской мусульманской общине для финансирования учебной деятельности медресе. Однако после смерти купца его наследники переделили имущество, оставив медресе без содержания15.

Очень незначительная часть мусульман посещала русские учебные заведения. В самом начале XX в. лишь три мусульманина обучалось в Бугурусланском городском училище.
В начале XX в. в некоторых уездных городах Самарской губернии мусульманские общины создавали попечительские общества. В 1906 г. торговцы Бугуруслана обсуждали вопрос о необходимости создания попечительского общества, чтобы добиваться выделения денежных средств земством для улучшения материального положения медресе, сбора денег у попечителей и контроля за их расходованием, открытия читального зала для чтения татарской литературы, газет и журналов16. При помощи попечительского общества в этом же году ахун Бугуруслана М. Г. Хуснутдинов обратился к уездному исправнику с прошением о разрешении открыть читальню при местном медресе.

Читальня имела общеобразовательную цель и существовала за счет частных пожертвований мусульман города. Материалом для чтения служили периодические издания и книги, издаваемые в Российской империи на татарском и русском языках, дозволенные цензурой. Заведующими в читальне были назначены М. Хасанов и З. Мазитов, будучи «нравственных качеств хороших, в религиозном фанатизме не замеченные, к младотурецкой партии не принадлежащие»17.

В 1912 г. уже имамы и ахуны Бугурусланского уезда обсуждали вопрос о создании мусульманского попечительского общества, деятельность которого распространялась бы на Бугурусланский уезд. С его помощью планировалось добиваться от земства финансирования конфессиональных школ в уезде и обеспечения их единообразными учебниками18.
7 января 1914 г. в Бугуруслане силами самодеятельных актеров был поставлен спектакль по пьесе Г. Камала «Уйнаш». Зал местного театра «Гоголевская аудитория» был переполнен.

В том же году силами городской мусульманской общины для детей была открыта музыкальная школа. Она поначалу действовала в здании медресе, а затем была переведена в отдельную городскую квартиру. Здесь обучались игре на мандалине, скрипке, гитаре двадцать учеников, преподавал музыкальную грамоту М. Мустакимов19.

В 1914 г. в Бугуруслане мусульманская община торжественно отметила Маулид-байрам — праздник по случаю дня рождения пророка МухаммадаI. От имени местных торговцев З. Маджидова и Г. Еремеева шакирдам были розданы подарки. В честь праздника ученики школ были отправлены на 10-дневные каникулы20.

В 1915 г. духовные лица Бугурусланского уезда выступили с инициативой учреждения в г. Бугуруслане отдела «Временного мусульманского комитета по оказанию помощи воинам и их семьям» как координирующего центра для мусульманского населения близлежащей округи21.

ПРИМЕЧАНИЯ:
1. Малахов И. В. Бугуруслан. – Челябинск, 1976. – С. 4.
2. Государственный архив Самарской области (ГА СО), ф. 3, оп. 1, д. 324, л. 28.
3. Список населенных мест Самарской губернии, составлен в 1910 г. / Сост. Подковыров Н. Г. – Самара, 1910. – С. XIII.
4. Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г. / Под ред. Н. А. Тройницкого. – СПб., 1904. – Т. XXXVI. Самарская губерния. – С. 184-193.
5. Там же. – С. 182-183.
6. Центральный государственный исторический архив Республики Башкортостан (ЦГИА РБ), ф. И-295, оп. 3, д. 7765, л. 1-2.
7. Вакыт. – 1914. – 12 гыйнвар.
8. ЦГИА РБ, ф. И-295, оп. 3, д. 6910, л. 37.
9. Там же, л. 22, 34, 37.
10. ГА СО, ф. 1, оп. 12, д. 2518, л. 2.
11. ЦГИА РБ, ф. И-295, оп. 3, д. 9615, л. 3-7.
12. Там же, д. 11690, л. 2, 5, 5 об.
13. Там же, д. 14652, л. 1-2 об.
14. ГА СО, ф. 1, оп. 1, д. 4274, л. 6.
15. Вакыт. – 1908. – 13 ноябрь.
16. Вакыт. – 1906. – 22 август.
17. ГА СО, ф. 3, оп. 233, д. 1979, л. 2-11.
18. Вакыт. – 1912. – 30 сентябрь.
19. Вакыт. – 1914. – 12 гыйнвар.
20. Вакыт. – 1914. – 1 февраль.
21. ГА СО, ф. 3, оп. 130, д. 16, л. 1-2.

I Во время празднования устраиваются богослужения, произносятся проповеди в мечетях, проводятся торжественные процессии. Маулидом называются также праздники дней рождения или смерти святых, имамов, во время которых совершаются паломничества к местам их погребения (см.: Ислам на европейском Востоке: Энциклопедический словарь. – Казань, 2004. – С. 193).

Эльза Гибадуллина,
кандидат исторических наук